старший и важнейший мон-рь в нек-рых экономически и политически развитых древнерус. городах (епархиях) XII-XIV вв., настоятель к-рого носил титул архимандрита, возглавлял монашество этого города и имел определенные права вне своего мон-ря, обладая авторитетом в глазах князя, городских властей и епископии. Наибольшее развитие институт А. получил в Новгороде, где глава Юрьева мон-ря не позднее 1194 (если здесь не позднейшая правка редактора Комиссионного списка НПЛ; в более раннем Синодальном списке упоминания титула «архимандрит» нет) или 1226 г. получил титул «архимандрит новгородский» и выбирался на вече. Возглавить А., т. е. стать игуменами Юрьева мон-ря, могли при этом игумены др. новгородских мон-рей, сохраняя настоятельство в своих мон-рях. Должность новгородского архимандрита не была пожизненной, и через нек-рое время (часто очень короткое) он переизбирался.
Менее отчетливо А. прослеживается в Киево-Печерском мон-ре (с 1171; по данным XVI-XVII вв., архимандрит Киево-Печерского мон-ря избирался братией при участии «панов и земян» Киевской земли) и в Даниловом (основан до 1303), а затем в Спасском на Бору мон-рях (с 1330) в Москве. Применительно к указанным московским мон-рям в летописях употребляется и сам термин А.: князь Иоанн Данилович Калита «приведе отътуду (из Данилова мон-ря в Спасский.- Я. Щ.) архимандритию ту и близь себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). Хотя титул архимандрита носили также настоятели старших мон-рей др. городов (владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы, Авраамиева ростовского в честь Богоявления, ярославского в честь Преображения Господня), нет сведений о к.-л. адм. функциях этих мон-рей, лишь известно, что из числа монахов Рождественского мон-ря ставились игумены др. владимирских мон-рей.