[Англ. Mormons; офиц. название The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, ЦИХСпд], псевдохристианская секта, основанная в 1830 г. Смитом в г. Фейет (шт. Нью-Йорк, США). Поводом к созданию орг-ции стало получение фермером Дж. Смитом (1805-1844) ряда откровений и видений в 20-х гг. XIX в. Смысл откровений состоял в том, что все существовавшие на тот момент церкви «отпали от Евангелия» и Смит призван восстановить «истинную христианскую церковь». Под влиянием откровений он, согласно легенде, нашел закопанные на склоне горы Кумора, недалеко от г. Пальмайры (шт. Нью-Йорк), золотые пластины со священным текстом, написанным на «измененном египетском языке». Переведя их с помощью ветхозаветных урима и туммима, Смит написал «Книгу Мормона», которую издал 26 марта 1830 г. Спустя неск. дней, 6 апр., он с 5 приверженцами создал «Церковь Христа» - первое наименование М. В стремлении осваивать новые территории, а также в связи с конфликтами с окружающим населением в начале своей деятельности М. регулярно перемещались вместе с центром своей орг-ции: 1830 г.- Фейет, 1831-1838 гг.- Киртленд, шт. Огайо; 1831-1833 гг.- Джэксон, шт. Миссури, 1831-1839 гг.- Фар-Уэст и др. в шт. Миссури; 1839-1847 гг.- Ново, шт. Иллинойс. В 1847 г. они поселились в долине Солёного оз. и основали г. Солт-Лейк-Сити, к-рый с тех пор является центром их орг-ции. С 1848 по 1850 г. открыто, а затем, до 1872 г., тайно М. пытались добиться создания в этой местности нового шт. Дезерет (Медоносная пчела) с системой теократического управления под рук. М. В 1850 г. Конгресс США принял закон о создании в этой местности шт. Юта со столицей в Солт-Лейк-Сити. Управление в должности губернатора штата поручалось Б. Янгу, руководителю М. Практиковавшаяся тайно с 1831 г. полигамия была публично провозглашена М. в качестве законного обычая в Юте в 1852 г. Многоженство, представления М. о необходимости строительства политического царства на земле, а также соответствующие их религиозным воззрениям взгляды на учреждение порядков в шт. Юта вызвали подозрения у федерального правительства США в нелояльности и неконтролируемости жизни в новом штате. Последовавшая серия конфликтов М. с правительством привела в конечном счете к их отказу от прежних политических претензий и принятию в 1890 и 1904 гг. манифестов против полигамии с последующим постепенным избавлением от практики многоженства. При этом полигамия сохраняется до наст. времени не менее чем в 11 независимых друг от друга сектах М., крупнейшей из которых является Фундаменталистская церковь Иисуса Христа Святых последних дней (основана в 1929 Л. К. Вулли). В ХХ в. происходит постепенная интеграция организации в экономическую и политическую жизнь страны.
В состав т. н. священных писаний М. входят: «Книга Мормона», повествующая об отношениях Иисуса Христа с народом древней Америки; «Учения и Заветы» - откровения, полученные Смитом и нек-рыми лидерами М., 1-е из к-рых датируется 1828 г., а последнее - 1978 г.; «Драгоценная жемчужина» - собрание текстов, автором которых является Смит, впервые опубликованных в 1851 г. и претерпевавших изменения до 1979 г.; Библия, в к-рой, по учению М., содержится не все, что говорил Бог людям.
В основании учения М. лежит концепция вечного развития: все живое, включая Бога, находится в процессе непрерывной эволюции. Бог раньше был человеком, но благодаря напряженной работе над собой ему удалось стать богом. Совр. люди, если станут М., то также постепенно смогут стать богами, творящими свои миры. Бог Отец, Иисус Христос и Св. Дух - отдельные личности, пребывающие в конкретном месте и времени, объединенные только единой целью своего существования, т. е. являются 3 разными богами. Бог Отец и Иисус Христос имеют материальные тела из плоти и костей, Св. Дух имеет духовное тело.
Иисус Христос - перворожденный Сын Бога по плоти и по духу, старший брат всего человечества, отличающийся от Бога Отца более поздним временем появления на свет. При этом уровень Его развития по сравнению со всеми остальными творениями настолько высок, что Он упоминается как «подобный Богу». М. верят, что на момент своего рождения, а также в ВЗ Христос представлен под именем Иегова. Имя Иегова Иисус Христос получает только после рождения в физическом теле на земле. Т. о., все ветхозаветные откровения, которые получало человечество с момента грехопадения, включая Синайские заповеди, исходили от Христа, а не от Бога Отца. При этом воплощается Христос на земле от Девы Марии и Бога Отца, что вполне укладывается в учение М., согласно к-рому Бог Отец имеет физическое тело из плоти. При этом от матери Он наследует возможность умереть, а от Бога Отца - силу воскресить самого себя. Воскресает Христос в физическом теле, ограниченном временем и пространством, в к-ром и остается до наст. времени. Своим воскресением из мертвых Он побеждает смерть и открывает врата к воскресению всех остальных умерших людей. После смерти и воскресения Христос, по учению М., являлся жителям древней Америки, самому Смиту в 1820, 1832, 1836 гг., а также нек-рым президентам ЦИХСпд (напр., Л. Сноу в 1898, Э. Т. Бенсону в 1985).
