[Республика Мозамбик; португ. República de Moçambique], гос-во в юго-вост. Африке. Граничит на севере с Танзанией, на юге - с Южно-Африканской Республикой (ЮАР) и Свазилендом, на западе - с Малави, Замбией и Зимбабве. Площадь - 799,38 тыс. кв. км. Столица - Мапуту (1,77 млн чел.; перепись 2007). Крупные города - Матола (675,4 тыс. чел.), Бейра (546 тыс. чел.), Нампула (477,9 тыс. чел.). Офиц. язык - португальский. Административно-территориальное деление: 10 провинций и столичный город Мапуту (со статусом провинции), 53 муниципалитета, 151 район, 405 адм. постов. М.- член ООН (1975), АС (1975; до 2002 - ОАЕ), МВФ (1984), МБРР (1984), ВТО (1995), Содружества португалоязычных стран (1996), Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана (1997). География. Ок. 2/3 территории М. покрыты светлыми тропическими лесами и саваннами. На востоке ок. 44% территории занимает прибрежная низменность, где преобладают мангровые болота; равнины сменяются горными районами: в юж. части страны простираются горы Лебомбо, на границе с Зимбабве - горные массивы Маника и Горонгоса, на севере - Ангони и Нампула. Наивысшая точка - гора Бинга (2437 м). Климат сев. районов субэкваториальный муссонный, а центральных и южных - тропический пассатный. Выделяют 2 сезона: летний дождливый (окт.-апр.), для к-рого характерны муссонные ветры, дующие с Индийского океана, и сухой зимний (апр.-сент.). На низменности количество осадков, выпадающих гл. обр. в виде тропических ливней, составляет 800-1000 мм в год, во внутренних районах оно уменьшается, достигает минимума (400 мм) на границе с ЮАР и Зимбабве, где регулярны засухи. В сев. части и на наветренных склонах гор осадков выпадает 1000-2000 мм в год, в юж. плоскогорной части страны - 500-600 мм. Средняя температура янв. на низменности 26-30°C, июля - 15-20°C. В долине р. Замбези температура воздуха достигает 35°С. На возвышенных участках зимние и летние температуры на 3-5°C ниже. Крупные реки Замбези, Пунгве, Саве, Лимпопо, Комати стекают с гор в юж. части страны. В сев. части наиболее важными для экономики М. реками являются Рувума и Луженда. На севере главным источником пресной воды служит судоходное оз. Ньяса (Малави). Ок. 6% территории М. занимают охраняемые природные зоны.
По переписи 2007 г., численность населения М. составляет 20,252 млн чел. (по данным ООН на 2016 г., 28,424 млн чел.). В этническом составе М. преобладают представители народов банту: макуа (44%), яо (4%), маконде (1,7%) и нгони (0,2%) - на севере; малави (сена и ньянджа) (8,5%) - в долине р. Замбези; суахили (0,6%) - к северу от р. Замбези, на океанском побережье; тсонга (25,4%) и шона (12%) - на юге. В Мапуту и др. городах живут также европейцы (преимущественно португальцы) и выходцы из Юж. Азии (гл. обр. из Индии и Пакистана). Их общая численность не превышает 2% населения.
По оценочным данным на 2015 г., среднегодовые темпы естественного прироста населения составляют 2,45%, рождаемость - 38,3 на 1 тыс. жителей, смертность - 11,9 на 1 тыс. жителей, средний возраст населения - 17,1 года. В возрастной структуре доля детей до 14 лет - 44,9%, людей в возрасте 15-64 лет - 52,2, лиц 65 лет и старше - 2,9%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 53,3 года (мужчины - 52,6, женщины - 54,1). Средняя плотность населения 28,7 чел. на кв. км. Наиболее плотно заселены прибрежные районы (особенно крайний юг страны - столица и окрестности) и ряд участков в долинах крупных рек. Степень урбанизации - 32,2%. Уровень грамотности - 58,7% (мужчины - 73,3%, женщины - 45,4%).
М.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действующая конституция принята 16 нояб. 2004 г. и вступила в силу 21 янв. 2005 г. (ранее действовали Конституции 1975 г., 1990 г.). Главой гос-ва является президент, избираемый в ходе всеобщих выборов на 5 лет не более чем на 2 срока подряд. Президент является верховным главнокомандующим, назначает высших должностных лиц, осуществляет исполнительную власть. Он назначает кабинет министров и возглавляющего его премьер-министра. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом - Ассамблеей республики, к-рая состоит из 250 депутатов, избираемых на 5-летний срок. В период между сессиями функции Ассамблеи исполняет постоянная комиссия (15 депутатов). Высшая инстанция судебной системы - Верховный суд, являющийся и высшей апелляционной структурой. На территории М. действуют Гражданский кодекс Португалии и обычное право различных этнических групп. Правительство не признало обязательную юрисдикцию Международного суда ООН. В М. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО).
Согласно переписи 2007 г., большинство верующих в М.- христиане, составляющие 56,1% населения. Католиками являются 28,4%, ок. 27,7% принадлежат к различным протестант. деноминациям и сектам. Мусульмане составляют 17,9% населения, 7% придерживаются традиц. африкан. верований, ок. 0,1% - бахаизма, 0,2% являются приверженцами проч. религий (индуизма и др.). Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 18,7% населения.
