[Груз. მენჯი] («Остров Архангелов»), муж. мон-рь Сенакско-Чхороцкуской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), основанный в 1892 г. прп. Алексием (Шушанией) Сенакским. Расположен на возвышенности в одноименном селе (в момент основания - в с. Зеда-Теклати, из к-рого в советское время было выделено с. Менджи) близ г. Сенаки (историческая пров. Самегрело (Мегрелия)).
В древности на месте обители находился небольшой каменный храм во имя cв. Архангелов. Он представлял собой однонефную базилику, к-рую местные жители называли «часовней Архангелов», а всю гору - «Островом Архангелов». Базилика была меньше поздней церкви, следы ее фундамента «сохранены и в наше время и видны были до той поры, пока в недалеком прошлом площадь вокруг нового храма не была вымощена массивными камнями» (Ананиашвили. 1991. С. 20). Гора, на к-рой находится М., возвышается над Колхидской долиной наподобие острова и является удобным форпостом. Согласно нарративным источникам, древняя базилика, вероятнее всего, была выстроена на территории крепости для солдат и укрывавшихся здесь от нападения неприятеля местных жителей. По сведениям схиигум. Фавсты (Шушании), двоюродной сестры прп. Алексия, возле М. в 1-й трети XX в. еще можно было увидеть башню, очевидно являвшуюся элементом крепости (взорвана властями в 1937) (Там же; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 7, 8). Согласно преданиям, в древности море достигало горы М. и здесь цепями швартовали корабли. Местные жители в подтверждение этой легенды до сих пор находят близ М. фрагменты цепей. Во 2-й пол. XIX в. крыша церкви была перекрыта свинцовыми листами, что местные жители связывают с историей тур. воина и мегрельской девушки. События произошли при последней правительнице Мегрелии кнг. Екатерине Чавчавадзе (1816-1882; дочь груз. поэта А. Г. Чавчавадзе), когда в 1855 г. турецкий военачальник Омер Лютфи-паша занял значительную часть княжества (Ананиашвили. 1991. С. 20; Алексий (Шушания). 2003. С. 4; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 8-9). Древний храм считался чудотворным, и в XIX в. существовал обычай приходить сюда по великим церковным праздникам.
связана с именем основоположницы монашеской жизни в мон-ре Теклати мон. Саломии (Тавдгиридзе) († 1879), происходившей из княжеского гурийского рода. Она получила домашнее образование, обладала поэтическим даром (Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 12, 13). Овдовев после 10-летнего замужества, совершила паломничество на Св. землю (1864), посетила св. места Вост. Грузии. В 1865 г. поселилась на пустующем в то время «Острове Архангелов» в сопровождении монахини и служанки (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11; Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. 1897. С. 3; Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 390, 391; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 13). В этот период жен. мон-рей и зарегистрированных жен. общин в Мегрелии не было. В рапорте в Грузино-Имеретинскую синодальную контору от 27 янв. 1866 г. еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) спрашивал священноначалие, «дозволить ли таковым (свободным женщинам крестьянского происхождения.- Авт.) находиться при монастырях... или по неимении женского монастыря в Мингрелии отказывать просительницам» (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24598. Л. 1; Алексий (Шушания). 2003. С. 390-391). Численность сестер в новооснованной обители постепенно росла и со временем достигла примерно 10. Сестрам удалось возвести каменное строение для келий. Материальной помощи в то время они ни от кого не получали, труды сестер сопровождались мн. скорбями и лишениями. Сохранились сведения о том, что в этот период многие из них были удостоены чудесных явлений. Поскольку вершина холма, на к-рой располагалась обитель, была мала и неудобна для устройства на ней большого мон-ря, настоятельница стала искать для обители др. место (Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 378-381, 391). Послушница Агафия Салакая (настоятельница мон-ря Теклати в 1878-1903) и одна из сестер обнаружили в 2 верстах от «Острова Архангелов», близ сел. Сахарбедио, небольшую заброшенную базилику во имя вмч. Георгия и решили вести там подвижническую жизнь. Пустынник схим. Онисифор (Пачулия), к к-рому монахини обратились за благословением, посоветовал им не отделяться от общины, а продолжать строить обитель. Мон. Саломия осмотрела выбранное Агафией место и приняла решение о строительстве здесь обители, т. о. в 1873 г. был основан мон-рь Теклати (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11-13; Алексий (Шушания). 2003. С. 382). Ок. 1873 г. прп. Алексий (Шушания) привез в мон-рь свою сестру Софию.
Прп. Алексий род. 23 сент. 1852 г., в день зачатия св. Иоанна Предтечи, в с. Накалакеви (Сенакский у. Кутаисской губ.) в благочестивой дворянской семье Левана Шушании и Елены Шавдии. По местной мегрельской традиции мальчику дали 2 имени - Иоанн (в честь св. Иоанна Предтечи) и Алексий (Макалатия. 1941. С. 276; Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 20). Он отличался особой одаренностью, в 7-летнем возрасте поступил в школу, но вследствие тяжелой болезни был вынужден оставить учебу. Отец забрал его в столицу Мегрелии Зугдиди, где занимался торговлей. В 1868 г. отец скончался, перед кончиной просил 16-летнего сына позаботиться о матери, 4 младших сестрах (Фато, Софии, Саломии, Пелагии) и брате Виссарионе. В 1869 г. юноша отправился в К-поль, где вел торговые дела его дядя Ислам Шушания, человек благочестивый и образованный, знавший вост. языки и имевший богатую б-ку, состоявшую из рукописных и печатных книг духовного содержания, которые с увлечением читал прп. Алексий. Мировоззрение его значительно изменилось, спустя год он дал обет посвятить себя Господу: практически не выходил на улицу, проводил время за чтением Свящ. Писания и других книг, соблюдал строгий пост. Есть сведения, что прп. Алексий до или после поездки к дяде в К-поль совершил паломничество в Иерусалим. Вернувшись с Исламом на родину ок. 1870 г., он объявил семье о своем решении (Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 16-21). Известно, что юноша проходил 2-летнее обучение в ДУ при монастыре Мартвили - возможно, между 1870 и 1873 гг. (Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157).
В 1873 г. прп. Алексий посетил сестру Софию в мон-ре Теклати, она сшила ему подрясник из грубой ткани, в который он облачился. Семья преподобного (мать Елена Шавдия, сестры София и Саломия, брат Виссарион) стала вести практически монашеский образ жизни; юноша устроил в доме кельи, одна из них была предназначена для общей молитвы. Прп. Алексий (в 1873-1875 он жил дома с семьей) вел строгий аскетический образ жизни: спал сидя, посещал беспризорных, а также страдающих заразными заболеваниями и смертельно больных, хоронил одиноких, помогал сестрам мон-ря Теклати в тяжелой физической работе (носил дрова, воду, мешки с мукой, строительные материалы). Чтобы стяжать добродетель терпения, взялся ухаживать за больным, кормил его и мыл ему ноги, затем пил эту воду. Спустя 3 года стал посещать тюрьму, просить милостыню и на эти деньги покупал еду и подарки заключенным. Подвижническая деятельность прп. Алексия привлекала много приверженцев, следом за ним они ходили по селам, принимали монашество.
В 1875 г. прп. Алексий и послушник Павел Апшилава во время Великого поста жили в лесу, спали на земле на соломенной циновке, подкладывая под голову камень, питались кукурузными лепешками. После Пасхи прп. Алексий посетил еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе) и получил его благословение на избранный путь; предположительно в том же году прп. Алексий, проведя неделю в посте и молитве, взял на себя подвиг своеобразного юродства. Он изменил внешний вид и одеяние, но при этом в поведении остался прежним, продолжая и усугубляя свое подвижничество (Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 5; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 24-25, 28-29). Приблизительно в 1878-1880 гг. прп. Алексий познакомился в мон-ре Теклати с настоятелем афонского мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова при Иверском монастыре иером. Венедиктом (Баркалаей) и по его приглашению вместе с экономом мон-ря Гелати иером. Герасимом (Гоголашвили) и иером. Феодором (в схиме Феодосием) (Эристави), ставшим впосл. его духовным отцом, посетил Афон, где пробыл 5 месяцев и занимался перепиской книг (имел каллиграфический почерк и был хорошо знаком с содержанием б-к мон-рей Гелати и Мартвили).
