Богоотцы Иоаким и Анна с младенцем Марией. Роспись зап. портала собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий
Богоотцы Иоаким и Анна с младенцем Марией. Роспись зап. портала собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий [греч. θεοπάτορες], наименование, усвояемое святоотеческим и литургическим преданием нек-рым библейским праведникам, родственникам Христа по плоти. В единственном числе оно встречается в «Слове о святом Иоанне Богослове», приписываемом свт.
Иоанну Златоусту, и относится к ветхозаветному прор.
Давиду (ὁ θεοπάτωρ Δαυῒδ - In Ioannem Theologum. 1). «Богоотцом» прор. Давида называют также автор
«Ареопагитик» (Ep. 8:1), прп.
Феодор Студит (
Theod.
Stud. Or. 5. 1), прп.
Иоанн Дамаскин (
Ioan.
Damasc. De fide orth. IV 11). В пасхальном каноне прп. Иоанна Дамаскина радость «богоотца» Давида, к-рый «
» (тропарь 4-й песни), сравнивается с Божественным весельем христиан, вызванным
Воскресением Христовым.
Стефан Диакон относит наименование «Б.» к св. прав.
Иосифу, Обручнику Девы Марии (Vita S. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 108 8A). Во мн. ч. это наименование постоянно употребляется в формуле
отпуста после главных церковных служб и относится к праведным
Иоакиму и Анне, родителям Девы Марии. Согласно
Типикону Великой церкви Св. Софии в Константинополе (IX в.) (см.:
Скабалланович М. Рождество Христово. Серг. П., 1995. С. 187), к 1-му воскресенью после праздника
Рождества Христова приурочена память Давида прор., Иосифа Обручника и св. ап.
Иакова Праведного, брата Господня, также наименованных Б.; воскресенье получило название «неделя богоотцов» (слав. «
»).
Смысл слова «Б.» выводится из христологии правосл. Церкви. Поскольку перечисленные праведники тем или иным образом входят в родословную Иисуса Христа, они причастны к Его рождению от Девы Марии, именуемой Богородицей или Богоматерью. Наименования «Богоматерь» (т. е. Мать Бога) и «Б.» (т. е. отцы Бога) употребляются не в буквальном смысле слова. Они находят свое объяснение в правосл. учении об «общении свойств», согласно к-рому Превечный Бог во Христе усваивает Себе рождение как одно из свойств природы человека. Соответственно признаются Им Матерью родившая Его Дева Мария и отцом (Лк 2. 48) - прав. Иосиф, хотя Христос был зачат наитием Св. Духа. Причем отцовство признается в расширительном смысле - не только за Иосифом, но и за ближайшими родственниками Христа по человеческой природе и даже за прор. Давидом, с одной стороны, и Богом Словом - с другой.
М. С. Иванов