[Лат. Possidius Calamensis] (ок. 360/70 - после 437), св. (пам. зап. 16 мая), еп. Каламский, ученик и друг блж. Августина Гиппонского, автор его 1-го жизнеописания.
Основными источниками сведений о П. являются его соч. «Жизнь Августина», корпус писем блж. Августина и «Хроника» Проспера Аквитанского. С точностью и детализацией биографию П. можно проследить лишь в период с 395 по 411 г., когда он выполнял роль посредника между канонической Церковью Сев. Африки и администрацией имп. Гонория.
П. был знаком с блж. Августином 40 лет (Possid. Vita Augustini. 31. 11). Они регулярно навещали друг друга и были объединены общими пастырскими и богословскими интересами (Aug. Ep. 91, 137, 23*A; Idem. De civ. Dei. XXII 8). В 391 г. П. входил в состав монашеской общины, основанной блж. Августином в Гиппоне (Possid. Vita Augustini. 11. 3; 15. 1). Круг его чтения предположительно ограничивался неск. книгами, он плохо разбирался в «свободных искусствах» и познаниями в светских дисциплинах был обязан блж. Августину (Aug. Ep. 101. 1).
После 401 г. П. был рукоположен во епископа г. Каламы в Нумидии (ныне Гельмa, Алжир). Традиц. дату рукоположения П. (397 г.- Mandouze. 1982. P. 890; Vessey. 1999. P. 668) следует признать ошибочной. Извлечения из постановлений Карфагенского Собора 410 г. указывают на то, что П. по хиротонии был младше Флоренция, епископа г. Гиппон-Диаррит (ныне Бизерта, Тунис), к-рый занял кафедру в сент. 401 г. (Concilia Africae // CCSL. 149. P. 220).
По примеру учителя П. управлял в Каламе мон-рем, жившим по уставу блж. Августина (Aug. Ep. 245). П. часто посещал блж. Августина в Гиппоне, пользовался его б-кой (см.: Berrouard. 1983). Он советовался с блж. Августином по вопросам христ. нравственности, а также канонического порядка (напр., о возможности епископского рукоположения обратившегося клирика-донатиста - Aug. Ep. 245. 1-2).
Кафедра П. находилась в области, в к-рой господствовали донатисты (см. Донатизм), поэтому он прилагал много усилий, чтобы убедить раскольников вернуться в Церковь. 25 авг. 403 г. П. принимал участие в поместном Соборе в Карфагене. Вместе с Алипием и Августином он был одним из 3 епископов, сумевших прибыть из Нумидии; остальным епископам помешали беспорядки, организованные в провинции новобранцами (Concilia Africae // CCSL. 149. P. 209). В соответствии с решениями этого Собора в 403-404 гг. П. дважды приглашал для совещания донатистского епископа Каламы Криспина. Когда последний отказался явиться, П. публично подверг его насмешкам. Один из священников-донатистов, также по имени Криспин, чтобы отомстить за своего епископа, решил устроить П. засаду и напасть на него с вооруженными циркумцеллионами возле т. н. fundus Figulinensis (сельскохозяйственное угодье недалеко от Каламы; Ibid. P. 210-211; Aug. Contr. Cresc. III 45(49); Idem. Ep. 105. 2(4)). П. убежал на соседнюю ферму (fundus Пliuetensis) и забаррикадировался вместе со своими сторонниками. Циркумцеллионы пытались забросать осажденных камнями и поджечь дом. Когда им удалось взломать дверь, П. был жестоко избит и избежал смерти только благодаря вмешательству пресв. Криспина. В этом преступлении обвинили еп. Криспина, к-рый предстал перед судом проконсула и был приговорен к выплате 10 фунтов золотом (Possid. Vita Augustini. 12. 5). П. просил власти освободить Криспина от штрафа (Ibid. 12. 8; Aug. Ep. 88. 7) и добился удовлетворения своей просьбы, но епископ подал апелляцию императору и снова был осужден (Possid. Vita Augustini. 12. 7-8), хотя и не заплатил штраф благодаря ходатайству канонических епископов, гл. обр. блж. Августина (Ibid. 12. 9).
