Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам. Биографических сведений об Н. не сохранилось. Впервые он упоминается в послесловии (колофоне) Псалтири (8 марта 1567 - 20 дек. 1568) - 1-й книги, изданной в Москве без участия первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Послесловие завершается сообщением о печатниках: «тщанием же и труды Никифора Тарасиева да Невежи Тимофеева». Невежу Тимофеева в историографии XIX в. стали отождествлять с Н., его имя впервые появилось в Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577). Эта т. зр. была высказана И. М. Снегиревым, к-рый ввел Псалтири (20 дек. 1568) в научный оборот. Он же предположил, что Н. был братом П. Мстиславца (Снегирев. 1830. С. 59-60). Предположение об этих родственных связях не было поддержано исследователями, признание же тождества между Невежей Тимофеевым и Андроником, несмотря на отсутствие четкого и аргументированного обоснования, стало доминирующим (Гатцук. 1872. С. 343; Леонид (Кавелин). 1883. С. 15; Зёрнова. 1947. С. 45; Сидоров. 1951. С. 126; Сазонова. 1988. С. 40-42; Немировский. 2007. С. 539-540). Сомнения в том, что обе Псалтири (1568 и 1577) были изданы одним печатником, высказывал Ю А. Лабынцев (Лабынцев. 1984. С. 11). Выдвигалась также гипотеза о том, что Невежа Тимофеев является отцом Н. (Сахаров. 1841. С. 414; Тихомиров. 1962. С. 97-98).
Сочинение об истории книгопечатания в Московском гос-ве «Сказание известно о воображении книг печатного дела», написанное в 40-х гг. XVII в., называет Н. «учеником» И. Фёдорова и П. Мстиславца: «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и раздавати по всем градовом во всей Росии Часовники и Псалтири, Апостолы и Евангелия, Триоди и Октаи и прочия божественныя книги» (Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказания о начале московского книгопечатания: Тексты и пер. // У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 201). Такую точку зрения, восходящую к данному источнику, разделяли мн. исследователи, аргументируя ее тождеством шрифта изданий Н. со шрифтом Фёдорова и сходством декора их книг (Зёрнова. 1952. С. 14, 22; Немировский, 1985. С. 245). Иной позиции придерживался архим. Леонид (Кавелин), полагавший, что в период становления книгопечатания в Москве существовало неск. конкурировавших групп печатников, к-рые овладели основами типографского искусства у некоего иноземного мастера. Группа, которую составляли Н. и Н. Тарасиев, находилась в состоянии соперничества с группой И. Фёдорова и П. Мстиславца (Леонид (Кавелин). 1883. С. 15, 29-30). Н. никогда не упоминал о своем ученичестве у Фёдорова.
На основе анализа орнаментики невеженских изданий высказывались предположения о причастности Н. к деятельности анонимной типографии (Сидоров. 1951. С. 132-133) и о его работе в книгописной мастерской, занимавшейся иллюстрированием Лицевого летописного свода (Там же. С. 129, 131-132).
Исходя из общепринятого представления об идентичности Невежи Тимофеева и Н., книгоиздательская деятельность Н. проходила в 3 типографиях, с 1568 по 1602 г. им было выпущено 13 изданий.
Первая типография была организована Н. в Москве совместно с Н. Тарасиевым в 1567-1568 гг., т. е. через 2 года после отъезда Фёдорова и Мстиславца в Литовское великое княжество. Поскольку в послесловии к 1-му изданию этой типографии, Псалтири 1568 г., имя Н. занимает 2-е место, а Тарасиев назван первым, можно предположить, что эту типографию возглавлял именно Тарасиев. В Псалтири 1568 г. прослеживаются черты, характерные для изданий Фёдорова: шрифт тождествен фёдоровскому, заставки также подражают работам первопечатника, хотя и оттиснуты с новых досок.
По одной из гипотез, московская типография Н. и Тарасиева сгорела во время пожара 1571 г. (Тихомиров. 1959. С. 40; Сазонова. 1988. С. 40-42). Эту т. зр. разделяют не все ученые. Тождественность шрифтов всех последующих изданий Н. со шрифтом Псалтири 1568 г., а также использование в них клише ее инициалов и ряда элементов ее декора свидетельствуют о том, что типографский материал не был уничтожен огнем (Зёрнова. 1952. С. 14-15, 22; Каменева. 1967. С. 137, 140-141; Починская. 2012. С. 114).
