[Польск. Maciejowski] Бернард (ок. 1548, Люблин - 19.01.1608, Краков), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии (1596). Происходил из знатного польск. рода; сын каштеляна Радомского и Люблинского Бернарда Мацеёвского и Эльжбеты Каменецкой. Дядя М., Самуил Мацеёвский, был епископом Холмским (1539-1541), Плоцким (1541-1546) и Краковским (1546-1550). М. рано лишился отца; одним из его воспитателей был иезуит Бенедикт Гербест. В 15 лет М. поступил в иезуитскую коллегию в Вене; вернулся в Польшу в 1566 г. В 1574 г. получил от польского кор. Генриха Валуа (кор. Франции Генрих III в 1574-1589) должность надворного хорунжего. Позже, во время «бескоролевья», последовавшего за бегством Генриха Валуа во Францию (лето 1574), М. находился в Риме при дворе польск. кард. Станислава Гозия. В 1579 г. он получил от польск. кор. Стефана Батория (1575-1586) Бориславское староство, возможно за военные заслуги в ходе русско-польск. столкновений в 1577-1582 гг. (см. Ливонская война). В 1582 г. М. основал иезуитскую коллегию в Люблине.
В 1582-1586 гг. М. находился в Италии, где сначала изучал каноническое право в ун-те в Перудже, а позже богословие в иезуитской коллегии в Риме (считается, что богословие он стал изучать по настоянию иезуита Петра Скарги). Он был каноником кафедрального капитула в Кракове (1584), деканом варшавского капитула и кантором гнезненского капитула (вероятно, в 1585). В 1586 г. был рукоположен во пресвитера, после чего вернулся в Польшу; был деканом кафедрального капитула в Гнезно. 8 июня 1587 г. папа Римский Сикст V (1585-1590) назначил М. на Луцкую кафедру. По-видимому, условием этого назначения стала последующая поддержка М. избрания на польск. престол Сигизмунда Вазы (кор. Польши Сигизмунд III в 1587-1632); в пользу его кандидатуры М. выступал на элекционном сейме 19 авг. 1587 г. Однако епископское рукоположение М. состоялось только 24 янв. 1588 г.; в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ловиче его совершил Гнезненский архиеп. Станислав Карнковский (1581-1603).
В период служения на Луцкой кафедре М. провел 2 диоцезальных Собора (26-28 февр. 1589 и 19-20 янв. 1597). В окт. 1589 г. он председательствовал на Соборе Гнезненской церковной пров., проходившем в Пётркуве. В 1590-1591 гг. находился в Риме как личный посланник польского кор. Сигизмунда III.
М. активно участвовал в подготовке Брестской унии. Вопрос об объединении Церквей обсуждался в 1589 г. в связи с визитом К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) в Речь Посполитую. На Соборе правосл. епископов, который должен был собраться в Бресте, предлагалось устроить догматический диспут с представителями католиков и поднять вопрос о заключении церковной унии. М. сыграл важную роль в распространении среди правосл. архиереев идеи унии, поддерживал тесные отношения с Кириллом (Терлецким), правосл. епископом Луцким и Острожским. Важные решения об унии были приняты на встрече М., еп. Кирилла (Терлецкого) и Владимиро-Волынского еп. Ипатия Потея в Торчине, имении М. под Луцком (2-4 дек. 1594). М. убедил православных епископов написать и скрепить подписями заявление о желании соединиться с Римской Церковью. М. были даны заверения, что Киевская митрополия сохранит свои богослужебные церемонии и обряды; речь шла также о повышении престижа правосл. духовенства и предоставлении епископам места в сенате. Был поднят вопрос о передаче обширных владений Киево-Печерского монастыря Киевскому митрополиту, что способствовало бы его присоединению к сторонникам унии. 6 сент. 1596 г. кор. Сигизмунд III пригласил западнорусских епископов - сторонников унии - в Каменец-Литовский. Там перед епископами и Киевским митр. Михаилом (Рагозой) выступил М., затем западнорус. иерархи подписали текст исповедания веры, к-рый был отправлен в Рим. На униатском Брестском Соборе М. выступал как личный посланник папы Римского Климента VIII (1592-1605). Позже папа в послании «Quanta portio» подчеркнул особые заслуги М. в организации и проведении униат. Собора в Бресте. Однако в 1605 г., несмотря на противодействие М., совместными усилиями православных и протестантов в инструкцию сеймика Краковского воеводства был внесен вопрос о положении правосл. населения.
