Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БРАТОТВОРЕНИЕ
6, С. 190-194 опубликовано: 27 сентября 2009г.


БРАТОТВОРЕНИЕ

[греч. ᾿Αδελφοποιία, ᾿Αδελφοποίησις, лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem], средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у мн. народов, и христ. практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих - как самых близких родственников (Ин 3. 3-5; Мф 12. 48-49; Мк 3. 34; Лк 8. 21).

Евангельские основания

Св. бессребренники Косма и Дамиан. Икона. XV в. (ЦМиАР)
Св. бессребренники Косма и Дамиан. Икона. XV в. (ЦМиАР)

Св. бессребренники Косма и Дамиан. Икона. XV в. (ЦМиАР)
На первый взгляд, чин Б. кажется излишним: все христиане, безусловно, являются братьями друг другу как дети Отца Небесного (Мф 23. 8-9; 1 Петр 2. 17; Рим 8. 11-17, 19). Сам Христос, по словам ап. Павла, «первородный между многими братьями» (Рим 8. 29), не стыдится называть этим именем верующих в Него (Евр 2. 11-12; ср. Мф 12. 47-49; 23. 8; Ин 20. 17). Однако истинное согласие и дружба возможны лишь между людьми, «имеющими одинаковые добродетели и намерения» (Ioan. Cassian. Collat. 16. 28). Любовь (ἀγάπη) необходимо оказывать всем, даже врагам (Мф 5. 44), но сердечное расположение (διάθεσις) возможно лишь к немногим. Поэтому в правосл. аскетике братская любовь стала рассматриваться как ступень, необходимая для достижения совершенной любви. Б. имело и практическое значение, ведь «двоим лучше, нежели одному... если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл 4. 9). В разные эпохи христиане являли примеры истинного «нелицемерного братолюбия» (1 Петр 1. 22; Рим 12. 10; Евр 13. 1): прежде всего сами апостолы, к-рые были отправлены Христом на проповедь по двое (Мк 6. 7; Лк 10. 1), а затем прославляемые Церковью двоицы мучеников (Сергий и Вакх, Кир и Иоанн, Косма и Дамиан) (по мнению блж. Иеронима, потому что «любовь не пребывает с одним» (Hieron. In Mark. 2); подробнее см.: Флоренский).

Побратимство в традиционных обществах

Независимо от религ. верований у разных народов всегда имели большое значение и часто ставились выше кровнородственных связей особые формы ритуального родства: кумовство, «соотцовство», «названое братство» (напр., черногорские «задруги», куначество на Кавказе и т. п.), к-рые играли важную роль в сохранении рода и наследовании имущества (см. материалы международного симпозиума: Ritual Brotherhood in Ancient and Medieval Europe: A Symp. // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 261-381).

Церковное каноническое право, формировавшееся в эпоху господства рим. права, восприняло и его двойственное отношение к побратимству. С одной стороны, из-за широкого распространения этого обычая в вост. провинциях Римской империи наследование через побратимство признавалось у иностранцев (apud peregrinos), но для рим. граждан законным считалось лишь усыновление (в основном по муж. линии) (CJ. 6. 24. 7. (4 дек. 285)). Характерно, что в рим. литургических книгах молитвы на Б. не встречаются, хотя обычай побратимства был известен (Giraldi Cambrensis Opera / Ed. J. F. Dimock. L., 1867. Vol. 5. P. 167).

Негативное отношение к Б. перешло и в визант. законодательство: «Побратимство не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, «понеже иногда прилучается нам не имети чад», а для побратимства нет ни одного благословного предлога» (Matth. Blastar. Syntagma. Littera β. 8; ср. Basilic. 35. 13. 17). Тем не менее даже по рим. праву составитель завещания мог включить в него под именем брата любого человека, к к-рому питал «братскую любовь» (fraterna caritas) (Dig. 28. 5. 59 [58]. 1), что, видимо, практиковалось и в визант. эпоху, т. к. по церковным канонам духовное родство любого рода (крестный отец и крестник, духовник и его чада), подобно гражданскому приемному родству (adoptio, adrogatio) (Dig. 23. 2. 17), стало рассматриваться как препятствие для брака, а вступившие в духовный союз - как родственники 1-й степени (53-54 прав. VI Всел.; см. Macrides. Kinship by Arrangement. P. 110).

