[Церковнослав. ; греч. ῎Αμωμοι], в правосл. богослужении 17-я кафизма Псалтири, состоящая из одного псалма - Пс 118 (в масоретской нумерации - Пс 119). Название происходит от 1-го стиха: («Блаженны непорочные в пути»; Μακάριοι οἱ ἄμωμοι ἐν ὁδῷ).
Этот псалом выделяется среди др. текстов Псалтири большим объемом - в нем 176 стихов. Евр. текст представляет собой алфавитный акростих: в нем 22 строфы (по числу букв евр. алфавита), в каждой строфе по 8 строк-стихов, начинающихся с одной и той же буквы. Стих обычно складывается из 2 полустиший - параллельных по содержанию высказываний, взаимно раскрывающих смысл друг друга (характерный для библейской поэзии прием параллелизма). Основной стихотворный метр - 3+2. Строки и строфы в псалме связаны друг с другом лексически и тематически - через цепочки ключевых слов и мотивов (техника concatenatio). Строфы попарно размещены вместе по принципу тематической связи либо контраста (прием iuxtapositio; как правило, 2 последовательные строфы составляют связанную пару) (подробнее: Nodder. 2005. P. 326-329).
Фактически псалом посвящен одной теме - закону (евр. ). Этот термин в евр. тексте Пс 118 встречается 25 раз (во всей Псалтири употребляется 36 раз). Многозначное понятие «закон» раскрывается в псалме через 8 синонимов: (слово), (установление, закон), (изречение, суждение), (заповедь), (постановление, суд), / (откровение, предостережение), (распоряжение, предписание). Несмотря на то что происхождение большинства из этих терминов коренится в правовой традиции, в псалме отсутствуют прямые ссылки на этические или правовые нормы. При этом перечисленные слова грамматически всегда связаны с тетраграммой имени Божия (YHWH). Из этого следует, что в Пс 118 «закон Господа» - нечто существенно большее, чем просто свод правил и законоположений. Лейтмотив всех изречений псалма - хвала Богу за благодатное откровение Его воли.
Слово присутствует уже в 1-м стихе и тем самым заявляет главную тему. Оно употребляется в Пс 118 только в ед. ч.- «закон», а не «законы». Главный из его синонимов - - также встречается почти исключительно в ед. ч. В целом 8 синонимов означают неразличные категории предписаний; по богословскому замыслу псалмопевца, они вместе описывают пространство откровения как пространство закона, через к-рый действует животворящая и избавительная сила Божия (стихи 25, 28, 40, 78). Через закон познаются истина и тайны Божии (стихи 18, 125, 138). Прося у Бога наставлений, псалмопевец хочет, чтобы Сам Бог был Учителем Им же данного закона. Через Божий закон можно обрести путь праведности и счастья (стихи 3, 15). Слова и (путь, дорога) по сути также выступают синонимами (см.: Levenson. 1987. P. 562).
Восемь «терминов закона» распределены по всему тексту, их употребление подчинено определенному числовому порядку. Половина этих слов муж. рода, половина - женского, каждое встречается ок. 20 раз, а суммарно - 176 раз (по 88 раз в каждой половине псалма). Количественные закономерности продолжаются на уровне деталей, вводя множественную и сложную симметрию (подробнее см.: Freedman. 1999. P. 27). Лексический рисунок псалма невозможно полностью передать при его переводе на др. языки, к тому же переводы, начиная с Септуагинты, как правило, не стремятся однозначно закрепить те или иные эквиваленты за евр. терминами (исключение - к-рое в Септуагинте всегда передается по-гречески как νόμος). Иногда делается попытка обозначить алфавитную структуру оригинала: в Септуагинте и Вульгате строфы надписаны названиями евр. букв, соответственно в греческой и латинской транскрипции.