1 июня 1597 г. кор. Сигизмунд III предложил кандидатуру М. на епископскую кафедру Вильно, вакантную к тому времени в течение 6 лет (в 1591 занимавший ее кард. Ежи III Радзивилл стал епископом Краковским). 1 сент. 1597 г. папа Климент VIII утвердил М. на Виленской кафедре. Однако этому назначению воспротивились каноники виленского кафедрального капитула. Согласно принятому в 1588 г. Третьему Литовскому статуту, иностранцам (под ними понимались гл. обр. выходцы из Польши) запрещалось занимать важные должности в Великом княжестве Литовском: М. был польск. шляхтичем, тогда как почти все его предшественники на Виленской кафедре были выходцами из литов. или белорус. родов. Противником назначения М. являлся и кард. Е. Радзивилл. Каноники воспротивились также процедуре канонического избрания (утверждения) М. диоцезальным Собором. В итоге решением Папского престола М. был уволен с Виленской кафедры «для блага Церкви» (21 апр. 1598). Позднее епископом Виленским стал местный шляхтич Бенедикт Война (1600-1615).
После кончины кард. Е. Радзивилла 23 мая 1600 г. М. был назначен на Краковскую епископскую кафедру. Активный деятель Контрреформации в Польше, сторонник решений Тридентского Собора (1545-1563), М. в 1601 г. провел в Кракове 1-й за несколько лет диоцезальный Собор, в 1601-1603 гг. посетил с визитацией большинство приходов своего диоцеза. В Краковском еп-стве М. основал несколько монашеских общин; в 1602 г. открыл в Кракове ДС. На консистории 9 июня 1604 г. папа Римский Климент VIII объявил о назначении М. кардиналом; 7 янв. 1605 г. М. получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
В марте 1604 г. М., двоюродный брат сандомирского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека, встречался в Кракове с Лжедмитрием I и вручил ему книгу о необходимости объединения Церквей. В нояб. 1605 г. он провел обряд обручения Марины Мнишек с представителем Лжедмитрия I дьяком Афанасием Власьевым, рус. послом в Польше.
31 июля 1606 г. папа Римский Павел V (1605-1621) по просьбе кор. Сигизмунда III назначил М. на митрополичью кафедру Гнезненского архиеп-ства, являвшегося центром Польской церковной пров. После того как М. стал примасом Польши, король запретил ему собирать доходы с Краковского еп-ства. Также М. было запрещено использование церковного балдахина (это являлось почетной привилегией папского легата). Отношения М. с королем ухудшились. Кардинал тайно поддерживал мятежников во время выступления шляхты против Сигизмунда III («рокош Зебжидовского», 1606-1609). В окт. 1607 г. М. провел в Пётркуве Собор церковной пров. Гнезно.
Из книжного собрания Гнезненского архиепископа происходит книжный кодекс, известный как Библия М. (или Библия Людовика IX Святого, или Библия Крестоносца, 40-е гг. XIII в.). Рукопись содержит 283 иллюстрации к первым книгам Библии - от Творения до царствования Давида (1 Цар). В циклах миниатюр особо выделена жизнь царей Саула и Давида; уникальным является детализированный характер изображения батальных сцен (21 ил.). В сент. 1604 г. М. передал рукопись папской делегации, направлявшейся с визитом к персид. шаху Аббасу I (1587-1629). Шах, получив рукопись в янв. 1608 г., заказал персид. перевод большинства лат. пояснительных надписей. Позднее к этому тексту добавились иудео-персид. надписи (выполненные на персид. языке евр. буквами). В настоящее время бо́льшая часть кодекса хранится в б-ке П. Моргана в Нью-Йорке (NY Morgan. M 638), 2 листа - в Национальной б-ке Франции в Париже (Paris. Nouv. acq. lat. 2294), 1 лист - в Музее Гетти в Лос-Анджелесе (Los Angeles. The J. P. Getty Museum. 16). (Подробнее о Библии М. см.: The Book of Kings: Art, War, and the Morgan Library's Medieval Picture Bible / Ed. W. Noel, D. Weiss. Baltimore; L., 2002.)