Книгоиздательская деятельность Н. была возобновлена во 2-й пол. 70-х гг. XVI в., когда «Андроник Тимофеев сын Невежа» возглавил новую типографию, к-рая, согласно общепринятому мнению, была создана по распоряжению царя Иоанна IV Васильевича Грозного в его резиденции - Александровой слободе (ныне г. Александров Владимирской обл.). Высказывались также не получившие подтверждения гипотезы о том, что «новый град Слобода», названный в послесловии как место издания Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577), был расположен в Москве (Снегирёв. 1835. С. 168-174; Ундольский. 1871. С. 14) или в Ивангороде на р. Свияге (ныне с. Свияжск Зеленодольского р-на Республики Татарстан) (Григорьев. 2001).
Известны 2 книги, выпущенные Н. в Александровой слободе: Псалтирь (2 июня 1576 - 31 янв. 1577) и Часовник (1577-1580). Исследователи отмечают близость орнамента «слободской» Псалтири к московскому - и по стилю, и по общности досок. Для ее инициалов, как и для инициалов фёдоровского издания, характерны растительные гирлянды (Зёрнова. 1952. С. 15). Часовник сохранился в единственном экземпляре (РГБ. МК. Кир. № 8, 81), неполном и дефектном, в к-ром отсутствуют указания на выходные данные. К слободским изданиям Н. Часовник относят на основе тождества его шрифта, заставок и бумаги с Псалтирью 1577 г. (Каменева. 1967). Издание Часовника следовало за фёдоровским, новым при его печатании стало лишь уменьшение формата с 4-й до 8-й доли листа.
По мнению А. В. Вознесенского, решение о возобновлении работы типографии связано с оживлением книгопечатания в Вильно и появлением на рус. рынке большого количества богослужебных книг, правильность текста к-рых не могли проконтролировать московские церковные власти. Вероятно, поэтому в Слободе были изданы Псалтирь, Часовник и, как установлено А. А. Туриловым, Евангелие (между февр. 1577 и 1580 г., в 4-ю долю листа) - три книги, к-рые в 1574-1576 гг. напечатал в Вильне Мстиславец. Кроме того, в Ярославле Д. Ф. Полозневым помимо экземпляра Евангелия был выявлен Апостол, также изданный Н. в Слободе одновременно с Евангелием (Полознев Д. Ф. К истории б-ки ц. Ильи Пророка в Ярославле XVII в. // Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (Ярославль, 12-13 окт. 2010 г.). Ярославль, 2011. С. 125-126; Он же. Библиогр. исследование печатных книг из ярославской б-ки Георгия Лыткина 1-й трети XVII в. // Библиография. 2013. № 1. С. 69). В новой типографии Н. использовал прежний шрифт, а также нек-рые гравированные украшения из изданий московского периода его деятельности.
Книгопечатание в Москве было возрождено после 20-летнего перерыва в кон. 80-х гг. XVI в., вскоре после учреждения в России Патриаршества. С 1587 г. Н. приступил к восстановлению и обустройству государевой типографии - Печатного двора, которым он руководил до 1602 г., вероятно до своей смерти.
За годы работы на Печатном дворе Н. выпустил 11 изданий: Триодь Постную (8 нояб. 1589), Триодь Цветную (24 нояб. 1591), Октоих (Ч. 1. Глас 1-4 и Ч. 2. Глас 5-8) (31 янв. 1594), Апостол (4 июля 1597), Часовник (2 издания: 27 июля 1598 и 9 янв. 1601), Минею общую (2 издания: 29 июня 1600 и 19 авг. 1600, соответственно в 4-ю и во 2-ю доли листа), Служебник (25 апр. 1602), Псалтирь (30 нояб. 1602, с изменением рубрикации и текста) (книговедческое описание изданий см.: Зёрнова. 1958. С. 15-21).
Четкие и крупные шрифты во всех изданиях Н. тождественны, в их основе лежит гарнитура Фёдорова. Безукоризненно выполнено 2-цветное печатание, важное с т. зр. рубрикации богослужебных книг. В своих изданиях Н. использовал нек-рые технические приемы, впервые появившиеся в изданиях анонимной московской типографии, в частности двойную нумерацию (по тетрадям и по листам) и исправление опечаток.
