Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЮРИК
60, С. 653-656 опубликовано: 9 июня 2025г. 


Содержание

РЮРИК

[Древнесканд. Hrœrekr], древнерус. князь, основатель династии князей и московских царей Рюриковичей, существовавшей до кон. XVI в. Единственным источником информации о Р. является текст, помещенный под 859 (6367 от Сотворения мира) и 862 (6370) гг. в «Повести временных лет» (ПВЛ) и под 854 (6362) г. в Новгородской I летописи младшего извода (НПЛ) (см. Летописание) и получивший в историографии название «Легенда (или Сказание) о призвании варягов». Согласно этому источнику, словене, чудь, меря, кривичи и весь изгнали варягов, собиравших с них дань, и после начавшихся междоусобий отправили послов к варягам пригласить князя, к-рый бы «володел нами и судил по праву» (вариант: «княжил и володел» - ПВЛ, «владел нами и рядил ны по праву» - НПЛ). Пришедшие «со всей русью» (ПВЛ, «с дружиной многой и предивной» - НПЛ) 3 брата, Р., Синеус и Трувор, обосновались в Ладоге (по Ипатьевскому, Хлебниковскому, Радзивиловскому спискам ПВЛ и др.; в Лаврентьевской летописи наименование города пропущено; указание на Новгород - конъектура, сделанная в НПЛ и летописях новгородско-софийской группы), Белоозере и Изборске соответственно. Согласно «Сказанию...», спустя 2 года братья Р. умерли, и он «прия власть» один, основал Новгород (по Ипатьевскому, Радзивиловскому и др. спискам) и раздал своим мужам города Полоцк, Ростов, Белоозеро. По прошествии некоторого времени (под 879 (6387) г.- в ПВЛ, под тем же 854 (6362) г.- в НПЛ) Р. умер, оставив своего малолетнего сына Игоря (впосл. князь Киевский) на попечение своего родича («от рода ему суща» - ПВЛ) или воеводы (НПЛ) Олега.

Кн. Рюрик перед смертью передает княжение Олегу и назначает его опекуном своего малолетнего сына Игоря. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10 об.)
Кн. Рюрик перед смертью передает княжение Олегу и назначает его опекуном своего малолетнего сына Игоря. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10 об.)

Кн. Рюрик перед смертью передает княжение Олегу и назначает его опекуном своего малолетнего сына Игоря. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10 об.)

Как само «Сказание...», так и фигура Р.- предмет непрекращающихся на протяжении ок. 3 столетий дискуссий, в значительной степени связанных с «варяжским вопросом» (Пчелов. 2010. С. 68-114). Позиция исследователей в споре «норманистов» и «антинорманистов» обусловливала, прежде всего, определение этнического происхождения Р., но также и характеристику всего «Сказания...», к-рая варьировалась от объявления его вымыслом летописца (А. Е. Пресняков, А. Н. Насонов и др.), местным новгородским (топографическим - Д. С. Лихачёв) преданием (А. А. Шахматов) до признания в нем исторически достоверной основы (Шахматов, В. Т. Пашуто, Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин и др.) (подробную историографию см.: Стефанович. 2010. С. 516-533; Пчелов. 2010. С. 201-237). Шахматов полагал, что «Сказание...» было включено в Новгородский свод 50-х гг. XI в., а из него попало в Начальный свод 90-х гг. XI в. (Шахматов. 2001. С. 213-214). В наст. время в отечественной историографии доминирует представление о «Сказании...» как о значительно и в неск. этапов переработанном предании, возникшем в кон. IX или нач. Х в. (на основании древнерусских форм имен Р. и его братьев: Schramm. 1980) и включенном уже в древнейшее летописное ядро, датируемое летописеведами 1-й пол.- сер. XI в. (Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 213-214).

