[Груз. მთის, от მთა - гора; Лекнари, Мтасакдари, Мтацминда], во имя вмч. Георгия муж. мон-рь (до XIX в.) Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви с кафоликоном 2-й пол. IX - 1-й пол. X в. Расположен в исторической груз. пров. Квемо-Рача (Н. Рача) на скале юж. склона Рачинского хребта, на горе Св. Георгия (1746 м, очевидно, названа благодаря посвящению М. этому святому), в 10 км к юго-западу от с. Никорцминда.
Точная дата возникновения мон-ря неизвестна. Кафоликон датируется на основе архитектурного анализа. Земо-имеретинцы называют М. также Мтасакдари (от მთა и საყდარი - престол, церковь), Мтацминда (от მთა и წმინდა - святая), рачинцы - Лекнари, Лека (очевидно, слово этимологически связано с ლეკენჩხალი - клен (это дерево распространено в окрестностях); топонимы такого рода часто встречаются в Раче). Сложное географическое расположение, обусловившее труднодоступность обители, способствовало развитию монастырской жизни. Монастырским землевладением распоряжался специальный служащий мебартломе, резиденция которого находилась не на территории М., а в с. Цкнори, принадлежавшем М. (Жгенти. 2010/2011. С. 244-260). Мон-рю также принадлежали: в Квемо-Раче села Сахади, Шаори, территория по обоим берегам р. Шараула и проживавшие на ней крестьяне, с. Тхмори (Кут. 608. Л. 2-3; Жгенти. 2011. С. 205-206), крестьяне в с. Шавра (Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 65, 81-82); в Земо-Имерети с. Дзмуиси, территория и крестьяне в с. Кациети, крестьяне в с. Цкнори, с. Чашлта, с. Боботи (Кут. 608. Л. 3-4; Жгенти. 2011. С. 206), крестьяне в с. Кисорети (Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 34-35), земли в окрестностях мон-ря Гелати (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 5012. Л. 1); на зап. части Лихского хребта (граница Картли и Имерети) крестьяне в с. Фона (Кут. 608. Л. 4; Жгенти. 2011. С. 204-216).
Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют о том, что М. был на попечении грузинских царей и правителей, а также духовных лиц. В мон-рь вносили пожертвования св. Давид IV Строитель (1089-1125) и его сын св. Дамиан-Димитрий (1125-1154/55) (Кут. 608. Л. 1; Жгенти. 2011. С. 205). Особое внимание М. уделяли цари Имерети в XV-XVIII вв. Так, царь Баграт II (Имерети - 1463-1466, Картли-Имерети - 1466-1678) покрыл медью церковь и сделал новые двери, возобновил старые пожертвования. Позже документ подтвердили его сын Александр II (1484-1510) (Кут. 608. Л. 4-5 об.; Жгенти. 2011. С. 208) и супруга царя св. Соломона II (1789, 1790-1810) царица Имерети Мариам Дадиани (документ 1795 г.; Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 107).
Примечателен также документ пожертвований 1491 г. царя Картли Константина II (1478-1505), к-рый в тот период в 3-й раз попытался объединить Грузию и захватил часть Имерети. Чтобы добиться расположения земо-имеретинцев и квемо-рачинцев, он отменил для М. улаки (налог на коня) (Кут. 608. Л. 2-4 об.; Жгенти. 2011. С. 208; Он же. 2013. С. 98-100). В документе 1591 г. царь Имерети Леон (1583-1591) указал, что его дед, царь Имерети Баграт III (1510-1565), даровал М. крестьян в с. Кисорети (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 1323. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 34-35). Сохранились небольшой фрагмент и описание документа 1637 г. царя Имерети Георгия III (1604-1639), где говорится, что царь даровал М. крестьянина из Рачи и просил Никорцминдского еп. Симеона (Чхетисдзе; нач. 30-х гг. XVII в.- 1639), к-рый по неизвестным причинам был утвержден в М., и братию М. ежегодно на Успение Пресв. Богородицы поминать его во время литургии (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 452). В 1661 г. на Успение Пресв. Богородицы М. посетил занявший в результате мятежа имеретинский престол одишский (мегрельский) кн. Вамек Дадиани (1658-1662) и «отблагодарил» вмч. Георгия за помощь: даровал М. крестьянина в с. Шавра (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 2155. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 65). Еп. Никорцминдский Симеон (Цулукидзе; 80-е гг. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.) между 1680 и 1685 гг. даровал М. крестьянина в с. Шавра, а также заказал поминовение своей души в день перед Успением Пресв. Богородицы (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 1533. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 65, 81-82).
