правитель Болгарии (814/5-831), сын хана Крума (803-814). Пришел к власти после внезапной смерти отца (13 апр. 814) и ожесточенной борьбы, приняв титул «канасюбиги» (благословенный правитель). В высеченных на греческом языке надписях именовался правителем от Бога (ἐκ Θεοῦ ἄρχον), согласно визант. титулатуре. Сохранился один из 2 известных золотых медальонов с изображением О. в одеянии, подобном облачению к-польского василевса, с крестом в руках и в увенчанной крестом короне, также имитирующем изображения императоров на визант. монетах нач. IX в. Нек-рые надписи, выполненные от имени О. на греч. языке, начинаются с крестного знамения и включают датировку годами не только от Сотворения мира, но и «от явления Бога истинного» (Бешевлиев. 1979. С. 167. № 43). В одной из надписей О. обращается к Богу с просьбой даровать ему победу над императором, дабы «попирать его ногами… пока сияет Солнце» (Там же. С. 201. № 57). Сохранились сведения о жертвоприношениях О. языческому верховному божеству (возможно, Тангре), совершённых в честь заключения мира с Византией. В резиденции О. в Плиске обнаружены остатки монументального языческого храма.
После вступления на престол О. потерпел поражение от визант. имп. Льва V под Месемврией (совр. Несебыр) и прекратил многолетнюю войну с Византией, заключив в 816 г. мир на 30 лет. Многочисленные пленные, в т. ч., по преданию, и малолетний буд. визант. имп. Василий I, были освобождены, но значительная часть осталась в Болгарии. В визант. «Синаксарии» IX в. О. (Муртагону) приписывается мученическая казнь многочисленных пленных, к-рые отказались отречься от Христа, в т. ч. архиеп. Адрианополя Мануила, епископов Девельтского Георгия и Никеи Фракийской Льва, а также Петра (без указания кафедры), память к-рых празднуется 22 и 23 янв. (см. в ст. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников). Сказание было переведено на слав. язык и вошло в слав. Прологи. В «Минологии» имп. Василия I эти события отнесены ко времени, предшествующему вступлению О. на престол. Сохранились также службы Феодора Студита и Иосифа Песнописца в честь 14 мучеников (29 февр.), в к-рых упоминается, что, пребывая в болг. плену, эти мученики отказывались есть мясо в постные дни. Оставшиеся в Болгарии пленные увеличили число христ. подданных болг. правителя, что способствовало усилению в стране визант. влияния в целом, к-рое началось с распространения греч. языка, визант. ритуалов и церемоний, до внедрения визант. образцов в городское строительство и проч. Часть пленных смогла вернуться на родину после участия О. в подавлении восстания Фомы Славянина (820-823), что в Житии прп. Иоанникия Великого приписывается молитвам этого святого. По договору 816 г. под власть Болгарии перешли нек-рые пограничные с Византией территории, с проживавшими там крещенными славянами. Численность подданных О. - славян возросла в 20-х гг. IX в., после его походов за Дунай, вызвавших раздел земель Аварского каганата между Болгарией и империей франков.
Согласно рассказу архиеп. Феофилакта Болгарского, включенному в Житие 15 Тивериопольских мучеников (см. Тивериопольские мученики), пленный христианин-грек Кинама (Кинамона), заключенный О. в темницу, после смерти правителя был освобожден одним из его сыновей, Енравотой. Последний под влиянием бесед с Кинамом принял крещение с именем Воина (Бояна) и за отказ отречься от христианства был казнен братом, ханом Маламиром (831-836).