Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАЛЬДЕНСЫ
6, С. 541-543 опубликовано: 21 ноября 2009г.


ВАЛЬДЕНСЫ

Вальдéнсы [«лионские бедняки»; лат. valdenses, pauperes Lugdunenses; франц. vaudois], приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. (сторонники Арнольда Брешианского, гумилиаты, бегинки и проч.); наименование протестант. секты (с XVI в.). Для этих движений общими были идеалы, восходящие к жизни и деятельности апостолов, критика совр. им «испорченной» католич. Церкви, ее противопоставление древней Церкви (primitiva ecclesia), стремление к праведности без разрыва с мирскими занятиями и образом жизни. Основные сведения о В. сохранились в полемических сочинениях (напр., Бернарда из Фонкода и Алана Лилльского) и в трудах инквизиторов XIV в. (Бернарда Ги, Жака Фурнье и др.).

Название В. получили по имени Вальдеса, или Вальда (лат. Valdus, Valdesius, Valdo; франц. Valdès), богатого купца из Лиона. В 70-х гг. XII в. под влиянием евангельских проповедей и, возможно, под впечатлением внезапной смерти близкого друга он решил отказаться от всех мирских благ и искать путь к евангельскому совершенству путем строгой аскезы. Вальдес роздал свое имущество нищим и выступил с призывом к покаянию. Обращение к Свящ. Писанию (по распоряжению Вальдеса Евангелие было переведено на провансальский язык) дало ему возможность, приводя в пример жизнь и деятельность апостолов, заявлять, что только личные достоинства и праведная жизнь дают право проповедовать. В начале В. не порывали с католич. Церковью, на III Латеранском Соборе (1179) они обратились с просьбой о разрешении на проповедническую деятельность; тогда религ. практика «лионских бедняков» (не имевших соответствующего образования) была поставлена под контроль местных церковных властей. В 1182-1183 гг. архиепископ Лионский запретил В. проповедовать, это было подтверждено Веронским (1184) и IV Латеранским (1215) Соборами, осудившими и предавшими анафеме В. вместе с катарами и альбигойцами, но эти меры не могли остановить распространение движения.

Проповедь В. апостольских идеалов, их приверженность к бедности получили популярность далеко за пределами Лиона, откуда Вальдес и его последователи были изгнаны. С сер. XIII в. движение распространилось во Франции (Дофинэ, Прованс, Лангедок), в герм. землях (от Баварии и Австрии до Померании), в Италии (прежде всего в Пьемонте, в Ломбардии, в альпийских областях, чуть позже в Апулии), в Польше, Испании, но восстановить точную карту и хронологию возникновения местных групп не представляется возможным. Согласно Вальтеру Мапу, к-рый оставил свидетельства о «голых последователях голого Христа» (nudi nudum Christum sequentes // Map W. De Nugis Curialium. Cap. 31 / Ed. M. R. James. Oxf., 1914. P. 60-62), В. в своих проповедях использовали тексты Свящ. Писания и изречения отцов Церкви, переведенные с латыни на народный язык. Это стремление к непосредственному контакту с евангельскими текстами, с одной стороны, вызывало подозрения у духовенства, с другой, привлекало к Вальдесу таких же «малообразованных» (т. е. не знавших латыни) верующих из довольно широких социальных слоев общества. Отрицая необходимость духовенства, стремясь претворять монашеский идеал в миру, В. со временем стали оппозиционны и светской власти (в частности, они выступали против смертной казни). В. подверглись преследованиям со стороны светской и духовной властей, наиболее суровым в Испании (эдикты 1194 и 1197, предписывающие сожжение В.) и Германии (сожжение 80 В. в Страсбурге в 1211), более мягким - в Италии и Франции, где положение В., однако, ухудшилось в эпоху альбигойских войн.

