[Греч. Παφλαγονία; лат. Paphlagonia], историческая область на севере М. Азии (совр. Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ).
В античное время границы П. менялись; в момент объединения с Гонориадой (535) визант. провинция П. простиралась по юж. берегу Чёрного м. и граничила с Вифинией на западе, с Галатией на юге и с Понтом на востоке. Ее естественными границами были устье р. Сангарий (Сакарья), хребет Кёроглу, реки Галис (Кызылырмак) и Амний (Гёкырмак). Область делится на внутреннюю П., преимущественно гористую, и прибрежную П., к-рая включает равнинную местность. Основные реки П.- Гипий, Парфений (Бартын), Биллай. У Сандараки и Гангр (ныне Чанкыры, Турция) были известны термальные источники. П. в направлении с запада на восток пересекали прибрежная и внутренняя (Никомидия - Клавдиополь - Адрианополь - Гангры - Амасия) дороги, а с юга на север - не менее 5: Прусиада - Дия, Клавдиополь - Тиос, Анкира - Кратия, Адрианополь - Амастрида, Гангры - Ионополь. Важную роль играло судоходство вдоль морского побережья (порты Ираклия, Тиос и Амастрида), а также морская торговля по всему Чёрному м. и судостроение. Основу экономики П. составляли заготовка леса, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), рыболовство (тунец, пескарь) и в меньшей степени земледелие (зерновые, вино, орехи, фрукты). На границе с Вифинией добывали железо, в Кюре близ крепости Кастамон (ныне Кастамону, Турция) - медь, в Ганграх - каменную соль.
Племя пафлагонян во главе с Пилайменом впервые упомянуто у Гомера (Homer. Iliad. II 851-852; XIII 643-659) как союзное троянцам. На побережье П. были расположены греч. колонии, в т. ч. Ираклия, Ионополь. В результате завоеваний Ахеменидов (V в. до Р. Х.) П. вошла в 3-ю сатрапию Персидской империи. В 323 г. до Р. Х. Пердикка, начавший после смерти Александра Великого управлять его державой, определил, что власть над 2 еще не завоеванными сатрапиями (П. и Каппадокия) должна перейти к Эвмену из Кардии. Тем не менее Антигон Одноглазый и Леоннат, сатрапы Великой и Малой Фригий, к-рым было поручено содействовать Эвмену в подчинении указанных территорий, отказались это сделать. Вскоре Эвмен совместно с Пердиккой установил власть над Каппадокией, а П. оставалась под контролем местных правителей.
Имп. Феодосий II (408-450) объединил Восточную Вифинию и Западную П. в пров. Гонориада с центром в Ираклии (затем - в Клавдиополе). В провинции П. остались города Помпейополь, Соры, Амастрида, Ионополь и Дадивра, а в состав Гонориады вошли Прусиада, Ираклия, Тиос, Кратия и Адрианополь (Hieroclis Synecdemus. 694. 3 - 696. 3 / Rec. A. Burckhardt. Lipsiae, 1893. P. 31). В 535 г. провинции были объединены, однако уже в 553 г. их вновь разделили. В VII в. Гонориада и большая часть П. стали частью фемы Опсикий, восток П. (Амастрида и долина р. Амний) вошел в фему Армениак. Тем не менее старое деление на провинции сохранялось в практике коммеркиариев вплоть до VIII в. Как сообщает ат-Табари, в 712 г. арабы совершили нападение на Гангры. В 724 г. войска Муавии ибн Хишама, продвигавшиеся к Никее, разрушили Гангру; спустя 5 лет город был разрушен ими повторно (Theoph. Chron. P. 410). Фема Опсикий стала центром мятежа, инициированного ее комитом, зятем имп. Константина V, Артаваздом (740). После подавления восстания император разделил фему Опсикий на 3 части, территория П. вошла в состав фемы Вукелларии (Вукеллариев). В 757 г. Константин посетил П. по пути в Киликию.
В кон. VIII в., во время очередного нашествия арабов на П., свт. Георгий, архиеп. Амастриды, призвал жителей окрестных территорий укрыться в городе, а сам с молитвой обошел городские стены, что, по преданию, спасло Амастриду от разорения (Житие св. Георгия Амастридского. 24-26 // Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3. С. 37-41; переизд.: Он же. Избр. труды по истории Византии / Ред.-сост.: М. В. Грацианский, П. В. Кузенков. М., 2010. Кн. 2. Т. 3. С. 320-322). В разделе Жития, посвященном посмертным чудесам свт. Георгия, сообщается о нападении на Амастриду «дикого и грубого» народа русов/росов (οἱ ῾Ρῶς). Это нападение, являвшееся, вероятно, частью масштабной экспедиции от Мраморного м. до П., имело место в 1-й пол.- сер. IX в. (по всей видимости, между 815 и 843, подробнее см.: TIB. 1996. Bd. 9. S. 78-79; Кузенков П. В. Из истории начального этапа византийско-русских отношений // ИВ. 2012. Т. 1(148): Начало рус. государственности. С. 54-99, здесь - С. 62-67). В лит-ре также высказывалось мнение о том, что указанное повествование является интерполяцией и связано с походом руси на К-поль в 860 г. или с походом кн. Киевского Игоря в 941 г.
