[Акад. - «Набу, сохрани моего сына», в араб. передаче - ], царь Вавилонии, правивший с 605 по 562 г. до Р. Х., окончательно разгромивший Иудейское царство. Отец Н., царь Вавилонии Набопаласар, правил в 625-605 гг. до Р. Х. Упомянутый в Книге прор. Даниила царь Валтасар - сын царя Набонида, последнего царя Вавилонии.
Во время правления своего отца Н. принимал активное участие в царских церемониях. В 607 г. Н. провел успешную кампанию против страны Замуа (к востоку от р. Тигр). В 605 г. он совершил поход на Каркемиш в Сирии, где нанес поражение егип. войскам. Во время военного похода через Сирию он получил сообщение о смерти царя. Н. вернулся в столицу и взошел на трон.
Н. правил 43 года (605-562 гг. до Р. Х.). После воцарения (летосчисление в Вавилонии начинается со следующего года после восшествия на трон каждого правителя, т. к. фактически 1-й год нового царя является последним годом предыдущего, а Новый год праздновался весной) Н. поспешил в Сирию и победоносно завершил кампанию. Возможно, он продвинулся до Иерусалима.
В 1-й год своего правления (604-603 гг. до Р. Х.) Н., согласно хроникам, заявил, что получил дань «от всех царей страны Хатти» (область в Сирии и Анатолии). Он захватил некий город (возможно, Аскалон) и пленил его правителя. Считается, что Аскалон был взят с целью уничтожения находящегося в нем егип. гарнизона. В это время Н. мог подчиниться иудейский царь Иоаким.
В хрониках сообщается, что во 2-й год правления Н. (603-602 гг.) имела место военная кампания, возможно против хеттского царства Куммух в нижнем течении р. Хабур. С 602-601 гг. военные кампании Н. стали проходить только в конце года и длились недолго. Причиной тому, вероятно, стал мятеж вавилонских крестьян, рекрутируемых в солдаты. В 4-й год правления (601-600 гг.) царь пошел войной на Египет. В битве обе стороны понесли тяжелые потери. Иудейский царь Иоаким воспользовался этой возможностью и вывел свою страну из-под контроля Вавилона.
В 5-й год (600-599 гг.) армия вавилонян двинулась из Сирии в пустыню - к арабам, проживавшим на границе. В 7-й год (598-597 гг.) Н. осадил Иерусалим, и 2-го числа месяца адара (16 марта 597 г. до Р. Х.) взял его. Сын Иоакима Иехония был смещен и вместе со свитой, с ремесленниками, годными для военной службы мужчинами, депортирован в Вавилон. Неск. годами позже он упоминается в хозяйственных документах из дворца в Вавилоне (один из них 592/1 г. до Р. Х.) как почетный получатель рациона. Этот факт свидетельствует о его статусе полноправного подданного гос-ва Вавилонии. Новым правителем Иудеи был назначен Маттания с именем Седекия.
Согласно т. н. Дворовому календарю (составлен после 598-597 гг. до Р. Х.), при дворе Н. находились депортированные филистимские и финик. цари Тира, Газы, Сидона, Арада (ныне Арвад), Ашдода и Мира.
В 8-й год правления (597-596 гг. до Р. Х.) Н. отправился в военный поход на Каркемиш. В 9-й (596-595 гг. до Р. Х.) - хроники сообщают об укреплении вост. границ империи, возможно против Элама. В 10-й год правления (595-594 гг. до Р. Х.) упоминается восстание в Вавилонии. Оно было подавлено: в том же году вавилонская армия снова появляется в Сирии. Хроники заканчиваются описанием еще одного военного похода в Сирию в 11-й год правления (594-593 гг. до Р. Х.).
Этот период правления Н. не отражен в хрониках, поэтому представить последовательность событий возможно лишь отчасти.
События 2-го разрушения Иерусалима не отражены в клинописных источниках. Согласно ВЗ (4 Цар 24. 20; ср.: 2 Пар 36. 11-17; Иер 52. 1-23), война началась как следствие восстания Седекии. В 588 г. до Р. Х. город был осажден; летом 586 г. он пал, был разграблен, а население депортировано. Наряду с др. иудейскими городами был разрушен и Лахиш. Из упоминания о пребывании правителя Арпада в Сиппаре в 586 г. до Р. Х. можно заключить, что он сопровождал депортированных из Иудеи в Вавилонию.