В 60-х гг. XV в. крышу храма отделали медью и свинцом. Также были обновлены двери (Кут. 608. Л. 1-2; Жгенти. 2011. С. 205). На иконе вмч. Георгия из М. сохранилась надпись, в которой упоминается Ишханский еп. Мелхиседек. Поскольку икона утрачена и при описании не была датирована, исследователи полагают, что речь может идти о деятеле XVI в. Мелхиседеке (Сакварелидзе), жившем во время правления в Имерети царя Баграта III (1510-1565). Первоначально он был Гелатским епископом, затем, в период нахождения княжества Самцхе в составе Имерети (1535-1545), занял южногрузинскую церковную Ишханскую кафедру. С 1559 г. упоминается как епископ Никорцминдский. Очевидно, после потери Самцхе царь Баграт III еп. Мелхиседека и других архиереев, которых он поставил на самцхийские кафедры, отозвал в Имерети. Поскольку в 1545 г. Никорцминдскую кафедру занимал предыдущий архиерей, еп. Давид (Сакварелидзе), еп. Мелхиседек, возможно, в этот период (до поставления на Никорцминдскую кафедру) жил в М. и привез туда свою икону, где впосл. и оставил (Жгенти. 2014. С. 44-47). О высоком значении М. свидетельствует случай, произошедший во 2-й пол. XVIII в. Католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) свт. Иосиф (Багратиони; 1769-1776) решил примирить своего брата, царя Имерети Соломона I, и проявлявшего сепаратистские намерения рачинского эристава Ростома. Рачинская рать и Ростом с почестями встретили царя на горе Св. Георгия, у стен М. (офиц. процедура примирения состоялась в мон-ре Баракони) (Амвросий (Хелая). 2011. С. 434).
Главным престольным праздником в М., как и в др. мон-рях и церквах во имя вмч. Георгия, являлся мариамоба, который отмечали на Успение Пресв. Богородицы, 15 авг. В этот день в М. собирались квемо-рачинцы и земо-имеретинцы; мн. жертвователи именно на мариамоба заказывали поминовения себя и членов своих семей. Такое почитание Успения Пресв. Богородицы может указывать на существование здесь дохрист. языческого культа, по мнению И. Джавахишвили, связанного с культом Луны; этот праздник в древности отмечали так же в сер. авг. (Джавахишвили. 1979. С. 88-99).
В XIX в., в период, когда Грузинская Православная Церковь в качестве Грузинского Экзархата входила в юрисдикцию РПЦ, в М. прекратилась монастырская жизнь, его недвижимое имущество было передано мон-рю Челиши и др. мон-рям и церквам региона (Амвросий (Хелая). 2011. С. 407). Часть ценностей, в т. ч. некоторые рукописи, были утрачены во время антирелиг. кампании гос-ва в 20-х гг. XX в., часть сохранилась в музеях. Несмотря на то что М. в наст. время не действует, здесь до сих пор ежегодно на Успение Пресв. Богородицы отмечают мариамоба.