Св. Дух также является Сыном Бога, но только по духу, т. к. плоти не имеет. М. проводят различие между Св. Духом (Holy Ghost) как личностью, ограниченной своим пребыванием во времени и пространстве, и Св. Духом (Holy Spirit и др.), или Светом Христовым, как безличной божественной силой и энергией, эманацией Бога, способной пребывать одновременно в разных местах и «дающей жизнь и свет всему сущему». Свет Христов, по учению М., исходит от Бога через Христа. В тот момент, когда Бог размышлял о том, кого послать спасать человечество, Иисус Христос и Люцифер предложили каждый себя, Люцифера М. считают родным братом Христа. Из-за того, что миссия спасения людей была поручена Иисусу Христу, Люцифер озлобился, утратил свое божественное предназначение и увлек за собой треть всех обитателей мира духов.
Помимо Бога Отца у человечества есть также небесная мать, которая вместе с Ним произвела на свет духовных сыновей и дочерей, включая Адама и Еву, созданных по образу и подобию Бога Отца и небесной матери. М. верят в предсуществование людей в духовном мире, до рождения в мире физическом. Бог Отец и небесная мать являются духовными родителями всего человечества. Суть процесса рождения состоит в наделении «разума» - вечной, несотворенной духовной стихии, совечной Богу, духовным телом. Учение М. оставляет открытым вопрос об онтологическом статусе этого несотворенного «разума» и его отношении к Богу. Рождаясь на земле от земных родителей, люди покидают на время свою духовную семью из Бога Отца, небесной матери, братьев и сестер (др. людей), в к-рой они жили до этого. Родители, имеющие детей, создают лишь физическую оболочку для духов, воплощающихся благодаря этому в земном теле и забывающих о своей жизни до рождения.
Грехопадение Адама, который, по учению М., является арх. Михаилом, стало необходимым благословением всему человечеству, т. к. по изначальному замыслу Бога служило залогом возможности его дальнейшей эволюции. Природа человека не была повреждена в результате грехопадения, а последствие первородного греха состоит в том, что человек стал смертным и получил возможность осознанно выбирать между добром и злом, Люцифер - искушать людей. Т. о., все рождающиеся дети изначально чисты и безгрешны. До 8 лет они не нуждаются в крещении и в случае ранней смерти автоматически получают спасение.
М. верят во Второе пришествие Иисуса Христа, к-рое знаменует собой полное обновление земли, создание на ней нового Эдема, что станет началом Его тысячелетнего царства на Земле. После обновления не будет детской смертности, плотоядные животные станут травоядными, соединятся все континенты, прекратятся вражда, войны и разногласия. При этом на Земле еще останется какое-то количество неверующих, над обращением которых и будут трудиться М.
Спасение у М. имеет 3 разных уровня, или царства славы, отражающих различия в степени веры, в результатах праведной жизни и совершении рядовыми М. определенных ритуалов. Низший уровень - телестиальная слава станет местом обитания для тех, кто до своего воскресения пребывал за плохие дела в земной жизни в аду. Они там учились покаянию, исполнению ранее отвергаемых законов, а также исповеданию веры во Христа (хотя полноты Евангелия в аду они получить не могут). На средний уровень - террестиальную славу - попадают те, кто уверовали во Христа, но не были усердны в духовной жизни; отвергали Христа в земной жизни, но уверовали в Него в духовном мире. Высший уровень - целестиальная слава - разделяется на 3 подуровня. Для попадания на высший из них необходимо заключение в храме «вечного завета бракосочетания», без к-рого человек не сможет после своего воскресения стать богом и иметь духовных детей, к-рые будут к нему относиться так же, как человечество сейчас относится к Богу Отцу. На 2 низших уровнях целестиальной славы люди навечно превращаются в ангелов, служащих Богу. При этом шанс принять благую весть Иисуса Христа будет дан всем живущим и умершим. М. верят, что, найдя точную информацию о своих почивших предках и всех умерших людях и совершив над ними обряды заместительного крещения и др., они предоставят им возможность спасения в буд. жизни; т. о., исследование своей генеалогии является религиозной обязанностью для членов орг-ции. С 1894 г. ЦИХСпд централизованно проводит масштабную работу по составлению «семейного древа» всего человечества. На 2016 г. в 153 странах мира работают 4,9 тыс. центров семейной истории, собирающих генеалогические данные по местному населению и сводящих их в единую базу данных. Заместительные обряды проводятся для всех людей прошлого, вне зависимости от того, насколько они еще при жизни определились со своими религиозными взглядами (напр., М. заместительно крестили М. Лютера и отцов-основателей США). В ЦИХСпд развит институт миссионерства, важнейшей составляющей к-рого является практика прохождения молодыми М. 2-летнего миссионерского служения в др. странах мира.
