[Арм. Մռւջ; тур. Muş], город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении. Совр. население - 91 тыс. чел. Население иля М. составляет 411 тыс. чел. (2015), большинство курды, присутствуют также турки, черкесы. По оценке властей, в иле М. проживают также от 2 до 3 тыс. криптоармян. М. находится в юж. части Мушской, или Таронской, равнины, на левом берегу р. Карасу (арм. Меграгет), притока Вост. Евфрата (арм. Арацани). К югу от М. располагается хребет Битлис, часть Вост. Тавра.
В источниках М. упоминается и как крепость, поселок, район, с IX-X вв. неоднократно назывался городом. Версии происхождения названия М. довольно разнообразны. Одни исследователи связывают его с названиями древнейших племен, проживавших в Закавказье (Мушуни, народ мушки и др.), или с топонимами, известными с конца бронзового и раннего железного века. Другие считают, что название М. происходит от арм. слова «мшуш» - туман, мгла). Эту этимологию связывают с арм. преданием о языческой богине красоты Астхик. Согласно легенде, она по вечерам спускалась с горы Гргур, купалась в реке и, чтобы скрыться от любопытных людей, разводивших костры, дабы узреть ее красоту, напускала густой туман.
Археологические материалы из окрестностей М. подтверждают, что это одно из старейших поселений Армянского нагорья; здесь сохранились следы крепостей, а также клинописная надпись царя Урарту Менуа I (810-786 гг. до Р. Х.). Расположенная в вост. части М. крепость, окруженная стенами и башнями, часто упоминается в источниках V-X вв. Основание крепости приписывается арм. полководцу V в. Вардану Мамиконяну. К западу от М. находятся руины еще неск. крепостей: Мушаберд, Хогабердик, Астхаберд. До IV в. М. принадлежал роду нахараров Слкуни, затем одной из ветвей рода Мамиконянов. В 774-775 гг., после восстания армян против Арабского халифата, М. вместе с гаваром Тарон перешел во владение князей Багратуни. В 849-852 гг. М. вновь стал центром национально-освободительной борьбы против арабов. В 851 г. восставшее население под предводительством Овнана Хутеци разгромило войско Юсуфа ибн Абу Сета, который был убит в сражении. Несмотря на эти и последующие нашествия, М. упоминается как цветущий город и одно из чудес мира (напр., в произведении анонимного персид. автора «Чудеса мира», XIII в.). В XVI в. М. был захвачен турками, однако большинство населения долгое время по-прежнему составляли армяне. В ходе османского правления и начавшегося национального и религ. гнета значительная часть армян была вынуждена эмигрировать из М. В кон. XVIII - нач. XIX в. большинство арм. сел Мушского гавара опустело. После русско-тур. войны 1828-1829 гг. и в последующие годы много армян покинули территорию Османской империи вместе с рус. армией. Оставленные армянами села тур. правительство предоставило курдам, в результате существенно изменился национальный состав области. Тем не менее в кон. XIX - нач. XX в. район М. еще оставался одной из наиболее густонаселенных армянами (60-65%, т. е. 86-100 тыс. чел.) адм. единиц. Сохранялись исторические арм. наименования, руины арм. церквей, кладбища. М. играл значительную политическую роль в жизни Зап. Армении (турецкой). Т. н. Мушская каза, делившаяся на 3 адм. территориальные единицы (М., Верин, Шатах), занимала почти всю Таронскую равнину и в основном соответствовала древней обл. Тарон, пров. Туруберан античного царства Вел. Армения.
