Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАИЛ
45, С. 663-666 опубликовано: 10 сентября 2021г.


МИХАИЛ

Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г.
Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г.

Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г.

(Чуб Михаил Андреевич; 18.02.1912, г. Царское Село С.-Петербургской губ. (ныне Пушкин в черте С.-Петербурга) - 25.04.1985, г. Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье диакона (впосл. протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба (1880-1960). С детства посещал храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Детское Село (ныне Пушкин), в к-ром служил отец. В 1930 г. окончил 10-летнюю школу в г. Детское Село, поступил в Заочный гидрометеорологический ин-т. С 1932 г. работал лаборантом во Всесоюзном ин-те растениеводства в Детском Селе, в 1933-1935 гг.- библиотекарем-переводчиком в Детскосельском сельскохозяйственном ин-те. В марте 1935 г. был выслан вместе с родителями из Ленинградской обл. на 5 лет в Казакскую (Казахскую) АССР. Работал преподавателем в Карагандинском филиале Новосибирского ин-та повышения квалификации хозяйственников и переводчиков. В 1936 г. ссылка в Казахстан была отменена. Проживал в г. Рыбинске Ярославской обл. Поступил в Заочный ин-т иностранных языков, к-рый окончил в 1940 г. Владел французским, немецким, английским, шведским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Преподавал иностранные языки в Рыбинске: в средних школах, техникумах, в железнодорожном клубе, на учительских курсах. Был преподавателем Рыбинского танкового уч-ща (1942-1943 и 1945-1947). В 1943-1945 гг. работал в школе-типографии, был начальником охраны лесов Рыбинского межрайонного лесхоза. Во время войны перенес дистрофию. Награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Осенью 1947 г. переехал в Ленинград. В том же году поступил в ЛДА. После 1-го курса академии сразу перешел на 3-й, окончив 2-й курс экстерном. На 4-м курсе начал преподавать историю Древней Церкви во 2-м классе Ленинградской ДС как ассистент на кафедре общей церковной истории. Большое влияние на формирование его богословских интересов оказал 1-й научный руководитель проф. А. И. Сагарда. Студент Михаил Чуб был близко знаком с иеросхим. прп. Серафимом (Муравьёвым) Вырицким и прот. А. А. Кибардиным, ставшим его духовным наставником. В 1950 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие». 11 июня того же года рукоположен Лужским еп. Симеоном (Бычковым) во диакона целибатом, 12 июня - во иерея; назначен священником домового академического храма во имя св. ап. Иоанна Богослова. С сент. 1950 по 1 февр. 1955 г. преподавал курс общей церковной истории в Ленинградской ДС, особое же признание коллег и студентов получил его курс лекций по истории Древней Церкви, к-рые он стал читать в ЛДА с 1953 г. как доцент кафедры патрологии. С 1952 г. привлекался председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) к международной церковной работе.

Первым из выпускников возрожденных Ленинградских духовных школ был призван к архиерейскому служению. 16 нояб. 1953 г. Синод РПЦ принял решение назначить свящ. Михаила Чуба епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии в помощь Ленинградскому и Новгородскому митр. Григорию (Чукову) по управлению рус. приходами и мон-рями Финляндии по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита. 4 дек. 1953 г. принял монашеский постриг с именем в честь арх. Михаила, возведен в сан архимандрита. 13 дек. того же года Ленинградский и Новгородский митр. Григорий возглавил архиерейскую хиротонию М. в Никольском морском соборе Ленинграда. За короткое время работы в Финляндии сумел много сделать для монахов-старцев бывш. Валаамского мон-ря, заслужив их искреннюю признательность. Продолжал научную и преподавательскую деятельность в Ленинградской ДА. С 1954 г. М.- постоянный автор «Журнала Московской Патриархии», где он опубликовал более 30 работ различной тематики.

