В семейной жизни Н. была покорна мужу, однако прилагала все усилия к обращению его в христианство, действуя упреками, увещеваниями, «отчуждением» (возможно, отказом в супружеской близости), но более всего подавая пример молитвой, постом и собственным добронравием. В конце концов Григорий Старший увидел сон, в к-ром пел стих из псалма: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем» (Пс 121. 1), после чего не только уверовал и крестился (в возрасте 45 лет), но и был рукоположен во священника и епископа. Григорию Старшему пришлось делать выбор между женой-христианкой и др. родственниками, с к-рыми Н. отношений не поддерживала (Van Dam. 2003. P. 88).
Свт. Григорий глубоко почитал обоих родителей, именуя отца «новым Авраамом», а мать «духовной Саррой» и считая их брак союзом добродетели и единения с Богом (Greg. Nazianz. Or. 8. 4). Он говорил, что они были скорее христолюбивы, чем чадолюбивы (Idem. Or. 7, 4, 2).
О себе свт. Григорий рассказал, что родился по молитвам матери, к-рой в видении был явлен образ сына и названо его имя (Idem. De vita sua. 68-81). Н. дала обет посвятить старшего сына Богу. Мать была духовно близка со старшими детьми, Горгонией и Григорием; ее отношения с младшим, Кесарием, более проблематичны (Van Dam. 2003. P. 90). Свт. Григорий считал себя любимым сыном Н. Он рассказал об исцелении Н.: из-за болезни она не могла есть и увидела сон, в к-ром сын подошел к ней с корзиной белых хлебов и, перекрестив, подал ей. Это видение укрепило Н., и она выздоровела (Greg. Nazianz. Or. 18, 30). Свт. Григорий считал, что молитва Н. спасла его во время кораблекрушения в 348 г. (Idem. Or. 18; Idem. De vita sua, 197). Одному из плывших с ним было чудесное явление: Н. вошла в море и извлекла корабль на сушу (Idem. Or. 18. 31).
Говоря о благочестии матери, свт. Григорий описал идеал женщины-христианки: она весьма заботилась о доме, и между тем изнуряла плоть в постах и бдениях; будучи замужней, восхваляла девство; была заступницей сирот и вдов; утешала скорбящих. В церкви хранила молчание (за исключением положенных возгласов), никогда не поворачивалась спиной к престолу. При встрече с язычницами, даже благонравными, вероятно, родственницами мужа, не касалась рукой их руки, не обменивалась поцелуями, за трапезой не разделяла с ними соли. Она не слушала их рассказы и не смотрела языческих представлений. Н. не предавалась излишней скорби, даже когда ее постигали несчастья, но всегда благодарила Бога (Greg. Nazianz. Or. 18. 9-10). В то же время свт. Григорий ставит ей в похвалу то, что она имела «мужской дух» (Idem. Or. 18. 11, 31-32; AG. 8, 29; Elm. 2006. P. 171-192) и что всецело посвятила себя Богу (AG. 8. 34, 42).
Н. пережила мужа (в утешение ей произнесена посвященная его памяти речь свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Or. 18)). Через некоторое время Н. умерла в церкви во время молитвы (AG. 8. 41, 43, 46, 48, 58, 73 etc.). После смерти матери свт. Григорий переехал в Селевкию Исаврийскую, и жил там неподалеку от места, где находились мощи мц. Феклы (Van Dam. 2003. P. 92-93). Возможно, это подтверждает сведения о том, что Н. была родом из Икония, откуда происходила и мц. Фекла. Размышлениями о подвижничестве матери и ее блаженной кончине полны мн. эпиграммы свт. Григория (AG. 8, 24-74).