Накануне первой мировой войны численность арм. населения в М. составляла 12 450 чел., действовали 5 церквей и 7 школ. С началом войны, в окт.-нояб. 1914 г., армяне призывного возраста были мобилизованы. В марте 1915 г. тур. регулярные войска вместе с курдскими вспомогательными отрядами начали погромы в гаваре М. Армяне пытались сопротивляться и организовывали отряды самообороны, но в большинстве случаев их борьба потерпела неудачу из-за несогласованности действий, недостатка оружия и боеприпасов. В то же время рус. войска Кавказского фронта развернули наступление на Армянском нагорье, временно овладели г. Буланык и подошли к М., но вскоре вынуждены были отступить. К сер. лета 1915 г. в окрестностях М. было полностью уничтожено более 100 арм. сел, большинство жителей погибли. По данным Мушской епархии Армянской Апостольской Церкви, из сельского населения казы спаслись на русские территории только ок. 1,5 тыс. чел. Мн. памятники истории и христ. культуры были уничтожены, в т. ч. мон-ри Сурб-Аракелоц, Сурб-Карапет, св. Ованнеса. В июне 1915 г. турки и курды окружили арм. городские кварталы М. и начали их расстреливать из артиллерии. В ходе начавшегося штурма М. 20-30 июня арм. отряды самообороны (руководитель А. Котоян) оказывали ожесточенное сопротивление, шли уличные бои. Несмотря на большие потери, туркам удалось подавить восстание; над населением была учинена расправа, после которой смогли выжить ок. 400 чел. 700 вооруженных защитников М. прорвались в горный район Сасун, но из них российской территории достигли лишь 125 чел. 10(23) авг. 1916 г. рус. войска Кавказского фронта заняли М., но 30 апр. (13 мая) 1917 г. М. был окончательно захвачен турками.
(Иоанна Предтечи; Սբ Կարապետ վամղը) находился примерно в 30 км к северо-западу от М., на склоне горы Карке. Предание об основании мон-ря изложено в соч. «История Тарона» Зеноба Глака (Зиновия Сирийского; традиционно считается, что она создана в IV в.; совр. исследователи датируют это сочинение X-XI вв.). Согласно преданию, мон-рь был основан св. Григорием Просветителем Зеноб называет себя учеником св. Григория и сообщает, что после провозглашения христианства гос. религией Армении св. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и привез оттуда мощи св. Иоанна Предтечи и еп. Афиногена, к-рые были заложены в основание монастырского храма, возведенного на месте разрушенного святилища языческих богов Гисане и Деметра (братья-боги в арм. мифологии); название святилища - Иннакня (Девятиисточник). По соглашению Кесарийского епископа и св. Григория Просветителя из Кесарии в мон-рь переселились 40 монахов во главе с Антоном и Кронидесом. В предании говорится о том, что нек-рое время здесь жил и сам св. Григорий. Традиционно Зеноб Глак считается 1-м настоятелем мон-ря, и в память о нем у мон-ря было 2-е название - Глакаванк. Существует также версия, согласно к-рой название Глакаванк связано с журчанием водопадов близ мон-ря. Историю мон-ря, начатую Зенобом Глаком, в 1529 г. продолжил еп. Аствацатур, в нач. XX в.- член братии мон-ря Карапет Лусарарян.
В течение неск. столетий мон-рь пользовался покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов. В мон-ре находилась усыпальница Мамиконянов. В 602 г. мон-рь был разрушен землетрясением и восстановлен на средства кн. Мушега Мамиконяна.
К югу от обители находились т. н. темная келья Григория Просветителя и ц. св. Георгия, к северу - церкви Богородицы (большая, сводчатая) и св. Стефана. В фундаменте ц. св. Стефана были заложены частицы мощей св. дев Рипсимеянок, перевезенные в VII в. игум. Степаносом с ведома католикоса Комитаса I Ахцеци. Входы перечисленных 4 церквей открывались в главную большую, 5-нефную, 16-колонную базилику Катогике (кафоликон). Перед ее зап. входом в 1787 г. еп. Аствацатур построил 3-ярусную колокольню. В этом огромном монастырском комплексе было много жилых (кельи, комнаты для паломников и др.) и хозяйственных построек. Весь комплекс был окружен стеной, прямоугольной в плане.
