Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА
46, С. 108-110 опубликовано: 19 октября 2021г.


МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА

[Серб. Михољска Превлака] (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Расположен на небольшом о-ве Михольска-Превлака (арх. Михаила, Остров цветов), вместе с островами Свети-Марко и Госпа-од-Милосерджа (Богородица Милосердная) образующем гряду в юго-вост. части Тиватского зал., напротив г. Тиват (Черногория). По преданию, на острове проповедовал ап. Павел, 1-й храм был устроен в здании бывш. рим. бани или больницы (при раскопках были обнаружены фундаменты стен и бассейнов, элементы отопительной системы). Впосл., примерно в нач. V в., при храме возник мон-рь во имя арх. Михаила. Скорее всего эта обитель входила в юрисдикцию Западной Церкви и, по мнению ряда исследователей (Т. Пейович, И. Божич), являлась бенедиктинским аббатством. Не позже IX в. остров перешел к сербам. Этим периодом датируются многочисленные сохранившиеся фрагменты декора храма, вероятно перестроенного. В 866 г. при нападении арабов мон-рь был разрушен. Согласно «Летописи попа Дуклянина», на Превлаке (предположительно в ее юж. части) в кон. X в. находились замок и двор кор. Легеца, к-рый считается легендарной личностью (Летопись попа Дуклянина / Пер., коммент.: С. А. Алексеев. СПб., 2015. С. 63, 205-207).

Относительно восстановления обители существует неск. версий. Возможно, оно произошло в IX-XI вв. (Stjepčević. 1930), когда был обновлен и мон-рь арх. Гавриила на соседнем о-ве Страдиоти (ныне Свети-Марко). Действующий монастырь на Тумбе упоминается в дарственной 1124 г., согласно к-рой местный католич. епископ передал его храму св. Трифона в Которе (Божић. 1963; Martinović J. Kotorske Listine // Matica: Časopis za društvena pitanja, nauku i kulturu. Podgorica, 2010. God. 11. Br. 44. S. 279-288). Наиболее распространена версия, согласно к-рой мон-рь заново возвели или преобразовали из католич. обители в православную в кон. XII - нач. XIII в., возможно при участии серб. кор. Стефана Первовенчанного.

Впосл. в мон-ре существовал центр Зетской епархии СПЦ (с 1346 митрополия), созданной в 1219/20 г. свт. Саввой I, архиеп. Сербским. В сер. XIII в. в М.-П. находилась школа Зетской епархии, здесь учился и принял монашество буд. архиеп. Сербский Евстафий I. В 1262 г. в обители по заказу еп. Зетского Неофита писец Богдан сделал копию Иловицкой Кормчей. С храмом в М.-П. нек-рые исследователи связывают происхождение «Илии трудолюбивого слова». В период правления серб. династии Неманичей М.-П. принадлежали ок. 20 храмов, многочисленные окрестные села (т. н. Свято-Михайловская метохия), в 1268-1269 гг. как монастырская была построена ц. ап. Петра в с. Богдашичи.

В 1420 г. Приморье захватила Венеция. Известно предписание Венецианского Сената 1429 г. католич. бискупу Которскому Марину постепенно истребить православие в крае. Согласно преданию, ок. 1433 или 1445 г. в день арх. Михаила по указанию которского провидура (венецианского наместника) торговец Друшка отравил 72 монаха М.-П., в т. ч. архиепископа, добавив им во время праздничной трапезы в еду мышьяк. В живых остался лишь один монах, отсутствовавший на трапезе. Друшка получил от Венеции в награду монастырские земли, к-рыми впосл. владели неск. поколений его потомков. Хотя историчность этого предания вызывает сомнения, оно говорит об усилении в регионе влияния католич. Церкви и отражает борьбу местного правосл. духовенства против католиков. Впервые предание было записано митр. Черногорским Василием (Петровичем Негошем) в «Истории Черной Горы» (Историjа о Црне Горе. 1754).

Троицкая ц. в мон-ре Михольска-Превлака. Ок. 1833 г.
Троицкая ц. в мон-ре Михольска-Превлака. Ок. 1833 г.

Троицкая ц. в мон-ре Михольска-Превлака. Ок. 1833 г.
При подавлении т. н. Грбальского восстания венецианцы произвели в 1452 г. артиллерийский обстрел с моря и нанесли мон-рю серьезный урон. Среди местного правосл. населения распространено мнение о том, что обитель была разрушена целенаправленно. В прокатолич. лит-ре сообщается, что с кон. XIV до 30-х гг. XV в. в М.-П. жил лишь монах (что опровергает предание об отравлении монахов). В социалистический период черногорские историки считали, что обитель опустела после переноса кафедры епархии в Цетинский монастырь. Несмотря на закрытие обители, в местности сохранялось локальное самоуправление жителей «Михольски збор» (Михайловский собор), признанное венецианскими властями, на печатях местных общин изображался арх. Михаил.

После освобождения Которского зал. от франц. властей рус. эскадрой под командованием адмирала Д. Н. Сенявина (Вторая архипелагская экспедиция) в 1807 г. восстановить М.-П. хотел свт. Петр I (Негош), митр. Цетинский. Но из-за передачи этих земель Франции, а затем Австрийской империи его желание не исполнилось. В 1833 г. по благословению еп. Далматинского Иосифа (Раячича; впосл. патриарх Сербский) гр. Елена (в монашестве Екатерина) Властелинович, сестра архим. Спиридона (Сундечича), настоятеля мон-ря Савина, близ развалин Михайловского храма возвела ц. Св. Троицы. Она поселилась в М.-П., в 1845 г. была ранена из огнестрельного оружия, скончалась в 1847 г. (предположительно от отравления свинцом). Свои владения она завещала Троицкому храму и митр. Черногорскому Петру II (Петровичу Негошу). В 1893 г. над зап. фасадом Троицкого храма была построена звонница.

