Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АББАТ
1, С. 33-34 опубликовано: 22 октября 2007г.


АББАТ

[лат. abba, abbas], в католич. Церкви титул настоятеля пользующихся автономией мон-рей ордена бенедиктинцев или его ответвлений, а также общин регулярных каноников. Восходит к арам.   (abba - отец) (см. Авва); уже в среде первых монахов-пустынников это слово употреблялось для обозначения лица, пользующегося в монашеской общине высшим духовным авторитетом, побуждающим вновь подвизавшихся к добровольному подчинению его наставлениям. С развитием в IV в. киновии добровольное подчинение авторитету сменяется юридически предписанным в уставе послушанием старшим, что выражают слова «игумен», «архимандрит». На лат. Западе слово «А.» в значении «настоятель монастырской общины» встречается с кон. IV в. (блж. Иероним, Иоанн Кассиан, Сульпиций Север), хотя оно не является единственным и относится не только к монашеству. Блаженный Августин, напр., употребляет слово praepositus (настоятель, старший). Вплоть до Ахенского Собора 816 г., четко разделившего монашество и общежитийные формы организации клира (см. Каноники регулярные), именование «А.» нередко применялось в отношении священников-настоятелей крупных храмов и кладбищенских базилик, при к-рых существовали общины клириков. После 816 г. им было предложено принять титул архипресвитеров или препозитов (пропстов).

Классическое оформление идеология сана А. получила в 1-й пол. VI в. в Уставе Учителя (Regula Magistri. Сap. 2, 92-94) и в восходящем к нему Уставе Венедикта (Regula Benedicti. Cap. 2; 3, 63, 64; далее - RB) (см. Венедикт Нурсийский). В них соединились традиция представлений об А. как духовном отце-наставнике своих чад (pater spiritualis) и одновременно новые, коренящиеся в киновийной дисциплине воззрения на А. как старшего (maior, prior), что выразилось в предписанном св. Венедиктом двойном обращении к А.: «Господин и отец» (Dominus et Abbas). Власть А. при этом не имеет ничего общего с абсолютной властью «отца семейства» (pater familiae) в рим. праве: во власти А. находится все, что принадлежит дому Божию, но он должен «скорее служить, чем руководить», принимать решения, хотя и единолично, но выслушав при этом совет братии, не пренебрегая мнением даже самого младшего из монахов, в предписаниях же и наказаниях руководствоваться «матерью всех добродетелей» - discretio (умеренность, благоразумие), наконец, во всем поступать со страхом Божиим и в соответствии с уставом, всегда помня об ответственности перед Богом за любую потерю во вверенном ему стаде. В то же время устав оставлял за А. существенное пространство для собственных регламентаций, так что А. иногда называют «живым правилом» (regula viva). Полнота и своеобразие власти А. раскрывается через именование его «викарием Христа» или уподобление Христу (RB. Cap. 2, 2-3; 5, 6, 15; 63, 13). А. есть отец, наставник, врач и пастырь, а потому он должен быть достоин высокого сана не по к.-л. формальным критериям, но в силу «достоинств жизни и мудрости в познаниях, пусть даже по рангу он будет последним в конгрегации» (RB. Cap. 64, 2). Ни св. Венедикт, ни более ранние уставы не требовали наличия у кандидата священнического сана, к-рый впосл. стал рассматриваться как условие избрания сначала на Поместных Соборах (Римском 826 и Пуатьезском 1078), а затем на Вьеннском Соборе 1311-1312 гг. (см. также: CIC сan. 274 § 1).

А. избирает вся община или же «часть конгрегации, хотя бы и малая, по более здравому размышлению» (RB. Cap. 64,1: pars quamvis parva congregationis saniore consilio). Согласно Уставу Венедикта, епископ, а также А. соседних мон-рей и миряне могут аннулировать результаты выборов и назначить др. лицо лишь в том случае, если А. стал человеком порочным. Уже в XI-XIII вв. избрание А. требовало папского утверждения, к-рое ныне делегировано генеральным А. и обязательно лишь в отношении лица, одновременно являющегося предстоятелем конгрегации мон-рей. Устав Венедикта не упоминает о посвящении в сан А. епископом, к-рое постепенно распространяется с эпохи Каролингов в подражание обряду посвящения во епископа, но не приобретает характера конститутивного акта. В классическое средневековье посвящение сопровождалось передачей понтификалий (кольца и митры), ныне факультативной (Caeremoniale Episc. 1984, nn. 667-693; Pontificale Romanum. Ordo benedictionis abbatis 1970, nn. 24-27); чаще А. вручаются устав и посох. Посвящение А. проводит епископ через 3 месяца после выборов (СIC can. 160-182). А. как настоятель обители, обладающей автономным статусом, избирается на неопределенный срок (СIC can. 624 § 1), хотя обычно устанавливаются возрастные границы; в случае неспособности выполнять обязанности А. может сложить с себя сан добровольно или по требованию Римского престола.