Мон-рь Сурб-Карапет был одним из крупных центров культуры и просвещения армян и сирийцев; здесь изучали и толковали Свящ. Писание, в скрипториях переписывали рукописи и создавали новые тексты. Хранилище рукописей находилось в ц. св. Георгия. Мон-рь был известнейшим духовным центром и среди армян средневековья назывался «столицей монастырей». Как место паломничества мон-рь привлекал большое число армян в дни праздников Вардавар (Преображения Господня) и Успения Пресв. Богородицы.
Мон-рь неоднократно разрушали. В 1058 г. тюрки-сельджуки сожгли его, но в том же году монашеская жизнь была возрождена усилиями кн. Торника Мамиконяна. Во время нападения Тамерлана в кон. XIV в. жители окрестностей укрывались в защищенном стенами монастыре. В 1-й пол. XVI в. игум. Григор Мушский построил монастырскую школу; в 1560 г. игум. Мелкиседек перестроил ц. Сурб-Карапет. В 1661 г. Аристакес Паронтер ремонтировал ц. Сурб-Степанос и известный своей водой монастырский источник. В 1709 г. мон-рь был разрушен землетрясением, восстановлен усилиями еп. Ованнеса Багишеци и Григора Шхтаякира, собравших средства у богатых армян из К-поля. В 1750 г. мон-рь был вновь разрушен персид. войсками, в 1784 г. поврежден землетрясением, но в 1787-1788 гг. был основательно перестроен. В 1827 г. на мон-рь напали курдские разбойники, ограбили сокровищницу, похитили утварь, уничтожили рукописи и повредили строения; после этого мон-рь ок. 6 месяцев оставался заброшенным. В сер. XIX в. в мон-ре проводились восстановительные работы. В 1839 г. была построена 2-этажная резиденция для епископа М., в 1850 г.- семинария, в 1875-1876 гг.- новое здание семинарии. Авторитет мон-ря укрепился среди др. обителей в 60-80-х гг. XIX в., когда его настоятелями были Мкртич I Хримян (в 1893-1907 арм. католикос) и Гарегин Срвандзтян. С 1883 г. настоятелем стал Магакия Орманян. В 1896 г. при мон-ре были открыты приют и школа; в 1900-1902 гг. монастырь был отремонтирован.
В 1915 г., во время геноцида армян, мон-рь был почти полностью разрушен. После переселения в эти места курдов остатки построек превратились в бесформенные руины: новые жители растащили множество резных орнаментированных камней и хачкаров для строительства домов. В настоящее время на месте мон-ря кое-где сохранились небольшие части сводчатых построек, в основном хозяйственных помещений, в к-рых находится скот.
Для спасения священных сосудов и рукописей из М. по приказу католикоса Геворга V была создана специальная комиссия, к-рая 24 апр. 1916 г. с большими трудностями прибыла в М. В своем докладе комиссия уведомляла: «Исторические монастыри разрушены настолько, что средневековые нашествия Чингисхана и Тамерлана кажутся ничтожными по сравнению с увиденным». В монастыре Сурб-Карапет к комиссии присоединился монастырский учитель Акоп Степанян, единственный выживший из братии. Еще до прибытия комиссии он сообщил католикосу, что весной 1915 г. братия решила спрятать церковную утварь и это дело было поручено ему. Благодаря Степаняну члены комиссии открыли монастырский тайник, им удалось собрать и нек-рые рукописи у частных лиц в М. и его окрестностях. 29 мая 1916 г. все найденные сокровища (рукописи, редкие печатные книги, церковные облачения и утварь) были привезены в Эчмиадзин. Рукописи в дальнейшем были переданы в Матенадаран имени Месропа Маштоца. Всего из М. было спасено 102 рукописи на арм. языке (включая Мушский гомилиарий) и 27 - на арабском.
