(Ремета), мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Славонской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится близ г. Ораховица (Хорватия). Изначальное название мон-ря, Ремета, вероятно, восходит к древнему поселению католич. отшельников (лат. eremitae). Впервые Ремета упоминается в тур. описи Пожегского санджака 1579 г., тогда в ней находилась кафедра Пожегской митрополии Печской Патриархии. В обители действовал скрипторий, в к-ром были созданы Апостол (1583), Типик (1590), здесь иером. Матфей переписал Триодь (1584), Цветную Триодь (1585), Сборник евангельских поучений (1593), а в рукописи «Паренесиса» Ефрема Сирина (1594) оставил запись об окончании росписи храма (исходя из этого сообщения, исследователи считают, что каменный храм заменил деревянный ок. 1592). Впосл. в О. старец Спиридон переписал Псалтирь с последованием (1630), а мон. Димитрий в 1635 г. переписал и проиллюстрировал Служебник (1635), Василий (в монашестве Стефан) переписал Четвероевангелие (1672). Из О. происходит Псалтирь с последованием (ок. 1649), в записи к-рой упоминается игум. Савва. Известны также имена книжников XVII в.- Дионисия и Феофана. С кон. XVI в. в О. действовала ювелирная мастерская: Радош выполнил серебряный оклад для иконы свт. Николая (1600), Аврамий Хлапович - дарохранительницу, пятихлебницу, трикирий, подсвечник и кадильницу (1617), Стефан Иванович Сараевац - позолоченный серебряный оклад распятия и панагиар (1632). В 1650 г. храм был реконструирован в моравском архитектурном стиле.
Во время австрийско-тур. войны (1683-1699) при уходе из Славонии (в период между 1687 и 1691) турки сожгли О., убили или увели в плен монахов. Через неск. лет в нее вернулись монахи Исаия и Орест, позже к ним присоединились 6 иеромонахов из сожженных мон-рей Липле и Ступле. В 1690 г. настоятель О. игум. Иов (Раич), брат униат. Сремского еп. Лонгина (Раича), принял унию. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) в 1693 г. посетил О. и поставил ее игуменом Серафиона. Тогда же обитель была отремонтирована, и в 1697 г. в храме установлен иконостас с образами работы Савы Крабулевича. В 1715/16 г. к храму пристроена внешняя припрата с часовней св. Стефана, а в 1757-1758 гг. заменена крыша. В 1758 г. О. посетил митр. Карловацкий Павел (Ненадович) для урегулирования нестроений в епархии, возникших после смерти еп. Пакрацкого Софрония (Йовановича; 1757), когда настоятель О. архим. Прокопий (Попович) на основании фальшивых рекомендаций в Цетине был хиротонисан во епископа. Митр. Павел заключил лжеепископа в О. в затвор, где тот прожил до смерти в 1767 г. В 1764 г. по заказу архим. Прокопия (Поповича) в Вене была выполнена гравюра с видом обители, где изображалась братия, встречающая у врат архиерея.
Основные доходы О. получала от собственности, права на которую власти подтверждали в 1702, 1726 и 1749 гг. Однако при потворстве властей монастырские участки постепенно отчуждались. Подобные захваты прекратились после начала правления Ораховицким властелинством серба Димитрия Михайловича. Договор 1786 г. о разграничении с его потомками прекратил череду судов, рассматривавших дела о монастырских владениях.
В XVIII в. в О. насчитывалось 50 иеромонахов и 12 диаконов, в 1771 г.- 21 монах, а через 3 года - 25 монахов. С сер. XVII в. до 1839 г. близ О. действовал жен. мон-рь: в его старшем помяннике указано 97 имен, а в младшем - 16.
При патриархе Печском Арсении III к приходу О. относились 5 сел: Ораховица, Дреновац, Ветово, Газие и Обрадовци. В 1719 г. монахи из О. основали мон-рь Дреновац; в 1778 г., после реформ имп. Терезии, обители были объединены. Перед этим в О. был возведен юж. конак, в 1802 г. весь комплекс капитально отремонтирован. Здания мон-ря пострадали при землетрясениях в 1804 и 1817 гг. В 1829-1836 гг., при игум. Александре (Личиниче), монастырский комплекс отремонтирован, храм укреплен с внешней стороны 2 столпами (убраны в 1938). Тогда же были оштукатурены внутренние стены храма, из росписей 1594 г. сохранились лишь 4 фрески на столбах. В 1853 г. поставлен иконостас резчика Савы Секулича из Пожеги, в 1869 г. в нем установили иконы худож. Павла Симича из Нови-Сада.
Во время первой мировой войны в О. находился лагерь, где содержали интернированных священников. В 1923 г. еп. Пакрацкий Мирон (Николич) поселил здесь неск. рус. монахов, оказавшихся в Королевстве сербов, хорватов и словенцев после Октябрьской революции. В 1926 г. гос. комиссия провела работу по оценке культурного значения О., в 1938 г. при реставрации специалистами Ин-та консервации храму был возвращен первоначальный вид, в этот период он был заново расписан.
В 1941 г., после начала второй мировой войны и создания фашистского Независимого государства Хорватия, игум. Феофан (Драгутинович) спрятал ценные предметы и ушел с братией в Сербию, а в монастырских зданиях разместились усташи. Группа музеологов из Загреба нашла ценности и передала их в Музей искусств и ремесел. В 1943 г. усташи оставили обитель, распространив слухи, что в ней разместится нем. гарнизон, поэтому партизаны подожгли комплекс.
В послевоенное время службы совершались лишь на престольные праздники. В 1952 г. в О. поселился иером. Милутин (Амиджич; † 1991), в 1954 г. игуменом мон-ря стал Митрофан (Илинчич), их усилиями обитель была восстановлена. В 1983 г. монастырские ценности, хранившиеся в музее в Загребе, передали в ризницу и б-ку епархиального управления в Пакраце. Во время гражданской войны в Хорватии (1991-1995) часть здания епархиального управления была взорвана, уцелевшие предметы переданы в Загреб. По договору, заключенному между властями Хорватии и СПЦ в 2005 г., Загребско-Люблянской епархии вернули 12 рукописей из б-ки О.