Алфавитная структура Пс 118 выражает идею полноты (от «а» до «я») и упорядоченности. Число 8 имеет символическое значение - 7+1 и очень значимо в библейских повествованиях ВЗ и в богослужебных традициях Израиля (подробнее см.: Hossfeld, Zenger. 2011. P. 257-258). Число 8 обладает двояким смыслом: указывает на завершенность чего-то важного и отмечает начало нового. В псалме оно может намекать на соединение полноты откровения и его продолжения, давая понять, что закон Господень не жестко установленное предписание, к-рое мог бы дать земной правитель, а открытое Божие послание. Точно так же и «я», от имени к-рого написан псалом, не тот, кто безупречно соблюдает установления, а тот, кто открыт Слову Божию.
Пс 118 сосредоточен на личностном измерении отношения к закону. Вероятно, с этим связано обращающее на себя внимание отсутствие в нем понятия (завет), поскольку «завет» традиционно относится в Свящ. Писании не к одному человеку, а к сообществу (Ibid. P. 260).
Пс 118 сложно отнести к какому-то одному жанру (напр., «псалом-жалоба» или «псалом мудрости»), в нем мастерски переплетены формы и мотивы различных жанров: хвалы, индивидуальной жалобы, ходатайства, исповедания, песни упования, индивидуальной благодарственной песни, гимна, речения мудрости (Kraus. 1993. P. 412).
В окончательной композиции Псалтири Пс 118 занимает место между хвалитными псалмами (Пс 112-117, в еврейской традиции - пасхальный халлель) и «Песнями восхождения» (Пс 119-133, т. н. паломнические псалмы). Соседством с хвалитными псалмами можно объяснить появление в Пс 118 надписания «Аллилуия» в Септуагинте. Размещение перед паломническими псалмами делает Пс 118 как бы подготовкой к приходу в Святой город (Иерусалим). Свиток псалмов, найденный в Кумране (11QPsa), содержит их иную последовательность: 119-131, 118, 134-135. Т. е. для кумранитов, не признававших Иерусалимский храм, кульминация «Песни восхождения» виделась не в храмовом богослужении, с которым ассоциируются Пс 132-133, а в постижении Закона (Hossfeld, Zenger. 2011. P. 284).
В тематике и лексике псалом демонстрирует зависимость от Второзакония. На этом основывается наиболее ранняя из предлагавшихся датировок его создания - период Вавилонского плена (Deissler. 1955). Но поскольку выразительность акростиха проявляется не при звучании, а в письменном тексте, псалом скорее следует отнести к письменной послепленной эпохе - времени Ездры и Неемии (ср.: Неем 8. 8). С книгами Ездры и Неемии псалом сближают темы неустроенности жизни, гонений, борьбы за преодоление отступничества, за утверждение поклонения Единому Богу и др. Однако для составителей книг Ездры и Неемии возобновление завета с Богом связано прежде всего с Храмом и восстановлением культа, о чем не сказано в псалме (Hossfeld, Zenger. 2011. P. 258). При этом в псалме присутствуют мотивы и терминология лит-ры Премудрости: нечестивый против праведника, зло против добра, воздаяние (награда и наказание) и др. (Perdue. 1977. P. 305), что может указывать на эпоху развития евр. образования и книжной культуры (IV в.). Изысканная лит. форма, оставляющая впечатление учености, позволяет думать, что перед нами один из поздних псалмов. Нек-рые исследователи считают его современным Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (1-я пол. II в. до Р. Х.) (Hossfeld, Zenger. 2011. P. 263).
Автор Пс 118, вероятнее всего, был связан с учителями мудрости и книжниками. Мало оснований предполагать, что он был близок к священническим кругам и обладал высоким социальным статусом.
Вопрос о предназначении Пс 118 сложен. Метод анализа форм вызывает затруднения в определении его Sitz im Leben из-за того, что среди большого числа присутствующих в псалме жанров трудно выделить главный. Можно видеть в Пс 118 «дидактический» псалом для учеников в школе мудрости или своего рода «профессиональную молитву» для тех, кто переписывали Пятикнижие (Allen. 2002. P. 181).