Исследование «Сказания...» ведется в 2 основных направлениях. В центре внимания 1-го - изначальное предание, его состав, содержание, форма, а также пути его переработки в устной традиции и при включении в летописный текст. В нем выявляется сочетание осложненного дополнениями и реинтерпретациями летописца отражения реальной ситуации, сложившейся во 2-й пол. IX в. в Ладожско-Ильменском регионе (присутствие там скандинавов, образование политии во главе с вождем, вероятное заключение договора-«ряда» между местной элитой и пришельцами: Носов. 1992; Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов и становление древнерус. историографии // Мельникова Е. А. Др. Русь и Скандинавия: Избр. тр. М., 2011. С. 172-189; Они же. «Ряд» легенды о призвании варягов в контексте раннесредневек. дипломатии // Там же. С. 190-200), и фольклорной традиции, имеющей многочисленные параллели в герм. ареале репрезентации этой ситуации: мотивы призвания, троичности братьев-правителей, основания городов и др. (Stender-Petersen. 1934. S. 42-78; Рыдзевская. 1978. C. 162-172; Мельникова. 2011). В рамках 2-го направления «Сказание...» рассматривается исключительно в сохранившемся летописном контексте. Версия, представленная в ПВЛ, интерпретируется как династическое сказание, легитимирующее правящую династию в условиях нарастающей раздробленности на Руси (Likhačev. 1970). В более широком контексте «начала земли Рускои» (так озаглавлена статья 6362 г. в НПЛ) «Сказание...» предстает как часть повести о происхождении Руси (Origo gentis russorum), включающей также рассказ об утверждении Игоря Рюриковича в Киеве. Оно сохраняет некоторые исторические реалии Вост. Европы IX-X вв., подчас переосмысленные и дополненные летописцами XI - нач. XII в. (Фроянов. 1991; Петрухин. 2008), и широко использует фольклорные мотивы (Стефанович. 2010). Т. о., изучение «Сказания...» в различных аспектах приводит к выводу о присутствии в нем «исторического ядра» и тем самым - о вероятности существования Р. как реального лица.

Имя Рюрик, как и имена его братьев, имеет очевидную сканд. этимологию (Schramm. 1980) и восходит к древнесканд. 2-основному имени Hrœrekr (герм. Hróđrekr - «славой могущественный»). Вариант выведения его имени из поморско-слав. rerig - «сокол» невозможен по лингвистическим соображениям, что фактически исключает славянское происхождение Р. Его имя представлено в антропонимиконе среднешведских рунических надписей XI в. в форме Rørik. Оно неоднократно засвидетельствовано в родах датских и южнонорвежских правителей. Историческими лицами являются, вероятно, Хредрик, сын Хродгара из рода Скьёльдунгов, вождей Лайре (о-в Зеландия, Дания) предположительно VI в. (Beowulf and the Fight at Finnsburg / Ed. Fr. Klaeber. Boston, 19503. 1189, 1836); Рорик (Roricus), потомок правителей Хедебю, обладатель лена во Фризии с центром в Дорестаде, умер до 882 г.; 2 конунга Юж. Норвегии, сын и внук кор. Норвегии Харальда I Прекрасноволосого (Х - нач. XI в.; названы в «Саге о Харальде Прекрасноволосом» и в «Саге об Олаве Святом», в «Круге Земном» Снорри Стурлусона: Snorri Sturluson. Heimskringla / Ed. Bjarni Aрalbjarnarson. Reykjavík, 1941-1945. Bd. 1-2. (Нslenzk Fornrit; 26-27)). В легендарной части «Истории данов» Саксон Грамматик называет еще 2 персонажей по имени Рорик: первый - Рорик Метатель колец (Roricus Hnoggvanbaugi): Saxonis Gesta Danorum / Recogn. et ed. J. Olrik, H. Raeder. Hauniae, 1931. T. 1. II.11), сын некоего Бёки ( øki), павший от руки Хрольва Жердинки (племянника Хродгара; предположительно VI в.), упомянут в переведенной Саксоном «Песни о Бьярки» (Bjarkamál); второй - Рорик Жадный на кольца (Roricus Slongvandbaugi) (Ibid. III.IV.15-VI.4, VI.16, IV. II.1; предположительно VII или нач. VIII в.), сын Хёдера и дед Амлета (Гамлета), правитель «Дании», совершавший походы на куршей и славян. Оба они включены также в легендарные (в их древнейшей части) средневек. генеалогии дат. правителей. К этим упоминаниям примыкают еще 2 легендарных Хрёрика: брат Хельги Проницательного (Helgi Hvassi, IX в.), конунга Рангерики (Рингерике, Юж. Норвегия), позднее Дании (Sogubrot af fornkonungum 1919-1925), и сын Ингьяльда, сына Фроди (Skjöldunga saga 1982. 10, 12). Легендарный характер большинства персонажей, носящих имя Hrœrekr, однако, лишь подчеркивает династический характер имени и его приуроченность к родам датских и южнонорвежских (тесно взаимосвязанных, особенно в IX-X вв.) правителей.

