Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИЙ VIII
56, С. 403-407 опубликовано: 29 мая 2024г.


ПИЙ VIII

Пий VIII, папа Римский. Литография Й. Крихубера. 1829 г.
Пий VIII, папа Римский. Литография Й. Крихубера. 1829 г.

Пий VIII, папа Римский. Литография Й. Крихубера. 1829 г.
(20.11.1761, Чинголи, обл. Марке - 30.11.1830, Рим; до избрания папой - Франческо Саверио Мария Феличе Кастильони), папа Римский (с 31 марта 1829). Происходил из знатной семьи; 3-й ребенок из 8 детей гр. Оттавио Кастильони († 1804) и Санции Гислиери. С окт. 1773 г. учился в иезуитской коллегии в г. Озимо в Марке; его однокурсником был Аннибале делла Дженга (папа Лев XII в 1823-1829). В 1774-1775 гг. Кастильони получил тонзуру (постриг в клирики) и был посвящен в младшие чины. С окт. 1776 г. он продолжил свое образование в Болонье: изучал в ун-те богословие, философию и право. 5 апр. 1783 г. в Болонье был рукоположен в субдиакона, 20 дек.- во диакона. Получив в июле 1784 г. степень доктора обоих прав (т. е. канонического и гражданского), он продолжил учебу в Риме - в ун-те Сапиенца, где его наставником стал известный канонист Джованни Девоти, возглавлявший кафедру канонического права. 17 дек. 1785 г. в частной капелле близ Рима кард. Джузеппе Мария Дориа-Памфили (1751-1816) рукоположил Кастильони во пресвитера. После рукоположения он был приглашен на должность секретаря комиссии, созданной для изучения документов Пистойского синода (18-28 сент. 1786), решения к-рого во многом основывались на осужденных католич. Церковью положениях галликанизма и янсенизма. После того как в марте 1789 г. Девоти занял епископскую кафедру Ананьи (1789-1804), Кастильони был назначен его генеральным викарием, однако ему оказалось сложно участвовать в управлении церковными делами малознакомого региона, и в 1790 г. он был переведен на служение в обл. Марке, где стал генеральным викарием Антонио Габриеле Североли, еп. Фано (1787-1801; с 1816 кардинал, один из лидеров консервативного крыла в коллегии кардиналов). В Фано Кастильони преподавал каноническое право в местной семинарии. В качестве бенефиция он получил должность прелата-препозита кафедрального собора г. Чинголи. В янв. 1797 г. переведен в Асколи-Пичено, где стал генеральным викарием возглавлявшего в 1795-1805 гг. этот диоцез кард. Джованни Андреа Аркетти, одной из ключевых фигур папской дипломатии в кон. XVIII в.

Служение Кастильони в сложное для Римско-католической Церкви время - Итальянский поход Наполеона Бонапарта (1796-1797), создание в Италии гос-в под протекторатом Франции - было замечено церковноначалием. Прибывший 3 июля 1800 г. в Рим новый папа Пий VII (1800-1823) по совету еп. А. Г. Североли назначил Кастильони на епископскую кафедру Монтальто в Марке (11 авг. 1800). 17 авг. 1800 г. в рим. ц. Санти-Доменико-э-Систо состоялось епископское рукоположение, к-рое совершил кард. Д. М. Дориа-Памфили. В этот же день Кастильони получил назначение на почетную должность ассистента папского трона. 29 сент. 1800 г. состоялась церемония вступления в должность (ингресс) епископа Монтальто. Одновременно с назначением на епископскую кафедру Кастильони получил в качестве бенефиция должность аббата-коммендатария бенедиктинского мон-ря Санта-Мария-ин-Монтесанто близ Чивителла-дель-Тронто. Новый епископ способствовал восстановлению в полном объеме церковной жизни в диоцезе, пострадавшей от революционных событий кон. XVIII в.: следил за образованием и нравственным уровнем местного клира, препятствовал распространению на территории епископства антирелиг. идей, запрещал печатные издания, пропагандировавшие такие учения. Кастильони выступил против сближения Римско-католической Церкви с наполеоновской империей. Когда 2 апр. 1808 г. обл. Марке, входившая в Папскую область, была аннексирована наполеоновским Итальянским королевством, епископ Монтальто отказался подписать присягу на верность и был отрешен новыми властями от управления диоцезом и отправлен 14 июля 1808 г. в изгнание. 29 июля 1808 г. Кастильони доставили в Милан - столицу нового Итальянского королевства, затем ему определили место жительства в изоляции в одном из церковных домов в Павии. 1 июля 1810 г. его перевезли в Мантую, затем, 10 нояб. 1813 г.,- в Турин, а 18 нояб. того же года - снова в Милан. После падения Наполеона Кастильони вернулся в Монтальто (6 июня 1814).

