[Лат. Olybrius; Аникий Олибрий], имп. Зап. Римской империи (апр. 472 - 23 окт., по др. данным, 2 нояб. 472). О. принадлежал к римской сенаторской аристократии. Предположительно был внуком консула 395 г. Аникия Гермогениана Олибрия и Аникии Юлианы, к-рая, овдовев ок. 410 г., переехала с дочерью Деметриадой в Палестину, где стала покровительницей лат. монахов и состояла в переписке со мн. видными богословами: блж. Августином, прп. Иеронимом Стридонским и Пелагием. Однако из корреспонденции Аникии Юлианы следует, что Деметриада сохранила девство и не имела детей. Сведения о сыне Аникии также отсутствуют. Поэтому выдвигались предположения, что О. мог быть не внуком, а племянником Аникия Гермогениана, т. е. сыном одного из его братьев: Пробина, консула 395 г., или Петрония Проба (Mommaerts, Kelley. 1992. P. 119-120). Последний был младше своих братьев. Он был консулом в 406 г., а в 412-414 гг. занимал пост комита священных щедрот (comes sacrarum largitionum) при дворе имп. Гонория (395-423) (CTh. VIII 4. 24; CJ. VIII 16. 8; XI 48. 15; 59. 13; 62. 11). Визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский (Procop. Bella. III 5) и Евагрий Схоластик (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) ограничиваются указанием на то, что О. был человеком знатного сенаторского происхождения.
О. был женат на младшей дочери имп. Валентиниана III (425-455) - Плацидии. Однако неизвестно, был ли брак заключен в Риме до захвата вандалами (455), в Карфагене, куда Плацидию увезли вандалы, или уже после ее освобождения, в К-поле. Формулировки наиболее близких к описываемым событиям историков Идация и Приска неоднозначны. Из них следует только, что к 461/2 г. брак был уже заключен (Priscus Panites. P. 103-104; Hydat. Chron. Vol. 1. P. 166). Иоанн Малала (VI в.) и прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.) утверждают, что бракосочетание состоялось в Риме до 455 г. (Ioan. Malal. Chron. P. 288-289; Theoph. Chron. Р. 109-110). Евагрий (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) и вслед за ним церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул (Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 11) писали, что брак был заключен в К-поле после того, как Плацидия и ее мать, Лициния Евдоксия, были освобождены кор. вандалов Гейзерихом по требованию имп. Вост. Римской империи Льва I (457-474) и им было разрешено выехать в К-поль (462).
Со слов Евагрия можно заключить, что О. бежал в К-поль после взятия Рима в 455 г. Первые достоверные сведения о пребывании О. в К-поле относятся только к 464 г., когда он стал консулом. Однако свидетельства агиографических источников указывают на то, что О. прибыл на Восток раньше. Во 2-й пол. 50-х гг. V в. он встречался с прп. Даниилом Столпником, подвизавшимся в пригородах К-поля, и спрашивал святого о судьбе Лицинии Евдоксии, находившейся в плену в Карфагене (BHG, N 489; Delehaye. 1923. P. 33). Согласно Житию прп. Евфимия Великого (BHG, N 647), в 453-455 гг. О. писал св. имп. Евдокии и убеждал ее отказаться от монофизитства (Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 47-49). Велика вероятность, что эти письма были отправлены уже из К-поля. В таком случае слова Евагрия о прибытии в К-поль нужно понимать вне связи с сообщением о захвате Рима и переезд О. на Восток не был бегством (Clover. 1978. P. 174-182). Возможно, внимания заслуживает сообщение Иоанна Зонары (XII в.), согласно к-рому в Риме состоялось только обручение О. и Плацидии (Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 120). Из этого следует, что брак мог быть заключен в Карфагене в 456-457 гг., куда О. ненадолго отлучился из К-поля (Clover. 1978. S. 193-194). В бытность в К-поле в 462-472 гг. О. совместно с Лицинией Евдоксией и Плацидией построил мон-рь вмц. Евфимии (Janin. Églises et monastères. P. 124-125).