Особая роль в учении М. уделяется США как стране, избранной Самим Богом для восстановления «истинной церкви». Открытие и колонизация континента происходили, по учению М., под особым водительством Господа: все ключевые события в истории США проистекали под незримым рук. Иисуса Христа. Пункт 10-го символа веры М. гласит, что Сион (Новый Иерусалим) будет построен на Американском континенте.
Духовенство у М. разделено на 2 группы: священство Мелхиседека и подчиненное ему священство Аарона. Мальчики и мужчины могут быть посвящены в священство Аарона, включающее 4 чина: дьякона (с 12 лет), учителя (с 14 лет), священника (с 16 лет), епископа. Священство Мелхиседека имеет следующие чины: старейшина, семидесятый, первосвященник, патриарх и апостол. Чины священства Аарона и Мелхиседека объединены в кворумы дьяконов (до 12 чел.), кворумы учителей (до 24 чел.), кворумы священников (до 48 чел.), кворумы старейшин (до 96 чел.), кворумы семидесятых (до 70 чел.), кворумы первосвященников (все первосвященники в границах округа). Возможность исполнять таинства, получаемая в момент дарования того или иного чина священства, не означает автоматически наличия прав и полномочий («ключей») у представителя того или иного священства к их исполнению. «Ключи» к исполнению таинств в конкретном месте и времени выдаются вышестоящим по чину руководством. Полнота «ключей» и власти в организации принадлежит Живому пророку, или президенту ЦИХСпд, к-рый вместе с 2 советниками образует Первое президентство. Президент избирается из постоянно действующего Кворума двенадцати апостолов, к-рый вместе с Кворумом семидесяти осуществляет высшее руководство в ЦИХСпд. В конкретной местности структура включает приходы, во главе к-рых стоят епископы. Приходы объединены в округа (колы, от 5 до 12 приходов), в свою очередь составляющие миссии. Во главе кола и миссии стоят Президенты с 2 советниками. В каждом коле есть также Высший совет кола (12 мужчин). Представители духовенства не образуют особого класса, но считаются мирянами, имеющими светскую работу и исполняющими свои обязанности в орг-ции на общественных началах. При этом у М. принято платить десятину на нужды орг-ции.
М. различают 2 типа откровений: индивидуальные, которые получают все люди, и общецерковные, имеющие значение для всей ЦИХСпд, получаемые только живым пророком. Основная задача, согласно М., состоит не в их получении, но в правильном понимании и интерпретации.
М. проводят различие между домами собраний (chapels) и храмами (temples). Всем людям, включая даже не членов ЦИХСпд и представителей иных религий, разрешается посещать дома собраний и участвовать в проводящихся там служениях и таинствах (напр., в причастии), не принимая учения М. Доступ в храм строго ограничен для наиболее активных и верующих членов, которые осознанно на протяжении определенного времени исполняли все должные правила в личной и общественной жизни. На посещение храма необходимо получить особую рекомендацию у епископа и у президента округа, к-рая действительна только в течение года и нуждается в постоянном продлении. По данным на 2016 г., в ЦИХСпд было ок. 30 тыс. домов собраний и общин в 165 странах мира и только 155 действующих храмов.
Обряды и таинства ЦИХСпд делятся на храмовые и внехрамовые. Крещение (с полным погружением по достижении 8 лет), конфирмация, или дарование Св. Духа, причащение хлебом и водой (в воспоминание Тайной вечери), а также рукоположение в разные чины священства (посредством возложения рук) совершаются вне храма. К числу таинств, совершаемых только в храме, относятся облечение (endowment), заместительное крещение умерших и «запечатывание брака». Облечение включает получение «дара силы от Бога» посредством участия в ряде ритуальных действий. Заместительное крещение для мертвых осуществляется в специальных купелях в храме. В ранний период истории секты его разрешалось совершать только за собственных предков, отстоящих не более чем на 4 поколения. Впосл. было разрешено совершать заместительное крещение любых людей, когда-либо живших на земле. «Запечатывание брака» - основное условие попадания на высший уровень целестиальной славы. Брак является единственным институтом в жизни человека, к-рый сохранится для супругов после смерти. Только в браке человек может в полной мере раскрыть свой божественный потенциал. В храме заместительно за умерших могут совершаться и все остальные храмовые церемонии. Постятся М. в форме воздержания от еды и воды в течение 2 приемов пищи каждое 1-е воскресенье месяца. Существует строгий запрет на азартные игры, участие в лотереях, курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также кофе и чая. ЦИХСпд выступает против абортов, эвтаназии и гомосексуализма. Служба в армии разрешена.
По данным ЦИХСпд, число активных членов орг-ции во всем мире на 2016 г. превышает 15,6 млн чел., из которых только 6,5 млн проживают в США.