Верность епископа Папскому престолу была высоко оценена возвратившимся из ссылки Пием VII: на тайной консистории 8 марта 1816 г. папа возвел Кастильони в достоинство кардинала-пресвитера. В этот же день он был переведен с кафедры Монтальто на кафедру Чезены на севере Папской области, что одновременно с кардинальским возведением рассматривалось как особый знак со стороны папы, т. к. Чезена была родным городом и Пия VII, и его предшественника, папы Римского Пия VI (1775-1799). 29 апр. 1816 г. Кастильони как новоназначенный кардинал-пресвитер получил рим. титулярный храм Санта-Мария-ин-Транспонтина.

В Чезене главной задачей нового епископа также стало восстановление церковной жизни, пострадавшей в период Наполеоновских войн. 8 мая 1818 г. Кастильони начал пастырскую визитацию, к-рая продолжалась 2 года. Епископ посетил приходы, мон-ри, католич. учебные и благотворительные заведения и др. религ. учреждения на территории диоцеза, лично занимался катехизационной деятельностью; в оценке материально-финансового положения еп-ства и церковных учреждений ему помогали привлеченные для этой цели специалисты. Служение в Чезене оказалось непродолжительным. 28 июля 1821 г. папа Пий VII назначил Кастильони великим пенитенциарием, освободив от Чезенской кафедры. 13 авг. того же года он был возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати, а 10 нояб. занял пост префекта Конгрегации Индекса запрещенных книг. На конклаве 2-28 сент. 1823 г. Кастильони был одним из наиболее вероятных кандидатов (папа Пий VII считал его своим преемником), однако папой Римским был избран кард. А. делла Дженга, взявший имя Лев XII.

При новом папе Кастильони сохранил должности великого пенитенциария и префекта Конгрегации Индекса запрещенных книг. Также входил в состав следующих Конгрегаций: инквизиции, консисториальной, Собора, пропаганды веры, индульгенций и священных реликвий, епископского экзамена по богословию, Лоретанской, чрезвычайных церковных дел, образования. Кастильони был кардиналом-протектором папской Греческой коллегии в Риме, Богословской академии при Римском ун-те и др. Только за 1-й год его работы во главе Конгрегации Индекса запрещенных книг офиц. список запрещенных книг пополнился на 39 позиций. Всего же за то время, в течение к-рого он возглавлял эту дикастерию, были осуждены и запрещены ок. 200 сочинений, в т. ч. «Критика чистого разума» И. Канта (декрет от 11 июня 1827), труды англ. философа-моралиста и правоведа И. Бентама, итал. историка К. Дж. Ботта, произведения «отца итальянской трагедии», поэта и драматурга В. Альфьери и др.