В 1883 г. семья прп. Алексия (за исключением Виссариона, уехавшего на Афон) продала дом и землю. По совету прп. Алексия и с благословения настоятельницы монастыря Теклати мон. Агафии (Салакаи) его мать и сестра Саломия поселились на пустующем в то время «Острове Архангелов». В прошении на имя мон. Агафии (3 июля 1884) они писали, что, поскольку существует разрешение свт. Гавриила на поселение на «Острове Архангелов» монашествующих, они бы хотели «привести в порядок здешний храм для совершения в нем богослужения, в случае необходимости отремонтировав его». Мон. Агафия обратилась к свт. Гавриилу за разрешением, однако получила отказ: 5 июля епископ писал, что «предпочтительнее было бы жить им в самом женском монастыре вместе с другими; отдельно же подвизаться им - нехорошо» (Кутаисский центр. архив. Ф. 21. Оп. 1. Д. 16590. Л. 93, 94; Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 21, 30-33).
13 сент. 1885 г. по благословению духовника иером. Феодора (Эристави) прп. Алексий поступил в мон-рь Гелати (Кутаисский центр. архив. Ф. 21. Оп. 1. Д. 16724. Л. 10). В мае 1886 г. по просьбе настоятеля мон-ря Хоби в Мегрелии архим. Вениамина (Чконии) прп. Алексий перевелся в Хоби (Прошение послушника Гаенатского мон-ря Алексия Шушании от 6 мая 1886 г. на имя еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе) // Там же. Д. 16868. Л. 5-11; ЦГИАГ. Ф. 489. Oп. 1. Д. 44324. Л. 152 об.- 153). Здесь еп. Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) рукоположил его во диакона, в 1888 г.- во иерея (Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 33). Точная дата пострига прп. Алексия неизвестна. Можно предположить, что это произошло в период с июня по дек. 1886 г.
В 1890 г. прп. Алексий тяжело заболел и подал еп. Григорию прошение об уходе на покой, а также просил разрешения поселиться для лечения в монастыре Теклати, где подвизались его мать и сестры. Чтобы узнать Божию волю о своем дальнейшем пути, прп. Алексий попросил близких ему духовных лиц молиться о нем в течение 15 дней. Насельнице мон-ря Теклати затворнице Феодосии было видение: прп. Алексий отправился на «Остров Архангелов», к монастырским вратам вышли 2 человека, к-рые несли икону архангелов Михаила и Гавриила и сказали: «Алексий обосновался на «Острове Архангелов» и прислал вам эту икону». Другой насельнице мон-ря Теклати, мон. Макрине (Гегечкори), было видение, что она пошла на «Остров Архангелов», где увидела 2 прекрасных юношей, которые наблюдали за мастерами, строящими каменные здания и закладывающими в их стены серебряные монеты. На ее вопрос, чье это здание, ей ответили: «Алексия Шушании и его близких» (Там же. С. 33, 34).
