[Нем. Moltmann] Юрген (род. 8.04.1926, Гамбург), пастор, нем. протестант. теолог. Род. в нерелиг. семье; дедушка М. был великим магистром масонской ложи. В детстве М. увлекался естественными науками. В февр. 1943 г. был призван на военную службу; перед этим в результате бомбардировок союзниками Гамбург был практически уничтожен; одна из бомб, взорвавшаяся рядом с М., унесла жизнь его школьного друга. По признанию М., в ту ночь он «впервые воззвал к Богу: где Ты? Для чего я остался жить, когда другие мертвы?» (цит. по: Гартфельд. 2005. С. 239). Попав в окружение в 1945 г., сдался в плен брит. армии. До 1948 г. находился в лагерях для военнопленных в Бельгии, Шотландии; в лагере Нортон-Камп (близ Ноттингема) пережил духовный кризис. Мн. нем. солдаты, попавшие в плен чувствовали разочарование и безнадежность, когда видели фотографии с преступлениями нацистов из Освенцима, Бухенвальда и других лагерей, что заставляло усомниться в нем. культуре, да и в самой нем. нации, которую юный М. ценил высоко. В лагере М. встретил небольшую группу христиан (Христианская ассоциация молодых людей), в основном состоявшую из студентов теологических фак-тов. Амер. капеллан лагеря подарил М. НЗ и Псалтирь, читая которые и общаясь с верующими М. пришел к выводу, что именно христ. вера и есть то, что может дать надежду. Позже М. признавался в том, что не он встретил Христа, а Христос нашел его. Тогда М. открыл для себя книгу Р. Нибура «Природа и судьба человека». Здесь же, в Нортон-Кампе, М. получил базовые знания по теологии. В 1947 г., будучи военнопленным, М. посетил I съезд Всемирной федерации студентов-христиан (возле Дерби). С этого времени М. избрал путь служения Богу. В 1952 г. М. окончил Гёттингенский ун-т, где преподавали последователи К. Барта и сторонники Исповедующей церкви, там М. познакомился с философией Д. Бонхёффера, казненного нацистами. Большое значение в становлении М. как теолога сыграли О. Вебер, Э. Вольф, Х. Й. Иванд, Э. Блох, Ф. Розенцвейг. Во время учебы М. познакомился и со своей буд. женой, Элизабет Вендель, к-рая принадлежала к Исповедующей церкви и уделяла внимание защите прав женщин. С 1953 по 1958 г. М. служил пастором Евангелической (Лютеранской) церкви Бремена (в пригороде Бремена Вассерхорсте). Под рук. Вебера в 1952 г. М. защитил докт. диссертацию. В 1958 г. он стал преподавать теологию в семинарии Исповедующей церкви в Вуппертале, а в 1963 г. был зачислен в штат теологического фак-та Боннского ун-та. В 1967-1994 гг. М. профессор систематической теологии в Тюбингенском ун-те. В 1963-1983 гг. был членом комитета «Вера и порядок» при Всемирном Совете Церквей, в 1983-1993 гг. профессор систематической теологии в ун-те Эмори (Атланта, шт. Джорджия, США). Читал циклы лекций в учебных заведениях Европы, напр. лекции в память Дж. Норденхога (Международная баптистская теологическая семинария, 1980), гиффордские лекции (Эдинбургский ун-т, 1984-1985) и др. В 2000 г. Луисвиллский ун-т удостоил М. т. н. премии Громайер в области религии за кн. «Грядущий Бог: Христианская эсхатология» (Das Kommen Gottes: christliche Eschatologie. Gütersloh, 1995). По результатам международного конкурса, к-рый провел в 2006 г. на своем интернет-сайте фин. теолог П. Хагман, М. был признан лучшим теологом (в конкурсе участвовали 32 христ. мыслителя, в т. ч. и папа Бенедикт XVI).
