[Англ. Mathews] Томас Фрэнсис (род. 7.01.1934, г. Стамфорд, шт. Коннектикут, США)], амер. византинист, специалист по истории раннехрист. искусства и архитектуры и арм. миниатюры. Окончил Бостонский колледж (1957) со степенью бакалавра; получил степень мастера по философии (1958); степень по богословию в Уэстон-колледже (1965); защитил диссертацию в ун-те Нью-Йорка (1970). Работал в ун-тах Пенсильвании, Принстона (1990), затем Нью-Йорка, в Ин-те изобразительных искусств; в качестве Senior Fellow - в Центре византийских исследований Дамбартон-Окс (2001-2003); в наст. время почетный профессор истории искусств в Дамбартон-Оксе.
М. неоднократно выступал в качестве куратора выставок (в Музее Гетти, Лос-Анджелес; в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; в б-ке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк).
М. начинал исследовательскую работу с локальной темы, посвященной столичной, к-польской архитектурной школе. Однако уже в 1-й монографии он сумел выработать характерный научный метод, к-рый не только определил на долгие годы его интересы и достижения, но и создал традицию в византинистике. В работе «Ранние церкви Константинополя: Архитектура и литургия» (Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. 1971) впервые была сделана попытка представить обобщающую реконструкцию церемониальной роли ранневизант. архитектуры на основе изучения археологического, литургического и архивного материалов 12 строений К-поля доиконоборческого периода. М. исследовал их как самостоятельные объекты и как части городского пространства, сопоставив с данными о литургической практике той эпохи. Такой анализ памятников стал важным методом последующих его работ.
Во время работы над монографией «Византийские церкви Стамбула» (The Byzantine Churches of Istanbul. 1976) М. сделал ок. 10 тыс. фотографий памятников византийской архитектуры. В книгу включено 650 снимков, представляющих внешний вид, интерьеры, конструктивные детали, скульптурные элементы и декор церквей. На тот момент это был 1-й за 50 лет полный обзор столичной визант. архитектуры, сделанный на качественно новом уровне. Новые снимки автор сопоставил с архивными, что позволило ему уточнить масштаб разрушений, изменения городской среды, круг основных проблем. Книга также включает планы зданий, которые систематизированы и приведены вместе с подробной визуальной презентацией каждого из 40 памятников, а также план с точной локацией объектов.
Завершив 1-й этап исследований, М. расширил поле своих научных интересов и от столичной к-польской архитектурной школы перешел к изучению памятников архитектуры на вост. границах империи. В соавторстве с Н. Гарсоян и Р. У. Томсоном издал (1982) работу «Восток Византии: Сирия и Армения в формативный период» (East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period). С этого времени особое место в научном творчестве М. занимает исследование истории армянского средневек. искусства - в первую очередь иллюминированных рукописей. М. неоднократно обращался к сюжетам, связанным с данным регионом. В соавторстве с А. Санджяном он издал (1991) небольшое по объему, но важное исследование одной рукописи - Евангелия XIV в. из арм. мон-ря Гладзор (Armenian Gospel Iconography: The Tradition of the Gladjor Gospel), в к-ром прослеживается история книги и ставится вопрос о самостоятельной рукописной и художественной школе в этой обители; в публикации размещены качественные фотографии миниатюр. Вновь к этому сюжету М. вернулся в 2001 г. в связи с выставкой в Музее Гетти в Лос-Анджелесе. Каталог «Армянские Евангелия Гладзора» (The Armenian Gospels of Gladzor: The Life of Christ Illuminated. 2001) был подготовлен М. совместно с Э. Тейлор. Экспозиция посвящена школе мон-ря Гладзор в Армении, существовавшей в XIV в. и разработавшей особый стиль иллюминации рукописей. В наст. время Евангелия из этого мон-ря находятся в собрании Калифорнийского ун-та. М. и Тейлор ввели произведения этой школы в широкий исторический и социальный контекст на основе богословской традиции региона и подробно характеризовали художественный стиль рукописей из Гладзора. Совместно с Р. С. Уиком в работе «Сокровища на небесах: арм. иллюминированные рукописи» (1994) М. рассматривал тему на др. уровне: он предпринял попытку исследовать рукописи Гладзора в контексте арм. иллюминированных рукописей в целом (Treasures in Heaven: Armenian Illuminated Manuscripts).
Ученый издал общее исследование арм. искусства «Искусство и архитектура в Византии и Армении: Литургический и экзегетический подходы» (Art and Architecture in Byzantium and Armenia: Liturgical and Exegetical Approaches. 1995), выполненное с использованием метода, разработанного М. в 70-х гг. XX в., к-рый основан на сопоставлении данных археологии, исследовании художественного стиля, литургики и историко-социальной среды. Характерный для М. комплексный подход, базирующийся на источниках разного типа, позволил ему выявить общие тенденции развития церковного искусства и духовной жизни Армении как части большого визант. мира. Собранные за многие годы материалы были осмыслены заново и включены в более широкий контекст визант. искусства в монографии «Сокровища на небесах: Армянское искусство, религия и общество» (Treasures in Heaven: Armenian Art, Religion, and Society. 1998).
Углубленные занятия Арменией и вост. провинциями Византийской империи не помешали М. сохранить интерес к ранневизант. искусству. Монография «Византия: От античности до Ренессанса» (Byzantium: from Antiquity to the Renaissance. 1998), выдержавшая 2 издания (1998, 2010), представляет собой обзор истории визант. иконы на протяжении 11 веков. М. интересует не только формирование и развитие стиля, но и его роль в искусстве Европы в целом, а также особенности совр. восприятия иконы. Исследователь является в данном случае сторонником идеи о гуманистическом характере визант. искусства, он видит в нем мост от античности к европ. Ренессансу. Четко показывая богословский характер иконопочитания и имперскую традицию визант. искусства, он находит визант. иконе место в более широком культурном и историческом контексте, показывая ее влияние как посредника между эпохами и регионами. В работе М. обращается не только к памятникам иконописи, но и к произведениям прикладного искусства, архитектуре, фрескам, др. предметам религ. искусства. С целью сопоставления данных разнородных источников М. широко привлекает карты, диаграммы, хронологические таблицы.
В работе «Столкновение богов: Реинтерпретация раннехристианского искусства» (The Clash of Gods: A Reinterpretation of Early Christian Art. 1993, 1999) М. рассматривает эпоху с III по VI в., когда античные боги и герои еще существовали в культуре Византийского региона, но постепенно вытеснялись христианством. Он представил механизмы присвоения и переосмысления древнего духовного наследия и сделал акцент на художественных методах интерпретации, в частности на особенностях культа императора и формирования идеи Христа как Царя с целью присвоить Ему античное имперское визуальное наследие. Заключительная глава - о развитии домашнего почитания икон - появилась только в новом издании (1999).
М. не только собрал и исследовал огромное количество фактического материала по истории визант. искусства разных жанров и направлений от архитектуры до миниатюры, от прикладного творчества до монументальной живописи, но и создал и разработал научные методы исследования изобразительного и монументального искусства, в частности последовательного сопоставления их с литургикой в социально-историческом контексте. Он внес серьезный вклад в изучение механизмов передачи идей и образов от античности к визант. искусству и далее к искусству Ренессанса, а также пути развития регионального искусства Византийской империи (Сирии и особенно Армении).