В М. насчитывает 3 архиепископства-митрополии, которым подчинены 9 епископств-суффраганов: архиеп-ство Бейра (суффраганы - еп-ства Шимойо, Гурве, Келимане, Тете), архиеп-ство Мапуту (суффраганы - еп-ства Иньямбане, Шаи-Шаи) и архиеп-ство Нампула (суффраганы - еп-ства Лишинга, Накала, Пемба). В стране более 9 млн католиков в 329 приходах (2015). Действует Епископская конференция Мозамбика (Conferência Episcopal de Moçambique). Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1974 г.
Англиканская Церковь, первые миссионеры к-рой прибыли в М. в 1882 г., представлена 2 диоцезами Ньяса и Лебомбо в составе Церкви провинции Юж. Африки, являющейся членом Англиканского содружества. Количество верующих составляет ок. 90 тыс. чел., к-рые окормляются в 120 приходах.
Кальвинизм представлен в М. 6 организациями. Наиболее многочисленная из них - Пресвитерианская церковь Мозамбика (Igreja Presbyteriana de Moçambique; 100 тыс. чел. в 350 приходах), возникшая на основе приходов Швейцарской миссии в Юж. Африке, к-рая начала проповедь среди народа тсонга в 1882 г. История Евангелической церкви Христа в Мозамбике (Igreja Evangélica de Cristo em Moçambique) восходит к общинам христиан, принявшим крещение в Малави и переехавшим работать в М. в 1885 г. Эта Церковь была основана как орг-ция шотл. миссионерами в 1912 г. После неск. реорганизаций с 1960 г. существует в совр. форме; насчитывает 40 тыс. чел. в 500 общинах. Реформатская церковь Мозамбика (Igreja Reformada em Moçambique) возникла в результате деятельности миссионера из Голландской реформатской церкви Юж. Африки А. Мьюрри в 1908 г., который прибыл в М. из Малави. В 1922 г. была закрыта колониальными властями, но в последующие годы получала помощь от Пресвитерианской церкви Центр. Африки (Малави). Современная организация была сформирована в 1973 г. и в наст. время насчитывает 28 тыс. чел. в 18 общинах. Объединенная конгрегационалистская церковь Мозамбика (Igreja Congregacional Unida de Moçambique), становление к-рой началось в 1880 г. благодаря деятельности Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям (АСУИМ; American Board of Commissionners for Foreign Missions), с 1967 г. является региональным филиалом Объединенной конгрегационалистской церкви Юж. Африки (United Congregational Church of Southern Africa). В наст. время насчитывает ок. 13,4 тыс. верующих в 27 общинах. Евангелическая церковь Доброго Пастыря (Igreja Evangélica do Bom Pastor), основанная бывшим пастором Голландской реформатской церкви Юж. Африки Ф. М. Магаей в 1965 г., в наст. время насчитывает 10,1 тыс. чел. в 17 общинах. Объединенная церковь Христа в Мозамбике (Igreja de Cristo Unda em Moçambique), основанная в 1905 г. благодаря работе миссионера Ф. Р. Банкера (1895-1896; 1905-1907) из АСУИМ, в наст. время объединяет 9 тыс. чел. в 19 общинах.
Баптисты, впервые прибывшие в М. в 1892 г., представлены Объединенной баптистской церковью Мозамбика (Igreja União Baptista de Moçambique), созданной в 1920 г. и насчитывающей более 70 тыс. чел. в 1200 общинах. Баптистская конвенция Мозамбика (Convenção Baptista de Moçambique), возникшая в 1957 г. и тесно связанная с Баптистскими конвенциями Португалии и Бразилии, насчитывает ок. 12 тыс. чел. в 17 приходах (гл. обр. этнические португальцы и тсонга).
Плимутские братья открытого типа (Igreja Evangélica dos Irmãos) имеют в М. 160 последователей в 3 общинах.
Методисты представлены 3 организациями: Объединенной методистской церковью Мозамбика (Igreja Metodista Unida; 162 общины, 1689 тыс. чел.), возникшей в 1890 г. благодаря амер. проповедникам из Объединенной методистской церкви США (United Methodist Church) и входящей в состав Центральноафриканского округа данной церкви; Уэслианской методистской церковью (Igreja Metodista Wesleyana; 178 общин, 16 тыс. чел.), основанной в 1888 г.; Африканской методистской епископальной церковью (Igreja Metodista Episcopal Africana; община в М. (ок. 500 чел.) входит в 18-й епископальный округ церкви), действующей с 1883 г.
Движение святости (перфекционизм) представлено возникшей в 1885 г. Свободной методистской церковью (Igreja Metodista Livre; 200 общин, 20 тыс. чел.) и Церковью Назарянина (Igreja do Nazareno; 450 общин, 45 тыс. чел.), действующей в М. с 1921 г.
Армия спасения, миссионеры которой прибыли в М. в 1916 г. из Юж. Африки и были официально признаны в 1923 г., в наст. время насчитывает 7 тыс. чел. в 18 общинах.
Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие работу в М. в 1933 г., представлены Объединенной миссией Мозамбика (Mozambique Union Mission), находящейся в подчинении Дивизиона Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД и включающей 3 территориальных отд-ния (статистические данные на 2014): Северо-Восточную миссию (30 общин, 12,4 тыс. чел.), Северную миссию (815 общин, 227,7 тыс. чел.) и Южную миссию (82 общины, 25,1 тыс. чел.).