11 нояб. 1954 г. М. был освобожден от управления патриаршими приходами и мон-рями в Финляндии и назначен викарным епископом Старорусским в помощь Ленинградскому митрополиту в управлении Новгородской частью епархии. 1 февр. 1955 г. назначен епископом Вяземским, викарием и временным управляющим Смоленской епархией, был освобожден от преподавания в ЛДА. М. ходатайствовал о предоставлении ему возможности завершить курс лекций в ЛДА, что было разрешено. 5 апр. того же года назначен епископом Смоленским и Дорогобужским. Начало деятельности М. в Смоленске привело к заметной активизации там церковной жизни. Стали не реже, чем еженедельно, совершать архиерейскую службу в кафедральном соборе; за короткий срок М. посетил мн. приходы в Рославле, Вязьме, Гжатске; в епархии был усилен финансовый контроль. Архиерейское служение в Смоленской епархии М. совмещал с научной богословской работой и международной деятельностью. В июле 1956 г. возглавлял делегацию РПЦ на богословской православно-англикан. конференции в Москве. 15 авг. 1957 г. назначен правящим епископом новоучрежденной Берлинской и Германской епархии с оставлением в должности управляющего Смоленской епархией. Вскоре он также занял должность зам. председателя ОВЦС. Участвовал во встречах с представителями различных христ. конфессий, был в составе делегации Московской Патриархии на 1-й офиц. встрече с представителями Всемирного Совета Церквей в авг. 1958 г. в Утрехте (Нидерланды). Из-за большой загруженности М. международной деятельностью у него оставалось не так много времени на работу в Смоленской епархии (в частности, пришлось сократить посещения приходов), однако в Смоленске ему удалось организовать масштабную художественную реставрацию кафедрального собора в честь Успения Пресв. Богородицы. Успенскому собору и хранившейся в нем плащанице XVI в. М. посвятил статьи в «Журнале Московской Патриархии». В соборе стали проводить экскурсии как для иностранных туристов, так и для жителей Смоленска, в т. ч. учащихся старших классов, что вызвало недовольство представителей местных властей, по их требованию экскурсии были прекращены.

5 марта 1959 г. М. был освобожден от должности зам. председателя ОВЦС и назначен епископом Ижевским и Удмуртским. Служение М. на Ижевской кафедре совпало с проведением в стране по инициативе Н. С. Хрущёва очередной антицерковной кампании. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Удмуртской АССР Д. М. Шестаков препятствовал деятельности архиерея по налаживанию церковной жизни в епархии: украшению и ремонту храмов, улучшению жилищных условий священнослужителей, устройству церковных хоров. Из-за снятия с регистрации неугодных уполномоченному иереев и отказа в регистрации новых священников, несмотря на протесты М. и его обращения в Патриархию и Совет по делам РПЦ, в епархии в 1959-1962 гг. были закрыты 7 храмов из 29. В местной печати о правящем архиерее были опубликованы неск. «разоблачительных» статей с грубыми нападками в его адрес. М. предъявлялись обвинения в нарушениях советского законодательства о религ. культах, «граничащих с уголовным наказанием». Шестаков добивался увольнения М. с Ижевской кафедры и упразднения Ижевской и Удмуртской епархии. В сент. 1960 г., чтобы защитить епархию от нападок местных властей, М. специально ездил в Москву, но руководство Совета по делам РПЦ встало на сторону своего уполномоченного в Удмуртии. 16 марта 1961 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий I под нажимом Совета по делам РПЦ был вынужден уволить М. за штат. Однако Ижевская епархия сохранила епархиальное управление и не была упразднена, хотя в дальнейшем она управлялась архиереями соседних епархий.

