Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАВАН
39, С. 548-549 опубликовано: 11 марта 2020г.


ЛАВАН

[Евр.   - белый; греч. Λάβαν], сын Вафуила (Быт 28. 5), брат Ревекки, тесть Иакова, отец Лии и Рахили. В Быт 29. 5 он назван «сыном Нахора», слово «сын» здесь использовано в более общем значении - «потомок». Генеалогия Л. наглядно показывает родство 2 племенных ветвей одного рода: арамейской, восходящей к Нахору, и палестинской, связанной с потомками Авраама. Это родство подчеркивается именованием Иакова, так же как и Л., арамеем (Втор 26. 5; ср.: Быт 25. 20; 28. 5). Л. владел большими стадами овец и коз, вместе со своей семьей жил в Харране, в Паддан-Араме (   - Быт 28. 5) - в Сев. Месопотамии.

Образ Л. в кн. Бытие носит неоднозначный характер. В истории со сватовством Исаака к Ревекке, сестре Л., он представлен как активный участник этого события, исполняющий волю Господа (Быт 24. 50-51). Л., как радушный и гостеприимный хозяин, с радостью принимает слугу, посланного Авраамом в качестве свата (Быт 24. 29-33). Иначе Л. представлен в истории с Иаковом, к-рый много лет укрывался в его доме от гнева своего брата Исава (Быт 27. 41-45). Сначала Л. с радушием принял Иакова и пообещал через 7 лет работы выдать за него полюбившуюся ему младшую дочь Рахиль. Однако в брачную ночь, после свадебного пира, на ложе рядом с ничего не подозревавшим Иаковом оказалась старшая дочь Лия. Воспользовавшись любовью Иакова к Рахили, Л. обманул его и заставил работать на себя еще 7 лет (Быт 29. 16-28). По всей видимости, брачные традиции, существовавшие в роду Л. и состоявшие в обязательности замужества старшей дочери перед младшей, сильно отличались от принятых в среде палестинских израильтян и были неизвестны Иакову (Быт 29. 26-27; впосл. женитьба на сестрах была запрещена законом (Лев 18. 18)). Представленная в этом рассказе история женитьбы Иакова находит отражение в месопотамских брачных традициях, зафиксированных в хурритских клинописных табличках XV в. до Р. Х. из Нузи (Mariottini. 1992; Speiser. 1964. P. 226-227). Наблюдая увеличение своего благосостояния под упр. Иакова, Л. удержал его у себя еще на 6 лет в качестве наемного слуги, обещав вознаграждение, но неск. раз обманывал, изменяя условленную плату. С помощью обещаний различных благ Л. удалось удерживать у себя Иакова в общей сложности в течение 20 лет (Быт 31. 7, 41). Разбогатев, Иаков стал объектом зависти в доме Л. (Быт 31. 1) и после откровения от Бога решил возвратиться на родину. Иаков тайно бежал от Л. вместе с женами и со всем их имуществом, при этом Рахиль прихватила с собой домашних божков Л.- терафимов (Быт 31. 19, 30). Когда Л. узнал о бегстве, он бросился в погоню и нагнал их возле г. Галаад в Заиорданье (Быт 31. 25). Вероятно, основной причиной преследования стало желание вернуть домашних божков как знаки семейной власти и права наследования (Speiser. 1964. P. 250-251; Wenham. 1994. P. 274). Во сне Л. явился Бог и повелел не причинять зла Иакову. Следуя этому откровению, Л. примирился с Иаковом и заключил с ним союз (Быт 31. 36-42), к-рый был скреплен клятвой и жертвенной трапезой: Л. поклялся Богом Нахора, а Иаков - Богом Авраама (Быт 31. 53). Л. выступает здесь как прародитель арамеев, а Иаков - израильтян. Жертвенник на месте клятвы (холм из камней) был назван Л. по-арамейски    а Иаковом - по-еврейски   (оба термина означают «груда [камней] во свидетельство»). Простившись с внуками и дочерьми и благословив их, Л. возвратился в Харран.

История взаимоотношений Л. с Иаковом наглядно продемонстрировала двуличие и корыстолюбие Л. как руководствующегося мирскими расчетами человека, в к-ром за видимым простодушием скрываются лукавство и алчность. Л. знал через откровение свыше об истинном Боге (Быт 24. 50-51; 30. 27; 31. 49-50, 53) и в то же время не мог отречься от своих родственных языческих пристрастий, поклоняясь идолам (Быт 31. 19), его мировоззрение сохраняло в себе отголосок патpиapxaльного благочестия, смешанного с элементами язычества. Более подробно, нежели в библейском тексте, история Л. представлена в пересказе Иосифа Флавия (Ios. Flav. Antiq. I 16-20) и в апокрифической «Книге Юбилеев» (главы 27-29). В раввинистической традиции подчеркиваются идолопоклонство и алчность Л., к-рые приобретают порой карикатурные формы: при встрече с Иаковом он обыскивает его, пытаясь найти в одежде золото (Midrash hag-gadol. 1902. P. 460-461), а после лицемерного примирения с Иаковом Л. посылает гонцов к Исааку, подстрекая к братоубийственной ссоре (Бэрешит Рабба. 74. 16; Сэфер ха-Йашар. 59а - 59б). Согласно комментарию Раши (XI в.), словосочетание «бог Нахора» (Быт 31. 53) указывает на имя идола (Тора с комментарием Раши. 2009. С. 584).

Христ. экзегеты, называя Л. язычником, человеком с нечистой совестью, хитрецом, обманщиком и даже «прообразом дьявола» (Caes. Arel. Serm. 88. 4), видели и положительные черты его личности, находя оправдание отдельным поступкам. Так, свт. Иоанн Златоуст, отмечая его «усердие в гостеприимстве» (Ioan. Chrysost. In Gen. 48. 4), полагал, что в истории с его дочерьми можно заметить любовь Л. к Иакову: таким необычным способом он пытался «подольше удержать при себе праведника» (Ibid. 56. 1). Подмена Рахили была связана не столько с желанием Л. выдать замуж некрасивую старшую дочь, сколько с видением «Божиего благословения на имуществе своем во время Иаковлева пастырства» (Ephraem Syr. In Gen. 29). Кроме того, св. отцы констатируют перемену в сердце Л. по отношению к Иакову, особенно после вразумления от Бога (Ibid. 31), а также то, что кротость Иакова способствовала пробуждению у Л. доброго расположения сердца (Быт 30. 27-28) и его постепенному приходу к богопознанию (Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 1, 8).

Лит.: Midrash hag-gadol ‘al hamishah humshe Torah: sefer Bereshit / Ed. S. Schechter. Camb., 1902; Speiser E. A. Genesis. Garden City, 1964; Mariottini C. F. Lavan //ABD. 1992. Vol. 4. P. 114; Wenham G. J. Genesis 16-50. Dallas, 1994; Oded B. Lavan // EncJud. 2007. Vol. 12. P. 406-407; Тора с комментариями Раши: Брейшит. М., 2009.
А. Е. Петров
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Лаван, сын Вафуила (Быт 28. 5), брат Ревекки, тесть Иакова, отец Лии и Рахили
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула