[Аспида; греч. ἄσπις, ἀοπίδα], ядовитая змея, упоминаемая в Свящ. Писании (Быт 49. 17; Втор. 32. 33; Иов 20. 14; Пс 57. 5-6, 90. 13, 139. 4; Ис 11.8, 14.29, 30.6; Притч 23. 32; Рим. 3. 13). Развитию образа А. в христ. книжности послужил фрагмент из 57-го псалма: « » (5-6). «Физиолог» визант. редакции описывает А. как существо, «имающи лепоту дивну», но наделенное кровожадным нравом: самка во время совокупления убивает самца, а рождающиеся дети прогрызают чрево матери; в нек-рых списках упоминаются также смертоносный взгляд А. (ср.: василиск, Горгона) и его дыхание, сжигающее все вокруг. Чтобы поймать А., охотники используют ветки омелы и одежду из пропитанной уксусом травы, бросают перед ним воловий навоз (испытывая к нему пристрастие, А. открывает уши и становится уязвим), произносят заклинания. В древнерус. азбуковниках А.- мифическая крылатая змея, с птичьим носом и раздвоенным хвостом, не переносящая звука трубы. Ловцы изматывают А. беспрестанной игрой на трубах, а потом хватают его раскаленными железными клещами. В «Собрании о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (рус. списки известны с XVII в.) об А. говорится, что это двуногий ядовитый змей, он не любит звука муз. инструментов и охотники ловят его при помощи органов.
В более поздних памятниках (напр., «Книге естествословной», приписываемой Николаю Спафарию, кон. XVII - нач. XVIII в.) появляются нек-рые подробности описания А.: «звериные» уши, крылья, подобные крыльям летучей мыши, тело и хвост покрыты твердой и красивой чешуей, яд содержится не только «в устех», но и в хвосте; «летает прытко» и «велегласно свищет», убивая людей и животных ядовитым дыханием (РНБ. Q.V. 3. Л. 64-64 об., XVIII в.). В сборниках смешанного содержания кон. XVII - нач. XVIII в. А. представлен как мифическое существо, совмещающее в себе черты змеи, человека, василиска и птицы (РГБ. Унд. 628. Л. 416об.; РГБ. Рум. 364. Л. 387об.), как летающий змей (БАН. 33.9.1. Л. 80об.), как водное животное (РГБ. Поп. 74. Л. 33об.).
Средневек. книжность развивает метафорический образ А., заложенный в стихах 57-го псалма: А. прообразует иудеев, не принявших спасительного Божественного слова («Физиолог» визант. редакции, Толковая Палея (списки с XVII в.), азбуковники), или диавола, сокрушенного силой Иисуса Христа («Физиолог» Псевдо-Василиевой редакции). В лат. бестиариях А. уподобляется человек, прислушивающийся одним ухом к зову мирских утех, а др. ухо закрывающий, чтобы не слышать осуждающего «гласа Господня».
Живописные изображения А. находятся в нек-рых списках XVIII в. «Собрания» Дамаскина Студита (ГИМ. Увар. 577. Л. 70; РГБ. Унд. 688. Л. 69об.), где он представлен как дракон с перепончатыми крыльями, витым хвостом и языком в виде стрелы. В сборнике 1-й четв. XVII в. (БАН. 24.5.32, Л. 66об.) у А. змеевидное тело, раздвоенный хвост, крылья, когтистые лапы, птичья голова с загнутым клювом и ушами, как у кошки.