[Олегер; лат. Oldegarius, Ollegarius; каталон. Oleguer] (ок. 1060 или 1069, Барселона - 6.03.1137, там же), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118).
Основными направлениями деятельности О. были упрочение позиций церковной иерархии в Каталонии и поддержка графа Барселоны, самого сильного каталон. правителя, в борьбе за освобождение Испании от господства мусульман. Архиепископ обладал большим политическим влиянием как советник графов Рамона Беренгера III, к-рый назначил его своим душеприказчиком, и Рамона Беренгера IV (1131-1162). Благодаря этому О. получил право на 1/3 торговых пошлин, взимавшихся в Барселоне (Mas. 1914. Vol. 10. Pt. 2. P. 270-271), а затем и на 1/10 пошлин в городском порту (Ibid. 1915. Vol. 11. Pt. 3. P. 9). Настаивая на требовании вернуть церковные владения, перешедшие в распоряжение мирян, О. вступал в конфликты с влиятельными представителями знати. Под его руководством на совещании епископов и магнатов в Барселоне (1131) были приняты решения о неприкосновенности храмов, обладавших правом убежища, и церковного имущества, о соблюдении общественного порядка и др. (Cortes de los antiguos reinos de Aragón y de Valencia y Principado de Cataluña. Madrid, 1896. T. 1. P. 49-51). Вероятно, под влиянием О. арагонский кор. Рамиро II в 1134 г. подтвердил положения об имущественных правах Церкви, о налоговом иммунитете клириков и свободе избрания епископов и аббатов (см.: Ubieto Arteta A. Historia de Aragón. Zaragoza, 1987. Vol. 7: Creación y desarrollo de la corona de Aragón. P. 100-102; Smith. 2016. P. 187-188). В 1136 г. архиепископ объявил недействительным брак сенешаля Гильема Рамона и богатой наследницы Беатриу де Монкады, к-рый, по мнению гр. Рамона Беренгера IV, мог дестабилизировать положение в Каталонии (Aurell. 1999. P. 117).
О. помогал графам Барселоны искать союзников в борьбе с испан. мусульманами, добивался от Римских пап поддержки крестовых походов в Испании, призывал жителей др. стран делать пожертвования и переселяться на земли, отвоеванные у мусульман. В 1122 г. вместе с др. влиятельными испан. прелатами О. участвовал в основании королем Арагона Альфонсо I воинского братства Бельчите, члены которого дали клятву сражаться с мусульманами (см.: Ubieto Arteta A. Historia de Aragón. Zaragoza, 1981. Vol. 1: La formación territorial. P. 164-166). В 1127 г. архиепископ способствовал заключению договора с Генуей (Tractats i negociacions diplomаtiques de Catalunya i de la Corona catalanoaragonesa a l'edat mitjana / Ed. M. T. Ferrer i Mallol, M. Riu i Riu. Barcelona, 2009. P. 172-176, 299-300). В 1128 г. Рожер II Сицилийский пообещал прислать 50 кораблей для участия в походе на Тортозу, однако этот поход не состоялся (Ibid. P. 176-179, 300-301). В 1130 г. О. присутствовал на Соборе в Каррионе, на к-ром были низложены 3 епископа, возражавшие против брака леоно-кастильского короля и дочери графа Барселоны (см.: Smith. 2016. P. 194-195). В дек. 1134 г. архиепископ принял участие в мирных переговорах между королями Арагона и Леона-Кастилии. Незадолго до кончины он способствовал династическому браку Рамона Беренгера IV с малолетней Петрониллой, наследницей арагонской короны (1137). В результате этого брака произошло политическое объединение Каталонии и Арагона (Colección de documentos inéditos del Archivo General de la Corona de Aragón / Ed. P. de Bofarull y Mascaró. Barcelona, 1848. Vol. 3. P. 59-64; см.: Ubieto Arteta A. Historia de Aragón. Zaragoza, 1987. Vol. 7. P. 138-159).