Декларированные в Уставе Венедикта свобода выборов А. и его полновластие в мон-ре шли вразрез с канонами Халкид. Собора, Галльских Соборов VI в., а потому нуждались в особой санкции посредством привилегий, выдававшихся Соборами, папами и отдельными епископами. С VII в. существенно ограничивало автономию общины и полномочия А. право частной Церкви (по к-рому А., как правило, назначал мирянин-основатель мон-ря или его преемники), а также интеграция монашества в VIII-IX вв. в систему имперской Церкви. В ее рамках А. становится важным сановником, выполнявшим нередко чисто светские обязанности, что приводило к отчуждению между общиной и А., к-рый часто (во Франкском королевстве уже со времен Карла Мартелла (ок. 720-741)) являлся вообще мирянином (abbas laicus), получившим аббатство во владение в качестве поощрения за службу (коммендация). Монастырские реформы X-XI вв. были среди прочего нацелены на восстановление бенедиктинского идеала А. Папство, к-рое в эпоху григорианской реформы активно поддерживало требование освобождения мон-рей из-под власти епископата и мирян, в XIV в. путем резерваций и коммендаций нанесло мон-рям немалый ущерб. Передача мон-рей мирянам и использование доходов мон-рей в качестве кормлений духовных лиц были окончательно запрещены Тридентским Собором 1545-1563 гг. В появившихся в XII в. монашеских орденах полномочия А. отдельных мон-рей были существенно ограничены властью А. материнских обителей и ежегодного капитула ордена. Тем не менее именно властные прерогативы А., определенные Уставом Венедикта, препятствовали объединению древних бенедиктинских аббатств в орден, так и не сложившийся в ср. века, но и ныне отличающийся относительно слабой централизацией.

В каноническом праве различают следующие категории А.: Abbas regularis de regimine - настоятель общины, обладающий всеми положенными по уставу и орденскому законодательству правами в отношении имущества и людей, находящихся в юрисдикции аббатства; Abbas nullius - настоятель общины, к-рый обладает на подчиненной аббатству территории епископской властью над клиром и народом; Archiabbas, аbbas praeses, аbbas generalis - в бенедиктинском и цистерцианском (см. Цистерцианцы) орденах предстоятель конгрегации мон-рей, избираемый генеральным капитулом, как правило, на 6 лет и обладающий правом председательствовать на генеральном капитуле, осуществлять визитацию мон-рей и присутствовать на выборах А. во вверенных ему обителях; Abbas primas - титул главы конфедераций бенедиктинцев (с 1893) и каноников-августинцев (с 1959). У бенедиктинцев он избирается А. всех мон-рей на 8 лет, председательствует на конгрессах А. ордена и синоде генеральных А., является А. мон-ря Сан-Ансельмо в Риме; у каноников-августинцев избирается на 6 лет по очереди из каждой конгрегации ордена; Abbas titularius - лицо, обладающее посвящением, титулом и инсигниями сана в качестве особого знака отличия, не управляющее при этом к.-л. аббатством.

Лит.: Blume K. Abbatia: Ein Beitrag z. Geschichte d. kirchlichen Rechtssprache. Stuttg., 1914; Schmitz Ph. Histoire de l'Ordre de saint Benoît. Maredsous, 1942-1949. Vol. 1; Hegglin B. Der benediktinische Abt im rechtsgeschichtlicher Entwicklung und geltendem Kirchenrecht. St. Ottilien, 1961; Salmon P. L'abbé dans la tradition monastique. P., 1962; Vogué A. La Communuaté et l'Abbé dans la Règle de Saint Benoît. P.; Burges, 1961; Wollasch J. Mönchtum des Mittelalters zwischen Kirche und Welt. Münch., 1973; Felten F. J. Äbte und Laienäbte im Frankenreich. Stuttg., 1980; Jacobs U. K. Die Regula Benedicti als Rechtsbuch. Köln; W., 1987; Penco G. La figura dell'abate nella tradizione spirituale del monachesimo // Medioevo monastico. R., 1988. P. 371-385.
Н. Ф. Усков
Ключевые слова:
Аббат, в католической Церкви титул настоятеля монастыря Бенедиктинцы, католический монашеский орден святого Бенедикта Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Церковное и каноническое право Римско-католическая Церковь Монашество Римско-Католической Церкви Католицизм. Основные понятия
См.также:
БЕНЕДИКТИНЦЫ католич. монаш. орден св. Бенедикта
АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)
АНДРЕА ДЕЛЬ ГУАСТО (1534-1627), основатель конгрегации августинских братьев-пустынников
БИРГИТТА (ок. 1302 - 1373), основательница ордена биргиттинок . св. римско-католич. Церкви (пам. 23 июля, 8 окт.)
БИРГИТТИНСКИЙ ОРДЕН католич. монашеский орден
ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды
ГВИБЕРТ НОЖАНСКИЙ (1053 или 1055 - 1125), монах-бенедиктинец, средневековый писатель
ГВИДОН (Ɨ 24 нояб. 1045), бенедиктинский монах из Фарфы, аббат мон-ря Казаурия во имя св. Климента Римского, блж. (пам. зап. 24 нояб.)
МАВРИСТЫ монахи франц. католич. конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев
АББАТСТВО - см. Монастырь католический
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик
ABSTINЕNTIA католический церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религиозным соображениям
АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников