Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОННА
52, С. 49-50 опубликовано: 7 апреля 2023г.


НОННА

Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США)
Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США)

Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США)
[Греч. Νόννα] (кон. III - нач. IV в., Иконий (?) - после 374, Назианз), прав. (пам. 5 авг.). Жена свт. Григория, еп. Назианза, мать св. Горгонии, свт. Григория Богослова и св. Кесария. Основным источником сведений о Н. являются сочинения свт. Григория Богослова - слова, посвященные памяти брата Кесария, сестры Горгонии, отца (Greg. Nazianz. Or. 7, 8, 18), а также автобиографическая поэзия (Idem. De vita sua; Idem // AG. 8. 24-74). Отца Н. звали Фильтатий (AG. 8, 58; 136), мать - Горгония (AG. 8, 136). Братом Н. был Амфилохий (или Амфилох), к-рый умер до 361 г. (Ibid.; PLRE. Vol. 1. P. 57), отец свт. Амфилохия Иконийского (Kopecek. 1973. P. 457). Ж. Бернарди считает, что Н. происходила из Икония (Bernardi. 1995. P. 106), Р. Ван Дам - что она родилась в Каппадокии (Van Dam. 2003. P. 88). Семья Н. была христианской. Свт. Григорий говорит, что Н. изначально была посвящена Богу (Greg. Nazianz. Or. 7. 4, 1), тем не менее была выдана замуж за Григория, принадлежавшего в то время к секте ипсистариан. Бернарди предполагает, что их бракосочетание состоялось ок. 305 г. (Bernardi. 1995. P. 106), а сестра Горгония была намного старше Григория и, возможно, уже была замужем к моменту его рождения (P. 108). По мнению Ван Дама, Григорий и Н. поженились в 20-х гг. IV в. (Van Dam. 2003. P. 88). Н. могла быть моложе своего мужа на 20-30 лет, а для него это был 2-й брак (Idem. P. 41).

В семейной жизни Н. была покорна мужу, однако прилагала все усилия к обращению его в христианство, действуя упреками, увещеваниями, «отчуждением» (возможно, отказом в супружеской близости), но более всего подавая пример молитвой, постом и собственным добронравием. В конце концов Григорий Старший увидел сон, в к-ром пел стих из псалма: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем» (Пс 121. 1), после чего не только уверовал и крестился (в возрасте 45 лет), но и был рукоположен во священника и епископа. Григорию Старшему пришлось делать выбор между женой-христианкой и др. родственниками, с к-рыми Н. отношений не поддерживала (Van Dam. 2003. P. 88).

Свт. Григорий глубоко почитал обоих родителей, именуя отца «новым Авраамом», а мать «духовной Саррой» и считая их брак союзом добродетели и единения с Богом (Greg. Nazianz. Or. 8. 4). Он говорил, что они были скорее христолюбивы, чем чадолюбивы (Idem. Or. 7, 4, 2).

О себе свт. Григорий рассказал, что родился по молитвам матери, к-рой в видении был явлен образ сына и названо его имя (Idem. De vita sua. 68-81). Н. дала обет посвятить старшего сына Богу. Мать была духовно близка со старшими детьми, Горгонией и Григорием; ее отношения с младшим, Кесарием, более проблематичны (Van Dam. 2003. P. 90). Свт. Григорий считал себя любимым сыном Н. Он рассказал об исцелении Н.: из-за болезни она не могла есть и увидела сон, в к-ром сын подошел к ней с корзиной белых хлебов и, перекрестив, подал ей. Это видение укрепило Н., и она выздоровела (Greg. Nazianz. Or. 18, 30). Свт. Григорий считал, что молитва Н. спасла его во время кораблекрушения в 348 г. (Idem. Or. 18; Idem. De vita sua, 197). Одному из плывших с ним было чудесное явление: Н. вошла в море и извлекла корабль на сушу (Idem. Or. 18. 31).

Говоря о благочестии матери, свт. Григорий описал идеал женщины-христианки: она весьма заботилась о доме, и между тем изнуряла плоть в постах и бдениях; будучи замужней, восхваляла девство; была заступницей сирот и вдов; утешала скорбящих. В церкви хранила молчание (за исключением положенных возгласов), никогда не поворачивалась спиной к престолу. При встрече с язычницами, даже благонравными, вероятно, родственницами мужа, не касалась рукой их руки, не обменивалась поцелуями, за трапезой не разделяла с ними соли. Она не слушала их рассказы и не смотрела языческих представлений. Н. не предавалась излишней скорби, даже когда ее постигали несчастья, но всегда благодарила Бога (Greg. Nazianz. Or. 18. 9-10). В то же время свт. Григорий ставит ей в похвалу то, что она имела «мужской дух» (Idem. Or. 18. 11, 31-32; AG. 8, 29; Elm. 2006. P. 171-192) и что всецело посвятила себя Богу (AG. 8. 34, 42).

Н. пережила мужа (в утешение ей произнесена посвященная его памяти речь свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Or. 18)). Через некоторое время Н. умерла в церкви во время молитвы (AG. 8. 41, 43, 46, 48, 58, 73 etc.). После смерти матери свт. Григорий переехал в Селевкию Исаврийскую, и жил там неподалеку от места, где находились мощи мц. Феклы (Van Dam. 2003. P. 92-93). Возможно, это подтверждает сведения о том, что Н. была родом из Икония, откуда происходила и мц. Фекла. Размышлениями о подвижничестве матери и ее блаженной кончине полны мн. эпиграммы свт. Григория (AG. 8, 24-74).

Ист.: Greg. Nazianz. Or. 18 // PG. 35. Col. 985-1044; idem. Or. 6, 7, 8 // Grégoire de Nazianze. Discours 6-12 / Éd. M. A. Calvet-Sebasti. P., 1995. (SC; 405); idem. De vita sua / Hrsg. v. C. Jungck. Hdlb., 1974; idem. Or. 43 // Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l'honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée / Éd. F. Boulenger. P., 1908; idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43 (рус. пер.: Собр. творений. [Cерг. П.], 1994. Т. 2. С. 327-328); SynCP. Col. 869.
Лит.: Tillemont. Mémoires Vol. 9. P. 309-311, 314, 322-323; Sauget J.-M. Nonna // BiblSS. Vol. 9. Col. 1044-1045; Kopecek T. The Social Class of the Cappadocian Fathers // Church History. 1973. Vol. 42. N 4. Dec. P. 453-466; Bernardi J. St. Grégoire de Nazianze: Le Theologien et son temps. P., 1995; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 361; Van Dam R. Families and Friends in Late Roman Cappadocia. Phil., 2003. P. 87-93; Elm S. Gregory's Women: Creating a Philosopher's Family // Gregory of Nazianzus: Images and Reflections / Ed. J. Børtnes, T. Hägg. Cph., 2006. P. 171-192; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6. С. 465-466.
Т. Л. Александрова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Праведные жены и девы Русской Православной Церкви Нонна (кон. III - нач. IV в. - после 374), праведная (пам. 5 авг.)
См.также:
ГЛИКЕРИЯ († ок. 1522), прав. дева (пам. 13 мая и в Соборе Новгородских святых)
ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
ИОАННА прав. (пам. 27 июня, в Жен-мироносиц Неделю и в 3-ю Неделю по Пасхе; зап. пам. 24 мая)
ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские
ИРИНА (Кожина; † ок. 1419-1420), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская
ИУЛИАНИЯ († кон. XIV-XV), прав. Новгородская, мать блж. Николая Кочанова (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)