«Н.» занимают видное место. Можно предположить, что это связано не только с объемом псалма, но прежде всего с его содержанием - он является квинтэссенцией всей Библии. Кроме того, один из стихов псалма - (Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей) (Пс 118. 164) - традиционно трактуется как указание на суточный богослужебный круг. Свт. Василий Великий, говоря о ночной молитве, ссылается на строки Пс 118: «А что и полночь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога. И псалмопевец говорит: « (В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои)» (Пс 118. 62). И опять надо вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: « (Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое)» (Пс 118. 147-148)» (Basil. Magn. Regulae fusius tractatae. 32. 5 // PG. 31. Col. 1016).
В последующей традиции «Н.» закрепились за службой, совершаемой в полночь келейно: они составляют центральную часть этой службы в древнейших сохранившихся палестинских Часословах IX в. (напр., в Sinait. gr. 864 - см.: Maxime (Leila) Ajjoub. Livre d'Heures du Sinai (Sinait. gr. 864). P., 2004. P. 238-240. (SC; 486)) и в монастырских уставах.
«Н.» были важнейшим элементом воскресной песненной утрени (в составе «песненного последования»). В Типиконе Великой церкви IX-XI вв. «Н.» указаны на утрене в сыропустную неделю, в 1-ю неделю Великого поста, на Пасху и в Фомину неделю (см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 8, 20, 92, 108). «Н.» делились на 3 антифона, причем иногда на 3-м антифоне назначался тропарь и совершался вход. Согласно реконструкции песненной утрени, выполненной М. Н. Скабаллановичем, «Н.» начинались с возглашения певцом темы псалма и его припева: «Непорочнии в путь. Аллилуия». Деление стихов «Н.» на статии (антифоны) не отличалось от совр. деления на 3 «Славы»: 1-я - стихи 1-72; 2-я - 73-131; 3-я - 132-176. «Аллилуия» служила припевом к 1-й и 3-й статиям, «Вразуми мя, Господи» - ко 2-й статии. Пение «Н.» сопровождалось каждением: священник сначала кадил притвор, потом он переходил боковыми дверями в закрытый еще храм и кадил его, а затем алтарь. Оставив кадило в алтаре и взяв запрестольный крест, иерей возвращался в притвор. При пении ст. 170 ( ) совершался торжественный вход из притвора в храм: священник открывал врата, велегласно пелось входное, духовенство во главе с архиереем (если он присутствовал) входило в храм через царские (центральные) врата, а молящиеся - через боковые двери. По входе заканчивалось пение «Н.», за к-рым следовала песнь 3 отроков «Благословите...» и продолжалась песненная утреня (см.: Скабалланович. 2004. С. 339, 345-346).
«Н.» назначались в качестве обязательного келейного правила в полночь ( - речь идет именно о времени, а не об особой службе) в древнейшей его редакции - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 413). В более поздней редакции южно-италийского происхождения - Мессинском Типиконе 1131 г.- пение «Н.» назначается уже в общем богослужебном собрании - на полунощнице (μεσονύκτιον), службе, предваряющей утреню и отделяемой от нее лишь небольшим перерывом (Arranz. Typicon. P. XXXV, 291, 418).
В Студийско-Алексиевском Типиконе содержится также указание на «Н.» в составе великого повечерия, отправляемого в Великий пост (Пентковский. Типикон. С. 412).