В правление имп. Феофила (829-842), стремившегося укрепить позиции Византии на Понте, П. стала отдельной фемой. В 838 г. П. была вовлечена в мятеж Феофова, после чего в ней были размещены 2 тыс. хуррамитов (Theoph. Contin. P. 124-125). В 1-й пол. IX в. из фемы Армениак была выделена фема П., к-рая занимала вост. часть одноименной исторической области с центром в Амастриде. Во главе фемы стоял катепан, c XII в.- дука Амастриды. В кон. IX в. в П. засвидетельствовано наличие фемного ополчения (Fourmy M.-H., Leroy M. La Vie de S. Philarète // Byz. 1934. Vol. 9. P. 125-127). Согласно Ибн Хордадбеху, который опирался на аль-Гарми, в феме Вукелларии было 2 турмы, 8 тыс. воинов и 13 крепостей, в феме П.- 1 турма, 5 тыс. воинов и 5 крепостей. В Х в. эти фемы, имевшие флот, могли временно объединяться.
В источниках упоминаются аристократы, крупные землевладельцы, происходившие из П.: Мария, дочь прп. Филарета Милостивого из Амнии, стала женой имп. Константина VI (790-797), св. Феодора, дочь друнгария или турмарха Марина из Эвиссы,- женой имп. Феофила (Theoph. Contin. P. 89). Во 2-й пол. IX в. в П. род. известный ритор и писатель Никита Давид Пафлагон. На равнине Гунария, к югу от крепости Кастамон, находились большие земельные владения династии Комнинов. В 1057 г. это место стало центром восстания части визант. стратигов против имп. Михаила VI Стратиотика; здесь же был провозглашен императором Исаак I Комнин. Из П. происходили имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) и его брат, Иоанн Орфанотроф.
В 967 г. землетрясение полностью разрушило Клавдиополь и нанесло ущерб мн. др. городам П. В 1035 г., также в результате землетрясения, разрушены 5 сел в феме Вукеллариев, в 1050 г.- Гангры. В 1032 г. в П. был мор, вызвавший бегство многих ее жителей в столицу (TIB. 1996. Bd. 9. S. 1). В 1059 г. тюрки-сельджуки впервые дошли до Гонориады (Mich. Attal. Hist. P. 78). В 60-70-х гг. XI в. фемное ополчение в Вукеллариях и П. было ликвидировано, а стратиги заменены дуками. В 1075-1076 гг. для борьбы с тюрками 1-й дука Вукеллариев Михаил Маврик имел уже не профессиональных солдат, а свою личную дружину (Niceph. Bryen. Hist. P. 197). Впрочем, прибрежная П. в меньшей степени была затронута тюрк. нашествиями. В 1101 г. крестоносцы под рук. Раймунда Тулузского прошли мимо занятой тюрками Гангры, а близ Кастамона их фуражиры были окружены и сожжены тюрками Данишменда (TIB. 1996. Bd. 9. S. 85-86). В 1124 г. Амир Гази занял Ираклию и побережье П. В 1132 г. имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) освободил Кастамон и Гангры. Через 2 года Амир Гази отвоевал Кастамон, уничтожив большое число христиан, однако его сын, Малик Мухаммед, не смог удержать город; в 1139 г. тюрки окончательно покорили Гангры и Кастамон (Cinnam. Hist. P. 13-14; Nicet. Chon. Hist. P. 18-21). В том же году по побережью П. прошло войско Иоанна II (Ibid. P. 34). Император сослал в Ираклию своего брата, Исаака, к-рого впосл. вернул Мануил I Комнин (1143-1180) (Cinnam. Hist. P. 199-200). В 1180 г. последний спас от тур. осады Клавдиополь (Nicet. Chon. Hist. P. 99-200). В 1181-1182 гг. буд. имп. Андроник I Комнин, готовившийся вступить в К-поль, собирал отряды своих сторонников в Ираклии и П. (Ibid. P. 229, 243). В 1191 г. в П. началось восстание 2-го Псевдо-Алексея Комнина, подавленное Феодором Хумном в 1195 г.; 3-й Псевдо-Алексей захватил несколько крепостей в П. и спустя 2 года был убит в Гангре. В 1196 г. султан Масуд взял Дадивру (Ibid. P. 422-423, 461-463).
