Татьяна Васильевна (25.01.1921, с. Нелидовка Бельского у. Смоленской губ. (ныне г. Нелидово Тверской обл.) - 30.04.1984, Москва), историк, археолог, искусствовед, исследователь в области рус. средневек. искусства; доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР (ныне РАН), награждена медалью «800 лет Москвы».
Род. в семье служащего. В 1944 г. окончила исторический фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1948 г.- аспирантуру Ин-та истории материальной культуры АН СССР. С 1948 по 1966 г. работала в Загорском (ныне Сергиево-Посадском) гос. историко-художественном музее-заповеднике, с 1950 г.- в должности заведующей историко-художественным отделом, с 1966 г.- в Ин-те археологии АН СССР. В 1963 г. защитила канд. дис. на тему «Произведения древнерусской мелкой пластики XIII-XVII вв. в собрании Загорского музея», в 1974 г.- докторскую диссертацию, посвященную художественному ремеслу (прикладному искусству) Московской Руси. Круг интересов Н. как сотрудницы Загорского музея охватывал все виды профессиональной музейной деятельности: она вела научно-исследовательскую, выставочную, собирательскую, просветительскую работу, участвовала в хранении памятников. Под ее руководством были подготовлены и созданы музейные экспозиции: «Древнерусское искусство XIV-XVII вв.» (1958), «История Троице-Сергиевой лавры» (1963). Она осуществляла археологический надзор за строительными и земляными работами на территории Троице-Сергиевой лавры (опубликовала ряд статей по материалам раскопок), принимала участие в археологических исследованиях Белгорода, Александрова, Ст. Рязани. Н. возглавляла музейные экспедиции в различные районы Московской, Калужской, Калининской (Тверской), Костромской областей по обследованию церквей, выявлению, сохранению и сбору памятников истории и культуры, произведений рус. искусства. В результате экспедиций музейное собрание пополнилось редкими памятниками иконописи, шитья, предметов малых форм, рукописей и старопечатных книг. Благодаря ей были исследованы, атрибутированы и опубликованы малоизвестные и недавно обнаруженные произведения. О степени научной активности Н. свидетельствует в частности то, что более половины объема музейных сборников занимали именно ее статьи.
Н. являлась членом ученых советов в Ин-те археологии, музеях Московского Кремля, Загорска, в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Она автор свыше 50 печатных работ, в т. ч. 5 монографий. Главная тема ее научных изысканий - историко-культурное и искусствоведческое исследование памятников средневек. иконописи и прикладного искусства. Ее фундаментальные труды стали образцом научной каталогизации музейных коллекций 60-70-х гг. XX в., включающих памятники духовной культуры Др. Руси. Музейная практика работы с подлинниками, экспедиционный опыт по выявлению артефактов позволили ей стать первооткрывателем и выдающимся интерпретатором произведений средневек. искусства. Многочисленные статьи, посвященные отдельным памятникам, демонстрируют глубокое знание документального материала и историко-культурного контекста. Особенное внимание к надписям позволяло Н. полнее раскрыть замысел, историю создания и определить область применения того или иного памятника. Произведения древнего искусства в ее трудах всегда приобретали конкретный смысловой подтекст. Использование археологического подхода позволяло анализировать происхождение вещей, принадлежность владельцев и мастеров к определенному социальному кругу, художественной культуре. Обобщающий труд «Прикладное искусство Московской Руси» (М., 1976) стал одним из первых в отечественной науке, в котором была представлена целостная концепция развития и преемственности отечественной художественной культуры на протяжении большого исторического периода. Впервые в отечественной науке удалось создать систему, объединяющую памятники археологии, находящиеся в разных музейных коллекциях. Книга, представляющая историю прикладного искусства великокняжеской Москвы послемонг. периода (XIII - 1-я треть XVI в.), написана с использованием огромного числа летописных, документальных, литературных, эпиграфических источников. В ней были выделены местные центры художественной культуры (Владимир, Суздаль, Вел. Новгород, Н. Новгород, Тверь), обозначены их особенности и традиции, которые послужили основой формирования искусства великокняжеской Москвы. Были воспроизведены мн. образцы древнего искусства из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, Загорского музея, НГОМЗ, ГБЛ (ныне РГБ), ГРМ и др., приведены краткие исторические сведения о великих древнерус. мастерах.
Вышедший в свет в 1977 г. каталог древнерус. иконописи из коллекции Загорского музея (Древнерусская живопись Загорского музея: Кат. М., 1977) стал одним из первых опытов научной каталогизации иконного собрания и именно того, к-рое является ключевым для понимания сложных путей развития московской художественной культуры эпохи средних веков и шире - духовной культуры Московской Руси.
Книга, посвященная древнерусской мелкой пластике (Древнерусская мелкая пластика из камня, XI-XV вв. М., 1983), явилась самым полным на тот период развития отечественной исторической науки сводом хранившихся в музейных собраниях рус. средневек. икон и крестов малых форм из камня. Были разработаны методы классификации и хронологии произведений, определены основные художественные направления и центры, проведена атрибуция, исследована иконография. Каталог включал подробные описания предметов, прориси надписей, исчерпывающую библиографию, альбом иллюстраций, выстроенный по принципам археологии - развернутая классификация родственных вариантов сходных изображений. Также Н. по-новому интерпретировала уже известные памятники, подчеркивая их художественную уникальность и сложность. Помимо предметов, находящихся в музейных коллекциях, в книгу вошли памятники, упоминавшиеся в литературе, но не сохранившиеся и ранее не публиковавшиеся. Эти предметы можно было сравнивать с формами большого искусства, они были достойны сопоставления с произведениями того же ряда и того же времени в искусстве др. стран и народов. В ее публикациях раскрываются информативные возможности надписей и изображений, материала и технологий обработки, а привлечение письменных источников и данных об историческом контексте эпохи позволяет представить предмет как уникальное произведение. Подобные монографические исследования были посвящены предметам статусным, отражающим как сословные ценности (рогатина вел. кн. Бориса Александровича Тверского), так и ценности семейные (фамильный крест-мощевик Бутурлиных). В научный оборот были введены средневек. святыни: иконы и ковчеги-мощевики различных форм, типологии и материала, принадлежавшие разным владельцам.
В течение мн. лет Н. была научным руководителем коллектива, готовившего к изданию уникальную рукопись - Вкладную книгу Троице-Сергиева монастыря 1673 г. (изд. в 1987) - бесценный источник сведений по истории и культуре не только музея, сложившегося на основе богатейших монастырских коллекций и ризницы, но и всей России в эпоху как средних веков, так и Нового времени (до 1764), настоящую энциклопедию сословного и личного благочестия. Как исследователь Н. стремилась расшифровывать замысел изобразительного декора того или иного произведения искусства, обращаясь прежде всего к письменным источникам и вникая в исторические обстоятельства эпохи, напр., рассматривая декор рогатины вел. кн. Бориса Александровича Тверского (О сюжете изображений на рогатине тверского кн. Бориса Александровича // ПКНО, 1975. М., 1976. С. 191-203). По выражению В. П. Даркевича, под пером Н. «вещь становится документом истории» (Даркевич. 1991. С. 116-117).