Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЁЛЬДЕКЕ
49, С. 170-172 опубликовано: 22 июля 2022г.


НЁЛЬДЕКЕ

Т. Нёльдеке. Фотография. Ок. 1906 г.
Т. Нёльдеке. Фотография. Ок. 1906 г.

Т. Нёльдеке. Фотография. Ок. 1906 г.
[Нем. Nöldeke] Теодор (2.03.1836, Харбург, ныне в городской черте Гамбурга - 25.12.1930, Карлсруэ), нем. востоковед, филолог и историк. Род. в семье потомственного пастора, директора Лингенcкого лицея (ныне Gymnasium Georgianum, Линген (Эмс)), в котором и получил среднее образование (1849-1853). Высшее образование получил в Гёттингене (1853-1856; учился у известного теолога и востоковеда Г. Г. А. Эвальда и лингвиста Т. Бенфея), где помимо латинского, древнееврейского и санскрита основательно познакомился с араб., персид. и тур. языками. В 1856 г. защитил докт. дис. «О происхождении и составе коранических сур и самого Корана» («De origine et compositione surarum qoranicarum ipsiusque Qorani»), за франц. перевод к-рой («L'histoire du Coran», 1858) был удостоен в 1859 г. премии парижской Академии надписей и изящной словесности; в 1860 г. Н. опубликовал переработанный нем. вариант исследования. Уже в диссертации обозначились 2 основных направления, в к-рых Н. продолжал работать всю последующую жизнь,- семит. языкознание и история ислама. Параллельно с 1856 г. в Вене, а с осени 1857 г. в Лейдене Н. работал с араб. и тюрк. манускриптами университетских книгохранилищ и занимался изучением персид. поэзии. Это способствовало его тесным контактам с такими корифеями голл. ориенталистики, как отец и сын Т. В. Я. и А. В. Т. Йейнболл, Р. П. А. Дози, М. Я. де Гуе, В. Энгельманн и П. Й. де Йонг. Весной 1858 г. Н. переехал в Готу, а затем в Берлин, где ему была поручена каталогизация тюркских рукописей Королевской б-ки (ныне Берлинская гос. б-ка). Это привело к более тесному знакомству Н. с османским и чагатайским языками. В Берлине он сблизился с Г. Кипертом, у к-рого прослушал курс исторической географии Др. Ирана. Вернувшись в Гёттинген, Н. в качестве приват-доцента (с 1861) одновременно с преподаванием руководил составлением каталога тюркских рукописей, а также углубился в исследование арамейского языка (талмудического, сирийского, мандейского), Танаха и Мишны. В 1864 г. Н. перешел на должность экстраординарного профессора, в 1868 г. стал 1-м ординарным профессором восточных языков Кильского ун-та. После присоединения Страсбурга ко Второму рейху и основания там ун-та Н. занял в нем в качестве профессора кафедру семит. языков (1872), к-рую возглавлял до формального выхода на пенсию (1906). В 1920 г. поселился в Карлсруэ, где и скончался после продолжительной болезни. В 1926 г. был признан почетным гражданином г. Харбурга.

Н. состоял во мн. научных учреждениях мира, в т. ч. членом-корреспондентом Баварской АН (с 1879), Российской имп. АН (с 1885), Королевского Азиатского об-ва (с 1890), итал. Национальной академии деи Линчеи (с 1893), Гейдельбергской АН (с 1920) и почетным членом АН СССР (с 1926). Почетный доктор Эдинбургского ун-та (с 1892). Кавалер франц. ордена «За заслуги» (Pour le mérite) в области наук и искусств (1888). В числе учеников Н. были К. Броккельман (вместе с которым Н. считается одним из отцов-основателей современной семитологии), Э. Захау, Ф. Швалли, Ч. Дж. Лайялл, Х. Снук-Хюргронье, Э. Литтманн, Г. Циммерн, Х. С. Реккендорф. В 1906 г. был издан 2-томный сб. «Востоковедческие этюды» под редакцией К. Бецольда, приуроченный к 70-летию Н. и составленный из работ его учеников и младших коллег, с обширным библиографическим обзором трудов ученого. Наследие Н. включает ок. 700 работ по семитологии, арабистике, иранистике и тюркологии, как специализированных, так и научно-популярных; нек-рые из них (напр., «Коран» и «Семитские языки») увидели свет в качестве статей 10-го и 11-го издания Британской энциклопедии, а также материалов для журналов «Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft», «Göttingische gelehrte Anzeigen» и «Expositor».