Пятидесятники двух и трех кризисов представлены неск. организациями. Наиболее ранние из них - Божия церковь полного Евангелия (Igreja do Evangelho Completo de Deus; 149 общин, 51 тыс. чел.), созданная в 1931 г. амер. проповедниками и имеющая тесные связи с Ассамблеями Бога в ЮАР, Португалии и с Церковью Бога (Кливленд, шт. Теннеси); Пятидесятнические ассамблеи Бога (Assembleia Evangelho de Deus Pentecostais; 600 общин, 150 тыс. чел.), основанные канад. миссионерами в 1938 г. Ассамблеи Бога (Assembleia de Deus; 880 общин, 400 тыс. чел.), подчиненные Центру ассамблей в США, начали деятельность в М. в 1960 г. и в наст. время являются самой крупной пятидесятнической орг-цией страны. Также действуют Апостольская миссия веры (Missão de Fé Apostólica; 50 общин, 12 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь святости (Igreja Pentecostal Santidade; 28 общин, 8,5 тыс. чел.; из США, в М. с 1985), Международная церковь четырехугольного Евангелия (Igreja do Evangelho Quadrangular; 5 общин, 700 чел.; в М. с 1965), Церковь Бога пророчеств (Igreja de Deus da Profecia; 24 общины, 3 тыс. чел.; в М. с 1975).
Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 1980 г., имеет в М. 40 общин с 8 тыс. прихожан.
Иеговы свидетели, действующие в М. с 1925 г., насчитывают 90 тыс. адептов в 1154 собраниях (по др. данным, число иеговистов в М. превышает 250 тыс. чел.).
Помимо этого в М. существует ряд независимых церковных организаций различных протестант. направлений. Наиболее известные из них: Международные ассамблеи Бога (Assembleia de Deus Internacional), основанные в М. амер. проповедниками в 1970 г. и насчитывающие 96 тыс. чел. верующих в 900 общинах; Африканские ассамблеи Бога (Assembleia de Deus Africana; 360 общин, 90 тыс. верующих), основанные миссионерами из Зимбабве в 1970 г.; Церковь Христа в Замбезии (Igreja de Cristo em Zambezia; 141 община, 25 тыс. чел.), основанная Диашем Бенту Фелисиану в кон. 60-х гг. ХХ в.; Евангелическая церковь (Igreja Evangélica; 112 общин, 15 тыс. чел.); Церковь Христа в Манике и Софале (Igreja de Cristo em Manica e Sofala; 75 общин, 15 тыс. чел.), возникшая в 1965 г. в Бейре; Церкви Христа (Igrejas de Cristo; 100 общин, 12 тыс. чел.), основанная миссионерами из Малави в 1992 г.; Португальская евангелическая церковь (Igreja Evangélica Portuguesa; 1 община, 200 прихожан), начавшая свою деятельность в 1933 г., но потерявшая прихожан в результате массового выезда из страны португальцев после 1976 г.
Распространены т. н. Независимые африканские церкви (НАЦ), многие из к-рых возникли благодаря деятельности миссионеров из других африкан. стран, таких как Замбия, Зимбабве и ЮАР, и испытывают влияние пятидесятничества и неохаризматии, а также используют элементы местных традиц. культов. Наиболее значительные из них: Церковь нового согласия (Igreja de Nova Aliança; 120 общин, ок. 30 тыс. чел.), Африканская апостольская церковь Джохана Маранке (Igreja Apostólica de Johane Maranke; 33 общины, ок. 25 тыс. чел.); Церковь живых вод (Igreja Águas Vidas; более 10 общин, ок. 1 тыс. чел.).
В 1948 г. был основан Христианский совет Мозамбика (Conselho Cristão de Moçambique; ХСМ) для координации работы христ. Церквей и межденоминационных орг-ций. Он входит в состав Всемирного Совета Церквей и Содружества христианских советов в Юж. Африке (Fellowship of Christian Councils in Southern Africa). В наст. время ХСМ объединяет 22 христ. Церкви и 2 религ. орг-ции, в т. ч. Римско-католическую Церковь, англикан. церковь провинции Юж. Африки, Африканскую методистскую епископальную церковь, Пресвитерианскую церковь Мозамбика, Церковь Назарянина и др. Некоторые пятидесятнические организации и НАЦ входят в состав Федерации независимых африканских церквей (Federation of African Independent Churches).
Ислам распространился на территории совр. М. в VIII в. благодаря деятельности купцов из Йемена. В течение последующих столетий он проникал из торговых поселений на побережье Вост. Африки. В совр. М. насчитывается ок. 5 млн мусульман, придерживающихся преимущественно суннитского направления шафиитского мазхаба, в меньшем количестве (часть индийцев и пакистанцев) - ханафитского или маликитского мазхабов. Немногочисленные приверженцы шиитского направления являются гл. обр. выходцами из Юго-Вост. Азии. Действуют суфийские ордены кадирийя, идрисийя, шадилийя. Мусульмане в основном расселились вдоль побережья Индийского океана, а также по течению р. Замбези. Африканские народы в М., исповедующие ислам: яо (более 70% от общей численности этноса), маконде (43%), макуа (18%) и др. М. является членом Организации исламского сотрудничества, мусульманскую общину в М. поддерживают организации из ЮАР, Египта, Кувейта и из др. стран.
Индуизм в М. исповедуют ок. 50 тыс. чел. Еще до португ. колонизации купцы с Индостана имели тесные связи с жителями вост. побережья Африки и создавали здесь поселения. В период португ. господства множество индусов переселялись с Гоа на территорию совр. М. С 1960 г., когда в М. началась борьба против колониального режима, инд. диаспора подвергалась гонениям со стороны португ. властей. В годы гражданской войны (1976-1990) наблюдался значительный отток индусов из М., уезжавших преимущественно в Португалию, ЮАР и Индию. После 1990 г. положение инд. диаспоры в М. улучшилось. С 1995 г. верующих индуистов объединяет Индуистский общинный центр в Мапуту. В районах компактного проживания инд. диаспоры действуют несколько молитвенных домов. Индуистская община в М. поддерживает активные связи с культурными и религ. организациями в инд. штатах Керала, Зап. Бенгалия, Гоа и Махараштра.