В. представляли собой сообщество, братство (societas, secta) бездомных и нищих странников, члены к-рого обозначались в источниках терминами «В.», «pauper (spiritu)» (нищий (духом)), «frater» (брат), иногда «perfectus» (совершенный). «Верующие» (credentes), или «друзья», не входя в саму «секту», хотя позже и причисляемые к ней, не порывали с привычным образом жизни, находились «в совете вальденсов», т. е. руководствовались в своей жизни и верованиях указаниями «братьев», соблюдавших безбрачие и странствовавших как нищенствующие проповедники, за к-рыми признавались священнические обязанности. Призывая мирян к покаянию и наставляя их в христ. «апостольской» жизни, В. устанавливали между собой и своими «друзьями» все более тесную и постоянную связь, что делало трудной и нежелательной исповедь «друзей»-мирян у католич. священников. Позднее был сформулирован тезис о том, что развращенная богатством Римская Церковь потеряла святость и отправляемые ею таинства не имеют силы. Постепенно В. приходят к самовольному совершению таинства исповеди, а впосл. и др. таинств, в т. ч. и Евхаристии, что якобы оправдывалось их «апостольством»: право совершать таинства имеет не тот, кто получил священнический сан, а любой мирянин, к-рый, согласно заповедям Христа, ведет нищенский образ жизни, лишен постоянного пристанища. Резкость формулировки этого права, а также сам факт совершения Евхаристии зависели от степени оппозиционности каждой группы В. и ее «друзей», от временных и местных обстоятельств. Можно наметить 2 течения: одни (преимущественно в Италии) были склонны отрицать действенность Евхаристии, совершаемой «грешными» или «дурными» клириками, и проводили вальденскую мессу для «верующих». Др. (преимущественно во Франции) стремились сделать совершаемую католич. клириками Евхаристию приемлемой для «верующих В.» путем теоретического разъединения таинства и совершающего его. Изредка (раз в год) В. совершали Евхаристию для себя, воспроизводя Тайную вечерю и подчеркивая этим свое «апостольство».

В кон. XII - нач. XII в. наметился раскол внутри движения. Ок. 1205 г. обнаружились разногласия между франц. и ломбардскими В., избравшими себе особого предстоятеля Иоанна Ранко и не пожелавшими, как того требовал Вальдес, отказаться от руководства ремесленными организациями (congregaciones laborancium) своих «верующих». В 1208 г. часть франц. и ломбардских В. вернулись в лоно католич. Церкви (1208 и 1210), впосл. ставшие известными как «католические бедняки».

Ломбардские «братья» уже в нач. XIII в. разошлись с В. из Германии: первые проявили больший радикализм, не признавая таинства, совершаемые рим. духовенством. Начинается и расслоение внутри общин: если вначале и клирики, и миряне в одинаковой мере чувствовали себя «призванными», то уже в XIII в. совершенно разные роли принадлежат просто «верующим», или «друзьям», и «министрам», или «совершенным». Последние были ответственны за доктринальное единство движения, за соблюдение принципа бедности среди «друзей» и за проповедь, в т. ч. в школах нищенствующих орденов. Вокруг каждого «совершенного» складывалась община, жившая совместно. По крайней мере в Ломбардии и в Лангедоке каждый год собирался общий Собор В.

В XIV в. в дебатах внутри секты (прежде всего между итал. и нем. ее членами) окончательно оформились идеология еретического движения и своего рода богословие истории. Ок. 1370 г. основатель течения Вальдес был впервые упомянут под символическим именем Петр. Одновременно подчеркивалось, что он не создавал ничего нового, а лишь повел за собой тех немногих, кто остался верен Христу, подобно тому, как во времена имп. Константина I и папы Сильвестра I (314-335) были «бедняки Христовы» (pauperes Christi), не предавшие евангельские идеалы ради земного величия, развратившего, по мнению В., «Церковь Константина». В XVI в. получившая широкое распространение в среде В. легенда об их отделении от Римской Церкви еще в эпоху папы Сильвестра I была зафиксирована в соч. М. Флация Иллирикуса «Собрание истинных свидетельств» (Catalogue testium veritatis, 1556); в XVI-XVII вв. В. были сделаны попытки доказать непрерывное существование В. от апостольской эпохи.

