[адамиане; греч. ἀδαμῖται (Theod.), ἀδαμιανοί (Epiph., Io. Dam.), лат. adamiani (August.)], секта, возникшая, вероятно, в кон. II в. по Р. Х. в Сев. Африке. Основу вероучения А. составляло убеждение в необходимости восстановления догреховной невинности Адама во всех аспектах, включая наготу и отсутствие связанного с ней стыда. Св. Епифаний (Haer. 52), блж. Августин (Haer. 31), Иоанн Дамаскин (De haer. 52) упоминают секту А. и описывают их обычаи. А. именовали свою церковь раем, отрицали брак как чуждый райской жизни и обнажались во время богослужения, что, по-видимому, составляло основную часть их культа. Секта была немногочисленна. Существуют различные объяснения происхождения А. Предполагается, что А. явились ответвлением гностической секты Карпократа, исповедовавшей чувственный мистицизм и полную свободу от нравственных законов. Такого взгляда придерживался блж. Феодорит (Haer. Fab. I 6). Он отождествлял А. с безнравственными сектами, чьи обычаи были описаны Климентом Александрийским (Strom. III 2). Другие, напротив, рассматривали А. как заблуждавшихся аскетов, стремившихся искоренить плотские похоти посредством возвращения к простым нравам и воздержания от брака.
Сходные с описанными секты неоднократно появлялись в Европе и в более поздние времена. В XIII в. в Нидерландах возникла секта «братьев и сестер Свободного Духа», придерживавшаяся адамитских воззрений. Адамитство было вновь возрождено в XIV в. бегардами (см. Бегинки) в Германии. На непродолжительное время эта секта возродилась в Богемии после 1781 г.