После смерти папы Льва XII кардиналы собрались на конклав в Квиринальском дворце вечером 23 февр. 1829 г.; конклав продолжался 36 дней. Из 58 кардиналов на конклав прибыли 37, позже к ним добавились еще 13. Уже в 1-м туре Кастильони стал кандидатом-лидером, получив 15 голосов. На баллотировке 31 марта за него проголосовали 28 кардиналов, т. е. более половины, но менее необходимых 2/3, поэтому была проведена процедура accesso, когда голоса добавлялись к результатам состоявшейся баллотировки, и Кастильони получил еще 7 голосов, что означало его избрание. Однако 2 бюллетеня из поданных вызвали сомнения, поэтому было принято решение о новом голосовании, в результате к-рого за Кастильони было подано 47 голосов из 49. Новый папа, как и ожидалось, выбрал имя Пий VIII, что подчеркивало его намерение продолжать политическую линию папы Римского Пия VII. 5 апр. 1829 г., в Страстное воскресенье, в ватиканской базилике св. Петра П. был коронован папской тиарой. Коронацию совершил кардинал-перводиак. Джузеппе Альбани (1750-1834), которого П. в день своего избрания назначил гос. секретарем. 24 мая 1829 г. в Латеранской базилике состоялась интронизация (ингресс) П., в этот же день была обнародована его 1-я и единственная энциклика «Traditi humilitati nostrae», где папа говорил о вызовах совр. общества и подтвердил неизменность линии своих предшественников на осуждение религ. индифферентизма, а также на запрет библейских и тайных об-в. Против тайных об-в был направлен эдикт гос. секретаря кард. Дж. Альбани от 15 июня 1829 г., одобренный П.: для членов тайных об-в документ предусматривал наказание вплоть до смертной казни. На территории Папского гос-ва развернулась борьба с движением карбонариев, которое негласно поддерживали члены бывшей имп. семьи Бонапартов. В связи с этим Каролине Бонапарт, бывш. неаполитанской королеве, было предписано покинуть Рим.

Понтификат П. оказался насыщен политическими и внутрицерковными событиями, потребовавшими прямого папского вмешательства. Во Франции июльская революция 1830 г. имела не только антимонархический, но и антикатолич. характер: согласно новой Конституции Франции - Хартии 1830 г., католицизм утрачивал статус гос. религии. Революционные события вызвали растерянность в кругах франц. епископата. В частности, Парижский архиеп. Иасинт Луи де Келен (1821-1839) не знал, позволительно ли читать в храмах публичные молитвы за нового конституционного короля и можно ли ему, как пэру Франции, приносить конституционному королю присягу. Эти сомнения были доведены до сведения П. Папа получил также послание от «короля-гражданина» Луи Филиппа I, заверившего его в своей приверженности католицизму и намерении приложить все силы для прекращения антицерковных выступлений. Хотя архиеп. Луиджи Ламбрускини, апостольский нунций в Париже в 1826-1831 гг., считал неправильным отказ Церкви от поддержки легитимной королевской власти - свергнутых в ходе революции 1830 г. Бурбонов, П. своим бреве от 29 сент. 1830 г. предписал франц. епископам публично молиться за нового короля и без малейших сомнений приносить присягу на верность, если таковая от них потребуется.

В понтификат П. обострились отношения между Папским престолом и королевской властью протестант. Нидерландов, в состав к-рых тогда входила населенная католиками территория совр. Бельгии. При Льве XII в 1827 г. было возобновлено действие конкордата, по условиям к-рого католич. епископы избирались капитулами, а папа Римский утверждал это избрание. Однако в том же году вышел правительственный циркуляр, искажавший предписанные конкордатом правила номинации епископов. Этот шаг со стороны королевских властей и антикатолич. пропаганда вызвали на территориях с католич. населением протесты, к-рые слились с национально-патриотическим революционным движением. Опасаясь открыто поддерживать революционные силы, П. внимательно следил за развитием конфликта. В авг.-сент. 1830 г. в результате революции католич. Бельгия добилась независимости от Нидерландов.

Сложными оставались отношения Папского престола с Российской империей из-за непростого положения польск. и литов. католиков лат. обряда и особенно униатов. П. стремился не допустить разжигания национального недовольства, которое грозило перерасти в вооруженную борьбу. Вечером 29 нояб. 1830 г., за неск. часов до смерти П., в Варшаве началось вооруженное восстание.

При П. наметились положительные сдвиги в развитии ситуации с католиками в Великобритании, что было результатом политики Льва XII. 24 марта 1829 г., когда в Риме еще проходил конклав, избравший П., парламент принял Билль об эмансипации католиков (официально утвержден кор. Георгом IV 13 апр. 1829). Билль значительно расширил права католиков в Великобритании, внеся серьезный вклад в дальнейшее возрождение англ. католичества. 15 марта 1830 г. П. возвел в кардинальское достоинство англичанина Томаса Уэлда (1773-1837; впервые со времен Реформации XVI в. кардинал не был персоной non grata для англ. властей).