Убийство поставленного вавилонянами правителя Годолии (4 Цар 25. 22-26; Иер 40. 13-16; 41. 1-3, 11-15) повлекло за собой повторную депортацию из Иудеи (Иер 52. 30). Вероятно, тогда же были покорены Аммон и Моав.
О 13-летней осаде Тира Н. сообщает Иосиф Флавий со ссылкой на Менандра Эфесского (Ios. Flav. Antiq. X 11. 1). Возможно, на это же есть намек в тексте Книги прор. Иезекииля (29. 17-18). Самая ранняя дата, к к-рой можно отнести это событие - 573-564 гг. до Р. Х., время правления Ваала (Баала) II Тирского. Нек-рые тексты свидетельствуют о существовании в 574-564 гг. до Р. Х. также названного Тир (аккад. ) места в районе Урука, в к-ром были поселены депортированные из Тира жители. В 2 документах, один датирован просто правлением Н., другой - 563 г. до Р. Х., упоминается отправка солдат в место, названное Тир. Скорее всего имеется в виду город, расположенный в Финикии.
Вторжение Н. в Египет, подразумеваемое в Книге прор. Иеремии (43. 8-13), до сих пор не подтверждено др. источниками. Неск. документов говорит о подготовках Н. к войне с Яхмосом II (примерно 570-526 гг. до Р. Х.) в 568 г. до Р. Х., но остается открытым вопрос, где состоялась эта битва.
Геродот называет вавилонского царя Лабинета посредником в примирении между Лидией и Мидией в 585 г. до Р. Х. (Herod. Hist. I 74). Остается неясным, имел ли в виду греч. историк Н. или принца Набонида (Лабинетом Геродот называл также и последнего царя Вавилонии Набонида).
Важным источником сведений о царствовании Н. является т. н. Дворовый календарь. Упоминаемому в нем Набу-зер-иддину, главному пекарю, возможно, соответствует Навузардан - «начальник телохранителей» из 4 Цар 25. 8-20 и Иер 39. 9-14. В том же тексте Нериглиссар назван чиновником что соответствует упомянутому в Книге прор. Иеремии (39. 3) «Нергал-Шарецеру, начальнику магов». В тексте перечислены правители регионов и городов со всей Вавилонии, включая регионы Вост. Тигра: Замуа и Йаптиру, что свидетельствует о расширении территорий Вавилонии. В др. тексте из Дур-Катлимму, датированном 603 г., приводятся имена 2 чиновников с ассир. титулами «градоначальник» (аккад. ) и «храмовый администратор» (аккад. ), что указывает на принятие ассир. адм. документов как минимум на локальном уровне.
Строительная деятельность Н. охватила всю Вавилонию, но основное внимание царя было сконцентрировано на столице. Н. называет себя «тем, кого Мардук, великий господин, призвал для украшения культовых мест и обновления святилищ» (Berger. 1973. S. 75-76. N 47), «кто ежедневно добросовестно заботится об украшении Эсагилы [храм Мардука в Вавилоне] и Эзиды [храм Набу в Борсиппе]» (Ibid. N 49), «кто украсил Эсагилу и Эзиду», «кто украсил культовые места великих богов» (Ibid. N 65; Streck. 2001. S. 199).
Вавилон в правление Н. населял приблизительно 1 млн жителей (Czichon. 2001. S. 201). При этом основной план города, по-видимому, в значительной степени сохранялся еще со средневавилонского периода (примерно 1595-1000 гг. до Р. Х.).
Н. завершил постройки, начатые Набополасаром, в т. ч. отреставрировал и достроил дворец своего отца. Еще один дворец он построил с неким сооружением, вероятно задумывавшимся как сокровищница и музей. В нем были установлены многочисленные военные трофеи, напр. большой базальтовый лев, возможно из страны Хатти, знаменитая стела правителя Мари и Суху Шамаш-реш-уцура, стела хеттского бога дождя, а также диоритовые статуи древних правителей. На севере Вавилона был построен т. н. Летний дворец.