Одной из основных тем теологии М. стала взаимосвязь надежды и сострадания, солидарности с угнетенными. По его мнению, теология призвана указать человечеству выход из той ситуации, в к-рую оно себя загнало. М. считал, что человек, переживший Освенцим, не может не говорить о Боге. Если средневек. теологию можно охарактеризовать как «теологию любви», теологию Реформации - как «теологию веры», то доминирующей теологией в совр. мире должна стать «теология надежды», помогающая человечеству осознать, на что оно может надеяться во времена постоянной нестабильности в мире. Надежда стала одним из основных мотивов теологии М. Кн. «Теология надежды: Исследование об основании и следствиях христианской эсхатологии» (Theologie der Hoffnung. 1964) принесла автору международную известность. Концепция М. в своей основе имела принцип христ. надежды, к-рая ориентирована не на индивидуальное спасение, а на коллективное достижение Божия Царства, сила надежды - в самом акте пришествия Христа. К разработке «теологии надежды» его подтолкнул собственный опыт страдания и надежды в военные и послевоенные годы, а к ее литературному выражению - идеи марксистского философа Франкфуртской школы Блоха, высказанные в его «Принципе надежды»: «Теология надежды...» была задумана как христ. ответ на эту книгу. Социальный утопизм Блоха М. дополнил «воскресением мертвых и вечной жизнью». Согласно М., «достижение целостности жизни» возможно только в уничтожении смерти, в вечном присутствии Бога. М. выступил за необходимость возрождения концепции эсхатологической надежды на предстоящее Второе пришествие Христа как на движущий фактор всей христ. жизни и мысли. Вместе с тем теолог подчеркивал и историко-политический аспект эсхатологии, рассматривая различные освободительные движения как конкретные манифестации надежды на новое будущее, данное воскресением, Христом. Идеи М. оказали влияние на католич. теологию освобождения. Др. важнейшим трудом М. стала кн. «Распятый Бог: Крест Христов как основание и критика христианами христианского богословия» (Der gekreuzigte Gott. 1972). Эсхатология означает, считал М., не только личное спасение от злого мира, утешение обеспокоенной совести, но и осуществление социальных надежд последнего времени, гуманизацию общества и человека, социализацию человечества, достижение гармонии всего творения Божия. Рассматривая теологию Христа как условие «теологии надежды», М. подчеркивал любовь Бога к миру, явленную в крестных муках и искупительной смерти Христа. Все эти идеи были высказаны в трилогии М.- «Богословие надежды…», «Распятый Бог…» и «Церковь в силе духа» (Kirche in der Kraft des Geistes. 1975). Миссию Св. Духа М. видел в наполнении мира присутствием Бога и подготовке грядущего эсхатологического преображения Творцом. Среди др. сочинений М.- труды по триадологии, христологии, христ. антропологии, исследования, посвященные соотношению религии и науки. Важное место в деятельности М. занимают вопросы экуменизма, межхрист. и межрелиг. диалогов: «Троица и Царство Божие» (Trinität und Reich Gottes. Münch., 1980), «Путь Иисуса Христа» (Der Weg jesu Christi. Münch., 1989), «Дух жизни» (Der Geist des Lebens. Münch., 1991), «Наука и мудрость» (Wissenschaft und Weisheit. Gütersloh, 2002) и др. Согласно М., задачей теологии является не столько интерпретация окружающего мира, сколько его изменение в свете надежды на его окончательное и совершенное преобразование Богом. Для М. нет сомнений в том, что будущее - это не продолжение прошлого, а всегда нечто новое, оно не заложено в настоящем, а скорее является основой и первоисточником открывающихся перед реальностью новых возможностей. В теологии М. будущее онтологически предшествует настоящему и прошлому и определяет их направленность, поэтому окончательно сформулировать теологические категории и концепции невозможно. М. рассматривает различные представления о человеке и соотносит их с Божественной позицией. Он обосновывает гуманизм веры и последовательно критикует проекты, абсолютизирующие и обожествляющие человека (Мольтман Ю. Человек. М., 2013). По М., христ. видение человека ориентировано на распятие Христа. «Распятый» воплощает человечность в полноте, соответствующей Богу, среди отношений бесчеловечности, противостоящих Богу. Этот мир, согласно теологии М., трудноисправим, только в Царстве Славы Бог явится по-настоящему. И хотя бытие Бога не поддается рациональному доказательству, тем, кто знают Бога, доступно предчувствие Его прихода. Среди наиболее известных теологов, испытавших влияние взглядов М., следует назвать представителей т. н. политической теологии - И. Б. Меца, африканской теологии - Дж. Коуна, теологии освобождения - Г. Гутьерреса.