Важнейшей военной задачей графов Барселоны был захват Таррагоны, к-рая по традиции считалась церковной митрополией Каталонии. Пока город оставался в руках мусульман, каталон. епископы временно подчинялись архиепископу Нарбонскому. В 1089 г. папа Урбан II объявил о восстановлении Таррагонской митрополии и призвал графов и епископов Каталонии освободить город (Jaffé. RPR. N 5401). Война с тайфами Льейды и Тортозы, начавшаяся в 1114 г., привела к падению Таррагоны (дек. 1118). Из-за длительных военных действий город был почти заброшен, окрестные земли находились в запустении (см., напр.: PL. 188. Col. 927). Соседние города оставались под контролем мусульм. правителей (Тортоза была завоевана каталонцами лишь в 1148, Льейда - в 1149), поэтому Таррагоне угрожали нападения как с суши, так и с моря. Гр. Рамон Беренгер III передал власть над Таррагоной О., к-рый должен был восстановить город, защищать его от мусульман и заселить его окрестности колонистами-христианами (23 янв. 1118 - Cartas de población y franquicia de Cataluña / Ed. J. M. Font Rius. Madrid, 1969. Vol. 1. P. 82-84). Вскоре папа Геласий II поручил О. управлять архиеп-ством Таррагона с сохранением Барселонской кафедры (21 марта 1118 - Jaffé. RPR. N 6636; PL. 163. Col. 489-491). Архиепископ приступил к восстановлению городских укреплений, заботился о заселении Таррагоны: приглашал воинов, горожан, крестьян не только из Каталонии, но и с франц. земель. Испытывая недостаток в средствах, О. обращался за помощью к др. каталон. епископам. Участники Нарбонского Собора (1129) поддержали инициативу О., который основал братство (confratrium) для восстановления Таррагонского архиеп-ства. По решению Собора членами братства стали прелаты, клирики и монахи Нарбонской и Таррагонской провинций, к-рые должны были жертвовать определенные суммы на реконструкцию храмов и организацию обороны от мусульман (фактически речь шла о налоге на духовенство, введенном в пользу О.) (McCrank. 1978). В 1129 г. О. назначил своим наместником в Таррагоне нормандского авантюриста Робера Бордета (Роберта д'Агило), поручил ему защищать город и привлекать переселенцев-христиан, даровал ему титул «князь Таррагоны» (princeps Tarraconensis - Flórez. 1859. Vol. 25. P. 224-226; см.: McCrank. 1981). Вскоре архиепископ пригласил в Таррагону тамплиеров и вверил им охрану пограничных укреплений. В 1134 г. на собрании прелатов и светских магнатов в Барселоне гр. Рамон Беренгер IV взял тамплиеров под свою защиту и обязался помогать им.
Церковная деятельность О. определялась его статусом как архиепископа Таррагоны и папского легата в Испании (легатом его назначил папа Каллист II в 1123 - PL. 163. Col. 1305). Архиепископ часто посещал папский двор и поддерживал понтификов в борьбе за инвеституру. Его дипломатические усилия были направлены на то, чтобы привлечь внимание прелатов и правителей к испан. Реконкисте; в публичных выступлениях (О. был известен как красноречивый оратор) он призывал верующих помогать испан. христианам, сражавшимся за освобождение страны от мусульм. господства. В 20-х гг. XII в. архиепископ совершил паломничество в Иерусалим (точная дата неизв.; см.: Aurell. 1999. P. 147). О. участвовал в ряде Соборов, на к-рых были приняты постановления в духе григорианской реформы (против подчинения клириков мирянам, симонии и т. д.). Так, архиепископ присутствовал на Соборах, состоявшихся в 1119 г. в Тулузе (Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 5. Pt. 1. P. 570-573) и в Реймсе (Ibid. P. 576-591) под рук. папы Каллиста II, в 1123 г.- на Латеранском I Соборе (Martí Bonet. 1998. P. 540-546), в 1130 г.- на Клермонском Соборе, к-рый созвал папа Иннокентий II (Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 5. Pt. 1. P. 687-688). На Римском Соборе 1126 г., созванном для решения спора между архиепископами Генуи и Пизы о юрисдикции над Корсикой, О. убедил папу Римского вынести решение в пользу пизанцев (Martí Bonet. 1998. P. 561-562). Будучи тяжело болен, О. созвал каталон. епископов и аббатов на Собор в Барселоне, но не смог принять в нем участие и скончался через 3 дня после открытия Собора (см.: Aurell. 1999. P. 148). Архиепископ был похоронен в клуатре кафедрального собора.