Имя П. упоминается в списке 7 судей, назначенных Карфагенским Собором 13 июня 407 г. по просьбе Маврикия, еп. Тубурсика Нумидийского (Thubursicu(m) Numidarum, ныне Хамисса, Алжир), к-рого в чем-то обвиняли местные землевладельцы (seniores) (Concilia Africae // CCSL. 149. P. 217). Летом 408 г. произошло столкновение П. с язычниками Каламы. Поводом для конфликта послужило то, что подчиненные П. клирики попытались воспрепятствовать язычникам праздновать свой праздник, ссылаясь на закон имп. Гонория от 24 нояб. 407 г., к-рый запрещал языческие культы. В ответ язычники начали бросать камни в христ. базилику. П. пожаловался муниципальным властям, но через 8 дней произошло новое нападение на церковь. Гражданские власти отказались зарегистрировать жалобу епископа, а на следующий день язычники подожгли храм и прилегающие постройки, разграбили церковное имущество и убили неск. человек. П. вынужден был скрываться (Aug. Ep. 91. 8).
Не исключено, что именно вслед. этих событий (Ibid. 95. 1) П. на время покинул кафедру и занялся выполнением важных поручений за пределами Сев. Африки. По просьбе блж. Августина он доставил в Италию 2 письма Гиппонского епископа: одно - свт. Павлину Ноланскому и его жене Теразии (Ibid. 105), другое - еп. Меморию, отцу пелагианина Юлиана Экланского (к письму прилагалась 6-я книга сочинения блж. Августина «О музыке»; Ibid. 101. 1, 4). В Италии П., вероятно, встречался с уроженцем Каламы Нектарием, одним из корреспондентов блж. Августина. По возвращении в Африку П. привез блж. Августину письмо от Нектария, в к-ром сообщалось о том, что слухи о возмущении язычников в Каламе достигли Италии (Ibid. 104. 1(1)). П. вместе с 3 др. африкан. епископами (по поручению Карфагенского Собора, состоявшегося 14 июня 410 г.) отправился в Равенну (Concilia Africae // CCSL. 149. P. 220), чтобы добиться при дворе имп. Гонория восстановления недавно отмененного закона против язычников и еретиков, а также просить о созыве в Карфагене офиц. совещания между православными и донатистскими епископами (Gesta Conl. Carth. 1. 4-5). Закон, гарантировавший каждому свободу вероисповедания (Concilia Africae // CCSL. 149. P. 220), скорее всего был принят потому, что император хотел сделать исключение для тех своих придворных чиновников, к-рые не были православными, но услуги к-рых он особенно ценил. Донатисты распространяли копии текста этого нового закона по всей Сев. Африке, пытаясь вернуть конфискованные базилики и имущество. Прибыв в Равенну, П. и 3 др. африкан. епископа добились аудиенции у имп. Гонория и просили императора назначить председателя для офиц. совещания между православными и донатистами. Совещание состоялось в 411 г. в Карфагене при участии нотария Марцеллина. Сторонники канонической Церкви получили полную поддержку, а донатисты вновь были объявлены вне закона. П. присутствовал на этом совещании в качестве одного из 7 адвокатов (actores), представлявших интересы канонической Церкви. Вопреки иерархическому порядку ему было поручено подписать постановление (mandatum) от лица правосл. стороны (Gesta Conl. Carth. 1. 2, 55, 139; 2. 2; 3. 2). В ходе 1-й сессии (1 июня) П. редко выступал с заявлениями, поскольку недавно скончался донатистский епископ Каламы Криспин и П. не имел на своей кафедре соперника-донатиста. Вмешательство П. касалось только процедуры проведения совещания (Ibid. 1. 150, 157, 201). На 2-м (3 июня) и 3-м (8 июня) заседаниях, когда спорные вопросы начали рассматриваться по существу, П. выражался предельно кратко, выступая против хитрой тактики донатистов, к-рые пытались затянуть процесс (Ibid. 2. 2, 10-11, 29-31; 3. 2, 10, 22, 68-69, 80, 105, 141-142, 146, 148, 152, 168, 178, 183, 192, 195, 256). Когда донатисты нападали на блж. Августина, П. делал вид, что не понимает, о чем идет речь, указывая, что предмет дебатов - не взгляды блж. Августина (causa Augustini), а единство Церкви (causa ecclesiae) (Ibid. 3. 243, 245).