После второй мировой войны на территории М.-П. открылся пансионат «Остров цветов». В 1956-1959 гг. Й. Ковачевич и В. Корач из Археологического ин-та Сербской АН провели раскопки в ц. арх. Михаила. Во время гражданской войны в бывш. Югославии в нач. 90-х гг. ХХ в. в пансионате поселились серб. беженцы из Боснии и Герцеговины. Тогда же в Троицком храме были возобновлены богослужения. С 1996 г. ведутся археологические исследования монастырского комплекса объединенной группой специалистов Центра археологических исследований Черногории и философского фак-та Белградского ун-та во главе с Дж. Янковичем. В музее М.-П. хранятся найденные в ходе раскопок фрагменты декора IV-VI вв.

Кроме того, в Михайловском храме были обнаружены многочисленные захоронения: в юж. апсиде - останки, как полагают, пострадавшего здесь раннехрист. мученика (Плећевић. 2007), в сев. апсиде - могила епископа. Также в храме был найден гроб XV в. с многочисленными останками. Было высказано мнение о том, что это мощи отравленных монахов. Отчасти это предположение было подтверждено в 1997 г., когда химико-токсикологический анализ показал повышенное содержание в них мышьяка. На костях были обнаружены множественные повреждения, нанесенные еще при жизни людей. С этого периода началось почитание Превлакских преподобномучеников. С 2000 г. по улицам г. Тивата впервые прошел крестный ход с их мощами. В 2001 г. были установлены дни памяти Превлакских святых - 27 апр. (в день сожжения мощей свт. Саввы I Сербского) и 4 янв.

В 2000 г. в М.-П. после 100-летнего перерыва состоялся монашеский постриг. С 2010 г. настоятелем обители является архим. Венедикт (Йованович), в 2016 г. в мон-ре жили 3 монаха и неск. послушников, которые занимались сельским хозяйством и издавали духовную и историческую лит-ру. В янв. 2010 г. в М.-П. прошел международный научный симпозиум «Древнехристианское и свято-саввское наследие в Черногории», по итогам которого вышел сборник статей (Древнохришћанско и светосавско наслеђе у Црноj Гори: Зб. радова са научног скупа, одржаног у манастиру Михољска Превлака 17. jануара 2010. Подгорица; Београд, 2012). К М.-П. приписаны скиты в честь Собора арх. Михаила в с. Биеличи близ г. Котора и во имя Св. Спаса в с. Радовичи близ г. Тивата.

В центре комплекса, на возвышенности, сохранились развалины ц. арх. Михаила, 3-нефной базилики (21´ 26 м) с полукруглой центральной апсидой (полукруглые внутри боковые апсиды снаружи имеют прямоугольный план), сложенной из обтесанных красных камней. Рядом находился баптистерий, у сев. придела - небольшая часовня с полукруглой апсидой. Вокруг храма расположены фундаменты зданий VI в., прямоугольного строения XIII в. (вероятно, резиденции епископа) и трапезной.

Ближе к морю возвышается однонефная прямоугольная ц. Св. Троицы с полукруглым алтарем, при возведении к-рой были использованы материал и фрагменты декора Михайловской ц. (напр., роза на окне зап. фасада). Над входом в храм находится ктиторская плита 1833 г. С внешней стороны алтаря в 2012 г. была восстановлена могила мон. Екатерины (Властелинович). В юго-зап. части комплекса, на месте древней звонницы, в XXI в. построены келейные корпуса.

Лит.: Црногорчевић М. Михољски збор у Боци Которскоj // Старинар Српског археолошког друштва. Београд, 1893. Год. 10. Књ. 1/2. С. 1-73; Stjepčević I. Prevlaka: Historijska rasprava // Bogoslovske smotre. Zagreb, 1930. Knj. 18. Br. 3. S. 318-388; Шеровић П. Црква и манастир св. Аранђела на Превлаци у Боки Которскоj // Православна мисао. Београд, 1960. Год. 3. Бр. 2. С. 65-78; Божић И. Превлака - Тумба. Београд, 1963; Остоjић И. Бенедиктинци у Хрватскоj и у осталим нашим краjевима. Сплит, 1964. Св. 2. С. 495-496; Пеjовић Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; Цетиње, 1995. С. 45-48; Превлака св. Архангела Михаила: Хумак српске духовности. Превлака, 1997; Превлака: Манастир св. Архангела Михаила. 2000 година у хришћанству, 780 година Зетске епископиjе, Михољски збор - чувар континуитета. Превлака; Београд, 1999; Кораћ В. Остаци манастира св. Арханђела Михаила на Превлаци // Старинар. 2002. Год. 51. С. 135-170; Превлака: Манастир св. Архангела Михаила. Превлака; Београд; Херцег-Нови, 20032; Плећевић Н. Свети Превлачки Мученици: Таjна проjављена мироточењем. Превлака, 2007; Рачук Г. Святые и святыни Черногории. М., 2009.
О. А. Кузеванов