согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама). Это имя увековечено в совр. араб. названиях руин древних городов Междуречья Кальху (Калах, ныне Нимруд) и Борсиппа (ныне городище Бирс-Нимруд), однако ни одного месопотамского источника данной легенды нет.
В Быт 10. 8-12 Н.- явно не имя народа, который произошел от своего предка; Н. отличается степенью разработанности от др. персонажей «таблицы народов». Н. был 1-м правителем на земле после потопа, на подвластной ему области была построена Вавилонская башня; с его именем связана поговорка: «Сильный зверолов, как Нимрод пред Господом» (Быт 10. 9), указывающая, судя по всему, на особые качества Н. как охотника.
Библейский образ Н., возможно, напрямую связан с идеологией месопотамской царской власти I тыс. до Р. Х. Перечисление 4 городов, составляющих царство Н., и 4 городов, составляющих царства Ассура, напоминает часто встречающийся эпитет месопотамских царей: «Царь четырех сторон света [= всего мира]». Описано масштабное строительство (Вавилонской башни), к-рое указывает на месопотамскую традицию привлекать всех жителей к возведению храмовых комплексов, дворцов, городских стен, дамб, а также к рытью и укреплению каналов.
Архитектура центральных построек месопотамских столиц также служила для репрезентации царя как самого могущественного в мире человека, посредника бога Ашшура. Охота была царским развлечением и составляла важную часть царской идеологии. Для охоты недалеко от столиц устраивались специальные заповедники, в к-рые привозили отловленных в др. местах львов. Сцены охоты - одни из популярных мотивов рельефов в царских дворцах.
Очевидные параллели образа Н. с образом месопотамского бога Нинуртой предполагают их связь: на это указывает сходство их имен; возможно, имела место и промежуточная форма имени - Нимурда. Древнеевр. значение имени Нимрод - «восстанем» - отсылает к мифу о замысле Нинурты убить бога Энки вместо того, чтобы принять от него благословение. Нинурта также является покровителем месопотамских царей, он сын верховного бога, герой-воитель, могучий охотник и защитник человечества от чудовищ, основатель земледелия и создатель ирригационной системы, согласно одной из легенд, 1-й правитель после потопа. Нинурта иногда ассоциируется с упомянутым в Библии богом Нисрохом, в храме к-рого был убит ассир. царь Синаххериб (4 Цар 19. 37).
Нимрод - также современное название холма на месте цитадели древнего ассир. города Кальху (Калах в Быт 10. 11). Раскопки проводились только на территории холма, где обнаружены адм. постройки, дворцы и культовые сооружения; Нижний город не изучен. С 1956 г. здесь ведутся реставрационные работы. Поселение существовало с нач. III тыс. до Р. Х. С нач. XIII в. до Р. Х. и до падения Ассирийской империи в 612 г. до Р. Х. Кальху был административным центром одноименной провинции. В XI-VIII вв. до Р. Х. город был столицей Новоассирийской империи. Именно здесь впервые появляется новый для Ближ. Востока тип строения - арсенал («Форт Салманасара»). В нем собирались войска, проходил их смотр, устраивались пиры; здесь хранили оружие, военное обмундирование, военные трофеи, колесницы, боевые машины и др. Город был сожжен мидийцами в 612 г. до Р. Х., но нек-рые здания использовались и после разрушения. Небольшое поселение существовало вплоть до парфянского времени.