Н. укрепил оборонительные сооружения Вавилона. Внешнее кольцо укреплений состояло из стены, сооруженной почти за 2 км от города. Две огромные кирпичные стены и ров шириной в 40 м окружали внутренний город. Мощные стены причала защищали фундаменты зданий от вод Евфрата. Все 5 входов в город были укреплены двойными воротами, в т. ч. Ворота Иштар.
Н. была отстроена Церемониальная ул., на к-рой находились Ворота Иштар. Она соединяла храм бога Мардука Эсагила на юге с храмом праздника Нового года на севере. Улица шириной в 16 м в ранней строительной фазе была вымощена белыми известняковыми и красными брекчиевыми плитами. Стены вдоль улицы украшали изображения львов. На западе Церемониальная ул. заканчивалась мостом через Евфрат, также обновленным при Н. Мост имел 7 опор из обожженных кирпичей, скрепленных асфальтом; при входе стояли ворота.
Из 53 храмов, посвященных богам, к-рых перечисляет «городское описание Вавилона», к нач. XXI в. обнаружено 7 (Czichon. 2001. S. 203). Хорошо сохранившийся храм Набу имеет черно-белую окраску стен, отличается богатым внутренним убранством. Здесь были обнаружены 3 тыс. глиняных табличек и их фрагменты, в т. ч. с многочисленными школьными текстами. Возможно, в храме была писцовая школа.
Еще не обнаруженный храм ( ) по системе описания города должен находиться в области между храмами Набу, Иштар и Нинмах.
Н. существенно расширил важную часть храмового комплекса - зиккурат Этеменанки, основанный еще, вероятно, при Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Х.). Н. сообщает также о строительстве стены и канала. Две стены были построены через все Междуречье. В Борсиппе Н. восстановил городские стены, храм бога Набу Эзида и зиккурат. В Уре Н. перестроил храмовый комплекс по плану, использовавшемуся в Вавилоне и Борсиппе, а также ряд др. храмов.
Н. стал самым известным полулегендарным правителем Др. Востока. В иудейской, христ. и мусульм. традициях Н. прежде всего разрушитель Иерусалима; с его именем связано и Вавилонское пленение, и потому он оценивается негативно. Так, персид. ученый Ибн Руста (ок. 900 г. по Р. Х.) считал его вместе с Нимродом «неверным» правителем мира, в то время как Соломон и Александр Великий были «благочестивыми» (Streck. 2001. S. 200). Др. персид. ученый, аль-Бируни (973-1048 гг. по Р. Х.), заметил: «Кажется, что люди Иерусалима называли Навуходоносором каждого, кто разрушал Иерусалим» (Ibidem).
Негативные черты в образе Н. часто преувеличивались, сам образ царя был смешан с др. историческими персонажами. Так, в Книге Даниила Н. носит черты Набонида, чье «еретическое» пренебрежение культом Мардука и особое поклонение богу Сина г. Харрана, а также многолетнее пребывание в Теме являются исторической основой для обеих легенд (см. в ст. Набонид). Араб. история о Н. повторяет пророчество Иеремии, но содержит географические неточности (ср.: Иер 49. 28, 30, 33). Судя по всему, эта история тоже восходит к легендам, основанным на биографии Набонида, но уже местным, еврейским и арабским. Упоминание Н. в истории Иудифи обусловлено, вероятно, желанием авторов придать тексту эпический характер благодаря обращению к известным «древним» временам (Иф 1).
У греч. писателей Н. вызывал восхищение как великий строитель. Берос с восторгом описывает оборонительные сооружения, дворец и «Висячие сады» в Вавилоне. В позитивный образ великого строителя Н. вводятся и легендарные детали. Напр., Мегасфен утверждает, что тройная стена вокруг Вавилона была воздвигнута за 15 дней (ср.: Ios. Flav. Antiq. 11. 1). Постройки др. исторических и легендарных лиц были также приписаны Н. (напр., Семирамиды и Нитокрис), как и памятники др. городов (напр., Ниневии) - Вавилону (Висячие сады Синаххериба в Ниневии).