Монастырь Сурб-Аракелоц (св. Апостолов; Սռւրբ Ա(?)աղելռց), ныне разрушенный, находился в 4 км к югу от М. По преданию, изложенному в «Истории Тарона», мон-рь был основан в 312 г. св. Григорием Просветителем и его 1-м настоятелем был брат Зеноба Глака Егиазар (по его имени известно 2-е название мон-ря - Лазаря). Во время строительства в фундамент монастырского храма были заложены частицы мощей апостолов Петра, Павла, Марка, Луки и Андрея, принесенные св. Григорием из Рима. С ними предание связывает посвящение монастыря св. Апостолам. Известны также другие названия мон-ря - Тиринкатар (по названию близлежащей горы) и Глаздор (по глубоким ущельям, находящимся рядом). Со времени основания мон-рь отличался научно-культурной активностью, а после изобретения арм. письменности в V в. здесь началась систематическая работа по переводу произведений с греческого и сирийского языков. Тогда мон-рь приобрел еще одно название - Таргманчац (Переводчиков). Могилы многих переводчиков располагались к югу от главного храма. В течение первых столетий своей истории монастырь находился под покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов, а в дальнейшем - Торникянов. Большие средства монастырю пожертвовал Чортванел Мамиконян (кон. XI - нач. XII в.).
Первая церковь мон-ря, по преданию построенная св. Григорием Просветителем, была разрушена в средние века (от нее ничего не сохр.). В X-XI вв. территория мон-ря увеличилась; были обновлены старые строения, построены церкви. Главная ц. св. Апостолов была возведена в XI в. Она имела крестово-купольную форму; по углам к ней были пристроены 2-этажные ризницы. Согласно надписи на одном из хачкаров, церковь была отремонтирована в 1125 г. Ц. св. Степаноса (Стефана) была построена в 1663 г. к югу от ц. св. Апостолов. От ц. св. Геворга (Георгия) в Новое время остались только развалины. В 300 м к востоку от мон-ря в кон. XI - нач. XII в. была построена купольная ц. св. ап. Тадеоса (Фаддея). По преданию, в церкви хранились мощи апостола и др. реликвии, мон-рь часто называли мон-рем св. Тадеоса.
В 1271-1281 гг. настоятель мон-ря Нерсес Мшеци перенес сюда из Хор-Вирапа духовную семинарию Армянской Апостольской Церкви. В мон-ре было создано и иллюстрировано множество рукописей. Во время войн безоружные жители окрестных деревень часто находили пристанище в мон-ре. Особенно тяжелым оказался 1439 год, когда в результате нашествия мусульман мон-рь был полностью разграблен. В XVI в. в мон-ре были проведены восстановительные работы; для этой цели в 1517 г. настоятель еп. Тадеос собрал пожертвования. В 1555 г. настоятель Карапет Багишский пристроил к ц. св. Апостолов 4-колонный прямоугольный притвор. В 1597 г. архим. Барсег построил мельницу. В 1609 г. ц. св. Апостолов была отремонтирована, укреплены стены. Колокольня мон-ря была построена архим. Ованом в 1791 г. В 1888 г. в мон-ре была открыта начальная школа.
В нояб. 1901 г. мон-рь принял участие в борьбе арм. народа против турок. Здесь нашла убежище группа из 25 добровольцев, спустившихся с гор Сасуна, во главе с Андраником и Геворгом Чаушем. Осадившие мон-рь турки потребовали выдать спасавшихся там партизан, но зимней ночью партизанам удалось выйти из окружения, облачившись в белые саваны. Во время геноцида армян, в 1915 г., мученически погибли настоятель мон-ря Ован Мурадян и вся братия. Многочисленные памятники истории и культуры были варварски уничтожены, хранилища рукописей и церковная утварь разграблены. Из сокровищ мон-ря удалось спасти рукопись Мушского гомилиария и резную дверь ц. св. Апостолов, сделанную мастером Лукой и являющуюся одним из лучших образцов прикладного искусства средневек. Армении. После неск. переездов по Европе и Кавказу в 1921 г. она была привезена в Ереван и хранится в Ереванском Историческом музее.