После захвата К-поля участниками 4-го крестового похода (1204) территории фем Вукеллариев и П. должны были перейти к Латинской империи. Впрочем, вскоре они стали предметом противостояния между правителями Никеи и Трапезунда. В 1204 г. греческие и грузинские войска под рук. Давида Великого Комнина дошли до Ираклии. Через год никейский имп. Феодор I Ласкарь вступил с ним в борьбу и отнял у Трапезундской империи Прусиаду, однако был остановлен союзными Давиду латинянами; в 1211 и 1214 гг. Феодор отвоевал всю прибрежную П. до Амастриды (TIB. 1996. Bd. 9. S. 92-95).
При имп. Иоанне III Дуке Ватаце (1221-1254) стратигом П. был Михаил Мелиссин, сражавшийся там с тюрками. В 1256 г. элитные части из П. были переведены в Фессалонику, однако уже к 1267 г. Ираклия, Тиос, Амастрида и Кромна стали византийскими анклавами на тюркских землях. В 1261 г. генуэзские купцы появились в Амастриде и Ираклии, в 1268 г. в Ираклию прибыли венецианцы. Внутренняя П. принадлежала сельджукским султанам и туркмен. эмирам, нек-рые из них (напр., Али Амурий) формально признавали сюзеренитет Византии, что, впрочем, не препятствовало их частым набегам на визант. территории. Между 1290 и 1295 гг. в Ираклии род. Никифор Григора.
В 1360 г. тюрки покорили Ираклию, заняли Амастриду, однако вскоре там появилась генуэзская колония Самастро, занимавшаяся транзитной торговлей и пользовавшаяся определенной самостоятельностью. В 1391 г. османский султан Баязид I завоевал внутреннюю П. (Кастамон), Ираклию и Амастриду; во время этой кампании был разрушен Помпейополь. В 1460 г. Самастро была захвачена султаном Мехмедом II (1451-1481).
В дохрист. период на территории П. существовали святилища не только общегреческих, но и местных языческих культов (напр., святилище Геракла «у входа в Аид» в Ираклии). Абонотейх (Ионополь) был известен благодаря лжепророку Александру и принадлежавшему ему змею Гликону, к-рого он выдавал за воплощение бога Асклепия; Амастрида была центром эпикурейства (Lucian. Alexander). Самое раннее свидетельство наличия христиан в П. содержится в 1 Петр 1. 1, обращенном к общинам провинций Галатии, Понта, Каппадокии, Асии, а также Вифинии, в состав к-рой тогда входила П. Предание о проповеди в П. (в Ираклии и Амастриде) ап. Андрея Первозванного появилось у Епифания Монаха в 815-843 гг. (Греческие предания о св. ап. Андрее / Изд.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Т. 1: Жития. С. 175, 308). Никита Давид Пафлагон добавляет к этому преданию еще одно - о рукоположении апостолом 1-го епископа Амастриды Пальма и об основании храма в местечке Харакс на р. Парфений. В действительности Пальм жил во II в.; известно, что ок. 170 г. он получил письмо от сщмч. Дионисия, еп. Коринфского, в к-ром рассматриваются вопросы, касающиеся таинства Брака и принятия в Церковь еретиков; Пальм председательствовал на Соборе епископов Понта по вопросу о дате празднования Пасхи (Euseb. Hist. eccl. IV 23. 6; V 23. 3). В Амастриде пострадал мч. Иакинф, в Дарипии - мц. Христина. Об активности христиан в П. сообщает Лукиан Самосатский (Lucian. Alexander. 25, 38).
На Вселенском I Соборе 325 г. присутствовали лишь 3 епископа из провинции П. (Помпейопольский, Ионопольский и Амастридский), а также епископ Прусиады, к-рая тогда входила в состав Вифинии. Возможно, среди отцов Собора был и сщмч. Ипатий, еп. Гангрский. В П. проживало значительное число сторонников Новациана. Сократ Схоластик сообщал о жестоких гонениях на новациан и православных, спровоцированных одним из руководителей антиникейской партии - Македонием I, архиеп. К-польским. В частности, по совету последнего имп. Констанций II (337-361) направил в Мантинею 4 отряда солдат, однако население города, поддерживавшее новациан, вступило в вооруженное противостояние с войском. В результате большинство воинов погибли, были убитые и среди жителей П. (Socr. Schol. Hist. eccl. II 38).