Распространены гл. обр. в сельских районах страны. Племенным культам привержены гл. обр. народы нсенга (73% от общего числа представителей этноса), кунда (72%), лемена, ндау, тавара (по 63%), чуабо и сена (по 60%). Религ. представления каждого из перечисленных народов имеют свои особенности, но большинство сочетают веру в бога-творца с анимизмом, фетишизмом, тотемизмом и культом предков. Распространены знахарство, колдовство. Для религ. представлений мн. коренных народов характерен синкретизм - сочетание традиц. верований с нормами и обрядами христианства и др. мировых религий. Количество приверженцев традиц. африкан. верований не поддается точному подсчету: в переписи многие из них зафиксированы как христиане или как не принадлежащие ни к одной религии, в реальности их может быть не менее 50% населения. (World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World / Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. P. 513-517).
Представлены последователями Бахаи религии, численность которых существенно выросла за последние десятилетия. Первый проповедник бахаизма прибыл в М. в 1952 г., а в 1963 г. в Бейре была основана 1-я духовная ассамблея Бахаи в стране. Верховной организацией бахаистов страны является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Мозамбике (National Spiritual Assembly of the Bahá'is of Mozambique), основанная в 1987 г. Общее количество адептов бахаизма составляет ок. 3 тыс. чел.
Конституция М. провозглашает светский характер гос-ва, религ. организации отделены от гос-ва и обладают свободой учреждения, функционирования, их деятельность регулируется гос. законодательством (ст. 12). Гос-во признает те религ. орг-ции, которые выступают за социальное взаимопонимание, терпимость и мирное сосуществование, укрепляют социальное единство, материальное и духовное благополучие граждан, а также экономическое и социальное развитие (ст. 12). Все граждане республики имеют равные права и обязанности независимо от этнических, культурных, социальных, гендерных и религ. различий (ст. 35), пользуются свободой вероисповедания (ст. 54). Запрещаются дискриминация, преследование или лишение прав на основании религ. убеждений. В то же время запрещены извлечение выгоды или освобождение граждан от обязанностей ввиду их принадлежности к той или иной религии. Религ. орг-циям гарантировано право на реализацию своей доктрины, на владение имуществом и приобретение имущества для достижения своих целей. Культовые места защищены законом. Основной закон запрещает политическим партиям использовать наименования, напрямую связанные с религ. орг-циями или церквами, а также изображения, схожие с национальной или религ. символикой (ст. 76). Закон гарантирует профессиональным объединениям независимость от нанимателя, гос-ва, политических партий, а также от религ. орг-ций (ст. 86). Гос. образование является светским. Гос-во обеспечивает получение гражданами образования и развитие культуры независимо от их философских, эстетических, политических, идеологических или религ. предпочтений (ст. 113).
Археологические находки, сделанные на территории совр. М., свидетельствуют о ее заселении со времен палеолита. Первыми коренными жителями на территории страны считаются предки совр. сан (бушменов) и койкоинов (готтентотов), говорившие на койсанских языках и занимавшиеся собирательством и охотой. С нач. I тыс. по Р. Х. их начали вытеснять двигавшиеся с севера на юг Африки племена скотоводов и земледельцев, говоривших на языках банту. К нач. I тыс. по Р. Х. относятся находки, свидетельствующие о переходе от каменных орудий к металлическим в центральной и сев. частях совр. М. В VI в. по Р. Х. местные жители занимались земледелием, хлопкопрядением и гончарным делом, умели обрабатывать медь и железо, вели торговлю, используя медь в качестве валюты. В VIII в. благодаря купцам из Йемена население М. узнало об исламе, который впосл. распространился здесь из торговых поселений на побережье Вост. Африки, находившихся под контролем ибадитов из Омана. В XI в. сев. часть побережья М. оказалась под влиянием араб. султаната Килва, купцы к-рого торговали рабами, слоновой костью, золотом и др. ценными металлами и контролировали торговые пути между Передней Азией, Индией и Китаем. На данных территориях ислам стал господствующей религией вплоть до прихода португальцев. Влияние султаната Килва и активная связь с культурами окружающих народов способствовали ускорению процесса становления классового общества на территории совр. М. В V-XVI вв. эта территория частично входила в различные гос. образования, крупнейшим из к-рых были Марави и Мономотапа. В сер. XV в. последнее занимало половину совр. Зимбабве и часть совр. М. (междуречье Замбези и Саве).
В нач. XVI в. португ. францисканцы предприняли 1-е попытки христианизации местного населения. В 1560 г. приступили к миссионерской деятельности иезуиты, к-рые стремились проникнуть во внутренние районы М. В 1572 и 1574 гг. 2 военные экспедиции португальцев против Мономотапы потерпели поражение, вследствие чего иезуитам не удалось закрепиться на территории африкан. гос-ва. В кон. XVI в. в М. прибыли доминиканцы, возглавляемые Жуаном душ Сантушем, который оставил важные этнографические и географические записки о Вост. Африке. В XVI в. католич. миссии работали гл. обр. на юге страны, где расселились выходцы из Португалии, овладевшие плантациями и основавшие торговые фактории.