В 412 г. П., вероятно, находился в Гиппоне (блж. Августин передал от него привет в письме, адресованном Волузиану и написанном в этом году - Aug. Ep. 137. 20). В 416 г. П. принимал участие в антипелагианском Соборе в Милеве (ныне Мила, Алжир); его имя фигурирует в послании Собора, адресованном епископу (папе) Римскому Иннокентию I (Ibid. 176). В этом же году П. вместе с 4 др. епископами (Аврелием, Августином, Эводием и Алипием) составил неофиц. письмо Иннокентию I, в к-ром приводились дополнительные разъяснения, касающиеся пелагианства (Ibid. 177). 27 янв. 417 г. Иннокентий I написал тем же епископам (включая П.) ответное письмо, в котором выражал свою поддержку (Ibid. 183).
В 418 г. П. вместе с блж. Августином входил в состав делегации епископов, направленной епископом (папой) Римским свт. Зосимой в Мавританию Кесарийскую (Ibid. 190. 1). В ходе посещения этой провинции П. участвовал в публичном собеседовании с донатистом Эмеритом, к-рое прошло 20 сент. 418 г. в кафедральной базилике Кесарии Мавританской (ныне Шершель, Алжир) в присутствии мн. епископов, клириков и мирян с обеих сторон (Idem. Emerit. 1 // CSEL. 53. P. 181; ср.: Possid. Vita Augustini. 14. 1-8).
В мае 419 г. П. принимал участие в 1-м заседании (25 мая) очередного поместного Cобора в Карфагене (Concilia Africae // CCSL. 149. P. 150) и присутствовал при обсуждении канонов, касающихся пресв. Апиария, который ранее, будучи отлучен своим епископом, подал апелляцию в Рим, что осложнило отношения между Римской и Африканской Церквами. Имя П. фигурирует в синодальном письме, адресованном епископу (папе) Римскому Бонифацию I, в к-ром дело Апиария объявлено улаженным (Ibid. P. 161).
Ок. 428 г. П. покинул Каламу, разрушенную вандалами (Possid. Vita Augustini. 28. 4-1), и направился вместе с др. нумидийскими епископами в Гиппон, где оставался вместе с блж. Августином, присутствовал при его болезни и кончине († 28 авг. 430; Ibid. 10-13; 31. 1-5). Предположительно в это время П. составил «Указатель сочинений Августина», опираясь на собрание рукописей б-ки Гиппона (Ibid. 18. 10). Ок. 435 г. П. вернулся в Каламу, но в 437 г. был изгнан оттуда королем вандалов (арианином Гейзерихом) и перебрался в Италию. Проспер Аквитанский сообщал, что П., будучи одним из самых пожилых епископов Сев. Африки, стал личным врагом Гейзериха за то, что отказался подчиниться ему как арианину (Prosper. Chron. 1327 // MGH. AA. T. 9. P. 475). После 437 г. имя П. в источниках не упоминается.
В позднем литургическом тексте, составленном регулярными канониками Латеранской базилики в Риме, есть сведения, что П., покидая Африку вместе с др. африкан. епископами, взошел на корабль и, не имея ни весел, ни паруса, добрался чудесным образом до Неаполя, где впосл. скончался (Lanzoni. Diocesi. P. 798-801). В XVI-XVII вв. под влиянием ордена августинцев П. начали отождествлять с Поссидонием - пресвитером греч. происхождения, почитаемым в итал. г. Мирандола (близ Модены, пам. местная 16 мая). Из-за путаницы событий жизни П. и Поссидония в поздних августинских бревиариях утверждается, что местом высадки П. в Италии была Апулия (г. Куртис-Лациана, ныне Мирандола), где он и умер. Тело П. по приказу имп. Людовика Благочестивого якобы было доставлено сначала в Германию, затем в итал. г. Региум-Лепиди (ныне Реджо-нель-Эмилия) и, наконец, в IX в.- в Мирандолу (ActaSS. Mai. 1866. T. 4. P. 27-34). Отождествление 2 святых связано прежде всего со сходством их имен: оба имени греч. происхождения и восходят не к лат. глаголу possideo (обладать, владеть), а являются производными от греч. Ποσειδῶν (Посейдон). Possidius происходит от латинизированной формы Poseidonios (Marchese. 2015). В древних мартирологах не содержится дней памяти П. Кард. Цезарь Бароний в комментарии к Римскому Мартирологу назначил празднование памяти П. на 16 мая (см.: Propylaeum ad ActaSS: Decembris / Ed. H. Delehaye. Brux., 1940. P. 193. Not. 10). Эта же дата подтверждена бреве папы Римского Климента X «Alias a Congregatione» от 19 авг. 1672 г.
П. принадлежат 2 произведения: «Жизнь Августина» и «Указатель сочинений Августина», к-рый в старых изданиях обычно публиковался вместе с «Жизнью...» как ее составная часть. В рукописной традиции «Указатель...», как правило, переписывался отдельно от «Жизни Августина». Списки, в которых содержатся оба произведения, крайне редки (Hermanowicz. 2008. P. 10).
(Vita Augustini; CPL, N 358; BHL, N 785; изд.: PL. 32. Col. 31-66; также среди трудов блж. Августина: PL. 33. Col. 966-968; CSEL. 57. P. 372-379; критические изд.: Weiskotten. 1919; Vega. 1934; Pellegrino, ed. 1955; Bastiaensen. 1975; Geerlings. 2005; о рукописной традиции см.: Chatelain E. Introduction à la lecture des Notes Tironiennes. P., 1900. P. 213-214; Pellegrino. 1956. P. 198-229; эмендация рукописей: Bastiaensen. 1975. P. 128-146) является единственной биографией блж. Августина, составленной его современником. Сочинение написано между 432 (смерть комита Африки Бонифация, см.: Possid. Vita Augustini. 18. 2) и 437 (год изгнания правосл. епископов из Сев. Африки) годами.
«Жизнь Августина» написана по образцу античных биографий Светония с элементами христианской агиографии. Сочинение состоит из вступления и 3 частей: 1) собственно сама биография блж. Августина, изложенная в хронологическом порядке, начиная с его обращения в христианство: крещение Августина свт. Амвросием Медиоланским (главы 1-2); основание мон-ря в Тагасте (гл. 3); рукоположение Августина во пресвитера (гл. 4); его аскетическая жизнь в Гиппоне (гл. 5); споры Августина с манихеем Фортунатом (гл. 6); рукоположение во епископа (гл. 8); его борьба с донатистами (главы 7; 10. 12-14), манихеями (главы 15-16), арианами (гл. 17) и пелагианами (гл. 18. 1-6); 2) описание образа жизни (mores, нравы) блж. Августина (главы 19 - 27. 5): его пастырское служение, исполнение судейских функций в своей епархии (гл. 19); взаимодействие со светскими властями (гл. 20); участие в церковных Соборах и епископских посвящениях (гл. 21); манера одеваться и правила поведения во время трапезы (гл. 22); благотворительность (гл. 23); управление церковными финансами (гл. 24); воспитание клира (гл. 25); забота о собственной нравственной репутации (гл. 26); посещение вдов, сирот, больных и умирающих (гл. 27. 5); 3) последние дни жизни блж. Августина, его предсмертная болезнь и кончина (главы 27. 6 - 31): забота блж. Августина о своем лит. наследии (гл. 28. 1); рассказ об осаде Гиппона вандалами (главы 28. 2 - 29) и письмо блж. Августина Римскому еп. Гонорату из церкви Тиаба, в к-ром даются рекомендации по поводу поведения клира во время нашествия вандалов (гл. 30. 3-51 = Aug. Ep. 228); описание последних дней святого, его смерть, похвала блж. Августину и молитва за него от лица П. (гл. 31). П. не рассказывал подробно о ранних годах жизни блж. Августина, поскольку предполагал, что читатель сможет ознакомиться с этим периодом в «Исповеди» епископа Гиппонского (Courcelle. 1963).
В «Жизни Августина» цитируются только 3 источника: Свящ. Писание, имп. законы и сочинения блж. Августина. П., по-видимому, следовал новой тенденции, наметившейся в первые десятилетия V в.,- ссылаться на сочинения известных авторов, как правило епископов, а также на юридические документы, чтобы доказать правильность тех или иных богословских положений. Напр., рассказ о том, как П. подвергся нападению со стороны донатистов, передан в сочинении не словами очевидца, а заимствован из трудов блж. Августина. Когда П. описывал окрестности Каламы, он делал это не самостоятельно, а заимствовал материал из писем и трактатов учителя (Pellegrino. 1954).
П. ставил перед собой задачу защитить репутацию блж. Августина, личность к-рого в 30-х гг. V в. неоднозначно воспринималась как в Африке, так и в Италии и Галлии. Вопросы вызывало прежде всего учение блж. Августина о предопределении (см., напр., оценку этого учения св. Викентием Леринским как «самой глубокой пропасти ереси» - Vincent. Lerin. Common. 17. 7). Гиппонского епископа также порицали за его манихейское прошлое, подвергали сомнению легитимность его рукоположения, критиковали его методы управления мон-рем в Гиппоне, обвиняли в непослушании церковным Соборам. Преследуя апологетические цели, П. старался подчеркнуть богословскую безупречность Августина и его непоколебимый авторитет в среде духовенства канонической Церкви. «Жизнь...», по-видимому, изначально была адресована довольно узкому кругу людей, живших в 30-х гг. V в. в Сев. Африке, Италии и Галлии и настроенных к блж. Августину критически. В ней очень мало богословских рассуждений, но много конкретных фактов: с кем встречался блж. Августин и что он делал. Описания встреч блж. Августина с его противниками (арианами, донатистами, пелагианами и др.) довольно отрывочны, т. к. для П. важным был сам факт победы блж. Августина в полемике с еретиками, а не ее ход. Читателей, интересующихся подробностями, П. неоднократно отсылает к соответствующим сочинениям учителя. При этом П. не ставил перед собой цель проанализировать и оценить философские и богословские сочинения блж. Августина. Описывая аскетизм учителя, П. подчеркивал, что блж. Августин вел в своем мон-ре такой образ жизни, к к-рому сам публично призывал других, что он всегда находился в здравом уме и не оставлял дело проповеди вплоть до последней болезни. Нек-рые читатели творений блж. Августина высоко оценивали его ранние сочинения, посвященные свободе воли и благодати, и настороженно относились к его поздним трудам на эту же тему, полагая, что они противоречат ранним работам. П. считал, что в богословии блж. Августина нет эволюции и противоречий, что его взгляды остались неизменными и последовательными. П. взял на себя роль посредника между лит. наследием блж. Августина и читателями сочинений епископа Гиппонского; он пытался представить блж. Августина и его труды в идеализированном виде, предлагая упрощенный взгляд на действительно сложную и противоречивую личность учителя.
Первое издание «Жизни Августина» вышло в Венеции в 1484 г. (список ранних изд.: BHL, N 785: Pellegrino. 1956. P. 195-197). Многочисленные издания XVI-XVII вв., как правило, базировались на к.-н. одной средневек. рукописи и не представляют ценности с т. зр. текстологии. В издании монахов-бенедиктинцев конгрегации св. Мавра (Sancti Aurelii Augustini Hipponensis Episcopi vita, auctore Possidio Calamensi episcopo... // Sancti Augustini Hipponensis Episcopi Operum. P., 1690. T. 10. Col. 257-280) учтены рукописи, хранившиеся во франц. собраниях, при его подготовке проводилась текстологическая работа. Это последнее издание было воспроизведено в «Патрологии» Ж. П. Миня. После издания мавристов значительный вклад в исследование текста «Жизни Августина» внес Г. Т. Вейскоттен (Weiskotten. 1919), который использовал ок. 30 рукописей. В последующих изданиях (Vega. 1934; Pellegrino, ed. 1955; Bastiaensen. 1975; Geerlings. 2005) лишь незначительно улучшен текст и расширен критический аппарат.
Древнерус. перевод «Жизни Августина» сохранился в составе «Книги святого Августина», к-рая была переведена с латинского, возможно Дмитрием Герасимовым, не позднее 40-х гг. XVI в. («Житие святаго Августина, учителя церковнаго, епископа Иппонскаго, списаное от ученика его Поссидониа епископа Каламанскаго»; единственный полный список, автограф Евфимия Чудовского: ГИМ. Чуд. № 216. Л. 1 об.- 36 об.; см.: Калугин. 2002; Он же. 2014), а также июньского тома старообрядческих «Выговских Четиих Миней», составленных под рук. братьев Андрея и Семена Денисовых (БАН. Собр. Ф. А. Каликина. № 61, 10-е гг. XVIII в. Л. 354-373 об.; текст помещен после 30 июня и имеет надписание: «Житие иже во святыхъ отца нашего Августина епископа Иппонийскаго»; описание рукописи: Барсов Е. В. Четии Минеи братьев Денисовых // Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 663-708), и рогожского поморского сборника (РГБ. Рогож. № 168, 20-е гг. XVIII в. Л. 248-302 об.). В. В. Калугин предположил, что слав. «Житие Августина» было пересмотрено и снабжено комментариями и глоссами в кружке кн. А. М. Курбского (Калугин. 2014. С. 181). Во мн. местах текст древнерус. перевода существенно отличается от лат. оригинала, изданного Минем (о 2 рус. вставках в «Житии...» см.: Он же. 2002. С. 123-127), поэтому важной задачей является поиск лат. прототипа «Книги святого Августина». Первые инкунабулы и палеотипы лат. оригинала уже имеют разночтения, позволяющие ограничить круг возможных источников «Книги святого Августина» (Там же. С. 114-115).
(Operum S. Augustini elenchus; Indiculus/Indiculum librorum, tractatuum et epistolarum Sancti Augustini Hipponensis episcopi; CPL, N 359; BHL, N 786; CPPMA. Vol. 2. N 1500; изд.: PL. 46. Col. 5-6; критическое изд.: Wilmart. 1931. P. 149-233; небольшие исправления см.: Bruyne. 1931; Zarb. 1935; Glorie. 1975; эмендация изд. мавристов без учета изд. А. Вильмара: Jax. 1935) был составлен несколько ранее «Жизни Августина» и в совр. изданиях обычно помещается в качестве приложения к ней. Целью составления «Указателя...» явилось желание сохранить для потомков наследие блж. Августина, к-рое могло быть забыто в условиях гонения на православных со стороны вандалов-ариан. П., по-видимому, посчитал имеющееся собрание сочинений блж. Августина слишком громоздким и хаотичным, поэтому он сделал попытку упорядочить и систематизировать наследие учителя, чтобы все могли пользоваться им в качестве назидательного источника в полемике с донатистами, пелагианами, манихеями и проч. еретиками и раскольниками. П. не только каталогизировал б-ку блж. Августина, но и способствовал перемещению ее в безопасное место. Во многом благодаря его усилиям бoльшая часть корпуса сочинений блж. Августина не погибла от рук вандалов (см.: Bouhot. 1998).
В «Указателе...» труды блж. Августина подразделяются по жанрам на 3 части: книги (libri), письма (epistulae) и трактаты (tractatus), а также предлагается 1-я их классификация по содержанию. П. выделяет 13 тематических групп сочинений (сам блж. Августин в труде «Пересмотры» придерживался хронологического принципа): 1) против язычников; 2) против «математиков» (т. е. астрологов); 3) против иудеев; 4) против манихеев; 5) против присциллиан; 6) против донатистов; 7) против пелагиан; 8) против ариан; 9) против аполлинаристов; 10) сочинения и письма наставительного содержания; 11) толкования на псалмы; 12) письма; 13) трактаты различного содержания. По мнению большинства ученых, «Указатель...» либо основан на каталоге б-ки блж. Августина в Гиппоне (ср.: Aug. Retractat. 2. 41), либо является личным списком П.
Впервые «Указатель...» издан в 1564 г. бельг. августинцем Й. Влиммером (D. Aurelii Avgustini Hipponensis Episcopi Sermonum pars una, hactenus partim mutila, partim desiderata, et ex venerandae antiquitatis exemplaribus nunc recens eruta, una cum Indiculo Possidii Episcopi... Lovanii, 1564; см.: Wright. 1979) и затем неоднократно издавался в составе трудов блж. Августина. Рус. переводчики «Жизни Августина» посчитали излишним включать «Указатель...» в перевод, поскольку он, по их мнению, «не представляет практического интереса» (Грацианский, Кузенков. 1997. С. 357).