Т. Нёльдеке (крайний справа в нижнем ряду) с коллегами в Берлине. Фотография. 1860 г. (Национальная б-ка Норвегии)
Т. Нёльдеке (крайний справа в нижнем ряду) с коллегами в Берлине. Фотография. 1860 г. (Национальная б-ка Норвегии)

Т. Нёльдеке (крайний справа в нижнем ряду) с коллегами в Берлине. Фотография. 1860 г. (Национальная б-ка Норвегии)

Библеистике и смежным областям семитологии посвящена сравнительно немногочисленная, но весьма значимая группа сочинений Н., опубликованных преимущественно в сер. 60-х - сер. 70-х гг. XIX в. Трактат «Об амаликитянах и некоторых других соседних с израильтянами народах» (1864) стал важной вехой в прояснении ряда вопросов исторической географии и этнологии Др. Востока на базе комплексного привлечения многоязычных источников 4 групп (древнееврейских, греко-римских, арабских, современных автору травелогов): Н. поставил ряд актуальных вопросов о структуре исторической памяти и самосознания кочевых и оседлых жителей Зап. Азии. «Ветхозаветная литература, представленная в ряду извлечений» (1868), воспринятая как заметное событие в популяризации достижений нем. библеистов, была переведена на франц. язык семитологами А. Деранбуром и Ж. Сури под заглавием «История литературы Ветхого Завета» (Histoire littéraire de l'Ancien Testament. P., 1873). Издание «Ветхозаветной литературы...» и ее перевода разделяет краткий период, в к-рый Н. опубликовал свои наиболее авторитетные библеистические и околобиблеистические труды. Главный из них - «Исследования по ветхозаветной критике» (1869), цикл из 4 мини-исследований. Самым обширным и содержательным из них является «Т. н. протограф Пятикнижия», где Н. стремился показать, что в основе таких источников Пятикнижия, как Элохист и Яхвист, лежала общая традиция, оба этих варианта были соединены в царствование Езекии, а основные тексты «священнического предания» (т. н. Священнический кодекс) составлялись при Соломоне (на выводы Н. опирался Ю. Велльгаузен при создании документарной теории происхождения Пятикнижия; подробнее см. в ст. Пятикнижие). Второй очерк («Место высадки Ноя») обращает внимание на расхождения между наиболее ранними преданиями о местности, откуда человечество расселилось по земле после потопа. Третье исследование («Неисторичность повествования Быт 14») связано с войной Авраама против вост. царей; в нем Н. ставит под сомнение не только подлинность этого эпизода, но и историчность ветхозаветного патриарха. Четвертый труд («Хронология времени Судей»), столь же критической направленности, содержит анализ ключевых повествовательных элементов в отражении событий XII-XI вв. до Р. Х. на страницах Книги Судей. Следующая публикация «Надпись царя Меши Моавского (IX в. до Р. Х.) с пояснениями» (1870) во многом положила начало изучению западносемит. языков ханаанейской группы, родственных еврейскому, но длительное время остававшихся невостребованными в языкознании из-за отсутствия письменных источников (о надписи см. в ст. Меша).

В те же годы в ряде периодических изданий («Im neuen Reich», «Deutsche Rundschau» и др.) вышла серия просветительских статей Н., призванных заинтересовать читающую публику новейшими открытиями и спорными вопросами библейских штудий («Библейские сказания о праотцах», «Образование Мёртвого моря», «Миф о потопе», «Моавитские подделки»). К более позднему этапу исследовательского пути Н. относится текстологический очерк о Книге Товита (1879), к-рый в определенном смысле предвосхищает его работы, опубликованные в 90-х гг. и отражающие еще одну сферу его интересов - возможность реконструкции по имеющимся древнегреч. изводам евр. оригиналов таких поздних книг ветхозаветного корпуса, как Екклесиаст и Книга Иисуса, сына Сирахова. Н. принадлежат и некоторые изыскания по ветхозаветной топонимике (происхождение названия Беэр-Шевы/Вирсавии) и ономастике (этимология божественных имен Эль и Элохим). Он был одним из ведущих авторов таких специализированных справочных изданий, как нем. Библейский лексикон (Bibel-Lexikon. Lpz., 1869-1875. 5 Bde) и англ. Библейская энциклопедия (Encyclopaedia Biblica. L., 1899-1903. 4 vol.). Н. также обращался к изучению восточнохрист. текстов, в частности опубликовал 2 сир. гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», авторство которых ошибочно приписывалось Георгию Варде, обосновал атетезу Дионисия Телль-Махрского хроники, участвовал в дискуссии о языке оригинала Хроники еп. Иоанна Никиуского, исследовал «Повесть об Ахикаре» (см. Ахикар) и проч. Важные положения были высказаны Н. в многочисленных рецензиях на публикации европ. коллег по библейской, семит. и восточнохрист. тематике.