Помимо красивого шрифта и искусно выполненного набора издания Н. замечательны своим оформлением. Они украшены нарядными и сложными заставками, к-рым Н. уделяет главное внимание, рамками, декорированной вязью, инициалами. Восприняв мн. художественно-технические особенности книгопечатания от Фёдорова, Н. внес новые черты в орнаментику своих изданий. Так, Н. использовал в заставках штриховку в клетку, к-рая не встречается у первопечатника. Если в двух первых невежинских изданиях (Псалтири 1568 и 1577) влияние Фёдорова было существенно, то начиная с Триоди Постной 1589 г. заставки отличаются большей самостоятельностью и оригинальностью.
Три издания Н. украшены декоративными гравюрами: гравюра прор. Давида помещена на фронтисписах Псалтирей 1568 и 1577 гг., ап. Луки - на фронтисписе Апостола 1597 г. А. А. Сидоров отмечал, что в 1568 г. Н. «выполняет своего первого «Давида» по чужому рисунку… в 1577 г. он пробует свои силы как гравер и рисовальщик; своего зенита он достигает в Апостоле 1597 г.» (Сидоров. 1951. С. 142). Дающая «иконный образ» и воплощающая «национальную традицию» гравюра ап. Луки - «большая удача всей русской художественной культуры XVI века» (Там же). Выделяя такие черты стиля Н., как академизм и такт, исследователь констатировал, что благодаря этому не Фёдоров, а именно Н. был «создателем основного образца для русской художественно оформленной книги всего того времени», что именно Н. «определил характер русской иллюстрации XVII в.», за ним «пошли многие граверы и рисовальщики правительственного Печатного двора» (Там же. С. 136, 143-144).
Н. был 1-м русским гравером, который подписывал свои работы. В Апостоле 1597 г., внизу на гравюре с изображением ап. Луки вырезана надпись: «МСР ПЧТ [мастер печатный] Андроник Тимофеев». На заставках Триоди Цветной 1591 г. представлены инициалы «Н А» [Невежа Андроник] (Л. 115, 191 об. 3-го счета), а также «АН» в сочетании с буквами «П М» (П АН М) (Л. 224 3-го счета), к-рые читают либо как «печатный мастер Андроник Невежа», либо как «печатник москвитин Андроник Невежа». Та же заставка с подписью «П АН М» встречается и в Октоихе 1594 г. (Ч. 1. Л. 135; Ч. 2. Л. 5).
Н. первым стал указывать тираж своих изданий. Так, в послесловии к Апостолу 1597 г. сообщается, что «напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят». По мнению исследователей, основной тираж Апостола 1597 г., к-рый был признан лучшим изданием Н., вершиной его мастерства как печатника и гравера, составлял 1 тыс. экз., еще 50 экз. предназначались для подарков членам царской семьи и высшему духовенству.
В послесловиях, автором к-рых, наиболее вероятно, был сам Н., содержится традиц. просьба к читателям книг о снисхождении к труду печатников, указаны выходные данные и имя главного типографа: «труды и тщанием мастера Андроника Тимофеева сына Невежи и прочих сработников о Господе», «труды и снисканием многогрешного и непотребного раба Андроника Тимофеева сына Невежи и многих работавших любезными труды» и т. п.
Как отмечает Вознесенский, перед типографией Н. была поставлена задача создания полного круга исправных богослужебных книг. Об осуществляемой справе текста печатаемых затем книг свидетельствует Апостол 1597 г.; его текст по сравнению с фёдоровским изданием, к-рое легло в его основу, был изменен, в книгу были внесены существенные дополнения, особенно в богослужебную часть. Несмотря на то что вовлеченность Н. в исправление богослужебных книг представляется сомнительной (он не занимался этим в Александровой слободе; при организации в Москве регулярного книгопечатания; судя по изданию в нач. XVII в. служебных Миней, справой ведали другие люди), негативное значение слова, ставшего его прозвищем, было использовано в XIX в. в полемике со старообрядцами, чтобы оправдать проведение книжной справы во времена патриарха Никона (Минова). Изданиями Н. была заложена традиция печатания ряда богословских книг, а его преемники долгое время следовали примененной им системе рубрикации книг и копировали рисунки появившейся в его изданиях орнаментики.
Последний раз имя Н. встречается в колофоне Псалтири 1602 г. В следующем московском издании, Триоди Цветной (29 апр. 1603 - 30 авг. 1604), он уже не упоминается. Н. стал родоначальником династии московских типографов, работавших на Печатном дворе. В послесловии к Часовнику 1598 г. указано имя 2-го печатника, сына Н.- Ивана Андроникова Невежина, который работал мастером в 1598-1611 гг.; сын последнего, Алексей Иванов Невежин, был наборщиком в 1614-1622 гг.