С 29 марта 1961 г. М. исполнял обязанности временного управляющего Тамбовской и Мичуринской епархией в помощь тяжело больному архиеп. Иоасафу (Журманову). 13 июня того же года в Симферополе возглавил отпевание и организовал, несмотря на сопротивление местных властей, всенародные похороны почившего Симферопольского и Крымского архиеп. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), с к-рым поддерживал при его жизни доверительные дружеские отношения. 8 авг. того же года, после ухода архиеп. Иоасафа на покой, М. был утвержден епископом Тамбовским и Мичуринским. Он установил себе очень скромную зарплату, жил в маленьком доме. Часто объезжал храмы епархии, старался помочь приходам с малыми доходами, восстановил 4 из 6 ранее существовавших благочиннических округов; несмотря на сопротивление уполномоченного Совета по делам РПЦ, решительно увольнял со службы недостойных священников. 16 нояб. 1962 г. назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В начале архиерейского служения М. в Ставрополе произошло закрытие властями кафедрального Крестовоздвиженского собора при упраздненной в 1960 г. Ставропольской ДС (на старом архиерейском подворье). Новым кафедральным собором Ставрополя стал в 1963 г. возвращенный Церкви Андреевский храм, благоустройство которого потребовало больших усилий, т. к. власти передали здание в плохом состоянии. В 1965 г. в Кисловодске местные власти, несмотря на протесты верующих, отобрали здание Пантелеимоновской ц., взамен было выделено неприспособленное к совершению богослужений помещение в отдаленной части города. Прихожане передали протест в высшие гос. инстанции, «кисловодское дело» обсуждалось в переписке патриарха Алексия I с руководством Совета по делам РПЦ (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1945-1970. М., 2010. Т. 2: 1954-1970. С. 532-538). М. занимался решением проблемы: успокаивал верующих, добился от местных властей проведения качественного ремонта нового здания Пантелеимоновского храма. В условиях продолжавшейся антицерковной кампании М. был вынужден прекратить поддерживать мон-ри денежными переводами и продуктовыми посылками, ему также пришлось соглашаться на снятие властями с должностей священнослужителей, хотя он прямо называл подобные действия «незаконными репрессиями». Тем не менее М. старался компенсировать негативные последствия вмешательства советских властей в церковную жизнь. В частности, чтобы не допустить закрытия 18 храмов, оставшихся без священников, М. направлял туда на праздничные службы заштатных иереев или священников из соседних приходов. Также он принимал меры к тому, чтобы уволенные священники получили места в др. епархиях.

Архиерей еженедельно проводил службы в кафедральном соборе Ставрополя, регулярно (не менее раза в год) посещал крупные города епархии: Баку, Грозный, Орджоникидзе (ныне Владикавказ), Нальчик, Моздок, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Черкесск и др. Поощрял занятия священников научно-богословской и проповеднической деятельностью, часто выступал с проповедями, некоторые из них были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии». М. собирал материалы о жизни Кавказского и Черноморского еп. свт. Игнатия (Брянчанинова), на основе которых им была прочитана лекция в ЛДА и подготовлена статья в «Журнал Московской Патриархии». Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Ставропольскому краю А. М. Нарижный отметил в докладе, что М.- это «ревностный, усердный и умный представитель церковной верхушки, готовый все сделать, чтобы приспособиться к условиям времени, сохранить, а где удастся, то и укрепить положение церкви» (Архив ЦНЦ. Личн. дело архиеп. Михаила (Чуба). Л. 28). 25 февр. 1965 г. М. был возведен в сан архиепископа. С 20 авг. по 8 окт. 1966 г. он также временно управлял Краснодарской епархией. 7 окт. 1967 г. назначен членом редакционной коллегии ж. «Богословские труды», а в 1968 г.- членом Синодальной комиссии по разработке каталога тем для Всеправославного Предсобора (руководил работами по 1-му разд. «Вера и догмат»).

27 февр. 1968 г. назначен архиепископом Воронежским и Липецким. Ухудшение здоровья заставило М. почти прекратить в эти годы поездки по приходам епархии. Тем не менее он старался усилить учет епархиальных финансов, поощрял деятельных пастырей, укреплял церковную дисциплину; по его инициативе был проведен капитальный ремонт кафедрального Покровского собора Воронежа. Однако пребывание на Воронежской кафедре стало для М. одним из самых тяжелых периодов его жизни; по его словам, он «нигде не наблюдал такой вражды и такой злобы, как в Воронежской епархии». Причиной этому была приходская реформа, навязанная Русской Церкви в 1961 г., после к-рой на адм. должности в приходские советы («исполнительные органы» в советской терминологии) пришли нецерковные люди, тесно связанные с местными властями. М. пришлось противостоять попыткам сильного давления со стороны своих противников в приходских советах, поддерживаемых властями. Дело дошло до того, что накануне дня тезоименитства М. в его доме были выбиты стекла, а ворота измазаны машинным маслом. Уполномоченный Совета по делам религий по Воронежской обл. М. А. Шибанов обвинял М. в «поддержке наиболее фанатично-реакционных священников и состава исполорганов, и наоборот, в неприязни, ущемлении и дискредитации лояльно и прогрессивно настроенных служителей культа и исполорганов». Уполномоченный ставил в вину М. то, что архиерей затягивал увольнения священнослужителей, снятых с регистрации местными властями, и быстро решал вопросы об отставке тех, кого считал недостойными пастырями, но к-рые пользовались покровительством властей. Во время пребывания на Воронежской кафедре М. подготовил для «Журнала Московской Патриархии» статьи о канонизированном прп. Германе Аляскинском и богословском наследии Воронежского еп. свт. Тихона Задонского и Симферопольского архиеп. свт. Луки (Войно-Ясенецкого). В связи с этим уполномоченный Шибанов отметил в донесении как факт «отрицательной деятельности» М. «воспевание в 2-х статьях в Журнале Московской патриархии самых реакционных, наиболее антигуманных и антиобщественных сторон проповедничества архиепископа Луки и Тихона Задонского».