В послеиконоборческую эпоху гос. и церковное законодательства все более смешиваются. При имп. Льве VI (886-912) становится общеобязательным церковное благословение брака, как единственно легальный вводится церковный чин усыновления («детотворения») (Novell. Leo. 24, 89). По-видимому, воцерковление традиц. побратимства началось неск. раньше, потому что запрет на совершение чина Б. монахами как влекущего за собой серьезные правовые и экономические следствия, несовместимые с монашеским отречением от мира, встречается уже в сочинениях прп. Феодора Студита (Theod. Stud. Epist. 10 // PG. 99. Col. 941C; Testamentum // PG. 99. 1820B; ср. комментарий Константина Арменопула (1320-1380) на 7-е прав. VI Всел. (PG. 150. Col. 124)).

В странах Вост. Средиземноморья по крайней мере с эпохи эллинизма слово «брат» являлось также сакральным именем соправителя или приближенных монарха (Schelkle K. H. Bruder // RAC. T. 2. Col. 631-636). В Римской империи «братьями» именовались тетрархи (два Августа и два Цезаря), к-рые не были кровными родственниками (Euseb. Vita Const. 4. 11). В визант. эпоху к этим традиц. титулам стали прилагать определение «духовный» (πνευματικὸς, spiritualis), заимствованное из церковной практики (Const. Porphyr. De ceremoniis. II 48). В то же время источники сообщают о братских союзах, заключавшихся в церкви визант. императорами (Михаил III, Василий I и др.) (Leo Gramm. Chron. P. 234; Theoph. Contin. P. 228). Кроме того, с древности под видом побратимства заключались военно-политические или династические союзы (fraternitatis foedus) с соседними племенами и народами (Caes. De Bello Gallic. I 33. 2; Tac. Annal. XI 25), а равные по положению правители именовались «братьями» (т. н. братство князей (fraternitas regum) (Dölger. Col. 641). Этот обычай был известен и на Руси. В частности, митр. Иона в 1450 г. благословил братский союз польск. кор. Казимира IV c вел. кн. Василием Васильевичем (Никольский. С. 372-373).

История обряда

В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже ее испитием), обменом именами, оружием, одеждой (Herodot. Hist. IV 70; Lucian. Toxar. 37, 39-40; Vergil. Georg. 2. 510; ср. Herman.), что нашло отражение и в христ. обычае обмена нательными крестами.

В I-III вв., когда все христиане назывались братьями (Clem. Alex. Strom. 2. 9. 41. 2; Tertull. Adv. Marcion. 1. 1. 1), а Церковь - братством (Iren. Adv. haer. 2. 31. 2; Euseb. Hist. eccl. 5. 19. 2; Tertull. De pudic. 7. 22; De virg. veland. 14. 2), вступление в к-рое совершалось через Крещение (Iust. Martyr. I Apol. 1. 65; Tertull. De bapt. 20. 5), необходимости в особом чине Б. действительно еще не было. Христианизация империи привела к тому, что в литургическую жизнь Церкви стали включаться существовавшие социальные отношения. Лица, желавшие заключить братский союз, вместо языческих клятв стали прибегать к священническому благословению, к-рое подкреплялось совместным Причащением Св. Даров (Ioan. Chrysost. In Matth. 79(80). 1 // PG. 58. Col. 718C; In Hebr. 25. 3 // PG. 63. Col. 177A). Со временем для этих целей были составлены специальные молитвы и целые последования, включавшие ектении, чтения из Свящ. Писания, песнопения и сложный ритуал.

Молитвы

По рукописям греч. Евхология известен целый ряд молитв на Б.: 1) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πάντα πρὸς σωτηρίαν ἡμῶν χαρισάμενος» (Господи Боже наш, даровавший нам все ко спасению); 2) «Δέσποτα Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὸν χορὸν τῶν ἁγίων σου ἀποστόλων ἐκλεξάμενος εἰς μίαν ποίμνην» (Владыко, Господи Боже наш, лик святых Своих апостолов собравший в одно стадо); 3) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τῆς ἀγάπης φυτουργός» (Господи Боже наш, любви Насадитель); 4) «Κύριε ὁ Θεὸς ὁ παντοκράτωρ, ὁ ποιήσας τὸν ἄνθρωπον κατ᾿ εἰκόνα σὴν» (Господи Боже Вседержителю, сотворивший человека по образу Твоему); 5) «Δέσποτα Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὰ πάντα πρὸς τὸ συμφέρον» (Владыко, Господи Боже наш, Кто все на пользу); 6) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐνδοξαζόμενος ἐν βουλῇ ἁγίων» (Господи Боже наш, прославляемый в совете святых); 7) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ συναθροίσας τοὺς ἁγίους σου ἀποστόλους ἐν νεφέλαις» (Господи Боже наш, собравший святых Своих апостолов на облаках); 8) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν τῇ κατὰ σάρκα σου οἰκονομίᾳ ᾿Ιάκωβον καὶ ᾿Ιωάννην, τοὺς υἱοὺς Ζεβεδαίου, καταξιώσας ἀδελφοὺς γενέσθαι» (Господи Боже наш, Своим по плоти домостроительством удостоивший Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, быть братьями); 9) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν ὑψηλοῖς κατοικῶν» (Господи Боже наш, в вышних живущий); 10) «Κύριος ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ διὰ τῆς ἀφάτου σου οἰκονομίας καταξιώσας ἀδελφοὺς καλέσαι» (Господи Боже наш, называющий через Свое неведомое смотрение нареченными братьями); 11) «᾿Ανθηρὸν ἡμῖν καὶ πολυπόθητον» (Цветущее и многожеланное нам); 12) «Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ἡ ταχινὴ ἀκοή» (Господи Боже наш, скорое слышание).