«Н.» поются также в течение всего года на утрене в субботу; при этом способ исполнения «Н.» может быть двояким: либо с «Аллилуия» (если совершается служба святому с праздничным статусом памяти - имеется в виду служба с «Бог Господь» и тропарем), либо с тропарями (вероятно, подразумеваются «мертвенные» (заупокойные) тропари - в случае если совершается обычная служба с пением на утрене «Аллилуия») (см.: Там же. С. 403-404; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 281; Arranz. Typicon. P. 10-11, 216, 212). В 1-м случае «Н.» поются на 3 статии (части), после каждой из к-рых добавляется «Аллилуия» в глас Октоиха; во 2-м случае, когда «Н.» носят заупокойный характер,- на 2 статии (1-я статия включает стихи 1-93, 2-я - стихи 94-176), причем после каждой статии диакон произносит краткую заупокойную ектению, а священник читает молитву об усопших ; по окончании 2-й статии поются заупокойные тропари (см.: Пентковский. Типикон. С. 403-404).
Несмотря на то что начиная с утрени Великого четверга стихословие кафизм отменяется, «Н.» с «Аллилуия» назначаются на утрене в Великую субботу (см.: Там же. С. 254; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 555).
Пение «Н.» на воскресной утрене в первоначальной редакции Студийского устава (напр., в Студийско-Алексиевском Типиконе) не зафиксировано, однако такая практика появляется в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 334, 339, 359, 361, 498, 500, 502). Вероятно, это произошло под влиянием кафедрального богослужения К-поля. Большинство указаний Евергетидского Типикона, в к-рых говорится о «Н.» на воскресной утрене, относятся к периоду от Недели (воскресенья) праотец (перед Рождеством Христовым) и до начала Великого поста. В эти воскресенья Типикон предписывает петь «Н.», или полиелей, или и то и другое. «Н.» поются с «Аллилуия» на 5-й глас и с «воскресными их тропарями (῎Αμωμος μετὰ τῶν ἀναστασίμων τροπαρίων αὐτοῦ)» (см.: Там же. С. 359, 361), т. е. образуют с ними единый блок, но состав этих тропарей не уточняется. В 1-ю неделю Великого поста прямо говорится, что «Н.» не стихословятся (см.: Там же. С. 521), а во 2-ю неделю сказано, что от этого времени «Н.» не поются из-за «уменьшения [продолжительности] ночей (διὰ τὸ τὰς νύκτας ἐλαττωθῆναι)» (Там же. С. 525). Следующее упоминание пения «Н.» на воскресной утрене относится к кон. авг. (см. указания о совпадении Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.) с воскресеньем - Там же. С. 498). При совпадении 26 дек. (следующий день после Рождества Христова) с воскресеньем отмечено, что на утрене поются 2 кафизмы и полиелей; если все это было пропето быстро (εἰ δὲ ἐστ ταχύ), то прибавляются «Н.» с воскресными тропарями (см.: Там же. С. 359). Т. о., в Евергетидском Типиконе фактором, определяющим наличие или отсутствие «Н.» на воскресной утрене, является продолжительность ночи: в период, когда ночи короткие и светает рано (т. е. весной и летом), «Н.» опускаются, а в зимний период года, напротив, поются.
В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах «Н.» назначаются также на утрене на Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.) (см.: Пентковский. Типикон. С. 363; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 487). Пение «Н.» на этой службе, вероятно, связано с ее заупокойным характером - не исключено, что это указание и параллель со службой Великой субботы создали предпосылки для совершения чина погребения Пресв. Богородицы, к-рым стало впосл. дополняться богослужение этого праздника.
В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) сообщается, что «Н.» монахи должны были самостоятельно пропеть в кельях до того, как собраться на утреню (см.: Lossky. Typicon. P. 142). Эта практика келейного пения «Н.» со временем трансформировалась в полунощницу, которую более поздние редакции Иерусалимского устава предписывают совершать в общем богослужебном собрании (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. Р. 102-103) (ср. аналогичную тенденцию в Студийском уставе).
Иерусалимский устав, как и Студийский, предписывает отправлять «Н.» на утрене в субботу в течение всего года.
В Иерусалимском уставе закрепляется пение «Н.» на воскресных всенощных бдениях. Эта практика отмечается уже в его древнейших редакциях. Напр., в Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. в описании чина воскресного всенощного бдения сказано, что «Н.» поются после уставного чтения, к-рое бывает после 2-й кафизмы; на «Н.» священник кадит, а диакон после каждой «Славы» произносит малую ектению; за «Н.» сразу же следуют воскресные тропари 5-го гласа (см.: Миркович. Типикон. Л. 17а). Традиция каждения на «Н.», вероятно, восходит к кафедральной практике К-поля - богослужению Великой ц. Цикл из 6 воскресных тропарей судя по всему, имеет иерусалимское происхождение; первые 4 тропаря по смыслу исключительно воскресные: в их основе лежит евангельский эпизод встречи женами-мироносицами, пришедшими ко гробу Спасителя, ангела, к-рый возвестил им Его воскресение; тропарь на «Славу» прославляет Св. Троицу, на «и Ныне» - Богоматерь (также см.: Скабалланович. 2004. С. 647-648). В древнейших редакциях Иерусалимского устава также содержится указание не петь полиелей в воскресные дни от сыропустной недели до отдания Крестовоздвижения (20 сент.), т. е. в то время года, когда ночи короткие (см.: Lossky. Typicon. P. 242; Миркович. Типикон. Л. 128б): т. о., в этот период на воскресных бдениях пелись только «Н.». Исключение делается для Господских праздников, когда полиелей поется вместо «Н.»: напр., в Вербное воскресенье (см.: Lossky. Typicon. P. 261), Неделю Фомину (Миркович. Типикон. Л. 156б).
В Русской Церкви «Н.» также исполнялись на воскресном всенощном бдении в течение всего года. В зимний период, т. е. от отдания Крестовоздвижения до недели сыропустной (за исключением периода от предпразднства Рождества Христова (20 дек.) до отдания Богоявления (14 янв.)), к «Н.» добавлялся полиелей. Такая практика зафиксирована, напр., в рукописных источниках XVI в. и в первопечатном московском Типиконе 1610 г. Тем не менее редакторы пореформенного московского Типикона 1682 г. интерпретировали указания на пение полиелея в зимний период в смысле, что в этом случае поется только полиелей, а «Н.» опускаются (также см.: Успенский. 2004. С. 329-337). При этом тропари составляющие с «Н.» на воскресной всенощной единое целое, не отменялись - в итоге указания приняли нелогичный характер: полиелей должен был петься вместе с тропарями по «Н.». Эти указания Типикона 1682 г. можно попытаться объяснить тем, что: 1) полиелей, занимая при пении больше времени, чем «Н.», назначается по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и, следов., всенощное бдение нужно начинать раньше и оканчивать позже; 2) полиелей отменяется в период с 20 дек. по 14 янв. из-за великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего значение последнего ослаблялось бы; 3) в Великий пост полиелей отменяется в связи со скорбностью этого периода (см.: Скабалланович. 2004. С. 643). Однако эти объяснения едва ли могут быть признаны убедительными. Не исключено, что поправки, внесенные в многовековой порядок пения «Н.», были вызваны изменением отношения к стихословию Псалтири в целом, наблюдавшимся на правосл. Востоке в XVII в. (см.: Успенский. 2004. С. 338). Практика пения «Н.» на воскресных всенощных бдениях в течение всего года сохранилась у старообрядцев, к-рые не приняли пореформенные богослужебные книги, в т. ч. Типикон 1682 г.
>Современная богослужебная практика Русской Православной Церкви ориентируется на Типикон, в основе которого лежит издание 1682 г. Согласно 17-й гл. совр. Типикона, «Н.» в суточном богослужебном круге поются на полунощнице и на утрене.
На полунощнице «Н.» поются в течение всего года в седмичные дни, т. е. с понедельника по пятницу (Типикон. Ч. 1. Л. 31; также см.: Часослов. С. 11). На практике эта служба сохранилась в основном в монастырях, в приходских храмах она, как правило, не отправляется.