С нач. XVII в. кармелиты вели миссионерскую деятельность во внутренних районах М., однако их усилия имели скромный результат из-за тяжелых природных условий, смертельно опасных болезней, вооруженного сопротивления местных племен в центральной части страны и мусульм. лидеров на севере. В 1607-1608 гг. голландцы предприняли попытку захватить прибрежные территории М. В 1-й пол. XVII в. правители Мономотапы, стремясь решить внутренние проблемы, заключили с португальцами союзнические соглашения, но грабительская политика колонизаторов и жестокое обращение с местным населением привели в 1627-1632 гг. ко всеобщему восстанию. После его подавления иезуитам удалось склонить верховного правителя Мономотапы Манузу, его сына, а также ряд придворных к принятию крещения. Однако это не привело к укреплению христианства на территории М. К кон. XVII в. Мономотапа оказалась на грани распада, а католические миссии пришли в упадок. Кроме того, на протяжении XVII в. из-за изменения внешнеполитических ориентиров португальской короны, уделявшей все больше внимания колониям в Юж. Америке, поддержка восточноафрикан. миссий практически прекратилась. Европ. проповедники нуждались не только в материальной помощи, им не хватало умения адаптироваться к мышлению, традициям, быту и культуре местного населения. Африканцы, привыкшие к традиционному родо-племенному укладу жизни, с трудом понимали основы христианского учения и связывали христианство с колониальной политикой португальцев.
На протяжении XVIII и XIX вв. колониальная администрация стремилась к освоению внутренних территорий с целью объединить 2 основных африканских владения Португалии - Анголу и М.- и создать единую колонию Португальская Южная Африка. Для этого вглубь континента направлялись многочисленные военные экспедиции, что приводило к вооруженным конфликтам между португальцами и местными племенами. В 20-х гг. XIX в. из-за экспансии зулу народы с юга Африки перемещались на север. В результате в междуречье Лимпопо и Пунгве возникло гос. образование Ватуа, к-рое оказывало сильное сопротивление португальцам вплоть до 1895 г.
В нач. XIX в. с территории совр. М. начали активно вывозить рабов для работ на сахарных плантациях в Бразилии, Мадагаскаре и на о-вах Карибского бассейна, что привело к значительному сокращению численности местного населения. В 1850 г. работорговля была официально запрещена, но незаконный вывоз рабов продолжался до 80-х гг. XIX в. В 1852 г. владения Португалии были объявлены колонией Мозамбик под управлением генерал-губернатора, в подчинении к-рого находились губернаторы провинций. Они в свою очередь заключали соглашения с племенными вождями, оказывавшими помощь колониальным властям в сборе налогов и поставке рабочей силы для работы на плантациях. В 70-х гг. XIX в. добыча золота повлияла на рост экономической конкуренции в регионе и повысила интерес к М., расположение к-рого было благоприятным для осуществления экспорта товаров, в т. ч. золота, морским путем. На территории М. крупнейшие брит. и бельг. компании прокладывали железные дороги и строили морские порты, необходимые для транспортировки сельскохозяйственного сырья и вывоза полезных ископаемых. В 60-80-х гг. XIX в. Мозамбикcкая, Ньясская и Замбезийская компании заключили соглашения с колониальной администрацией М. об отправке коренного населения страны на плантации сахарного тростника Наталя и в шахты Трансвааля. В 1877-1879 гг. после успешной португальской экспедиции во главе с А. А. ди Серпой Пинту в Лиссабоне возродилась надежда на овладение территориями между М. и Анголой. Географическое об-во Португалии разработало план освоения данных территорий посредством учреждения «цивилизаторских станов».
В 70-х гг. XIX в. в М. прибыли первые протестантские миссионеры. В 1880 г. на юге страны в районе Иньямбане начали проповедь амер. конгрегационалисты африканского происхождения (бывш. рабы) из АСУИМ под рук. Э. Ричардса. Они основали конгрегации, впоследствии ставшие основой Объединенной конгрегационалистской церкви Мозамбика. В 1882 г. пресвитерианская Швейцарская миссия в Юж. Африке направила в М. одного из своих неофитов Й. Мхаламхалу. В 1887 г. на основе созданной им общины П. Берту официально учредил пресвитерианскую миссию в Ракатле. В 1889 г. к нему присоединился А. А. Жюно. В 1890 г. в юж. районах М. были основаны первые общины Объединенной методистской церкви США. В 1885 г. мозамбикец Р. Машаба, принявший методизм в 1875 г. в ЮАС, где он находился на заработках, начал проповедь в Мапуту. В 1888 г. он основал первую общину Уэслианской методистской церкви и позднее расширил свою деятельность на севере страны. В 1883 г. в районе Иньямбане были основаны 1-е приходы Африканской методистской епископальной церкви, представитель которой Ричардс к 1890 г. распространил проповедь до юго-зап. границы страны. В 1885 г. миссионеры-перфекционисты создали в южном и центральном районах страны общины Свободной методистской церкви.
В 1885 г. Берлинский договор, по к-рому владения европ. держав в Африке были распределены с целью осуществления «эффективного экономического контроля» над ними, не принес Португалии дипломатического успеха. Ей пришлось вступить в конфронтацию с Великобританией, оспаривавшей господство в регионе между М. и Анголой. Португалия, заключив в 1886 г. договоры с Германией и Францией, надеялась на поддержку со стороны новых союзников, но угроза войны с Великобританией заставила Лиссабон пойти на уступки. В 1891 г., после длительных согласований по англо-португ. договору, были определены современные границы М. В 1894 г. к Германии отошел т. н. треугольник Кионга (территория к югу от р. Рувума; возвращен Португалии в 1919). В 1897 г. адм. центром М. стал г. Лоренсу-Маркиш (ныне Мапуту).