В сер. IV в. в Ганграх состоялся Собор, решения к-рого были направлены против радикальной аскезы Евстафия (впосл. епископ Севастийский; Ibid. 43; см. в ст. Гангрский Собор). К-польский Собор 360 г., на к-ром важнейшую роль сыграл Акакий, еп. Кесарии Палестинской, близкий к партии омиев, принял решение низложить Софрония, еп. Помпейопольского (Sozom. Hist. eccl. IV 22-24). Ок. 375/6 г. арианин Василид разрушал в Ганграх и окрестностях правосл. престолы (Basil. Magn. Ep. 3, 25, 91). В 381 г. вместе с др. провинциями диоцеза Понт П. перешла под юрисдикцию архиепископа К-польского. В 451 г., по окончании Вселенского IV Собора, в Гангры был сослан Диоскор, бывш. архиеп. Александрийский, чуть позже здесь отбывал ссылку Тимофей II Элур. В 519 г. сюда сослали антихалкидонита Филоксена (Аксенайю), еп. Иерапольского (Маббугского), за ним присматривал церковный историк Феодор Чтец; тогда же монофизит Павел Антиохийский занимался благотворительностью в Ираклии и Прусиаде.
С нач. V в. на территории провинции П. существовали митрополии: Пафлагонская с центром в Ганграх (по состоянию на 451 г. епископствами-суффраганами были Амастрида, Дадивра, Ионополь, Помпейополь и Соры) и Гонориадская с центром в Клавдиополе (возможно, первоначально в Ираклии; суффраганы в 451 г.- Адрианополь, Ираклия, Кратия, Прусиада и Тиос)). Создание в 535 г. единой провинции П. не затронуло ее церковное устройство (Novell. Just. 39. 1). Не позднее 553 г. Помпейополь стал автокефальной архиепископией, а с кон. Х в.- титулярной митрополией. Амастрида получила статус архиепископии еще в нач. IХ в., стала титулярной митрополией в Х в. (TIB. 1996. Bd. 9. S. 107).
В правление имп. Льва III Исавра (717-741), положившего начало политике иконоборчества, еп. Клавдиопольский Фома стал одним из первых, кто убрал иконы из храма. Ок. 775 г. Константин V (741-775) отправил в ссылку прп. Анфису Старшую, основательницу двойного мон-ря Пресв. Богородицы и св. апостолов на берегу озера близ Мантинеи. Из Амнии происходил прп. Филарет Милостивый, занимавшийся в т. ч. выкупом пленников у арабов (Fourmy, Leroy. La Vie de S. Philarè. 1934. P. 115). В период 2-го иконоборчества изгнанный из Прусиады епископ-иконопочитатель Павел поселился на Олимпе Вифинском. В средневизант. время в П. находились 2 монашеских центра: на границе с Вифинией, на горе Кимин (наиболее важная обитель - лавра прп. Михаила Малеина), и на границе с Понтом, на горе Хриси-Петра.
Церковная ситуация во внутренней П. начала ухудшаться в XI в. в связи с появлением тюрок. После 1094 г. митр. Никифор не смог попасть в Гангры и получил кафедру Амастриды, а затем стал игуменом столичного монастыря Космидион. Никита, еп. Ионопольский, был в К-поле хартулярием великого орфанотрофа. Еп-ство Дадивры упразднили после взятия города тюрками в 1196 г. До 1224/25 г. митрополит Гангр совершал несогласованные поставления в Ираклии и Амастриде. Между 1214 и 1250 гг. митрополией Гонориады стала Ираклия. В это время в П. еще имелись ставропигиальные монастыри. В 1260 г. митр. Андронику Сардскому отказали в переводе в П., население к-рой было враждебно к нему настроено. В 1310-1314 и 1385 гг. митрополиты Гангр, к-рые не могли попасть туда, получали в управление Анкиру, а однажды - Помпейополь и Гераны. Епископы Помпейополя упоминаются в источниках вплоть до 1347 г. Ок. 1400 г. был рукоположен последний известный визант. митрополит Гангр, Герман, впосл. он управлял также Севастией. Митрополия Гангр была объединена с Неокесарией в 1630 г.
В прибрежной П. состояние церковных дел было более стабильным. Впрочем, в 1317 г. Ираклия уже не имела возможности содержать своего митр. Иоанна, к-рый проживал в К-поле и управлял также Амиклием. Митр. Мефодий не мог попасть в Ираклию и получил в 1365 г. Деркос, а также временно занял кафедру Сиды. После смерти митр. Иоакима в 1387 г. Ираклия была присоединена к Амастриде. В XIV в. митрополиты Амастриды жили преимущественно в столице; в последний раз эта митрополия упоминается в 1410 г., а в 1437 г. Амастрида названа архиепископией (TIB. 1996. Bd. 9. S. 109-113).
