Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«НИКОПЕЯ»
51, С. 53-55 опубликовано: 17 января 2023г.


«НИКОПЕЯ»

Аллегория мудрости: Божия Матерь типа «Никопея», с императором и епископом. Миниатюра из сир. Библии. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 118r)
Аллегория мудрости: Божия Матерь типа «Никопея», с императором и епископом. Миниатюра из сир. Библии. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 118r)

Аллегория мудрости: Божия Матерь типа «Никопея», с императором и епископом. Миниатюра из сир. Библии. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 118r)

[Греч. Νικόπεια - Победоносная], иконографический тип Богородичных образов, на к-рых Божия Матерь представлена фронтально (в рост, по пояс, сидящей на престоле), держащей прямо перед грудью Младенца Христа (в медальоне-овале или в руках) так, как будто Она несет на руках щит с образом Младенца, являя Его миру; Богомладенец также представлен в строго фронтальной позе с благословляющим жестом. Медальон с Христом напоминает об античных изображениях на воинских щитах, т. н. imago clipeata. Изображения Богоматери «Н.» в визант. искусстве встречаются редко; по числу они уступают иконографическим типам «Одигитрия» и «Умиление», могут не иметь соответствующего надписания.

Название «Никопея» закрепилось в научной лит-ре за Богородичными образами этого типа благодаря Н. П. Лихачёву (Лихачёв. 1911. С. 68-82). Выделив визант. печати с погрудным изображением Богоматери с Младенцем в медальоне, он обратил внимание на то, что образ, помещенный на одной из них, принадлежавшей имп. постельничему Иоанну (X-XI вв.), сопровождается эпитетом «Никопея» (Там же. Рис. 165. С. 78). В дальнейшем Лихачёв использовал этот эпитет для обозначения аналогичных по иконографии изображений на др. печатях и произведениях визант. искусства.

Божия Матерь типа «Никопея». Икона. VI в. (Галерея Темпл, Лондон)
Божия Матерь типа «Никопея». Икона. VI в. (Галерея Темпл, Лондон)

Божия Матерь типа «Никопея». Икона. VI в. (Галерея Темпл, Лондон)

История происхождения и почитания в Византии образа Богоматери типа «Н.» достаточно запутанная. Это связано с тем, что визант. авторы наделяли единым названием 2 почитаемые в столице Богородичные иконы, а именно «Н.» и «Одигитрию», происходившие из разных храмов К-поля (Кондаков. 1998. С. 124-125). Предположительно икона Богоматери «Н.» находилась в одном из помещений Большого имп. дворца, в особой часовне. Образ почитался как палладий визант. императоров, эмблема воинского триумфа.

Наиболее ранние изображения «Н.» относятся к VI-VIII вв.: печать визант. императоров Маврикия Тиверия (582-602), Ираклия (610-641), Константа II (641-668), фрески в капелле № 28 мон-ря св. Аполлония в Бауите (VI-VII вв.), 2 копт. энкаустические иконы (VI-VII вв. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае и VII в. в собрании А. Питтаса, Кипр), миниатюры в сир. Библии, хранящейся ныне в Национальной б-ке Франции (Paris. Syr. 341. Fol. 118r, VII в.) и в арм. Евангелии из Эчмиадзина (Матен. 2374, до 640 г.), фреска в рим. ц. Санта-Мария-Антиква (741-752; в нише в правом нефе). На имп. печатях и на миниатюре сир. Библии Богоматерь представлена в рост (между фигурами императора и епископа, надпись к миниатюре - «Аллегория мудрости»); на копт. иконах, на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии, в ц. Санта-Мария-Антиква - сидящей на троне; на 2 иконах - по пояс. Медальон с Младенцем, присутствующий во всех приведенных примерах, имеет овальную форму, часто синего или голубого цвета, а на иконе из собрания А. Питтаса - вид прозрачной мандорлы, через к-рую просвечивает фигура Богоматери. На этой иконе, а также на фресках в Бауите медальон смещен влево относительно фигуры Богоматери и поставлен на Ее левое колено. Она может держать медальон по-разному: придерживая снизу, как на миниатюре сир. Евангелия, или выше - на ладони. С восшествием на престол имп. Льва III Исавра (717-741) изображение «Н.» на монетах уступает место изводу икон Божией Матери «Одигитрия».

Божия Матерь типа «Никопея». Фреска ц. Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в.
Божия Матерь типа «Никопея». Фреска ц. Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в.

Божия Матерь типа «Никопея». Фреска ц. Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в.

Следующая по времени группа визант. памятников, на к-рых присутствует изображение Богоматери типа «Н.», относится к X-XII вв., преимущественно к эпохе династии Комнинов (1081-1180), когда интерес к образу вновь возрастает. Предположительно это связано с обновлением чтимой к-польской иконы, с ее восстановлением в 1030/31 г. после пожара Влахернской ц. Богоматери. Аналогичная ситуация касается изображений Богоматери на престоле, число к-рых в это время значительно увеличилось. Интерес к иконе «Н.» мог быть также связан с тем, что именно ее брал в военные походы имп. Роман III (1028-1034). Икону несли во главе войска во время празднования военных триумфов. Она сопровождала имп. Никифора III Вотаниата (1078-1081) во время его военных кампаний. Предположительно икона «Н.» участвовала в сражении против крестоносцев (1204). О присутствии в византийских войсках Богородичного образа сообщает один из участников 4-го крестового похода, автор хроники «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэн (ок. 1150-1212(1218?)).

Божия Матерь «Никопея». Икона. Нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции)
Божия Матерь «Никопея». Икона. Нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции)

Божия Матерь «Никопея». Икона. Нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции)

Фигура Богоматери, держащей диск с погрудным или оглавным образом Младенца, в X-XII вв. присутствует на визант. печатях и монетах, а также в росписи храмов, напр. на печатях патрикия Иоанна (Кондаков. 1998. С. 131. Рис. 53), имп. Никифора Вотаниата, Филокала, полководца имп. Алексея Комнина (1081-1118), хартулария Феофраста, на золотой монете имп. Михаила Дуки (1071-1078) и булле епископа Ираклии Понтийской (X-XI вв.). Во всех приведенных выше примерах Богоматерь представлена погрудно, держащей диск (преимущественно круглый) с Младенцем прямо перед грудью или приподнимающей его до уровня шеи. Одновременно с погрудным вариантом «Н.» в Византии в XI-XII вв. активно использовался Ее тронный образ с овальным или круглым диском со Спасом Еммануилом, представленным в рост, погрудно или оглавно: печать Никиты, проедра Афин (ок. 1082), печать деспота Иоанна, монеты времени визант. императоров из династии Комнинов - от Алексея до Андроника I (1183-1185). Особый пример изображения Богоматери «Н.» в монументальной живописи средневизант. периода дает фреска в конхе центральной апсиды ц. Cв. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.). Богоматерь показана здесь восседающей на широком престоле с лировидной спинкой, Она держит обеими руками удлиненный овал белого по краям, зеленого внутри медальона с фигурой благословляющего Младенца в золотых одеждах Судии Второго Пришествия.

В визант. искусстве известны случаи применения эпитета «Никопея» к изображениям Божией Матери др. иконографических изводов. В конхе алтарной апсиды ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191) помещен образ Божией Матери на престоле с Младенцем, лежащим на Ее коленях, между тем изображение сопровождается греч. надписью: «Νικοποιός». Визант. икона нач. XII в., почитающаяся чудотворной, находится в базилике Сан-Марко в Венеции, в сев. части храма, в капелле «Никопеи» (престол освящен в 1618, до этого был посвящен ап. Иоанну Богослову), в специальном киоте над престолом. С XVII в. за ней закрепилось название «Никопея» (оно впервые встречается в 1645). Ее иконография не совпадает с типом «Н.», известным по более ранним примерам: Богоматерь представлена фронтально, по пояс, держащей строго перед Собой Младенца Христа (без медальона). Этот извод скорее соответствует изображениям, обозначенным Н. П. Кондаковым термином «Кириотисса», т. е. ростовым, погрудным, поясным и тронным образам Божией Матери с Младенцем на лоне, такого типа, как, напр., мозаика в капелле Дзен, в базилике Сан-Марко в Венеции (1-я пол. XII в.; переложена в XIX в.); мозаика в конхе апсиды Гелатского храма (1125-1130); фреска церкви в мон-ре Студеница (1208-1209).

Лит.: Лихачёв Н. П. Ист. значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произв. итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911; Rizzi A. Un'icona constantinopolitana del XII sec. a Venezia: La Madonna Nicopea // Thesaurismata. 1980. Т. 17. P. 290-306; Siebt W. Der Bildtypus der Theotokos Nikopoios // Byzantina. 1985. Vol. 13. N 1. Р. 549-564; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. М., 1998р. Т. 2. С. 124-151; Bardzieva-Trajkovska D. The Virgin Nikopeja from Kurninovo // ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 86-93; Cormack R. Masterpieces of Early Christian Art and Icons. L., 2005; Merkel E. La Nikopeia constantinopolitana della Basilica di San Marco: La stratificazione degli interventi di oreficeria // Oreficeria sacra a Venezia nel Veneto: Un dialogo tra le arti figurative / A cura di L. Caselli. Venezia, 2007. P. 35-55; Samerski S. La Nikopeia: Immagine di culto, palladio, mito veneziano. R.; Venezia, 2012; Walberg D. The Cult of the Nicopeia in 17th-Cent. Venice // Reflections on Renaissance Venice: A celebration of Patricia Fortini Brown. Mil., 2013. P. 201-207.
С. П. Заиграйкина
Ключевые слова:
Иконография Божией Матери (Иконопись) «Никопея» [Победоносная], иконографический тип Богородичных образ
См.также:
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АВРАМИОТИССА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ см. Евхаитская икона Божией Матери
АГИОСОРИТИССА название иконографического типа Божией Матери