К началу понтификата П. в католич. Церкви в США накопилось немало проблем: католиков обвиняли в антипатриотизме; в приходах создавались советы мирян, присваивавшие права по управлению приходами; представители католич. духовенства часто вовлекались в светские дела, участие в к-рых компрометировало их священническое достоинство; активную антикатолич. пропаганду вели протестанты; возникла острая необходимость в католич. прессе и др. 4-18 окт. 1829 г. в Балтиморе состоялся 1-й провинциальный синод, созванный с целью обсуждения вышеназванных проблем. В работе синода приняли участие 4 католич. епископа во главе с Балтиморским католич. архиеп. Джеймсом Уитфилдом (1828-1834). 30 сент. 1830 г. П. утвердил акты синода и 2 синодальных пастырских послания, адресованные клиру и мирянам.

В 1821 г., еще при папе Римском Пие VII, был заключен единый конкордат между Папским престолом и рядом независимых гос-в и городов долины Рейна. Однако из-за нарушений местными властями условий конкордата он был аннулирован. В 1827 г. папа Римский Лев XII нормализовал отношения с этими гос-вами и городами, восстановив действие конкордата 1821 г. с детальной конкретизацией всех положений, что минимизировало возможность злоупотреблений и определило статус церковной провинции, состоявшей из Фрайбургского архиепископства и 4 еп-ств: Майнцского, Роттенбургского, Фульдского и Лимбургского.

2 марта 1830 г. была обнародована составленная во Франкфурте совместная декларация властей Вюртембергского королевства, герц-ств Баден, Гессен и Нассау и вольного города Франкфурт, территории которых находились в церковной юрисдикции вышеназванных 5 диоцезов. В декларации подтверждались права католиков свободно исповедовать католич. веру и совершать богослужения, но вводились ограничения: обнародование любых церковных постановлений, даже папских булл или бреве, проведение местных синодов и обнародование их решений должны были совершаться только по разрешению светских властей этих гос-в. Запрещалось выносить обсуждение церковных вопросов за пределы церковной провинции, что делало невозможными случаи обращения для решения проблем к Папскому престолу в Рим. Местные семинаристы были обязаны сдавать экзамены представителям, назначенным светскими властями, а гражданские лица и представители клира получили право обращаться в светские суды с жалобами на злоупотребления церковных властей. Йозеф Витус Бург, еп. Майнца (1829-1833), одобрил принятие Франкфуртской декларации. Бернхард Болль, архиеп. Фрайбурга (1827-1836), Якоб Бранд, еп. Лимбурга (1827-1833), и Йоханн Баптист фон Келлер, еп. Роттенбурга (1828-1845), заняли выжидательную позицию. Только Йоханн Адам Ригер, еп. Фульды (1828-1831), выступил резко против этого документа.

П. обратился с протестом к властям гос-в, принявших Франкфуртскую декларацию, но получил от них уклончивый ответ, свидетельствующий о нежелании пересматривать позицию по этому вопросу. Тогда апостольским бреве «Pervenerat» от 30 июня 1830 г. папа Римский осудил декларацию и выразил сожаление, что герм. епископы, исполняя свой долг, оказались не на высоте.