Святые мученики Сергий и Вакх. VI в. (КМЗиВИ)
Святые мученики Сергий и Вакх. VI в. (КМЗиВИ)

Святые мученики Сергий и Вакх. VI в. (КМЗиВИ)

Древнейшими молитвами, видимо, являются 1-я и 4-я, т. к. чин Б. сводится только к одной из них в отражающих доиконоборческую практику рукописях Sinait. gr. 959, XI в. (1; то же - в Sinait. gr. 957, X в.) и Vat. Barb. gr. 336, VIII в. (4; то же - в Sinait. gr. 1036, X-XII вв.).

В Евхологиях Crypt. Γ. β. I, XI в., и Paris. Coislin. 213, 1027 г., отражающих к-польскую традицию XI в., основой чина Б. служит молитва 1, к к-рой прибавлены 2 и 3 (в Crypt. Γ. β. I молитва 3 входит в чин Б., в Coislin. 213 выписана отдельно).

В Евхологиях, отражающих периферийную (палестинскую и южноитал.) практику X-XII вв., основой последования, как правило, служит молитва 4; к ней могут прибавляться молитвы: 5 (РНБ. Греч. 226, X в.), 6 (Crypt. Γ. β. VII, X в. и Sinait. gr. 966, XIII в.).

В глаголическом Евхологии Sinait. slav. 37, X-XI вв., приведены, с одной стороны, молитвы к-польской традиции (1, 3), с др.- молитва 4; соединение молитв 1 и 4 наблюдается и в ряде греч. рукописей XV в. (напр., S. Sepulcri. gr. 8; Pantel. gr. 364), где к этим молитвам добавлены еще и 7 и 8 (однако в Евхологии Patm. gr. 104, XIII в., чин Б. содержит только молитвы 1 и 8).

Молитвы 9-12 встречаются в рукописях редко (напр., 9, 10 - в Sinait. gr. 966; 11 - в Crypt. Γ. β. VII; 12 - в Sinait. gr. 973, 1153 г.), как правило, в комбинации с характерными для периферийных Евхологиев молитвами 4 и 6 (тем не менее в Sinait. gr. 973 в чин Б. входят только 5, 12).

В слав. Требниках встречается набор молитв, характерный для чистой к-польской традиции (молитвы 1, 2 - ГИМ. Син. 675, кон. XIV-XV вв.), и смешанный тип (1, 3, 4 - РГБ. Ф. 87 (Григор.). 34/М. 1715, XIV-XV вв.; 1, 2, 4 - ГИМ. Син. 310, нач. XVI в.). В рус. печатных дореформенных Потребниках московских изданий 1625, 1633, 1636, 1639, 1651 гг. чин Б. содержит молитвы 1, 2, 4 (в изд. 1639 г. присутствует также 3-я).

Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (ἀγάπη). Напр., в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», к-рые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». В 4-й вспоминаются св. апостолы Петр и Павел, Филипп и Варфоломей, мученики Сергий и Вакх, ставшие братьями не по крови, но по вере и любви. В др. молитвах содержатся прошения о даровании любви и единомыслия вступающим в братский союз. Большое разнообразие молитв на Б. может свидетельствовать как о нестабильности чина, так и о его широком распространении.

Чинопоследование

Древнейшие Евхологии не описывают подробно порядок Б. и содержат лишь заглавие чина и, возможно, указание на главопреклонение перед одной из молитв. В Sinait. slav. 37 уже приведено целое последование, названное «молитвой на братосотворение». Сначала священник произносит ектению, в к-рой присутствуют прошения «даровати им целомудрие и любовь нелицемерну», «О даре преждесвященнем честнаго Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа». После 1-й молитвы читается Евангелие, затем произносится ектения и следует др. молитва, далее - лобзание мира и литургия Преждеосвященных Даров. Окончание, видимо, отражает нек-рые национальные особенности: после Причащения священник берет «старейшего» из побратимов за руку, а тот - своего нового брата, и они, держась за руки, с пением стиха Пс 79. 15 идут «на обед» (ср. в рус. былинах: один из побратимов всегда считается старшим, хотя оба принимают обет взаимного послушания (напр., «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»), а в летописях упоминаются братские пиры - братчины (ПСРЛ. Т. 2. Л. 83); подробнее см.: Громыко. С. 116-125).