В XV в. набор пунктов, по к-рым В. критиковали католич. Церковь, оставался прежним. Еретическое движение продолжало развиваться, сохраняя свой главный принцип - поиск морального совершенства и практика покаяния. Нек-рые очаги В. сместились: Юж. Италия оказалась более свободной от контроля Рима, деятельность В. была зафиксирована в альпийских регионах. В Германии и Чехии, периодически подвергаясь преследованиям, В. сохранились в большем числе. Новый импульс движению придали гуситы, с к-рыми В. поддерживали тесные связи. Нек-рые исследователи (в частности А. Мольнар - см. Molnár A. Dalle origini all'adesione alla Riforma // Storia dei valdesi. Torino, 19892. T. 1) считали возможным говорить о своего рода «вальдо-гуситском союзе». Существование связи между В. и гуситами подтверждалось биографиями участников движений (напр., Ф. Райзера) и полемическими сочинениями рубежа XV-XVI вв. (С. Кассини, К. де Сейссель), обращенными одновременно против обоих течений. В 1487 г. папа Иннокентий VIII объявил крестовый поход против В.

К 1530 г. относится письмо франц. В. Жоржа Мореля, в к-ром он под влиянием проповедей Г. Фареля обратился к страсбургским реформаторам М. Буцеру и И. Эколампадию с целью определить позицию В. по отношению к реформаторам более радикальным. Через 2 года на Синоде в Шанфоране В. признали себя протестант. церковью, полностью порвав с Римско-католической Церковью. «Совершенные» должны были отказаться от «апостольского» странничества, безбрачия и аскезы. В целом приняли Гельветическое исповедание.

Итал. В., на к-рых реформатская традиция оказала заметное влияние, сохранили свою религ. и политическую самостоятельность, оказав вооруженное сопротивление армии во главе с католич. герц. Савойским Эммануилом Филибертом (1553-1580). По условиям мирного договора, заключенного в Кавуре (июнь 1561), власти были вынуждены признать автономию ряда общин В.; из местечек, не перечисленных в договоре, В. изгонялись. В 1571 г. сохранившиеся общины объединились в союз (Union des Vallées) для защиты своих прав. В 1655 г. герц. Карл Эммануил II вновь начал борьбу с В., что вызвало осуждение со стороны протестантских церквей. В 1686 г. герц. Савойский Виктор Амедей II по соглашению с франц. кор. Людовиком XIV опять предпринял насильственное обращение В. в католичество. Восстание недовольных В. было подавлено, часть восставших были заключены в тюрьмы или сосланы на галеры, др. вынуждены были покинуть Пьемонт. В 1689 г. вальденский проповедник Анри Арно, поддерживаемый правителем Нидерландов и буд. англ. кор. Вильгельмом III Оранским, собрал ок. 800-900 вооруженных В. и франц. гугенотов; вторгшись в Пьемонт и начав там военные действия, добился у герцога признания В. и амнистии для наказанных. Однако в 1698-1699 гг. более 2 тыс. пьемонтских В. и примкнувших к ним франц. гугенотов были вынуждены переселиться в Германию (гл. обр. в Вюртемберг), где они образовали ряд колоний (в 1716 существовало 14 общин, насчитывавших 4 тыс. чел., из них 2500 в Вюртемберге). Позднее большинство этих общин перешло в лютеранство. Оставшиеся в Пьемонте подвергались гонениям; их права были признаны в 1848 г. К нач. XX в. вальденская церковь являлась национальной итал. протестант. церковью с независимой иерархией и центром во Флоренции, отличным от реформатского богослужебным обрядом и собственным теологическим факультетом, готовящим проповедников (с 1861 - во Флоренции, с 1920 - в Риме). В 1979 г. вальденская церковь объединилась с методистскими общинами Италии, получив офиц. название «Евангелическо-вальденская церковь: союз вальденских и методистских церквей» (Chiesa Evangelica Valdese: Unione delle Chiese Metodiste e Valdesi).

В кон. XIX - нач. XX в. общины В. вследствие эмиграции появились в Юж. Америке (Уругвае и Аргентине). В др. странах В. обычно примыкают к реформатским или пресвитерианским церквам. В наст. время в мире к В. причисляют себя ок. 45 тыс. чел. (в т. ч. в Италии, в основном в Пьемонте,- 20 тыс., в Германии - ок. 3 тыс., Уругвае - 12 тыс., Аргентине - 10 тыс.).

Ист.: Seyssel Cl., de. Adversus errores et sectam Valdensium. P., 1520; Bernard Gui. Practica inquisitionis heretice pravitatis. P., 1886; idem. Manuel de l'inquisiteur / Éd. et trad. G. Mollat. P., 1926-1927. 1964n. 2 vol.; Bernard de Fontcaude. Adversus Valdensium sectam / Ed. L. Verrees // Analecta Praemonstratensia. 1955. T. 31. P. 5-35; Enchiridion fontium Valdensium: Recueil critique des sources concernant les Vaudois au Moyen Âge: Du III Concile de Latran au Synode de Chanforan (1179-1532) / Aux soins de G. Gonnet. Torre Pellice, 1958. T. 1. (Collana della Facoltà valdese di teologia; 4); Il «Contra hereticos» di Alano da Lilla / Ed. C. Vasoli // Boll. dell'Istituto storico italiano per il Medio Evo. 1963. T. 75. P. 123-172; Duvernoy J. Le Registre de l'Inquisition de Jacques Fournier, évêque de Pamiers (1318-1325). Toulouse, 1965. 3 vol.; Le confessioni di fede valdesi prima della Riforma. Torino, 1967; Quellen zur Geschichte der Waldenser / Hrsg. v. A. Patschovsky u. K.-V. Selge. Gütersloh, 1973. (Texte z. Kirchen- und Theologiegeschichte; 18); La dichiarazione del Sinodo di Chanforan, 1532 // Boll. della Società di studi valdesi. 1973. T. 133. P. 37-42; Confessioni di fede dei valdesi riformati: Con documenti del dialogo fra la «prima» e «seconda Riforma» / A cura di V. Vinay. Torino, 1975; Il «Vergier de Consollacion» e altri scritti (manoscritto Ge 209) / A cura di A. D. Checchini. Torino, 1979; Fede ed etica valdese nel Quattrocento: Il «Libro espositivo» e il «Tesoro e Luce della fede» / A cura di R. Cegna. Torino, 1982; «Vertuz» e altri scritti (manoscritto Ge 206) / A cura di M. Del Corso, C. Borghi Cedrini. Torino, 1984; Bestiario Valdese / A cura di A. M. Rangel. Firenze, 1984.
Периодич. изд.: Boll. della Società di studi valdesi. Torre Pellice, 1884-.
Лит.: Карсавин Л. П. Вальденсы. Пг., 1914; То же // Христианство: ЭС. Т. 1. С. 323-327; Dondaine A. Aux origines du Valdéisme: Une profession de foi de Valdès // AFP. 1946. T. 16. P. 191-235; Armand-Hugon A., Gonnet G. Bibliografia valdese. Torre Pellice, 1953; Selge K.-V. Die ersten Waldenser. B., 1967. 2 Bde; Pacaut M. Pauvreté, vie évangélique et prédication chez les Vaudois // RH. 1969. T. 241. P. 57-68; Merlo G. Eretici e inquisitori nella società piemontese del Trecento. Torino, 1977; Schneider M. Europäisches Waldensertum im 13. und 14. Jh. B.; N. Y., 1982; Cameron E. The Reformation of the Heretics: The Waldenses of the Alps, 1480-1580. Oxf., 1984; Storia dei valdesi. Torino, 1989. 3 vol.; Audisio G. Les «Vaudois»: Naissance, vie et mort d'une dissidence (XII-XVI siècles). Torino, 1989; Gonnet G. «Il grano e le zizzanie»: Tra eresia e riforma (sec. XII-XVI). Soveria Mannelli, 1989. 3 vol.; Les Vaudois, des origines à leur fin (XII-XVI siècles): Colloque intern. / Dir. G. Audisio. Torino, 1990.
О. С. Воскобойников
Ключевые слова:
Еретические течения в христианстве Вальденсы, приверженцы еретического течения в католической Церкви, возникшего в Западной Европе в контексте идей и движений за религиозное обновление в XII-XIII вв.; наименование протестантской секты (с XVI в.) Секты протестантские
См.также:
АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов
АДВЕНТИСТЫ апокалиптическое сектантское движение протестантского толка
АЛЬБАНЫ в XII-XIII вв. одно из названий итал. ветви средневек. ереси катаров
АМАЛЬРИК БЕНСКИЙ († 1205 или 1207), франц. богослов
АНАБАПТИСТЫ радикальное религиозное движение XVI в.
АНТИМАРИАНЕ последователи ряда еретических учений, отрицавш. приснодевство Богоматери