Имена братьев Р. также восходят к древнесканд. антропонимам: Синеус - к древнесканд. Signjótr («победу использующий»), к-рое известно по 6 надписям, происходящим только из Ср. Швеции (в именословах др. стран не встречается); Трувор - к древнесканд. Ţórvar[đ]r (Торвар(д)р, «страж, охранитель Тора»), широкоупотребительное, особенно в Зап. Скандинавии. Большинство историков считает Синеуса и Трувора либо чистым измышлением летописца для формирования триады, свойственной поэтике фольклора (Шахматов, Лихачёв), либо неправильно понятой и переведенной на рус. язык летописцем фразы на древнешвед. языке «sine hus» и «thru varing» («свой дом > род» и «верная дружина») (Первольф. 1877. С. 52; Рыбаков. 1982. С. 298), персонификацией эпитетов, относившихся к Р. в изначальной форме легенды - по значению составляющих эти двухчленные имена корней (Беляев. 1929. С. 244-245), превращением в братьев Р. 2 каких-то персонажей изначального «Сказания...». Первое предположение представляется маловероятным, поскольку в «Сказании...» использованы реальные имена, не засвидетельствованные в сканд. именослове Др. Руси и потому вряд ли известные летописцу. Второе основывается на элементарном незнании древнесканд. языков: подобные словосочетания невозможны (в 1-м местоимение должно иметь форму ср. рода - sitt и стоять после существительного, во 2-м приведены искаженная форма древнесканд. прилагательного и несуществующее слово varing, видимо, вместо væringi (мн. ч. væringjar), которое означало начиная с XI в. и позже не группу воинов, дружину, а индивидуального воина-скандинава на визант. службе). Третье и 4-е предположения вытекают из признания эпического характера изначального сказания и особенностей эпической поэтики: мотив 3 (2) братьев характерен для преданий о первоправителях и «снабжение» героя братьями может происходить разными путями, в т. ч. и указанными. Социально нейтральные имена братьев Р. в отличие от династического имени Hrœrekr делают маловероятным их родство с Рюриком.

Существование Р. как реального лица в наст. время признается большинством исследователей. Однако о его происхождении и родственных связях никаких сведений не сохранилось. Распространенное ныне его отождествление с Рориком, правителем Дорестада сер.- 3-й четв. IX в. (см. о нем подробно: Coupland S. From Poachers to Gamekeepers: Scandinavian Warlords and Carolingian Kings // Early Medieval Europe. 1998. Vol. 7. N 1. P. 95-101), якобы пришедшим с франк. войском на северо-запад Вост. Европы (Горский. 2008; он же. 2012; критику «франкской теории» происхождения Древнерусского гос-ва, предложенной К. Фрицлером в 1923 г., см.: Флоровский. 1924; Ловмянский. 1963), не имеет надежных оснований (впервые предложено: Hollmann. 1816; Крузе. 1836; см. также: Беляев. 1929; историографию см.: Пчелов. 2010. С. 134-156). По многочисленным сообщениям франк. анналов, Рорик происходил из рода конунгов Юж. Ютландии (не связанного с зеландскими Скьёльдунгами, династия которых пресеклась, вероятно, со смертью Хрольва Жердинки). Он был племянником (?) Харальда Клака (Ворона, умер в 40-х гг. IX в., но не позднее 852, конунг Хедебю в 812-814 и 819-827), к-рый переселился из Дании в Германию и ок. 841 г. вместе с Рориком (?) получил лен во Фризии от имп. Лотаря I, а в 850 г., после захвата Рориком Дорестада и Утрехта, Лотарь признал власть Рорика почти во всей Фризии и в Дорестаде, одном из крупнейших торговых поселений (эмпориев) Сев.-Зап. Европы. Позднее Рорик неоднократно менял сюзеренов, боролся за сохранение под своей властью Дорестада и за получение др. ленов, организовал неск. викингских набегов на зап. побережье Юж. Ютландии, 2 года провел там, безуспешно участвуя в борьбе за верховную власть, после чего вернулся во Фризию. Последнее сообщение о деятельности Рорика - принесении клятвы верности королю восточных франков Людовику Немецкому - датируется 873 г., а в 882 г. сообщается о передаче его лена племяннику (?) Рорика Готфриду. Обширная информация о его деятельности во франк. анналах не содержит ни малейших намеков на его интерес к Балтийскому региону, тем более к Вост. Европе. Отождествление Рорика и Р. основывается исключительно на совпадении имени, нередкого в скандинавском именослове, и примерном времени жизни: отсутствие сведений о Рорике между 873 и 882 гг. сопоставляется с условными летописными датами деятельности Р. в Вост. Европе - 863-879 гг. Предполагается, что в этот промежуток времени он находился в Ладоге. Помимо крайне малой вероятности немотивированного переноса деятельности Рорика, к-рому к этому времени должно было быть не менее 60 лет, из Фризии в Вост. Европу, этот сам по себе ненадежный в силу условности летописных датировок временной расчет представляется еще более сомнительным из-за аргументированного пересмотра хронологии событий 2-й пол. IX - нач. Х в. (Цукерман. 2007), благодаря чему «призвание» Р. отодвигается к последнему десятилетию IX в.

Рюриково городище с руинами Благовещенской ц. Фотография. 2020 г. Фото: Ф. А. Зверев
Рюриково городище с руинами Благовещенской ц. Фотография. 2020 г. Фото: Ф. А. Зверев

Рюриково городище с руинами Благовещенской ц. Фотография. 2020 г. Фото: Ф. А. Зверев

Имеющаяся информация о Р. и исторические ситуации в Волховско-Ильменском регионе во 2-й пол. IX в. дают основания для следующих выводов. Судя по его имени, можно предполагать, что Р. происходил из знатного рода, возможно, правившего в Юж. Норвегии или Юж. Ютландии. Вероятно, Р. являлся предводителем одного из многочисленных викингских отрядов, действовавших в Волховско-Ильменском регионе и стремившихся установить свой контроль над сев.-зап. отрезком Балтийско-Волжского пути. Он обосновался в Ладоге или на новгородском городище (впосл. Рюриково городище близ Новгорода, к-рый возник не ранее 30-х гг. X в.). Не исключается, что его «вокняжение» сопровождалось договоренностью («рядом») с местной знатью (возможно, после его утверждения здесь силой): договоры с норманнами, осевшими на захваченной территории, заключались в Англии (договор Уэссекса Альфреда Великого с дат. вождем Гутрумом в кон. 70-х - 80-х гг. IX в.) и во Франкии (договор короля зап. франков Карла III Простоватого с герц. Нормандии Роллоном в 911 г.); в самой Скандинавии существовала практика избрания конунга на тингах, где претендент на власть давал обещания сохранять прежде всего традиц. «свободы» бондов (ср.: «рядить по праву», т. е. соблюдать местные правовые обычаи: Мельникова. 2008; Она же. 2011. С. 249-256).

Представления о Р. как прародителе княжеского рода, вероятно, сформировались в кон. Х - нач. XI в., поскольку «Сказание...» было включено уже в древнейший летописный текст (древнейшее ядро). Однако он не упоминается в числе предков св. равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича и св. блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого ни в «Слове о Законе и Благодати» митр. Киевского св. Илариона (ок. 1050), ни в «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха (2-я пол. XI в., возможно, 1040-е гг.), где первым из князей назван Игорь Старый - возможно, потому, что он был киевским князем. Имя Рюрик стало использоваться в княжеском именослове только в 60-х гг. XI в., когда этим именем был наречен сын князя Волынского Ростислава Владимировича и правнук Ярослава Мудрого, родившийся до 1064 г. Невзирая на династическую легенду, имя Рюрик не стало распространенным ни в одной ветви княжеского рода, возможно, в силу неясности политических коннотаций этого имени.

Образ Р.- исключительно в контексте «Сказания...» - прочно вошел в домонг. летописание и подвергся переосмыслению в летописании и политической литературе позднейшего времени. Первое дополнение было сделано в Новгородской IV и Софийской I летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду 1-й пол. XV в., на основании 2 перечней новгородских посадников, включенных в НПЛ младшего извода, древнейший из к-рых был составлен ок. 1409 г. Перечни открывались именем некоего Гостомысла (имена на Гост- представлены в берестяных грамотах; известен ободритский вождь Гостомысл), за к-рым следовали реальные новгородские посадники. В новгородских летописях Гостомысл вводится в летописный текст: пришедшие с Дуная словене поселились у оз. Ильмень, основали Новгород и посадили там старейшину Гостомысла. Дальнейшее развитие сюжет получает в летописании XVI в.: согласно Воскресенской летописи, Гостомысл становится инициатором приглашения Р. из «Прусской земли». Наконец, свое завершение легенда о Гостомысле и Р. находит у В. Н. Татищева. В т. н. Иоакимовской летописи и в тексте самого Татищева представлены 2 легенды о приглашении Р. Гостомыслом: в соответствии с первой, из вещего сна Гостомысл узнает, что сыну его дочери Умилы суждено быть его наследником, и перед смертью отправляет послов к варягам, к-рые возвращаются с Р. (он становится мужем Умилы) и его братьями; по 2-й легенде, приглашенный Гостомыслом Р. женился на его дочери Ефанде (вероятно, искаженное имя Сфанда, известное по русско-визант. договору 944 г.) (о Гостомысле см.: Петрухин. 2001; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 20182. С. 66-70, 75).

В XVI в. образ Р. приобретает политическое звучание. В «Послании» непризнанного митр. Киевского Спиридона (Саввы), написанном в нач. XVI в. и легшим в основу «Сказания о князьях владимирских», Р. представлен потомком в 14-м поколении некоего Пруса, брата рим. имп. Августа Октавиана, к-рый отправил Пруса наместником в Пруссию. Новгородский «воевода» Гостомысл инициирует приглашение Р. на княжение в Новгороде. Тем самым обосновывалось престижное происхождение московских князей от рим. имп. Августа (возведение к нему правящих династий было распространено в Европе этого времени и достигло Руси, вероятно, под влиянием польской историографии). Легенда о Р.- потомке имп. Августа - широко использовалась на протяжении XVI в. в рамках концепции «Москва - третий Рим» (см. подробно: Пчелов. 2010. С. 29-67). \tab

Фигура Р. помещена в скульптурную композицию памятника «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862; по проекту М. О. Микешина). Памятник князьям Р., Олегу и Игорю установлен в Норрчёпинге (Швеция) в 60-х гг. XX в. В 2015 г. открыт памятник Р. и Олегу в Ст. Ладоге (скульптор - О. Шоров).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2; Т. 4. Ч. 1; Т. 5. Вып. 1; Т. 7 (по указ.); НПЛ (То же: ПСРЛ. М., 2000. Т. 3) (по указ.); Сказание о князьях владимирских / Изд. подгот.: Р. П. Дмитриева. М.; Л., 1955 (по указ.); Skjöldunga saga // Danakonunga Sogur / Ed. Bjarni Guрnason. Reykjavík, 1982. (Нslenzk fornrit; 35); Sogubrot af fornkonungum // Sogur danakonunga / Utg. af C. af Petersens och E. Olson. Kbh., 1919/1925. S. 1-25.
Лит.: Hollmann H. F. Rustringen, die ursprüngliche Heimath des ersten russischen Grossfürsten Ruriks u seiner Brüder. Bremen, 1816; Крузе Ф. О. О происхождении Рюрика // ЖМНП. 1836. Ч. 9. № 1. Отд. 2. С. 43-73; Ч. 10. № 6. С. 513-517; Первольф И. Варяги-Русь и балтийские славяне // Там же. 1877. Ч. 192. № 7. Отд. 2. С. 37-97; Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904; он же. Разыскания о рус. летописях. М., 2001 (по указ.); Флоровский А. В. Франко-тюркская теория происхождения Руси (о книге Fritzler'а) // Slavia. Praha, 1924. Roč. 3. Seš. 2/3. S. 551-559; Беляев Н. Т. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // SK. 1929. Т. 3. С. 215-270; Stender-Petersen A. Die Varägersage als Quelle der altrussische Chronik. Aarhus, 1934; Лихачев Д. С. «Устные летописи» в составе Повести временных лет // ИЗ. 1945. Т. 17. С. 221-224; он же (Likhačev D. S.). The Legend of the Calling-In of the Varangians and Political Purposes in Russian Chronicle-Writing from the Second Half of the 11th to the Beginning of the 12th Centuries // Scando-Slavica. Suppl. I: Varangian Problems. Aarhus, 1970. P. 170-185; Ловмянский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик «новгородский» // Скандинавский сб. Таллин, 1963. Т. 7. С. 221-249; Рыдзевская Е. А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей рус. летописи // Она же. Др. Русь и Скандинавия, IX-XIV вв. М., 1978. С. 159-236; Schramm G. Die erste Generation der altrussischen Fürsten-dynastie: Philologische Argumente für die Historität von Rjurik und Brüdern // JGO. 1980. Bd. 28. S. 321-333; Рыбаков Б. А. Киевская Русь и рус. княжества XII-XIII вв. М., 1982; Фроянов И. Я. Ист. реалии в летописном сказании о призвании варягов // ВИ. 1991. № 6. С. 3-15; Носов Е. Н. Происхождение легенды о призвании варягов и балтийско-волжский путь // Древности славян и финно-угров. СПб., 1992. С. 100-105; Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов в средневек. книжности и дипломатии // Норна у источника судьбы. М., 2001. С. 297-303; он же. Призвание варягов: ист.-археол. контекст // ДГВЕ, 2005. М., 2008. С. 76-83; Цукерман К. Перестройка древнейшей рус. истории // У истоков рус. государственности. СПб., 2007. С. 332-351; Вилкул Т. Л. Ладога или Новгород? // Palaeoslavica. 2008. Vol. 16. N 2. P. 272-280; Горский А. А. Русь «от рода франков» // ДРВМ. 2008. № 2(32). С. 55-59; он же. Первое столетие Руси // Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 7-112; Мельникова Е. А. Укрощение неукротимых: Договоры с норманнами как способ их интеграции в инокультурных обществах // ДРВМ. 2008. № 2(32). С. 12-26; она же. Рюрик и возникновение восточнослав. государственности в представлениях древнерус. летописцев XI - нач. XII вв. // Она же. Др. Русь и Скандинавия: Избр. тр. М., 2011. С. 217-240; Пчелов Е. В. Рюрик. М., 2010; он же. Варяжские имена первых князей в рус. ономастике // Novogardia. Брянск, 2020. № 1(5). С. 308-317; Стефанович П. С. «Сказание о призвании варягов», или Оrigo gentis russorum // ДГВЕ, 2010. М., 2012. С. 513-582.
Е. А. Мельникова

Иконография

Самые ранние изображения Р. содержатся в Радзивиловской летописи кон. XV в., где проиллюстрированы сюжеты «Княжение Рюрика, Синеуса и Трувора», «Аскольд и Дир просят у Рюрика разрешение на поход на Царьград», «Рюрик перед смертью передает княжение Олегу и назначает его опекуном своего малолетнего сына Игоря» (БАН. 34.5.30. Л. 8 об., 9, 10 об.). Условный портрет Р. как родоначальника династии помещался на изображениях родословий рус. царей и императоров. Первый из подобных портретов представлен на миниатюрах царских Титулярников 70-х гг. XVII в. Прототипом изображения Р. в одном из экземпляров Титулярника (РНБ. Эрм. 440. Л. 12), очевидно, послужил гравированный портрет польск. кн. Болеслава I Храброго из соч. Алессандро Гваньини «Sarmatiae europeae descriptio» (Краков, 1578) (Кулименева И. Е. Гравированные «родословия» рос. императоров XVIII в. // Родословные древа. 2018. С. 92-101). Т. о., Р. оказался изображен в западноевроп. доспехах XVI в. Особенности внешности и одежды Р. с этой миниатюры позднее повторялись в других изображениях царских родословных, создававшихся в XVII-XVIII вв. в различных техниках, напр., в серии инталий И. К. Дорша (1718-1719), на гравюре А. Ф. Зубова «Портрет Екатерины I в окружении медальонов с портретами рус. князей и царей» (1725), в серии медалей сер. XVIII в. и мн. др. К празднованию 1000-летия России в 1862 г. образ Р. был включен в скульптурную композицию среднего яруса памятника «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (архит. В. А. Гартман, скульптор П. С. Михайлов): Р. с мечом и щитом, в звериной шкуре, наброшенной поверх кольчуги, и в остроконечном шлеме. Интерес к истории Др. Руси обусловил обращение к теме первых рус. князей художников XIX-XX вв.: литография по рис. В. П. Верещагина (1980, сер. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом»), картина «Варяги» В. М. Васнецова (1909, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва) и др.

Лит.: Родословные древа рус. царей XVII-XVIII вв. / Сост.: А. В. Сиренов. М., 2018.
А. А. К.
Ключевые слова:
Древняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян Иконография (портретные изображения) великих князей, великих княгинь, князей, княгинь и княжон Рюрик, древнерусский князь, основатель династии князей и московских царей Рюриковичей, существовавшей до кон. XVI в.
См.также:
ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093)
ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ЮРЬЕВИЧ Большое Гнездо (1154 - 1212), вел. кн. владимирский (с 20 июня 1176)
ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича
ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)
ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383)
ИОАНН I ДАНИЛОВИЧ (нач. 80-х гг. XIII в.- 1340), кн. московский (с 1325), вел. кн. Владимирский (с 1328)