[Греч. Μετοχίτης] Георгий (ок. 1250-1328), визант. богослов, сторонник унии с Римско-католической Церковью. С 1276 г. М. упоминается как архидиакон клира имп. церкви (Darrouzès. 1970. P. 114), в 1277 г.- как «эпи тон деесеон» (чиновник, рассматривающий обращения к императору). М. был участником визант. посольств от имени имп. Михаила VIII Палеолога и патриарха Иоанна XI Векка к папам Римским Григорию X и сменившему его в ходе посольства Иннокентию V в 1275-1276 гг. (RegImp, N 2015, 2022; RegPatr, N 1425) и Иоанну XXI весной 1277 г. (RegImp, N 2028, 2029; RegPatr, N 1432, 1433). Посольства были призваны подтвердить верность Лионской унии, заключенной в 1274 г., договориться об антитур. альянсе и о новом крестовом походе (Geanakoplos. 1959. P. 286-292). После низложения Иоанна Векка в 1283 г. М. был осужден вместе со своим соратником архидиак. Константином Мелитиниотом. В 1285 г. он был заключен в крепость в Никомидии, но уже в кон. 1289 - нач. 1290 г. из-за болезни возвращен в К-поль (RegImp, N 2142). В марте 1297 г. скончался Иоанн Векк, а Константин Мелитиниот был также переведен в К-поль; он вместе с М. был заключен в Большом дворце (Georg. Pachym. Hist. IX 29). В 1307 г., когда Мелитиниот скончался, М. не отказался от своих взглядов и был оставлен под стражей (Ibid. XIII 33). Со временем условия содержания М. стали более мягкими, его навещали ученые и писатели (напр., Георгий Галисиот), а его сын, выдающийся деятель визант. гуманизма Феодор Метохит, к-рый достиг карьерного роста еще при жизни отца, снабжал его книгами. Согласно маргиналии в рукописи Vat. gr. 1583. Fol. 166a, в к-рой указана дата смерти М., он провел в заточении 45 лет (Laurent V. 1926).
Наиболее важное произведение М.- т. н. Historia dogmatica (оригинальное название трактата «Рассказ о примирении, свершившемся между двумя Церквами - старшего Рима и нового нашего [Рима], а также о последующих событиях по порядку»). В 3 книгах трактата М. излагал с униатских позиций события, последовавшие за заключением Лионской унии. Рассказ о проходивших спорах открывал исторический экскурс, призванный показать, что бедственное положение, в к-ром находится империя, связано с многовековым расколом между правосл. Церковью и Римско-католической Церковью. Для доказательства своего тезиса М. отсылал ко 2-му периоду иконоборчества, к конфликту К-польских патриархов Фотия и Игнатия (Historia dogmatica. I 4-9), к эпохе правления Константина IX Мономаха (Ibid. I 10-13), к попыткам заключить унию в правления династии Комнинов (Ibid. I 16-19) и Иоанна III Дуки Ватаца (Ibid. I 20). В рассказе о событиях кон. XIII в. М. превозносил имп. Михаила VIII (Ibid. I 21-22) и утверждал, что Григорий II Кипрский незаконно занял Патриарший престол и поддерживал униат. политику только из личных корыстных интересов (Ibid. I 26). Изложение прерывалось святоотеческими свидетельствами в пользу унии (Ibid. I 35-65) и богословско-полемическими фрагментами (вся 2-я книга трактата представляет собой опровержение Томоса Влахернского Собора 1285 г. против Иоанна Векка, написанного Григорием II Кипрским). В 3-й кн. трактата больше биографических сведений, чем в первых: М. рассказывает о событиях после своего осуждения и о деятельности в ссылке и в заключении. Время создания трактата неизвестно; вероятно, он составлялся на протяжении неск. лет: в 3-й кн. М. говорит, что с момента его заключения под стражу (считая с 1283) прошло 18 лет - т. о., этот фрагмент относится к 1301 г. (Laurent V. 1926. P. 316). Также М. составил «Опровержение Трех глав» (᾿Αντίρρησις τῶν τριῶν κεφαλαίων) Максима Плануда об исхождении Св. Духа (PG. 141. Col. 1275-1308) и «Опровержение» (᾿Αντίρρησις) сочинений ученика Максима Плануда Мануила Мосхопула (Ibid. Col. 1308-1406). Не издан полностью трактат М. об исхождении Св. Духа (Vat. gr. 1716; Paris. gr. 1260).