В кон. XIX - нач. XX в. с усилением влияния Великобритании началось проникновение в М. англикан. церкви. На юге страны распространению новой конфессии способствовали местные жители, уезжавшие работать на золотые прииски в Йоханнесбург и принимавшие там англиканство. Вскоре англикан. приходы возникли в Лоренсу-Маркише, Иньямбане и Шаи-Шаи. В 1893 г. был образован диоцез Лебомбо, к-рый до 1912 г. возглавлял У. Э. Смит. В центральные районы страны, в пров. Софала, англикане проникли из Юж. Родезии (ныне Зимбабве). Главным для англикан. церкви центром в этом регионе стал г. Бейра, крупный порт и железнодорожный узел, связывающий М. с внутренними регионами континента. В центральных районах М. англикан. общины находились в юрисдикции диоцеза Юж. Родезии. На севере М. работала англикан. Университетская миссия в Центр. Африке, к-рая, вдохновляясь идеями шотл. исследователя, географа и миссионера Д. Ливингстона, вела просветительскую работу среди племен, живших на берегу оз. Ньяса и на Ширском нагорье. В 1875 г. миссионеры проникли в сев. районы М. из Ньясаленда, в 1893 г. был создан постоянный миссионерский стан. Руководителем миссии был У. П. Джонсон, более 40 лет работавший среди племен, обитавших вокруг оз. Ньяса, в условиях жесткой конкуренции, поскольку в данном регионе превалировал ислам.
В нач. XX в. многие португ. земледельцы переехали в М., привлеченные обещанными правительством Португалии экономическими льготами. Активные миграционные процессы способствовали расширению деятельности различных религ. организаций. В 1905 г. миссионер из АСУИМ Банкер при помощи добровольцев-зулу из Юж. Африки начал проповедь в регионах Маника и Софала. Впосл. из основанных им общин возникла Объединенная церковь Христа в Мозамбике. После первой мировой войны миссионерскую работу начали скандинавские баптисты в районе Мапуту и Иньямбане, а также миссионеры Церкви Назарянина - сначала в районе Мапуту, а затем в глубине страны, в районе Тете. В 1925 г. в М. прибыли свидетели Иеговы. В 1931 г. амер. и южноафриканские миссионеры Божией церкви полного Евангелия создали 1-е пятидесятнические общины на юге страны, а в 1938 г. активную проповедь в южных и центральном регионах М. развернули миссионеры пятидесятнических Ассамблей Бога из Канады. В 1933 г. в страну прибыли АСД, начавшие работу севернее течения р. Замбези.
В 1926 г. в Лиссабоне произошла серия переворотов и массовых выступлений, приведшая к диктатуре А. ди Салазара, объявившего в 1932 г. о проведении консервативной политики «Нового государства». Стремясь вновь сделать Португалию мировой державой, Салазар решил реанимировать возникшую 5 веками ранее систему королевского патроната, придав ей современный облик. Это обернулось тяжелым бременем для М. В период мирового экономического кризиса (1929-1933) была введена кабальная система налогообложения, законодательно закреплен труд африканцев на плантациях, многие жители М. были направлены на строительство шоссейных и железных дорог в ЮАС. Европ. компании контролировали практически все сельское хозяйство М., продукция которого шла на экспорт и обеспечивала нужды текстильной и пищевой промышленности Португалии. Тяжелая промышленность, сферы финансов и торговли также находились в руках португ. и южноафрикан. корпораций. В 20-30-х гг. XX в. в М. зарождается национально-освободительное движение. Инициатива борьбы с метрополией принадлежала мозамбикским студентам, обучавшимся в Португалии, затем к ним присоединились антиколониальные орг-ции, основанные коренным населением страны, такие как Африканская ассоциация и Ассоциация уроженцев Мозамбика.
Пришедшее к власти правительство Салазара благоволило католич. Церкви. Католич. проповедники в М. стали получать жалованье из гос. казны. В 1940 г. был заключен конкордат с Ватиканом. В сент. 1940 г. на основе католич. территориальной прелатуры Мозамбик были образованы 3 новых диоцеза: митрополия Лоренсу-Маркиш и 2 подчиненных ей еп-ства - Бейра и Нампула. В 1936-1962 гг. еп. Т. К. де Говея (с 1941 - архиепископ Лоренсу-Маркиша, с 1946 - кардинал) осуществлял «португализацию» африкан. населения М. При нем были открыты миссионерские центры под руководством францисканцев, в т. ч. и на мусульм. севере страны. Говея жестко контролировал деятельность проповедников непортуг. происхождения. С этой целью он призвал из Италии в М. представителей монашеской конгрегации Богоматери Утешительницы (Istituto Missioni Consolata), к-рые осваивали территории к югу от р. Саве. В 1946 г. об-во «Белые отцы, миссионеры Африки» (PA, MAfr) разместили миссионерские станы между реками Саве и Замбези. Протестант. миссионеры подвергались сильному давлению, серьезное противодействие было оказано и мусульманам на севере страны.