На утрене «Н.» предписывается петь в субботу в течение всего года (Типикон. Ч. 1. Л. 31, 32 об., 33). Однако в приходской практике это указание соблюдается лишь в родительские субботы, во 2-ю, в 3-ю и 4-ю субботы Великого поста, когда совершается заупокойное богослужение, а также в Великую субботу.
На утрене в составе воскресного всенощного бдения «Н.» предписывается петь в период от Недели Фоминой (в саму эту неделю они не поются) до отдания Крестовоздвижения (20 сент. ст. ст.), а также в 1-ю, во 2-ю, в 3, 4, 5-ю недели Великого поста, однако, если воскресенье совпадает с праздником, имеющим полиелей, «Н.» отменяются (см.: Типикон. Ч. 1. С. 30 об.- 33 об.). «Н.» следует петь без разделения на «Славы» на 5-й глас (на этот же глас поются, напр., тропарь Пасхи и пасхальные стихиры); завершаются «Н.» пением на тот же 5-й глас цикла воскресных тропарей каждый из первых 4 тропарей к-рого предваряется припевом (Пс 118. 12). Пение «Н.» в неделю сохраняется лишь в немногих монастырях, в то время как в приходских храмах вместо «Н.» в течение всего года поется полиелей, причем в существенно сокращенном виде (см. в ст. Полиелей).
Поскольку в совр. приходской богослужебной практике «Н.» почти не употребляются за воскресным и субботним уставным богослужением, а звучат лишь за заупокойным богослужением в родительские субботы, этот псалом считается по преимуществу заупокойным, что является заблуждением. Напротив, именно воскресным характером «Н.» обусловлено их использование в заупокойных чинах: в «Н.» говорится не о смерти, а о жизни, об избавлении от смерти через следование Божественному закону - Свящ. Писанию.
«Н.» являются центральным элементом богослужения родительских суббот: вселенских мясопустной и Троицкой, Димитриевской родительской субботы, 2, 3 и 4-й суббот Великого поста (т. н. малые родительские), а также рядового субботнего богослужения в случае, когда совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» (на практике бывает крайне редко).
В перечисленные родительские субботы «Н.» разделяются на 2 статии и поются на 5-й глас (но только не с победным, как в воскресный день, а со скорбным оттенком). На каждой статии поются свои припевы: к стихам 1-й статии - , 2-й - По окончании «Н.» поются заупокойные тропари (по аналогии с воскресными тропарями ) на 5-й глас (напр., см.: Триодь Постная. Ч. 1. Л. 16 об.-17). При рядовом субботнем богослужении с пением «Аллилуия» на утрене «Н.» и примыкающие к ним заупокойные тропари поются на 2-й глас; разбивка «Н.» на 2 статии и припевы к стихам те же.
На панихиде «Н.» делятся на 2 статии; припев к 1-й статии - ; ко 2-й - поются на 2-й глас. Однако на практике «Н.» на панихиде, как правило, не поются, что допускается в 14-й гл. Типикона (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 28 об.).
«Н.» назначаются также во всех чинах отпевания, кроме отпевания младенца. При отпевании мирян «Н.» поются на 3 статии, причем каждая статия поется на особый глас: 1-я - на 6-й, 2-я - на 5-й, 3-я - на 3-й; к 1-й и 3-й статиям припевом служит ко 2-й статии - На практике «Н.», как правило, поются не полностью, а лишь по 2-3 стиха от каждой статии - т. е. только то, что напечатано в совр. Требнике (см.: Требник. Ч. 1. С. 170-172; также см.: Требник большой. Л. 90 об.- 98). Так же поются «Н.» и при отпевании священников.
При отпевании монахов «Н.» разделяются на 2 статии с разными припевами: на 1-й статии - и др. (см.: Требник большой. Л. 109-116).