Большая часть памятников визант. архитектуры П., упоминаемых в письменных источниках, не сохранилась в отличие от фрагментов архитектурной декорации зданий. Характерны многочисленные находки каменных «двойных» колонн во внутренней П. (напр., в Антониополе, Каваджыке, Кызылларе), сходные в теми, к-рые встречаются в центре М. Азии. Лучше всего в П. сохранилась крепость Амастриды (VII-IX вв. и генуэзское время; см.: Crow J., Hill S. The Byzantine Fortifications of Amastris in Paphlagonia // AnatStud. 1995. Vol. 45. P. 251-265), а также крепости Ираклии и Тиоса, руины малых крепостей, напр. Асаркалеси, Гавуркалеси, Дженевизкалеси, Кадифекалеси, Кечикалеси, Кызкалеси, Моллаахметкалеси, Фырынлы, Чобанкалеси.
Единственная сохранившаяся ранневизант. базилика находится в Ираклии (ныне мечеть Орта-джами). Она включает полукруглую апсиду с трифорием на колонках, 3 нефа, разделенные колоннами, сполии, кладку opus mixtum. Зап. часть разрушена, в сев. стену вставлены 2 резные плиты. На главной улице Ираклии находилась 2-я ранневизант. церковь, с мозаичным полом, к-рый датируется 1-й пол. IV в. Античный пещерный культовый комплекс Геракла в долине Археонта с подземным озером («вход в Аид») впосл. превратился в место христ. паломничества с храмом Пресв. Богородицы, где сохранились остатки фресок в апсиде, мраморные детали и граффити. Остатки базилики, сходной с Орта-джами, находятся в соседнем Килиседжике.
В Адрианополе раскопаны 2 ранневизант. базилики. Храм А (16×20 м) на холме Еребатан за городскими стенами представляет собой 3-нефную базилику с 10 колоннами, полукруглой апсидой, нартексом и мозаичным полом с изображениями животных; кладка opus mixtum (VI в.). Храм В (15×23,5 м), построенный в центре города схоларием Имерием,- аналогичная базилика, имеющая также столпы. На мозаике изображены персонификации райских рек. Сохранились 2 комплекса ранневизант. терм (Lafli E., Zäh A. Archäologische Forschungen im byzantinischen Hadrianupolis in Paphlagonien // BZ. 2008. Bd. 101. S. 681-713; Klavuz B., Çelikbaє E. Paphlagonia Hadrianoupolis'i // Tarih Kültür ve Sanat Arastrmalar Dergisi. 2013. Vol. 2. N 3. Р. 159-214). Остатки ранневизант. базилики длиной более 18 м расположены на окраине Йыланлы. В Сипахилере античный храм (10×7,8 м) был перестроен в церковь с добавлением апсиды. В урочище Фындыклык близ Пелитёзю имеются руины крестообразного храма.
В Челтикдере сохранились нижние части средневизантийского храма (13×8,5 м) типа вписанного креста простого извода на 4 опорах, с нартексом; центральная апсида 5-гранная, боковые - полукруглые. Боковые стены разделаны сложно профилированными глухими арками с нишами (в т. ч. с окнами внутри). Храм с деревянными перекрытиями сложен из тесаного камня с декоративными рядами и арками из плинфы (Ötüken Y., Ousterhout R. The Byzantine Church at Celtikdere // Studien zur byzantinische Kunstgeschichte: FS f. H. Hallensleben. Amst., 1995. S. 85-92).
В Амастриде известны руины триконха на холме, а также остатки христ. церкви близ античного храма. Сохранились 3 зальных храма: Фатих-джами, со сполиями, с кладкой opus mixtum и opus reticulatum (фризы из полых керамических розеток над арками указывают на влияние «элладской школы», возможно не ранее XIII-XIV вв.), Килисе-джами, с фрагментами фресок («Вознесение» в апсиде), и церковь с росписями в сев.-вост. башне (Sharp R. S. The Outside Image: A Comparative Study of External Architectural Display on Middle Byzantine Structures on the Black Sea Littoral: Diss. Birmingham, 2010. P. 53-117). На соседнем о-ве Тавшан есть следы 3 храмов, в т. ч. типа вписанного креста с изолированными угловыми ячейками, 3 апсидами и нартексом (Eyice S. Amasra büyükada, sinda bir bizans kilisesi // Belleten. 1951. Cilt 15. P. 469-496).