В 1891 г. прп. Алексий получил благословение еп. Григория (Дадиани) и приступил к строительству кельи на «Острове Архангелов». 24 июня 1892 г. вместе с неск. учениками он поселился в ней и стал вести отшельнический образ жизни. Насельники восстановили древний храм св. Архангелов и ежедневно стали служить литургию (Фавста (Шушания), Акепсима (Шушания). 2004. С. 54; Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 37). Несмотря на то что обитель долгое время не имела офиц. статуса, Грузино-Имеретинская синодальная контора выдала прп. Алексию, как настоятелю, храмовую печать. Преподобный не принимал со стороны церковного начальства служебных наград и степеней, не носил даже простого иерейского креста (Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7). Не желая, чтобы мон-рь строился только на пожертвования состоятельных людей, прп. Алексий в 1891-1895 гг. разносил питьевую воду, продавая ее за небольшую плату в мест. Новосенаки, где был железнодорожный узел и где во время долгих стоянок поездов у единственного крана образовывалась большая очередь. По воспоминаниям мон. Георгия (Булискирии), прп. Алексий набирал воду в источнике и, «с утра до ночи держа в руках чайник и кружку», разносил ее по вагонам. Прп. Алексий и ранее, «в период Успенского поста, имел обычай разносить воду нуждающимся, при этом делал это безвозмездно». Вскоре люди стали сами приходить к нему и предлагать свою помощь, финансовую и физическую, в постройке мон-ря (Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 29; Рафаил (Карелин). 2008. С. 142, 143).
Община разрасталась, среди прочих здесь стал подвизаться помощник прп. Алексия иером. Дорофей (Качарава), обладавший небольшим состоянием (в миру он был купцом), к-рое позволило приступить к возведению нового храма (Освящение монастырского храма. 1909. С. 15; Масцавлебели. 1911. С. 8-9). В 1908 г. с благословения уже почившего к этому времени еп. Имеретинского свт. Александра (Окропиридзе) прп. Алексий приступил «к разбору старого и постройке нового храма». Автором проекта стал архитектор итальянского происхождения католик И. Чендони, в процессе общения с прп. Алексием принявший Православие (Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 158). Строительством руководили прп. Алексий и его племянник мон. Онуфрий (Шушания). В том же году возведение храма было завершено. 22 февр. 1909 г. его освятил еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) (Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 40). Недалеко от храма был построен братский корпус на 40 чел. (Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013 // Личный архив митр. Шио (Муджири)).
С 1895 г. прп. Алексий не покидал обитель. Он не нарушил обета даже в связи с кончиной «самого близкого человека» - дяди Ислама, о чем впосл. очень скорбел (Преподобный Алексий. 2006. С. 352). С 1898 г. до конца жизни нес подвиг затворничества. Принимал людей лишь по субботам и воскресеньям, одновременно занимаясь писательской работой. После 17 ч. к нему запрещено было входить, что бы ни случилось. Пищу принимал раз в день, носил рясу из мешковины. В келье (площадь 5,5 кв. м), пристроенной к зап. стене храма, рядом с колокольней, стояли деревянное ложе с соломенной подстилкой, низкий стол, 2 табуретки и небольшой шкаф, на к-ром находился единственный образ - Иверская икона Божией Матери с предстоящими св. Иоанном Предтечей и св. Алексием, человеком Божиим (Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157, 159). Особенно преподобный любил творить Иисусову молитву по четкам. Во время молитвы он иногда возлагал на плечи большой с человеческий рост деревянный крест, о к-ром говорил, что он соединяет его со Христом, восходящим на Голгофу (Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 8). В периодике нач. XX в. много писали о затворе прп. Алексия, нарушаемом лишь встречами с высшим церковным начальством в монастыре Теклати: в 1899 г.- с экзархом Грузии архиеп. Флавианом (Городецким), в 1902 г.- с еп. Гурийско-Мингрельским Димитрием (Абашидзе) (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе)), в 1903 г.- с экзархом Грузии архиеп. Алексием (Опоцким) (Каландаришвили. 1903. С. 4; Шио (Муджири). Из переписки. 2011. С. 24). В 1899-1904 гг. скончались мать преподобного схим. Елена, а также его брат иером. Виссарион и сестры - схимонахини София и Евгения.