Об утраченных ценностях М. известно в основном благодаря Г. Ф. Бочоридзе, к-рый в 20-х гг. XX в. был здесь и описал святыни М., находившиеся в то время как в самом мон-ре, так и в принадлежавших ему селах Цкнори, Дзмуиси, Агара. Среди них наиболее примечателен т. н. Дзмуисский крест (дерево, X-XI вв., утрачен), с лицевой стороны покрытый позолоченным серебром. В центре креста было помещено чеканное изображение вмч. Георгия, сверху - Спасителя, по сторонам - Пресв. Богородицы и Спасителя. Снизу находилось изображение св. Иоанна Предтечи (украдено в 1923/24 г.). Согласно надписи на кресте, в к-рой он назван крестом св. Иоанна Предтечи, его выполнил некий Арсен (считается, что речь идет о католикосе Мцхетском (Картлийском) Арсении II (955-980)); упомянуты царь Грузии Баграт III (975-1014) и рачинские эриставы Кахабер и Микел (X-XI вв.).
На чеканной сребропозлащенной иконе вмч. Георгия, выполненной по заказу еп. Ишханского Мелхиседека, святой представлен в редком иконографическом изводе. Великомученик изображен стоящим в правом углу иконы, его фигура развернута влево, в руках у него мешочек с деньгами. В левой части иконы расположены бедняки, просящие у него милостыню. Перед вмч. Георгием на веревке висят 3 беса, к-рые мешают беднякам и говорят святому: «Не давай им денег». Между вмч. Георгием и бедняками помещена надпись письмом асомтаврули: «Св. Георгий делится с бедняками». В 3-й надписи на иконе упоминается Ишханский еп. Мелхиседек.
В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили, к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы (Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана).
Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи (Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).
В с. Дзмуиси Бочоридзе видел единственную сохранившуюся рукопись М., выполненную письмом нусхури на пергамене, к-рую он назвал синаксарем. В издании его труда (1995) исследователи идентифицировали рукопись как Синаксарь (Кут. 71), однако ни по содержанию, ни по физическому состоянию последний не соответствует рукописи, описанной Бочоридзе. По мнению Н. Жгенти, эта рукопись является избранными чтениями из Деяний святых апостолов (Кут. 487, XVI-XVII вв.).
Включает в себя кафоликон - руинированную зальную церковь (14×8 м, 2-я пол. IX - 1-я пол. X в.) с пристройками с севера (кон. X - 1-я треть XI в.) и с запада (более позднего периода), а также ограду и ок. 10 построек разного назначения. На сев. фасаде кафоликона сохранилась надпись IX-X вв., выполненная асомтаврули, переходящим в нусхури: «Помилуй раба твоего…» (продолжение утрачено, поскольку на этом месте был прорезан проход из сев. пристройки в кафоликон). На камнях, ныне находящихся на земле на территории М., сохранились еще 2 надписи: X-XI вв., выполненная асомтаврули: «Св. Георгий, помилуй Иаване…» (была помещена на зап. фасаде сев. пристройки); XI в.: «Св. Георгий, помилуй Торнике». К северо-востоку от памятника на земле лежит большого размера хорошо высеченная в камне голова овна. По преданию, во дворе М. находилась еще одна голова. Среди лежащих на земле камней сохранились фрагменты орнаментального убранства фасадов кафоликона. В нижней части сев. стены сохранились фрагменты 2 простых орнаментов. В неск. десятках метров к югу от церкви сохранился современный памятнику небольшой бассейн с чистой водой (ок. 4´ 0,8 м), облицованный крупными квадрами точеного камня, это единственный источник питьевой воды в радиусе неск. километров. Ограда (высота сохранившихся фрагментов до 1,5 м, ширина 1,2 м) окружала комплекс с 3 сторон, имела вход с севера, построена из грубо тесанных камней со скал на известковом растворе. В сер. XX в. М. изучал и сделал фотоснимки искусствовед М. Двали. В 1954 г. при помощи местных жителей сев. фасад кафоликона был укреплен деревянным столбом. После землетрясения 1991 г. были полностью разрушены кровля и юго-вост. часть церкви, значительно пострадали др. стены.