11 окт. 1972 г. М. был назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским, 3 сент. 1974 г.- управляющим Тамбовской и Мичуринской епархией. В первые же месяцы своего пребывания на Тамбовской кафедре посетил ряд приходов, в которых возникли конфликтные ситуации из-за прещений, наложенных на нек-рых священнослужителей прежним Тамбовским архиереем Дамаскином (Бодрым). Прежде всего речь шла об общине игум. Виссариона (Гордиенко), настоятеля Иоанно-Предтеченского храма в с. Ивановка Сампурского р-на Тамбовской обл. Еп. Дамаскин запретил игум Виссариона в священнослужении, а его духовных чад отлучил от причастия. М. снял прещения, однако назначил на приход нового настоятеля, а игум. Виссариона перевел на должность 2-го священника, что нормализовало ситуацию в приходе. М. занимал Тамбовскую кафедру до конца своей жизни, продолжая плодотворную научную деятельность. Главной темой его богословских исследований было духовное наследие выдающегося церковного писателя II-III вв. сщмч. Мефодия, еп. Олимпийского (Патарского). Исследование и богословское осмысление творений еп. Мефодия стало фактически делом всей жизни М. 9 марта 1974 г. он был удостоен степени магистра богословия за дис. «Св. сщмч. Мефодий и его богословие». В том же году М. утвержден в звании доцента кафедры истории Древней Церкви ЛДА. Многочисленные, в основном патрологические, работы М. публиковались как в СССР, так и за границей: в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата».

М. был награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 1-й степени (1979), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1982).

В последний год жизни М. часто болел, но в летние месяцы в каждое воскресенье посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в пасхальные дни 1985 г. До последних дней жизни не оставлял научных занятий.

Отпевание М. 27 апр. 1985 г. в Тамбове совершил Воронежский и Липецкий еп. Мефодий (Немцов; ныне митрополит). Похоронен на Петропавловском кладбище Тамбова близ храма во имя апостолов Петра и Павла. Книжное собрание М., насчитывавшее свыше 2 тыс. книг, и его документы были перевезены из Тамбова в московский Данилов мон-рь и вошли в собрание Синодальной б-ки Московского Патриархата.