На основании отдельных реплик П., сохранившихся в актах Карфагенских Соборов, можно сделать вывод о том, что он имел настойчивый характер, был довольно резок в полемике и часто склонен к конфронтации. П. иногда спорил с коллегами-епископами, в т. ч. с блж. Августином. Однажды блж. Августин сделал выговор П. за то, что он плохо отзывался о ком-то за обеденным столом. Гиппонский епископ угрожал уйти в свою комнату, если П. и другие его сотрапезники не прекратят пересуды (Possid. Vita Augustini. 22. 7). П. любил выискивать в Свящ. Писании изречения, к-рые можно было бы использовать в качестве авторитетных предписаний в конкретных обстоятельствах жизни и пастырской практики. В одном из писем блж. Августин выразил явное недовольство просьбой П. написать объяснение на основе Свящ. Писания относительно вопроса, к-рый он и без того считал очевидным,- о недопустимости для христиан носить ювелирные украшения и пользоваться косметикой (Aug. Ep. 245; письмо предположительно датируется 401 г.).
Большинство исследователей считают, что «Жизнь Августина» при всех ограничениях, к-рые налагает на нее жанр, является в целом достоверной и объективной. На это указывают близкая дружба биографа с блж. Августином, его знакомство с сочинениями учителя, из к-рых он часто заимствовал те или иные выражения; мн. события описаны как свидетельства очевидца. По сравнению с биографией свт. Амвросия, принадлежащей Павлину Медиоланскому (CPL, N 169), «Жизнь Августина» более точна в отношении хронологии событий, больше внимания уделяется лит. наследию блж. Августина. В биографии П. мало упоминаний о чудесах и вмешательстве демонов в жизнь святого (рассказывается только о 2 чудесных явлениях). Наиболее существенное хронологическое расхождение между «Жизнью Августина» и «Исповедью» касается «интеллектуального» обращения блж. Августина, с одной стороны, его крещения и «аскетического» обращения - с другой. В «Исповеди» «аскетическое» обращение (книга VIII) происходит между «интеллектуальным» обращением (книги V-VII) и крещением (книга IX). П. различает 2 стадии: обращение Августина из манихейства в кафолическую веру под влиянием свт. Амвросия Медиоланского, к-рое завершается крещением, и затем почти сразу - «аскетическое» обращение, т. е. решение вести подвижническую жизнь.
По мнению ряда исследователей, «Жизнь Августина» отражает биографию епископа Гиппонского не совсем точно и является неумелой попыткой ответить на критику его богословия и образа жизни. П. якобы был либо малообразован, либо тенденциозен и не обладал умом, способным постичь интеллектуальную широту блж. Августина (Diesner. 1962), допускал грубые ошибки в хронологии (Courcelle. 1963. P. 613). Э. Херманович пыталась доказать, что такой взгляд на П. является в корне неверным. П. управлял крупнейшей епархией в Нумидии в течение более 30 лет, был знаком со мн. знатными и известными людьми своего времени, среди к-рых: имп. Гонорий; префект претория; консулы Флавий Маллий Феодор (399) и Аниций Авхений Басс (408) - давние друзья блж. Августина; Волузиан, дядя прп. Мелании Римляныни Младшей (Aug. Ep. 137); свт. Павлин Ноланский; Меморий, еп. Кампанский, отец Юлиана Экланского, и др. П. очень хорошо знал светское право и разбирался в юридических тонкостях судебного процесса в V в.; он был автором мн. соборных посланий, адресованных Римским епископам; принимал активное участие в организации антидонатистских Соборов. В 90-х гг. IV в. донатисты составляли большинство христиан в Сев. Африке (Possid. Vita Augustini. 7. 2). К 420 г. большая часть из них присоединилась к канонической Церкви. Успех борьбы с донатизмом, обычно приписываемый блж. Августину и силе имп. законов, был бы невозможен без содействия П. и ряда др. африкан. епископов (Феасия, Эводия, Фортуниана, Алипия и др.), к-рые по поручению блж. Августина представляли интересы православных при дворе императора. Блж. Августин навсегда покинул Италию в 388 г. и действовал через своих учеников, к-рые были достаточно эрудированы и образованы, чтобы снискать симпатии императора и его администрации (Hermanowicz. 2008. P. 83-96).