В М. подвизались мн. ученики прп. Алексия - монахи и послушники, число находившихся там одновременно колебалось от 20 до 30 чел. (общее число учеников, подвизавшихся в М. под рук. святого, составило ок. 200 чел.). Прп. Алексий надолго не оставлял насельников в своей обители: одних он отправлял на Афон, других - в разные уголки Грузии. Среди духовных чад прп. Алексия - известные груз. подвижники и святые: насельник мон-ря Бетаниа старец прп. Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (см. в ст. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), преподобные), игум. исп. Евфимий (Кереселидзе), еп. Цилканский Павел (Джапаридзе; 1888-1929), архим. Иоаким (Шенгелая; 1882-1954), архим. Шио (Дзидзава; 1884-1969; впосл. духовник Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили)), архим. Илия (Панцулая; 1884-1937), игум. Давид (Джинчарадзе), иером. Тихон (Булия), иером. Григорий (Надареишвили; 1881-1945), схим. Онисифор (Пачулия; 1830-1903), мон. Георгий (Булискирия) и др. (Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 158).
В какой-то момент прп. Алексий распустил всех учеников (по мнению митр. Шио (Муджири), это произошло в период с сент. 1917 до 1918). Считается, что причиной послужило отсутствие послушания нек-рых насельников обители, среди к-рых особо выделялся благочинный и эконом обители иером. Дорофей (Качарава). То, что он держал в обители 12 пар волов, позволяло братии обрабатывать почти 15-20 га земли и содержать себя. Прп. Алексий требовал, чтобы монахи его обители не посещали те дома, в семьях которых жили молодые женщины. Иером. Дорофей нарушал это правило; кроме того, пользуясь уединенным образом жизни настоятеля, он стал злоупотреблять властью, решал некоторые вопросы без благословения преподобного, что поддерживали некоторые из братьев. Прп. Алексий, стремясь избежать соблазна и чувствуя себя недостойным далее продолжать духовное руководство, решил распустить всех - и виновных, и невиновных. Этот период своей жизни он описал в неск. стихотворениях и в соч. «Времена моего монашества» (Алексий (Шушания). 2002. С. 43, 44; Он же. 2003. С. 160, 163, 164, 258-260; Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 16 дек. 2012 // Личный архив митр. Шио (Муджири)). В письме игум. Давиду (Джинчарадзе) от 27 апр. 1911 г. (Архив монастыря Менджи) прп. Алексий замечал: «Людская вражда и сознание недостаточного постижения мною духовного мира породили во мне нежелание продолжать исполнение общественного служения... Доселе я лишь на словах постигал ничтожность мирской суеты. Ныне же на опыте глубоко познал ее враждебность». Также вероятной причиной роспуска учеников могла быть физическая немощь прп. Алексия, длившаяся мн. годы и усугубившаяся из-за скорби по поводу недостойного поведения учеников. Так, в письме от 3 февр. (б. г. Архив мон-ря Менджи) игум. Давиду (Джинчарадзе) он просил ученика позаботиться о недавно рукоположенном иером. Григории и принять его к себе в обитель на 40 дней для ежедневного служения литургии, поскольку сам не может уделить ему должного внимания, т. к. после недавней болезни «настолько ослаб, что затрудняется читать даже газеты». В др. письме игум. Давиду, написанном по просьбе преподобного его племянником Онуфрием, отмечалось, что прп. Алексий «по причине тяжелой болезни сам ответить не в состоянии» (Архив мон-ря Менджи).
В 1918 г., после роспуска учеников, в М., чтобы ухаживать за прп. Алексием, переехали подвизавшиеся в мон-ре Теклати двоюродные сестры и духовные чада преподобного схимонахини Фавста (Шушания) и Акепсима (Шушания) (Шио (Муджири). 2015. С. 159).