Работы Н. по истории Корана положили начало его научному изучению. Предложенная им хронология создания частей коранического текста (согласно которой наиболее ранней является 96-я сура, а наиболее поздней - 110-я) сохраняет значение до наст. времени: он выделил 3 т. н. мекканских периода (1-й - 48 сур; 2-й - 21 сура; 3-й - 21 сура) и мединский период (24 суры). Фундаментальная «История Корана» (Geschichte des Qorâns. 1909-1938) в 3 частях («О происхождении Корана»; «Собирание Корана»; «История коранического текста»), доработанная по просьбе Н. Швалли и завершенная уже после смерти Н. его учениками Г. Бергштрессером и О. Претцлем, остается базовым трудом для совр. исламоведения, хотя мн. ее постулаты были впосл. опровергнуты или устарели. Н. издал ряд памятников среднеперсидской («Книга деяний Ардашира Папакана») и араб. доислам. литературы (диван (сборник стихов) Урвы ибн аль-Варда и 5 наиболее известных поэм-муаллак). В 1879 г. Н. опубликовал с пространными комментариями и экскурсами немецкий перевод разделов по истории доислам. Ирана из «Летописи посланников и царей» Абу Джафара ат-Табари; их оригинальный текст, подготовленный Н. для критического издания под рук. де Гуе, вышел в свет в 1881-1882 гг. Н.- автор академических грамматик классического сирийского, классического мандейского и новоарам. христ. урмийского языков, фундаментальных трудов по семит. языкознанию, исторической грамматике араб. языка, религиеведению, истории и этнографии народов Ближ. Востока, исследователь крупнейших памятников литературы Зап. Азии («Шахнаме», «Тысяча и одна ночь», «Калила и Димна» и др.). Работы Н. отличает углубленный анализ текстов, широкий подход к проблемам, тщательность аргументации и осторожность в выводах.

