Археологический памятник раннего бронзового века на юж. оконечности п-ова Эль-Лисан. Важность Б.-эд-Д. для археологии библейской показали исследования 1924 г., проведенные У. Олбрайтом и М. Кайлом. В 1964 г. в Б.-эд-Д. были открыты кладбища бронзового века с богатым инвентарем. В 1965 и 1967 гг. П. Лапп провел раскопки памятника и доказал, что Б.-эд-Д. в эпоху ранней бронзы имел крепостные стены и являлся городом, а не святилищем, как предполагал Олбрайт. Работы продолжили сотрудники Лаппа (У. Раст, Р. Т. Шауб) в составе экспедиции, открывшей ряд соседних с Б.-эд-Д. поселений эпохи бронзы (с 1973 г. 4 сезона раскопок, к-рые вели Американские школы исследований Востока, Смитсоновский ин-т, Вашингтон).
Б.-эд-Д. обсуждали в связи с проблемой городов «окрестности Иорданской», к-рую избрал себе Лот после отделения от Авраама (Быт 13. 10-13; 19. 28-29) и локализации Содома и Гоморры. Традиция помещала эти города у юж. края Мёртвого м. (Быт 13. 10-13; 14; 19; Philo. De Somniis. 2. 192; De Abrahamo. 140-141), и Олбрайт характеризовал Б.-эд-Д. как их общий центр, считая, что сами библейские города давно скрыты водами моря. Однако открытие в 70-х гг. ХХ в. на юге еще 4 городов с материалами ранней бронзы (Нумейра, Эс-Сафи, Фейфех и Ханазир) дало возможность отнести их к городам «окрестности Иорданской». Позже Раст и др. исследователи отказались от этой идеи, но не отрицали влияние предания о Б.-эд-Д. и Нумейре на процесс складывания библейского повествования о Содоме и Гоморре.
Обширные кладбища Б.-эд-Д. стали эталоном для выделения отдельных фаз периода ранней бронзы (ок. 3300-2100 гг. до Р. Х.). Древнейшая фаза (РБ IA) представлена погребениями в шахтных гробницах, где находят сосуды из керамики и базальта, корзины, браслеты из раковин и жен. фигурки из глины, набалдашники булав, деревянные посохи пастухов. Предполагают, что первое кладбище Б.-эд-Д. принадлежало кочевым племенам, к-рые сходились в Б.-эд-Д. специально для похорон и жили там временно. Обилие погребений объясняется тем, что кладбище использовали ок. 100 лет.
Постоянное поселение Б.-эд-Д. возникло в фазе РБ IB, характеризуемой керамикой с расписным линейным орнаментом и первыми постройками из сырца. Появился новый тип погребений в круглых склепах.
Поселок фазы РБ IB развился в город (фаза РБ II) с множеством прямоугольных в плане кирпичных домов, типичных для раннего бронзового века (см. Арад, Иерихон). В нем обнаружено и первое из святилищ (в фазе III его сменит большее по размеру, но на том же месте и почти тех же пропорций). На кладбище круглые раньше склепы стали продолговатыми и прямоугольными и вмещали больше погребений.
Вершин процветания города на юго-вост. берегу Мёртвого м. достигли в фазе РБ III, к-рая оказалась самой длительной - 350-400 лет; слои достигли 4 м. Б.-эд-Д. вырос до 400 тыс. кв. м, окруженный стеной толщиной в 7 м, с вратами к западу, к равнине Мазраа. Самым заметным из зданий было святилище с внутренним двором и алтарем. Поселение вышло за стены, число жителей могло превысить тысячу (соседние поселения были значительно меньше); на кладбище вторично использовали ряд старых склепов и добавили новые.
Ок. 2350 г. до Р. Х. город погиб, пожар достиг даже кладбища, где остались только обожженные и проломленные стены склепов; городская стена и сырцовая стена святилища рухнули на склон холма. Причиной происшедшего ученые считают природную катастрофу (землетрясение?) или нападение врагов, как в Нумейре. После катастрофы (фаза IV) жители заселили не центр города, а северо-вост. и юж. части, единственное исключение - вновь отстроенный район святилища. На кладбище вернулись к строительству шахтных гробниц, содержавших в основном первичные погребения. Фаза IV длилась ок. 200 лет, пока ок. 2150 г. до Р. Х. эти места не оставили, возможно по экологическим причинам. Б.-эд-Д. более никогда не обживался.
Вопросы о гибели города и его соотношении с последней фазой остаются открытыми, как и проблема локализации библейского Содома, с к-рым предлагали связать погибший город фазы III. Олбрайт и Лапп не допускали прямого отождествления Б.-эд-Д. с Содомом, поскольку «города окрестности» скрыли воды Мёртвого м., но полагали, что он тоже мог служить их общим культовым центром или кладбищем. В 1987 г. Раст непосредственно связал Б.-эд-Д. с библейским повествованием о «городах окрестности», объясняя неточность локализации Содома в пророческой традиции (Иез 16. 46-56) тем, что Содом мог быть лишь символическим, обобщающим именем, к-рое и вошло в местные рассказы о природном катаклизме. Одновременно допускают мысль о существовании реального древнего города на Мёртвом м., его местонахождение было забыто потому, что равнина юго-восточнее Мёртвого м. с конца ранней бронзы до раннего железа (1200-600 гг. до Р. Х.) почти не была заселена. С ним ассоциировали память о разрушении ряда др. городов на юге Мёртвого м. в конце фазы РБ III.