Прп. Алексий пользовался духовным авторитетом также и у иерархов ГПЦ и известных общественных и церковных деятелей, среди которых - экзарх Грузии архиеп. Алексий (Опоцкий), еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая), прот. Каллистрат Цинцадзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии), церковный историк Ф. Жордания, писатели Д. Мегрели и Ш. Н. Дадиани, окружной епархиальный наблюдатель прот. сщмч. Иоанн Восторгов и др. (Восторгов. 1903. С. 31; Шушания. 2002. С. 8; Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 362; Шио (Муджири). 2012. С. 11-19). О почитании прп. Алексия со стороны католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) говорит письмо предстоятеля Церкви от 14 янв. 1922 г., адресованное прп. Алексию, в к-ром он благодарит преподобного за поздравления и отмечает: «По произволению Господа мне дан тяжкий крест, и поэтому особо нуждаюсь в Ваших молитвах. Надеюсь, что Ваши молитвы облегчат мою ношу и сделают плодотворными мои труды» (Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 355, 356). Признанию духовного авторитета прп. Алексия способствовали его произведения на религиозные и актуальные общественные темы, издаваемые в виде брошюр, часто бесплатно распространяемых, такие как «Духовные письма и рассуждения», «Краткое пособие для монашествующих», «Поучения иеромонаха-затворника Алексия», «Единство и Церковь», «Народ и Церковь», «Жизнеописание преподобного отца схим. Онисифора, отшельника и пустынника» и др.; издавались также сборники его стихов. Сотрудничал прп. Алексий с периодическими церковными и светскими изданиями, такими как «Мцкемси» (Пастырь), «Шинаури сакмееби» (Дела домашние) и др. (Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7-10).
Почитание прп. Алексия продолжалось и в годы начавшихся в Грузии гонений на Церковь. Так, ок. 1921-1922 гг. в г. Сенаки распространился слух о том, что его убили. Согласно сведениям схим. Фавсты (Шушании), торговцы на базаре, бросив свой товар, с криками побежали в М., находившийся на расстоянии ок. 2,5 км. Толпа людей требовала от насельниц, чтобы им позволили увидеть преподобного. Разошлись лишь после того, как прп. Алексий выглянул из окна своей кельи (Рассказ послушницы Зои (Шушании) и мон. Нины (Шушании) со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013 // Личный архив митр. Шио (Муджири)). 25 июля 1922 г. в М. произошло изъятие церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 284. Оп. 1. Л. 96). Преподобный, чтобы защитить основанную им обитель, еще в 1921 г. написал завещание, к-рое помогло уберечь М. в годы гонений.
Прп. Алексий преставился 31 янв. (18 янв. по ст. ст.) 1923 г. в возрасте 70 лет: сказались больное сердце и острая форма малярии (Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 14). Схимонахини Фавста и Акепсима опасались осквернения могилы безбожниками и решили погрести его в мон-ре Теклати, где к тому времени оставалось ок. 65-70 насельниц, перед алтарем ц. в честь Рождества Богородицы (Шио (Муджири). Из истории женского монастыря Теклати. 2014. С. 120, 121). После кончины прп. Алексий неоднократно являлся сестрам как наяву, так и во сне и утешал их, т. к. они были обеспокоены своим будущим и судьбой обители. Так, схим. Фавста увидела в тонком сне, что пространство вокруг храма и старой липы близ него окружено цепью, и прп. Алексий сказал ей: «Видишь, какая крепкая цепь? Наш храм поэтому никогда не разрушится и будет стоять всегда» (Рассказ послушницы Зои (Шушании) и мон. Нины (Шушании) со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 30 мая 2013 // Личный архив митр. Шио (Муджири)).
Точная дата закрытия М. неизвестна. В письмах родным и близким одной из насельниц (впосл. настоятельницы) мон-ря Теклати, схим. Февронии (Джиноридзе; † 1947), близко знавшей схиигум. Фавсту и схим. Акепсиму, излагаются события этого периода. В письме от 5 авг. (предположительно 1923/24) семье Михаила Пипии схим. Феврония сообщала, что власти велели сестрам освободить церковь (Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 129). В материалах Сенакского регионального архива сохранились сведения о том, что в нач. 1925 г. было принято решение передать территорию М. Сенакскому крестьянскому комитету. В протоколе № 2 от 22 марта 1925 г. заседания Теклатской общины под председательством В. Бераи и секретаря А. Джоджуа в присутствии 38 членов было принято решение о том, что «мужской монастырь (бывший Шушаниевский) передается крестьянскому комитету вместе с планом его территории, и поручается комитету смотреть и ухаживать за ним» (Сенакский региональный архив. Ф. 2. Д. 41. Л. 4). Схим. Фавста обратилась в исполком Сенакского у. с просьбой о передаче ей М. с принадлежавшими ему жилыми помещениями и земельным участком, в чем было отказано (Там же. Д. 37. Л. 23-23 об.). Вопрос об открытии «бывшего мужского монастыря Шушания» и «о распре между основателями религиозного общества и местными жителями по поводу открытия бывшего мужского монастыря Шушания» обсуждался на заседании президиума исполкома Сенакского у. 1 сент. 1925 г. (Там же. Л. 49). Было принято решение созвать жителей и «окончательно выяснить этот вопрос» (Там же. Л. 51 об.).
9 июля 1932 г. на заседании Сенакского исполкома рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов слушали дело «О ходатайстве администрации трудовой исправительной коммуны о передаче ей мужского монастыря с целью основания там кролиководческого хозяйства», ходатайство было удовлетворено (Там же. Ф. 3. Д. 12. Л. 40, 50). Весной 1933 г. схим. Фавста обратилась в президиум Сенакского райисполкома с просьбой о передаче ей «замка от храма». Ее заявление рассматривалось 28 марта; в просьбе было отказано (Там же. Д. 18. Л. 19, 25, 101).
В письме от 10 апр. (предположительно 1930 г.) семье Михаила Пипии мон. Феврония (Джиноридзе) сообщила об аресте схим. Фавсты, к-рую держали двое суток, обвиняли в хранении оружия, но за неимением улик отпустили. «Сейчас спокойно,- писала она,- дом у них хороший, церковь украшена подобно Небесному Иерусалиму, храм открыт, и мы в нем поем и молимся Господу о всеобщем водворении мира» (Сапарвели. 2001. № 2; Шио (Муджири). Из истории церковных гонений. 2014. С. 19-25). В 1933 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) схим. Фавста была возведена в сан игумении. 16 апр. 1963 г. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) наградил схиигум. Фавсту золотым наперсным крестом. Схиигум. Фавста и схим. Акепсима, согласно благословению прп. Алексия, не покидали обитель каждая до своей кончины († 1967 и 1972). Благодаря их исповедническому подвигу М. в годы гонений был спасен от разорения, их трудами были сохранены архив обители и письменное наследие прп. Алексия (Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 121). С сер. XX в. в М. служили разные священники. 4 янв. 1960 г. мощи прп. Алексия были перенесены из мон-ря Теклати в М. и 9 янв. преданы земле у вост. стены храма. Текст эпитафии, помещенной на могильной плите, преподобный составил при жизни: «Горе тому человеку, чье имя больше его дел. Так случилось со мной. Монах Алексий».
18 сент. 1995 г. прп. Алексий был причислен к лику святых ГПЦ (Мадли. 1995. № 9(104). 30 сент. С. 2, 3). Над местом захоронения святого был воздвигнут небольшой храм-базилика, освящение которого состоялось в день памяти преподобного, 31 янв. 2005 г. (Шио (Муджири). Алексий Монах. 2006. С. 159).
С раннего детства (с 1943) при М. жили внучатые племянницы и воспитанницы схиигум. Фавсты и схим. Акепсимы мон. Нина (Шушания) (приняла постриг 10 сент. 2011; † 29 февр. 2015) и послушница Зоя Шушания (в наст. время подвизается в М.). Настоятель с 1981 г.- архим. Мелхиседек (Микава). Их совместными трудами были опубликованы произведения прп. Алексия - как изданные при его жизни, так и неизвестные, хранившиеся в архиве обители на «Острове Архангелов».