Соч., изд. и пер.: Über das Kitâb Jamînî des Abû Nasr Muhammad ibn ‘Abd al gabbâr al ‘Utbî // SAWW. 1857. Bd. 23. S. 15-102; Geschichte des Qorâns. Gött., 1860. Lpz., 1909-19382. 3 Tl.; Über die Mundart der Mandäer. Gött., 1862; Über einige samaritanisch-arabische Schriften, die hebräische Sprache betreffend. Gött., 1862; Das Leben Muhammed's: Nach den Quellen populär dargestellt. Hannover, 1863; Beiträge zur Kenntniss der Poesie der alten Araber. Hannover, 1864; Über die Amalekiter und einige andere Nachbarvölker der Israeliten. Gött., 1864; Die alttestamentliche Literatur: In einer Reihe von Aufsätzen dargestellt. Lpz., 1868; Grammatik der neusyrischen Sprache am Urmia-See und in Kurdistan. Lpz., 1868; Untersuchungen zur Kritik des Alten Testaments. Kiel, 1869; Die Inschrift des Königs Mesa von Moab (9. Jh. v. Chr.). Kiel, 1870; Mandäische Grammatik: Mit einer lithographirten Tafel der mandäischen Schriftzeichen. Halle, 1875; Die Texte des Buches Tobit // MPAW. 1879. S. 45-69; Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari übers. Leyden, 1879; Kurzgefasste syrische Grammatik. Lpz., 1880, 18982 (авт. англ. пер.: Compendious Syriac Grammar. L., 1904); Aufsätze zur persischen Geschichte. Lpz., 1887 [сб. ст. из Британской энциклопедии в нем. пер.]; Die ghassânidischen Fürsten aus dem Hause Gafna's. B., 1887; Die semitischen Sprachen: Eine Skizze. Lpz., 1887, 18992 (рус. пер.: Семитские языки и народы / Ред.: А. Крымский. М., 1903-1912. 3 ч.); Beiträge zur Geschichte des Alexanderromans. W., 1890; Orientalische Skizzen. В., 1892 (авт. англ. пер.: Sketches from Eastern History. L.; Edinb., 1892); Das iranische Nationalepos. Strassburg, 1896. В.; Lpz., 19202; Zur Grammatik des klassischen Arabisch. W., 1896. (Denkschriften des Akad. d. Wissenschaften; 45/2); Fünf Mo‘allaqât: Übersetzt und erklärt. W., 1899-1901. 3 Bde. (SAWW; 140/7, 142/5, 144/1); Beiträge zur semitischen Sprachwissenschaft. Strassburg, 1904; Neue Beiträge zur semitischen Sprachwissenschaft. Strassburg, 1910; Untersuchungen zum Achiqar-Roman. Gött., 1913; Belegwörterbuch zur klassischen arabischen Sprache / Hrsg. J. Kraemer. B., 1952-1954. 2 Lfg.
Лит.: Kuhn E. Versuch einer Übersicht der Schriften Th. Nöldeke's // Orientalische Studien: Th. Nöldeke zum 70 Geburtstag (2 März 1906) gewidmet von Freunden und Schülern / Hrsg. C. Bezold. Giessen, 1906. Bd. 1. S. XIII-LI; Snouck Hurgronje C. Theodor Nöldeke // ZDMG. N. S. 1931. Bd. 85. S. 239-281; Becker C. H. Th. Nöldeke // Der Islam. B.; Lpz., 1932. Bd. 20. S. 43-48; Littmann E. Der wissenschaftliche Nachlass von Th. Nöldeke. Lpz., 1933; Rosenthal F. Die aramaistische Forschung seit Th. Nöldeke's Veröffentlichungen. Leiden, 1939; Fück J. Die arabischen Studien in Europa. Lpz., 1955. S. 217-220; Крачковский И. Ю. Памяти Т. Нельдеке // Избр. соч. М.; Л., 1958. Т. 5. С. 329-336; Fähndrich E. Invariable Factors Underlying the Historical Perspective in Theodor Nöldeke's «Orientalische Skizzen» (1892) // Akten des VII. Kongresses für Arabistik und Islamwissenschaft / Hrsg. A. Dietrich. Gött., 1976. S. 146-154; Frenschkowski M. Nöldeke, Theodor // BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 979-983; Bär E. Bibliographie zur deutschsprachigen Islamwissenschaft und Semitistik vom Anfang des 19. Jh. bis heute. Wiesbaden, 1994. Bd. 3. S. 258-271; Sellheim R. Th. Nöldeke (1836-1930): Begründer der modernen Orientalistik // Die Welt des Orients. Gött., 2007. Bd. 37. S. 135-144; Maier B. Gründerzeit der Orientalistik: Th. Nöldekes Leben und Werk im Spiegel seiner Briefe. Würzburg, 2013; Tamer G. Th. Nöldeke (1836-1930) // Christlicher Orient im Porträt: Wissenschaftsgeschichte des Christlichen Orients. Hamburg, 2014. Bd. 1. S. 219-228.
Т. К. Кораев
Ключевые слова:
Востоковеды Историки немецкие Филологи немецкие Нёльдеке Теодор (1836 - 1930), немецкий востоковед, филолог и историк
См.также:
КРУЗИЙ Мартин (1526-1607), нем. историк и филолог-классик
КРУМБАХЕР Карл (1856-1909), нем. филолог и историк, специалист по византиноведению
МОММЗЕН Теодор (1817-1903), герм. историк, филолог, юрист, политический деятель
АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (ок.1445 – 1505), нем. церк. композитор, теоретик, поэт и историк
АДЕЛУНГ Федор Павлович (Фридрих Пауль) (1768-1843), историк, филолог, востоковед
АЛЕКСИЙ (Виноградов Александр Николаевич; 1845-1919), иером., ученый востоковед
АЛЯВДИН Анатолий Павлович (1885-1965), семитолог, специалист по истории сир. языка и лит-ры