Соч.: Из Афонской старины (договор 1466 г. между Рыльским мон-рем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // ЖМП. 1953. № 9. С. 31-35; Аграфы в творениях св. мч. Мефодия // Там же. 1954. № 6. С. 43-50; Библиография на книгу К. Аланда «Церковная история в жизнеописаниях» // Там же. 1955. № 12. С. 71-73; Еще раз о договоре 1466 г. // Там же. № 4. С. 64; Памятники древне-христ. письменности // Там же. № 12. С. 56-63; Славный путь служения Церкви: (к 80-летию митр. Ленинградского и Новгородского Григория) // Там же. № 3. С. 21-28; Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // Там же. 1956. № 9. С. 24; Знамение времени // Там же. № 4. С. 71-74; Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // Там же. № 10. С. 38; Из поучений старца Силуана // Там же. № 2. С. 54-58; № 3. С. 42-49; Старец Силуан // Там же. № 1. С. 48; Успенский кафедр. собор в Смоленске // Там же. № 7. С. 28-33; Четвероевангелие 891 г. // Там же. № 4. С. 43-49; К 10-летию открытий на берегу Мертвого м. // Там же. 1957. № 12. С. 54-64; Значение восстановления Патриаршества в РПЦ // Там же. 1958. № 6. С. 73-79; Иоанн Креститель и община Кумрана // Там же. № 8. С. 65; Отношение РПЦ к социально-полит. жизни: (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Там же. № 9. С. 34; Плащаница Смоленского Успенского собора // Там же. № 4. С. 44-50; Предисловие к извлечению из слав. сборника творений св. священномученика Мефодия // БТ. 1961. №2. С. 145-151; Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // ВРЗЕПЭ. 1964. № 48. С. 234-251; Предисловие к диалогу св. сщмч. Мефодия «О свободе воли» // БТ. 1964. № 3. С. 187-191; Конституция о Церкви: (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором) // ЖМП. 1966. № 5. С. 65, № 6. С. 71; Еп. Игнатий (Брянчанинов) // Там же. 1967. № 5. С. 75, № 6. С. 58; Прп. Герман Аляскинский чудотворец // Там же. 1970. № 11. С. 60-72; Учение свт. Тихона Задонского об истинном христианстве // Там же. 1971, № 10. С. 60-75; Христологические проблемы в зап. богословии // БТ. 1968. № 4. С. 281; Духовность Православия в выдающихся его представителях // Там же. 1973. № 10. С. 117-120; Св. сщмч. Мефодий и его богословие // Там же. № 11. С. 5-54; Пир десяти дев сщмч. Мефодия // ЖМП. 1974. № 9. С. 67-68; Греч. философия и лит-ра в творениях св. Мефодия // БТ. 1975. № 14. С. 134-143; К вопросу об источниках богословия св. сщмч. Мефодия. Свящ. Писание в творениях св. Мефодия // Там же. № 13. С. 172-180; Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Там же. № 14. С. 126-133.
Пер.: Мефодий (Патарский), сщмч. Молитва (из соч. «О воскресении») // БТ. 1961. № 2. С. 152-153; он же. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О жизни и деянии разумъне») // Там же. С. 154-159; он же. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юноци менимеи в левитеце еяже пепеломь грешнии кропяхуся) // Там же. С. 160-172; он же. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) // Там же. С. 173-183; он же. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (ловах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию) // Там же. С. 184-205; он же. О свободе воли // Там же. 1964. № 3. С. 192-208.
Арх.: Архив СПбДА. Личн. дело; Архив С.-Петербургской митрополии. Личн. дело; Архив ЦНЦ. Личн. дело; ГА Воронежской обл. Ф. 967. Оп. 1. Д. 68.
Лит.: Наречение и хиротония Преосвященного Михаила во еп. Старорусского, викария Ленинградской епархии // ЖМП. 1954. № 1. С. 26-29; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 419-423; Даниленко Б., диак. Высокопреосвященный Михаил, архиеп. Тамбовский и Мичуринский: Некр. // ЖМП. 1985. № 11. С. 48-50; Шкаровский М. В. Русская правосл. церковь и Советское гос-во в 1943-1964 гг. СПб., 1995. С. 159, 209; Цыпин. История РЦ. С. 369, 378, 441, 457, 458, 646, 652, 750; Кученкова В. А. Житие Тамбовских архиереев. Тамбов, 1998. С. 65-67; Чеботарев С. А. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX в. Тамбов, 2004. С. 240-241, 337-341, 349; Зонов О., протодиак. Хрущевские гонения в Удмуртии // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. История. История РПЦ. 2003. Вып. 2(5). С. 54-68; Сафонов Д. В. К 20-летию кончины архиеп. Михаила (Чуба) // АиО. 2006. № 1(45). С. 185-195; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010. С. 194-200; Ленинградская (С.-Петербургская) Православная Духовная Академия: Профессора и преподаватели, 1946-1996: Биогр. справ. / Сост.: О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб., 2011. С. 85-87; Уваров С., диак. Жизнь и труды архиеп. Михаила (Чуба) при Святейшем Патриархе Алексии I: Дис. магистр. богосл. М., 2016.
М. В. Шкаровский
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Михаил (Чуб Михаил Андреевич; 1912 - 1985), архиепископ Тамбовский и Мичуринский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский