Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРАСКВИЦА
58, С. 35-37 опубликовано: 12 октября 2024г.


ПРАСКВИЦА

Монастырь Прасквица. Фотография. 2020 г. Фото: Н. Рашо
Монастырь Прасквица. Фотография. 2020 г. Фото: Н. Рашо

Монастырь Прасквица. Фотография. 2020 г. Фото: Н. Рашо
Муж. мон-рь Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится в местности Паштровичи близ г. Будва (Черногория). Согласно преданию, название получил по источнику, от воды которого исходил аромат персиков (персик по-сербски «прасква»). По преданию, ц. во имя Св. Троицы появилась здесь в 1050 г.- возможно, тогда же при ней возник и мон-рь. Но 1-е упоминание в документах связано с повельей (грамотой) серб. кор. Милутина от 1310 (или 1307) г., согласно которой он передавал земли П. и мон-рю Градиште. В 1413 г. зетский правитель Балша III Стратимирович дал П. землю для возведения ц. во имя свт. Николая Чудотворца: сохранился итальянский перевод 1439 г. повельи, подтверждающей этот вклад - она была составлена в Будве в присутствии воеводы Джурджа Джурашевича и его сына, Джурашина, посланника воеводы Сандала Алексы Паштровича. К церкви Балша приставил мон. Даниила, чтоб тот о ней заботился до конца жизни. 30 мая 1634 г. на сборе представителей рода Паштровичей были подтверждены все дарованные П. ранее права. Жители местности Паштровичей платили налог в пользу обители. В 1635 г. упоминается игум. П. Георгий (Куляча). Состоявший на русской службе гр. С. Л. Владиславич-Рагузинский в 1733 г. подарил обители 32 богослужебные книги, которые приняли игум. Стефан и иером. Димитрий.

В 1777 г. архимандритом П. стал Савва (Любиша), но митр. Черногорский Савва (Петрович-Негош) не признал его избрание. Архим. Савва проигнорировал решение владыки. В 1783 г. архим. Савва получил благословение митр. Черногорского Петра I (Петровича-Негоша) и направился за финансовой помощью в Россию, где добился аудиенции у имп. Екатерины II и решения о ежегодном выделении обители по 100 червонцев, текст решения 22 апр. подписал кн. Г. А. Потёмкин. Поездка архим. Саввы в Россию не понравилась властям Венеции, и в 1788 г. против него началось расследование: до февр. 1789 г. он находился в заточении в Венеции, после перемещен в мон-рь Крка, где пробыл до 1793 г. Во время его 2-й поездки в Россию в 1798 г. имп. Павел I увеличил размер ежегодной помощи, выделяемой обители, на 150 червонцев (лично подписанный императором документ хранится в обители). Тогда же обители было даровано 4 комплекта церковных книг (в общей сложности 124). Выделение ежегодных средств было приостановлено в 1879 г., когда в России узнали о вмешательстве светских властей в дела обители, но благодаря усилиям архим. Василия (Перазича) она была возобновлена в февр. 1890 г. и выплачивалась до 1917 г.

Во время франц. оккупации 1809-1812 гг. архим. Савва (Любиша) руководил повстанческими отрядами, что спровоцировало нападение французского отряда на мон-рь: ц. во имя свт. Николая разрушили, древние книги и архив уничтожили, монахов Димитрия (Любишу) и Петрония (Миковича) арестовали и расстреляли в Будве. Но часть братии успела скрыться, забрав с собой церковные драгоценности. За голову архим. Саввы была назначена награда - 100 золотых цехинов. Он смог вернуться в обитель только после изгнания французов и нашел там, как записал в одном из Прологов, только голые стены. Новую церковь в обители в 1852-1856 гг. возводил настоятель Синесий (Давидович; 1840-1866). При архим. Василии (Перазиче) был построен храм во имя архидиак. Стефана, освященный в 1885 г.

П. входила в состав Черногорской митрополии (см. Черногорская и Приморская митрополия), но 19 сент. 1808 г. она включена в состав Далматинской епархии, в 1870 г. была передана под управление Бока-Которского епископа, в 1931 г. вновь вернулась в состав Черногорско-Приморской митрополии. В 1933-1936 гг. П. была жен. мон-рем, после разрушения во время второй мировой войны П. восстановлена игум. Борисом (Кажинегра) на средства, собранные среди черногорцев, проживавших в Америке. Мон-рь пострадал при землетрясении в 1979 г.

В настоящее время в монастырский комплекс входят 2 храма - во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца, кулица, конаки и 2 кладбища. От древней ц. свт. Николая Чудотворца (1413), воздвигнутой в стиле рашской архитектуры, остались только фрагменты сев. певницы и сев. стены высотой от 3 до 4 м. Новая однонефная церковь (длина 18,5 м, ширина 8,5 м, высота 15 м) возведена из тесаного камня и оштукатурена известью: архитектура сочетает элементы рашского и неоготического стиля. В иконостасе находится неск. икон работы 1863 г. Николаосом Аспиотисом. Однонефная с полукруглым сводом и припратой ц. во имя Св. Троицы (длина 7,5 м, ширина 4,5 м) была расписана в 1680 г. «трудом, оплатой и стараниями отчизны Режевичей и всех Паштровичей», о чем сообщается в ктиторской надписи над входом в храм. Фрески выполнил худож. Радул, иконостас в нач. XVIII в.- его ученик Димитрий Даскал. Фрески сильно пострадали от высокой влажности и при землетрясении в 1979 г. В приземистой кулице, согласно преданию, возведенной в XV в., находилась школа, в к-рой до 1875 г. преподавали монахи, впосл.- учителя.

В П. находится большое собрание икон, из которых самой древней считается икона XI в. 2 святителей (имена не установлены). Из первоначального иконостаса ц. Св. Троицы сохранились Деисус, небольшая икона Св. Троицы и престольная икона Пресв. Богородицы с Младенцем (сохр. только лики). Особое значение имеет икона Пресв. Богородицы «Страстная», примерно датируемая XVII в., к-рая считается одним из ярчайших произведений итало-критской школы и входит в число самых ценных икон на территории Черногории. В собрании также находится ряд икон, созданных представителями династии художников Димитриевичей-Рафаиловичей (XVIII - нач. ХIХ в.), и многочисленные русские иконы XVIII-XIX вв. В ризнице хранятся деревянный крест XVI - нач. XVII в., серебряный потир (того же периода, подарен некими Вукосавом и Марко), серебряная изящная пятихлебница (дар М. Кажинегры «за душу своей матери», работа 1735 г. мастера Илии), комплект богослужебных сосудов (подарен имп. Павлом в 1798), деревянный крест с резными сценами из жизни Иисуса Христа (считается вкладом серб. царя Стефана Душана в мон-рь Дечаны, крест в П. в нач. XIX в. принес архим. Даниил (Кажинегра)), потир франц. работы (дар кор. Марии Карагеоргиевич ц. во имя блгв. Александра Невского на о-ве Свети-Стефан). Из рукописных книг выделяются Четвероевангелие XVI в. (дар митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша) в память о примирении родов Паштровичей и Црмничей), 2 русских печатных напрестольных Четвероевангелия (1751 г.- дар имп. Елизаветы архим. Василию (Петровичу-Негошу) и 1767 г.- дар 1881 г. Виссариона (Любиши)), Пролог 1761 г. (имеет запись о разорении обители в 1812).

У сев. стены ц. свт. Николая находится захоронение бывш. рус. офицера Егора Строганова и его дочери, Екатерины. Егор на дуэли убил молодого капитана, соблазнившего его дочь, но сам потерял руку. Дочь бежала из дома, после многолетних поисков Егор дошел до П., где архим. Савва (Любиша) постриг его в монахи. На протяжении 10 лет каждый день после службы мон. Егор выкладывал каменными плитами тропу от берега Милочер до с. Челобрдо, также он помогал восстанавливать мон-рь Дулево. При этом он соблюдал обет молчания. В этот период в П. пришел молодой безусый юноша, который представился мон. Елисеем и попросил разрешения остаться в обители. За усердные труды архим. Савва хотел посвятить мон. Елисея в диаконы, но тот категорически отказывался. Во время тяжкой болезни мон. Елисей не подпускал к себе врачей, но, предчувствуя скорую кончину, призвал к себе Егора и открылся ему. Оказалось, что под видом молодого монаха скрывалась дочь Егора, Екатерина, которая после возвращения домой, не застав отца, отправилась его искать. Благодаря русским монахам она узнала, что в П. живет однорукий рус. офицер, приехала в Паштровичи и 4 года наблюдала за работой отца. На следующее утро она скончалась. Егор еще 2 года продолжал мостить дорогу и, завершив дело в 1808 г., он затворился в келье, где вскоре скончался.

Лит.: Црногорчевић М. Манастири Паштровски у Боци Которскоj // Старинар Српског археол. друштва. Београд, 1895; Шеровић П. Д. Манастир Прасквица. Котор, 1935; Ђурашковић Л. Благо ман-ра Прасковица: Спомен дом «Стефан М. Љубиша», Будва, август 1998. Будва, 1998; Манастир Прасквица. Будва, 2013.
Н. Рашо