Др. проблемой стал вопрос о смешанных браках на землях, отошедших после Наполеоновских войн к Пруссии, где с 1803 г. действовал закон о воспитании детей, рожденных в смешанных браках, в той вере, к-рую исповедовал отец. По политическим мотивам на землях с католич. населением, присоединенных к Пруссии, закон о смешанных браках введен был не сразу, и католический клир нек-рое время продолжал руководствоваться нормами канонического права католич. Церкви. Однако 17 авг. 1825 г. действие прусского закона было распространено и на присоединенные провинции. Местный католич. епископат не только не осудил, но в большинстве своем даже поддержал светские власти, тогда как настоятели приходов стали отказываться венчать смешанные пары, если те не давали обета воспитывать детей в католич. вере. Прусские власти начали проводить репрессивные меры по отношению к таким священникам. Обеспокоенные возникшей негативной ситуацией, местные церковные власти запросили у короля Пруссии разрешение поставить вопрос перед Папским престолом и дали согласие на то, что это будет сделано не католич. епископами, а прусским представителем в Риме бароном Кристианом фон Бунзеном (1791-1860), к-рый и начал в 1828 г. переговоры с папой Римским Львом XII, а после его смерти - с П. В понтификат П. переговоры не были завершены, но папа внес значительный вклад в достигнутое уже при Григории XVI (1831-1846) соглашение. Бреве «Litteris altero abhinc anno» от 25 марта 1830 г. П. закрепил католич. учение по данному вопросу: не одобряя эти браки формально и даже осуждая такую практику, католич. епископы и священники могут признавать смешанные пары, но обязаны наставлять католич. супруга (супругу) во всех касающихся супружеской жизни предписаниях канонического права и объяснять, какое будет совершено перед Богом преступление в случае нарушения этих предписаний. Если же в смешанной паре нет однозначного обета воспитывать детей в католич. вере, священнослужитель должен воздержаться от совершения каких бы то ни было религ. обрядов и церемоний, связанных с заключением брака, ограничившись регистрацией такового в соответствующей приходской книге. 27 марта 1830 г. гос. секретарь кард. Дж. Альбани подписал послание, составленное по указанию П. и содержавшее детальную инструкцию по практическому воплощению анонсированных в бреве решений. Прусские власти ответили на действия Рима серией репрессивных мер.

П. внес вклад в решение вопроса о положении армян-католиков в Османской империи. До 1829 г. все проживавшие там армяне принадлежали к миллету Армянской Апостольской Церкви, возглавляемому К-польским патриархом. В 1828 г. армяне в Османской империи подверглись массовому геноциду, к-рый был спровоцирован войной за независимость Греции. После вмешательства Франции Порта прекратила массовые репрессии и согласилась признать за армянами-католиками их собственный миллет во главе со своим церковным иерархом. Буллой «Quod jamdiu» от 6 июля 1830 г. П. учредил К-польское архиеп-ство арм. обряда, наделив католич. архиепископа К-польского правами митрополита. Архиепископом был назначен Антон Нуриджан († 1839), 11 июля рукоположенный кард. Джачинто Плачидо Дзурлой (1769-1834) в Риме в присутствии послов Франции, Австрийской империи и королевства Сардиния.

В июле 1829 г. П. учредил апостольскую интернунциатуру в Бразилии; она стала 1-м официальным постоянно действующим дипломатическим представительством Папского престола за пределами Европы. 17 июля 1829 г. папа назначил апостольским интернунцием в Бразилии архиеп. Пьетро Остини († 1849), в задачи к-рого входило не только представлять интересы Папского престола перед императором Бразилии Педру I (1822-1831), но и постепенно наладить контакты с новопровозглашенными латиноамер. республиками. Острая ситуация сложилась в Сальвадоре, где национальный лидер Хосе Матиас Дельгадо-и-Леон (1767-1832) был провозглашен 1-м епископом Сан-Сальвадора. Посланием от 7 июля 1829 г. П. аннулировал присвоенные Дельгадо-и-Леоном полномочия и наложил на него церковное отлучение.

В 1829 г. П. возродил Академию наук в Болонье, деятельность к-рой была прекращена Наполеоном I в 1804 г. В Риме папа лично следил за работами по восстановлению базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, сгоревшей в 1823 г. В управлении Папским гос-вом понтифик стремился ослабить бюрократическое давление на служащих. В 1829 г. он упразднил Конгрегацию по надзору за гос. служащими (Congregazione di vigilanza sui pubblici impiegati), созданную его предшественником в 1826 г. для «пресечения халатности в работе, вымогательства, фактов коррупции и любых других видов злоупотребления положением», но превратившуюся в лишний бюрократический механизм. В 1830 г. Конгрегация инквизиции, возглавляемая П. как префектом, совместно с Апостольской пенитенциарией издала инструкцию для священников, принимающих исповеди: предписывалось не рассматривать как грех получение дохода в виде процентов с денег, размещенных в учреждениях, предоставляющих подобные услуги, что соответствовало новым реалиям жизни европ. и амер. общества и позволяло отойти от жесткого запрета заниматься ростовщичеством.

П. провел 3 тайные консистории с назначением новых кардиналов (27 июля 1829, 15 марта и 5 июля 1830), возвел в кардинальское достоинство 6 чел. На консистории 15 марта 1830 г. он также возвел в достоинство кардиналов in pectore (тайно, без объявления имени) 8 чел. (до конца понтификата П. их имена не были официально анонсированы); со смертью П. возведение кардиналов in pectore утратило силу.

За свой понтификат П. не совершил ни одной канонизации, но утвердил почитание 2 блаженных Римско-католической Церкви: 23 дек. 1829 г.- блж. Бенинказы из Монтепульчано (1375-1426), отшельника из ордена сервитов, и 4 марта 1830 г.- блж. Кьяры Гамбакорти (1362-1420), монахини-доминиканки, основательницы мон-ря в Пизе. В 1830 г. декретом Конгрегации обрядов от 23 июля, а затем бреве «Quod unum ad divi Bernardi» от 20 авг. П. провозгласил учителем Церкви (см. Doctor Ecclesiae) католического св. Бернарда Клервоского.

В кон. нояб. 1830 г. здоровье П. резко ухудшилось. Ночью 30 нояб. он скончался в Квиринальском дворце и 6 дек. был похоронен в базилике св. Петра. На средства кард. Дж. Альбани, занимавшего при П. должность гос. секретаря, в базилике св. Петра в память о П. был сооружен монумент-усыпальница (скульптор П. Тенерани; завершен в 1866).

Лит.: Montor A.-Fr. A., de. Histoire du pape Pie VIII. P., 1844; Pio VIII // Dizionario di erudizione storico-ecclesiastica: Da S. Pietro sino ai nostri giorni / Ed. G. Moroni. Venezia, 1851. Vol. 53. P. 172-188; Wiseman N. P., card. Recollections of the Lst Four Popes and of Rome in Their Times. L., 1858; idem. Leo XII and Pius VIII. Sevenoaks, 2005n; Cipolletta E. Memorie politiche sui Conclavi da Pio VII a Pio IX compilate su documenti segreti rinvenuti negli Archivi degli esteri del'ex Regno delle Due Sicilie. Mil., 1863; Malazampa G. Una gloria delle Marche: Pio VIII. Cingoli, 1931; Schmidlin A. J. Papstgeschichte der neuesten Zeit. Münch., 1933. Bd. 1: Papsttum und Päpste im Zeitalter der Restauration (1800-1846); Vercesi E. Tre pontificati: Leone XII, Pio VIII, Gregorio XVI. Torino, 1936; Piscitelli E. Stato e Chiesa sotto la Monarchia di luglio. R., 1950; Leturia P., de. Pio VIII y la independencia de Hispanoamérica // Miscellanea Historiae Pontificiae. R., 1959. Vol. 21. P. 387-400; Colapietra R. Il Diario Brunelli del Conclave del 1829 // Critica storica. Firenze, 1962. Anno 1. N 5. P. 517-541; N 6. P. 636-661; Fusi-Pecci O. La vita del Papa Pio VIII. R., 1965; Boutry Ph. Pie VIII // Dictionnaire hist. de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1342-1343; Pennacchioni A. Il papa Pio VIII: Francesco Saverio Castiglioni. Cingoli, 1994; La religione e il trono: Pio VIII nell'Europa del suo tempo: Convegno di studi, Cingoli, 12-13 giugno 1993 / A cura di S. Bernardi. R., 1995; Monsagrati G. Pio VIII // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 539-546.
А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Папы Римские Пий VIII (1761 - 1830; до избрания папой - Франческо Саверио Мария Феличе Кастильони), папа Римский (с 31 марта 1829)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)