В 20-х гг. XX в. во всех христ. деноминациях возросла активность прихожан из числа коренных жителей и усилилось движение за расширение их прав, что приводило к расколу общин. Стоявшие во главе этого движения миряне-африканцы отвергали «традиционное западное» христианство, проявляя интерес к культуре и племенным религиям коренных народов. Для нового движения было характерно возвышение роли женщин в церковной жизни, чего не было в европейских миссионерских Церквах. В период между мировыми войнами христианские организации, возникшие на волне антиколониальной борьбы, значительно окрепли благодаря тому, что хорошо понимали духовные запросы своих прихожан. В 1948 г. с целью координации сотрудничества различных христиан. орг-ций был основан Христианский совет Мозамбика.
В 1951 г. М. был провозглашен заморской провинцией Португалии, однако это лишь сплотило участников движения за независимость, представленного рядом политических антиколониальных организаций. В июне 1962 г. их руководители приняли решение об образовании ФРЕЛИМО, к-рый возглавил Э. Мондлани. Целями ФРЕЛИМО были ликвидация колониального режима и создание независимого демократического гос-ва М. В 1964 г. из-за нежелания Португалии вступить в мирный диалог с представителями освободительного движения ФРЕЛИМО начал войну за независимость. В 1969 г., после убийства основателя партии Мондлани, его место занял С. Машел.
В условиях антиколониальной войны португ. власти решили изменить религ. политику и предоставили режим наибольшего благоприятствования некоторым протестант. миссионерским организациям, а также исламской общине, пытаясь заручиться их поддержкой в борьбе с освободительным движением. В 60-70-х гг. XX в. в М. активизировали деятельность миссионеры пятидесятнических и харизматических организаций, таких как Ассамблеи Бога, Международная церковь четырехугольного Евангелия, Церковь Христа в Манике и Софале, Церковь Христа в Замбезии, Африканские ассамблеи Бога, Церковь Бога пророчеств. Деятельность этих групп имела большой успех, и мн. местные жители стали их последователями. В старых миссионерских орг-циях происходил постепенный переход к самоуправлению. Приходы Швейцарской миссии в Юж. Африке на территории М. образовали Пресвитерианскую церковь Ронга-Тсонга (Igreja Presbiteriana Ronga-Tsonga), к которой в 1962 г. присоедились общины Португальской евангелической церкви Лоренсу-Маркиша (Igreja Evangélica Portuguesa de Lourenco Marques). В 1970 г. орг-ция обрела самостоятельность под совр. названием Пресвитерианская церковь Мозамбика. В 60-70-х гг. ХХ в. все религ. организации стремились сделать внутрицерковную жизнь понятной коренным жителям и учитывать их вековые культурные традиции. Если представители Римско-католической Церкви, англикан. церкви, нек-рых кальвинист. сообществ привлекали в клир местных жителей, переводили богослужебную и богословскую лит-ру на местные языки и использовали внешние элементы африкан. культуры, то в некоторых НАЦ, пятидесятнических и харизматических группах пошли по пути коррекции богословских доктрин и литургической практики с целью их адаптации к локальным религ. традициям.
Революционные события в Португалии в апр. 1974 г. закончились тем, что в сент. того же года новое португ. правительство и ФРЕЛИМО подписали соглашение о предоставлении М. независимости. 25 июня 1975 г., после подавления выступлений расистов, пытавшихся не допустить ФРЕЛИМО к власти, была провозглашена независимая Народная Республика Мозамбик, 1-м президентом к-рой стал Машел. В том же году была принята конституция, закрепившая марксистский курс в экономике и политике. В июне 1975 г. между М. и СССР установлены дипломатические отношения. Новое правительство пыталось провести реформы, исходя из интересов коренного населения и низших слоев общества: была национализирована земля; в собственность гос-ва перешло большинство предприятий, учреждений системы образования и здравоохранения; были созданы крестьянские кооперативы, получившие землю, принадлежавшую португальским хозяевам, покинувшим М. Однако массовый отъезд португальских квалифицированных специалистов из страны привел к спаду в экономике. В политической жизни ФРЕЛИМО, желая установить однопартийную систему, старался подавлять всякое инакомыслие.
Новая промарксистская власть вначале вела активную пропаганду против традиц. уклада жизни, несмотря на то, что старейшины и племенные вожди по-прежнему пользовались значительным авторитетом. Правительство также стремилось уменьшить влияние на общество религ. орг-ций, собственность к-рых, включая школы и больницы, была национализирована. Некоторые храмы были разрушены, священнослужители подвергались жестоким репрессиям. Адаптироваться к новым условиям труднее всего было членам Римско-католической Церкви, потерявшей привилегированное положение. В рядах католиков наметился раскол ввиду несовпадения взглядов на антиколониальную борьбу и на политику новой власти. В 1974 г. епископ Нампулы М. Виейра Пинту выразил публичный протест против политики португальского правительства в отношении М., за что был изгнан из страны вышестоящими иерархами. Через год после революционных перемен он вернулся на свою кафедру и был восторженно встречен паствой. В 1974 г. кард. Агнелу Росси впервые посвятил в сан архиепископа темнокожего священника: митрополию Лоренсу-Маркиш возглавил А. Ж. М. душ Сантуш, ставший впоследствии кардиналом. В февр. 1976 г. Сантуш рукоположил еще 2 епископов-африканцев: А. Сетели возглавил еп-ство Иньямбане, Ж. Машазе Ньянгумби (Нхантумбе) - еп-ство Порту-Амелия (с 17 сент. 1976 - Пемба). В то же время многие португ. священники предпочли вернуться в Европу: в 1974 г. М. покинули почти 2/3 католич. священников; за следующие 2 года их количество уменьшилось с 1513 до 684 чел. В 1970-1982 гг. М. покинули более 200 тыс. португальцев, при этом доля католиков среди африкан. населения в данный период сократилась с 17 до 13%. Под влиянием правительственных лозунгов - «Долой религию, долой Церковь!» - тысячи людей стали отдаляться от церковной жизни. В 1975-1979 гг. Объединенная методистская церковь лишилась 40% прихожан. Новый генеральный секретарь Христианского совета Мозамбика, методист И. Махлалела, направил все усилия на защиту представителей христ. конфессий от более тяжелых гонений, он стал ключевой фигурой в отношениях между церковными орг-циями и гос-вом.