Авторитет, к-рым О. пользовался при жизни, после его смерти способствовал формированию его культа. Вскоре после кончины архиепископа было составлено Житие с описанием чудес, совершавшихся на его гробнице (BHL, N 6330-6331; изд.: Flórez. 1859. Vol. 29. P. 472-491; Aurell. 1999. P. 138-156). Автор Жития, Рейнальд, между 1109 и 1117 гг. возглавлял школу барселонского соборного капитула и руководил графской канцелярией, впосл. переселился в Жирону (Aurell. 1999. P. 114-120; см. также: McCrank. 1978. P. 160). Почитание О. в Барселоне засвидетельствовано дарственными грамотами и завещаниями, датированными 1142 г. и 50-ми гг. XII в. (Mas. 1906. Vol. 1. P. 52; Aurell. 1999. P. 132-133, 148-149). В 1196 г. еп. Рамон де Кастельвель велел перенести мощи О. внутрь собора и поместить в алтарь Св. Троицы (Puig y Puig. 1929. P. 175). В завещании 1283 г. сообщается об освящении алтаря во имя святого (Mas. 1906. Vol. 1. P. 52); в 1380 г. была построена капелла во имя блж. Августина и О., в ней установили его гробницу (Ibid. P. 51), на к-рую в 1406 г. возложили алебастровое надгробие с фигурой святого (скульптор Пере Санглада).
В 1281 г. арагонский кор. Педро III обратился к Папскому престолу с просьбой канонизировать О., указывая на сложившуюся традицию его местного почитания в Барселоне (Diago F. Historia de los victoriosisimos antiguos Condes de Barcelona. Barcelona, 1603. Fol. 214v - 215; см.: Rius Serra. 1958. P. 37-38). В 1323 г. было составлено краткое Житие О. (BHL, N 6332; изд.: Flórez. 1859. Vol. 29. P. 492-499). Память святого под 6 марта указана в барселонских календарях XIV в. (Janini J. Dos calendarios de Barcelona (siglos X y XIV) // Revista Catalana de Teologia. Barcelona, 1978. Vol. 3. N 2. P. 318; Bellavista J. Un calendari litúrgic barceloní // Miscel·lània litúrgica catalana. 2001. Vol. 10. P. 368).
Вопрос о канонизации О. вновь был поднят в 1630 г., когда епископ, соборный капитул и городские власти Барселоны, а также представители Каталонского принципата обратились в папскую Конгрегацию обрядов. В 1630-1632 гг. по распоряжению Конгрегации собирались сведения о жизни, добродетелях и чудесах О. Для этого были изучены архивные документы и произведено освидетельствование мощей святого. После длительного рассмотрения материалов Конгрегация признала, что О. издавна почитался как святой. Почитание О. было утверждено папой Климентом X 25 мая 1675 г. Вскоре были составлены оффиций и проприй мессы в день памяти святого, в 1677 г. его память была внесена в Римский Мартиролог (Rius Serra. 1958). В Барселоне литургическое поминовение О. получило статус «двойного» праздника 2-го класса, в Барселонском диоцезе - «duplex minus» (см.: Officia propria sanctorum ecclesiae cathedralis et dioecesis Barchinonensis. Barchinone, 1845. P. XII, 153-157). Капелла во имя О. была устроена в зале соборного капитула, в 1701 г. там установили барочную гробницу с его мощами (скульпторы Ф. Грау и Д. Ровира 2-й, 1678) (Mas. 1906. Vol. 1. P. 66-67).
Во время гражданской войны в Испании (1936-1939) мощи О. были спрятаны в крипте кафедрального собора и вновь выставлены для поклонения в 1951 г. В ризнице собора хранится митра О., изготовленная на рубеже XI и XII вв. и украшенная вышитыми изображениями святых (извлечена из гробницы святого в XIV в.). До гражданской войны в соборе находилась также шелковая «готическая» митра О., помещенная в XIV в. в раку святого. В наст. время поминовение О. совершается в католич. диоцезах Барселона, Сан-Фелиу-де-Льобрегат, Таррагона и Терраса.