В греч. Евхологиях c XIII в. (напр., Sinait. gr. 966, Sinait. gr. 982) отмечается усложнение ритуала: один из участников кладет руку на Евангелие, второй - свою руку поверх его, иерей знаменует их крестом, а после отпуста братья целуют Евангелие и друг друга. В ркп. Sinait. gr. 973, 1153 г., побратимы держат друг друга за руки, а иерей с крестом в руках трижды читает Пс 132. С XIII в. в Евхологиях помещаются уже полноценные последования, к-рые обычно начинаются с возгласа «Благословенно Царство» или «Благословен Бог» и включают в свой состав ектению и 3 молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 179-180, 215).

В поздних рукописях чин открывается началом обычным, далее следуют тропарь или кондак дня, молитва, чтения из Апостола и Евангелия, др. молитва, ектения (содержащая прошения о совершенной любви, «неразлучном житии», целомудрии, соединении в духовное братство, познании апостольского единства, о том, чтобы побратимы сподобились «славы честным Крестом»), главопреклонная молитва и в конце - «Помилуй нас, Боже», «Еще молимся», «Господи, помилуй» (12), «Честнейшую Херувим» и отпуст (Там же. С. 466-467, 569).

В S. Sepulcri. Gr. 615 [757], 1522 г., приводится чин Б. для 3 человек. В этом случае 1-й из побратимов кладет руку на Евангелие, 2-й свою сверху, потом 3-й, иерей же опоясывает их, а в ходе службы они держат зажженные свечи (Там же. С. 743-744). После тропаря святого и дня дважды поется тропарь 5-го гласа «Τῷ συνδέσμῳ τῆς ἀγάπης» (см. ирмос 5-й песни канона Великого четверга «  »; то же и в ркп. Sinait. gr. 989, XVI в.: Там же. С. 897). Из заключительных слов cледует, что этот чин совершается отдельно от литургии. В том случае когда братский союз заключается на литургии, в ектению после чтения Евангелия и при отпусте делаются соответствующие вставки (Там же. С. 744).

В ряде рукописей (Sinait. slav. 37, ГИМ. Син. 310, также РНБ. Соф. 836, XVI в.) указано Причащение побратимов Преждеосвященными Дарами. Согласно рубрике в Мирском Потребнике Патриарха Иоасафа 1639 г., Причащение совершается по усмотрению священника, если он сочтет побратимов готовыми (Никольский. С. 375, 385-386).

По рус. Требнику (ГИМ. Син. 310), вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после Причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс 79. 15; 111. 1; 132. 3), то же встречается иногда и в греч. Евхологиях.

В Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1-й стих Пс 132 поется в качестве прокимна (на 4-й глас) перед чтением Апостола, а также вместе с Пс 79. 2 - при целовании Евангелия (Никольский. С. 387-388).

Библейские чтения

В Евхологии Sinait. slav. 37 в чин Б. входит вся 17-я гл. Евангелия от Иоанна, содержащая молитву Господа об учениках («да будут вси едино»). Согласно Sinait. gr. 973, чтениями являются 1 Кор 13. 4-10 и Ин 15. 17-16. 2, согласно ГИМ. Син. 310 - 1 Кор 12. 27-13. 8 и Ин 17. 18-26, согласно московскому Потребнику 1639 г.- Рим 8. 28-39 и Ин 17. 1-13. В этих чтениях говорится о жертвенной любви, к-рая превосходит все духовные дары и подвиги, о Христе как «первородном между многими братиями» и о единстве Церкви («вы - тело Христово, а порознь - члены»).

Запрет чина Б.

В совр. литургических книгах правосл. Церкви чин Б. не печатается. Уже в печатных венецианских греч. Евхологиях XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах» (ср.: Goar. Euchologion. P. 706, 709). О недолжном использовании обряда свидетельствуют 2 неопубликованных постановления (Διδασκαλίαι) К-польского Патриарха Афанасия I († ок. 1315), в к-рых Б. характеризуется как источник безнравственности (RegPatr. Vol. 1. Pt. 4. N 1762. P. 541; N 1777. P. 554). Известны также 2 слав. рукописных сборника канонов XVI-XVII вв. (Vindob. 104 и 113), из к-рых становится ясно, что одной из причин запрета было проникновение в христ. обряд языческих обычаев (за «побратимство с турчанином или с христианином», при к-ром совершается испитие крови друг друга, положено лишать Причащения на 5 лет - Hološnjaj. S. 64).