Проводимые ФРЕЛИМО реформы и стремление правительства контролировать внутреннюю жизнь М., с одной стороны, и враждебная политика соседних Родезии (ныне Зимбабве) и ЮАР, не признавших новую власть в М., с другой, усилили рост политической напряженности в стране. Обстановка обострилась и в связи с тем, что М. присоединилась к группе т. н. прифронтовых гос-в, выступавших против политики апартеида и расизма в ЮАР и Родезии. В 1976 г. спецслужбы Родезии и ЮАР создали на своей территории организацию РЕНАМО, к-рая развязала в М. гражданскую войну против ФРЕЛИМО. Конфликт поставил экономику страны на грань полного краха. Несколько миллионов жителей, спасаясь от военных действий, а также засухи и сильных циклонов, бежали из М. После падения расистского правительства в Родезии и провозглашения в 1980 г. независимой Республики Зимбабве процесс руководства РЕНАМО осуществлялся из ЮАР. В том же году были подписаны мирные договоры с Зимбабве, а в 1984 г.- с ЮАР, известные как соглашения Нкомати, с целью лишить РЕНАМО к.-л. внешней поддержки. После заключения соглашений граница между М. и Зимбабве стала открытой, но отношения с ЮАР по-прежнему оставались напряженными ввиду несоблюдения южноафрикан. стороной условий договоров.
В нач. 80-х гг. ХХ в. взаимоотношения между религ. орг-циями и гос-вом улучшились. В 1982 г. представители католиков, протестантов, мусульман и индуистов были приглашены на конференцию с участием президента. В том же году 25 дек., к-рое с момента обретения М. независимости было обычным рабочим днем, объявили гос. праздником под названием «День семьи».
В 1986 г., после ввода войск ЮАР на территорию М., под предлогом необходимости уничтожения лагерей Африканского национального конгресса М. отказался от участия в т. н. соглашениях Нкомати. В 1986 г. президент Машел погиб в авиакатастрофе. Главой ФРЕЛИМО и президентом страны стал бывший министр иностранных дел Ж. Чиссано (Шисану), который пошел на сближение с политическими противниками и христ. орг-циями. В сент. 1988 г. состоялся визит в страну папы Римского Иоанна Павла II, посетившего Мапуту и Нампулу. В своей речи папа коснулся вопроса о необходимости восстановления мирной жизни в М. В 1989 г. правительство отказалось от политического курса марксистского толка и выразило согласие на установление многопартийной системы, дав возможность РЕНАМО стать одной из политических партий. По инициативе президента Чиссано католич. архиепископ Бейры Ж. Гонсалвиш, а также 2 представителя католич. мирянской Общины св. Эгидия организовали ряд встреч представителей правительства с РЕНАМО. В июле 1990 г. в Риме между правительством и повстанцами были организованы мирные переговоры. К 1996 г. сформировались 22 политические партии. Члены партии ФРЕЛИМО по-прежнему занимали основные политические посты, РЕНАМО также получила доступ к правительственным должностям при условии прекращения вооруженной борьбы. Мн. граждане М., ранее покинувшие страну, вернулись на родину. Реанимация ослабленной экономики М. происходила при поддержке ведущих мировых держав и МВФ. В кон. 90-х гг. XX в. удалось снизить уровень инфляции, а к нач. XXI в. значительно поднять темпы роста экономики. В 2005 г. вступила в силу новая конституция М. В 2005-2015 гг. президентский пост занимал представитель ФРЕЛИМО А. Гебуза, к-рого сменил его однопартиец Ф. Ньюси.
В 90-х гг. XX в. в М. начинает активизироваться религ. жизнь. В авг. 1996 г. усилиями Мозамбикской конференции епископов был открыт Католический университет М., который в наст. время имеет филиалы в Бейре, Шимойо, Куамбе, Нампуле, Пембе, Келимане и Тете. В 2007 г. в ун-те учились более 3 тыс. студентов. Возможность участвовать в общественной жизни страны получили не только христиане, но и мусульмане. Последним был открыт доступ в представительные органы власти, они основывали новые мечети и мусульм. образовательные учреждения. В 2000 г. в Нампуле начал работу Исламский ун-т Муса Бин Бике с филиалом в Иньямбане. Несмотря на усиление в кон. XX - нач. XXI в. позиций христианских и мусульманских организаций, в стране, особенно в провинции, по-прежнему сильна власть родовых и племенных вождей и ощущается тяготение к традиционным африкан. верованиям. Осознавая социальную значимость традиц. африкан. общественных институтов, правительство в процессе правовых реформ последних десятилетий ввело понятие «традиционная власть», стараясь заручиться поддержкой племенных вождей, к-рым гос-во отводит важную роль в нормализации общественной жизни. Одновременно в решении социальных задач гос-во имеет опору в лице представителей мировых религий, максимально используя их опыт общественного служения. Сотрудничество гос-ва с христ. орг-циями различных деноминаций позволяет решать множество проблем в общественной, хозяйственной и образовательной сфере, где авторитет христ. лидеров по-прежнему очень высок.