О. рассматривался как ставленник Гейзериха в качестве претендента на престол Зап. Римской империи после убийства имп. Майориана (457-461). Однако фактический правитель Италии, магистр армии Рицимер, объявил императором Либия Севера (461-465). Последний никогда не был признан ни имп. Львом I, ни королями вандалов и вестготов. Однако Лев не решился вмешаться в дела Италии напрямую. В 465 г. Либий Север умер, и Рицимер стал искать компромисс с К-полем относительно кандидатуры нового императора на Западе. Выбор Льва I пал не на О., к-рого поддерживал Гейзерих (Procop. Bella. III 6), а на представителя к-польской знати Прокопия Антемия (467-472). Гейзерих обвинил Льва I в обмане и начал грабительские морские набеги на побережье Италии и Эпира (Ioan. Antioch. 2008. P. 414).
История прихода О. к власти овеяна легендой, детали к-рой ставятся историками под сомнение. В ее основе лежит рассказ Иоанна Малалы о посольстве О. в Рим с целью примирить Прокопия Антемия с Рицимером. Напряжение между ними начало нарастать после неудачной кампании против вандалов (468), осуществлявшейся по замыслу Льва I силами обеих империй, но окончившейся гибелью восточнорим. флота. Антемий в своих решениях почти всегда действовал, ориентируясь на К-поль, что не могло нравиться Рицимеру. К открытому столкновению привело следствие по делу о колдовстве, в результате к-рого были казнены мн. близкие к Рицимеру люди (470) (Ibid. P. 418). К весне 472 г. конфликт вылился в военное противостояние, в результате к-рого Антемий был осажден в Риме войсками Рицимера. В этот момент Лев и послал в Рим О. Согласно Малале, когда О. был уже в пути, Лев направил в Рим магистриана Модеста с тайным письмом, в к-ром советовал Антемию убить О. и Рицимера при переговорах и так избавиться от соперников. Однако письмо было перехвачено Рицимером, и тот показал его О. (Ioan. Malal. Chron. P. 297-298).
Др. визант. историки и зап. хронисты более лаконичны. Они констатируют приход к власти О. при живом Антемии (Paul. Diac. Hist. Rom. P. 208) или подчеркивают, что О. был ставленником Рицимера (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 16; Ioan. Antioch. 2008. P. 420). В «Пасхальной Хронике» говорится, что О. был провозглашен императором «насильно» (βιασθείς) по желанию римлян (Chron. Pasch. P. 594). Особняком стоит свидетельство Феофана Исповедника, к-рый писал, что Лев I провозгласил О. императором (αὐτοκράτορα) (Theoph. Chron. Р. 118). Однако такое признание было для имп. Льва невозможным, поскольку тогда он косвенно признавал бы и права кор. вандалов Гунериха, сына Гейзериха, к-рый был женат на сестре Плацидии Евдокии (Bury. 1886). Прибыв в Рим в марте или апр. 472 г., О. оказался в лагере Рицимера, и тогда же войска провозгласили его августом. Осада Рима продолжалась до 4 июля, в итоге Антемий был казнен, а О. признан сенатом Рима императором (11 июля).
Правление О. оказалось недолговременным. В Риме свирепствовала эпидемия чумы. 18 авг. 472 г. от нее умер Рицимер. На его место был поставлен комит Гундобад, родственник Рицимера, происходивший из королевского дома бургундов. Еще ранее О. присвоил Гундобаду титул патрикия. О. скончался от отеков 23 окт. (или 2 нояб.), и судьба Римского престола оказалась в руках Гундобада, к-рый избрал императором комита доместиков Гликерия и вскоре покинул Рим, направившись в Бургундию, где его братья делили наследство своего отца кор. Гундиоха.
От брака с Плацидией О. имел дочь, к-рой дал в честь прабабки имя Аникия Юлиана. После отъезда отца в Италию в 472 г. она осталась в К-поле. Позже она прославилась как благотворительница, покровительствовала монахам, общалась с прп. Саввой Освященным, возвела храм св. Полиевкта в К-поле. По свидетельству свт. Эннодия, автора Жития свт. Епифания, епископа Павии, О. тоже был набожным человеком (Magnus Felix Ennodius. P. 94).