В Требнике митр. Петра (Могилы) самого текста чина Б. уже нет. То же и в принятом ныне в Русской Церкви Большом Требнике, где 101-я гл., озаглавленная «Последование к братотворению духовному», содержит следующие слова: «                    ». В 165-м прав. Номоканона говорится: «           ». Согласно 50-й гл. Кормчей книги, священник, совершающий чин Б., на время запрещается в служении (Никольский. С. 378). В XIX в. в Элладской Церкви были изданы специальные окружные послания (11. 6. 1859; 26. 9. 1862; 11. 1. 1863), также запрещавшие чин Б. (см. Εὐ. Μαντζουνέα).

Однако, несмотря на все канонические запреты, случаи совершения Б. иногда встречаются, особенно в Балканских странах, где обычай побратимства приобрел национальную окраску и был связан с противостоянием османскому владычеству. Более того, в слав. рукописях из Загребской б-ки (№ 405, XVIII в.) встречается его апология - «Слово како сътвори Господь побратимство» (Hološnjaj. S. 65). В совр. рус. практике чин Б. неизвестен.

В сер. 90-х гг. XX в. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги амер. медиевиста-католика Дж. Босуэлла (умер в 1994 от СПИДа) (Boswell J. Christianity, Social Tolerance and Homosexuality. Chicago, 1980; idem. Same-Sex Unions in Pre-Modern Europe. N. Y., 1994), к-рый пытался доказать, что в ср. века Б. служило легальным прикрытием мужеложства. На основании этого тезиса представители сексуальных меньшинств стали использовать чин Б. при заключении однополых браков, что является кощунством и вызывает протесты верующих. Несмотря на внешнее сходство с чином венчания (побратимы держатся за руки, священник обводит их вокруг аналоя, поется тот же тропарь, что и на венчание, в конце бывает Причащение Св. Таин), такое понимание Б. не соответствует его действительному содержанию и входит в противоречие не только с библейскими заповедями, но и со всеми церковными и гражданскими постановлениями визант. эпохи в отношении мужеложства (смертная казнь по светским законам (Novell. Just. 77, 144), длительные сроки покаяния по церковным (18 лет по 4-му прав. свт. Григория Нисского, 15 лет по 7-му и 62-му правилам свт. Василия Великого)). В связи с изменением культурной ситуации чин Б. в наст. время скорее всего будет неадекватно воспринят обществом, поэтому возврат к его духовному пониманию и введение его в литургическую практику вряд ли возможны.

Лит.: Никольский К., прот. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 371-388; Срећковић П. Чин братотворению // Гласник Срспког Ученог Друштва. Београд, 1885. Т. 63. С. 274-287; Веселовский А. Н. Гетеризм, побратимство и кумовство в купальной обрядности // ЖМНП. 1894. Т. 291. С. 287-318; Марков Н. Ф. Братотворение // ПБЭ. T. 2. C. 1078-1079; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 456-463. Примеч. 808-811; Dölger F. Brüderlichkeit der Fürsten // RAC. T. 2. Col. 641; Пандурски Ив. В. Изчезналият «Чин на побратимяване» (Из историята на частно богослужение) // ГДА. 1950/1951. Т. 1 (27). С. 3-44; Patlagean E. Christianisation et parentes rituelles: Le domaine de Byzance // Annales. 1978. Vol. 33. P. 625-636; Μαντζουνα Εὐ. ῾Η ᾿Αδελφοποίησις ἐκ Κανωνικῆς ᾿Απόψεως. ᾿Αθῆναι, 1982; Громыко М. М. Обычай побратимства в былинах // Фольклор и этнография: у этногр. истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 116-125; Herman G. Ritualized Friendship and the Greek City. Camb., 1987; Macrides R. J. Kinship by Arrangement: The Case of Adoption // DOP. 1990. Vol. 44. P. 109-118; Hološnjaj B. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Diss. R., 1995.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Богословие аскетическое (Аскетика) Братотворение, средневековый обряд церковного благословения 2 христиан, стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Церковное и каноническое право. Основные понятия Обряды христианские древние
См.также:
АРХИМАНДРИТ высший церковный сан для монашествующих пресвитеров
ВОСПРИЕМНИКИ (крестные отец и мать)
АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф. Церкви - самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской
АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ Поместная Церковь, обладающая весьма широкой, но не полной самостоятельностью
АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический