Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАЦЕЁВСКИЙ
44, С. 414-416 опубликовано: 21 мая 2021г.


МАЦЕЁВСКИЙ

Кард. Б. Мацеёвский. XVII в. Неизвестный художник (Конвект францисканцев, Краков)
Кард. Б. Мацеёвский. XVII в. Неизвестный художник (Конвект францисканцев, Краков)

Кард. Б. Мацеёвский. XVII в. Неизвестный художник (Конвект францисканцев, Краков)

[Польск. Maciejowski] Бернард (ок. 1548, Люблин - 19.01.1608, Краков), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии (1596). Происходил из знатного польск. рода; сын каштеляна Радомского и Люблинского Бернарда Мацеёвского и Эльжбеты Каменецкой. Дядя М., Самуил Мацеёвский, был епископом Холмским (1539-1541), Плоцким (1541-1546) и Краковским (1546-1550). М. рано лишился отца; одним из его воспитателей был иезуит Бенедикт Гербест. В 15 лет М. поступил в иезуитскую коллегию в Вене; вернулся в Польшу в 1566 г. В 1574 г. получил от польского кор. Генриха Валуа (кор. Франции Генрих III в 1574-1589) должность надворного хорунжего. Позже, во время «бескоролевья», последовавшего за бегством Генриха Валуа во Францию (лето 1574), М. находился в Риме при дворе польск. кард. Станислава Гозия. В 1579 г. он получил от польск. кор. Стефана Батория (1575-1586) Бориславское староство, возможно за военные заслуги в ходе русско-польск. столкновений в 1577-1582 гг. (см. Ливонская война). В 1582 г. М. основал иезуитскую коллегию в Люблине.

В 1582-1586 гг. М. находился в Италии, где сначала изучал каноническое право в ун-те в Перудже, а позже богословие в иезуитской коллегии в Риме (считается, что богословие он стал изучать по настоянию иезуита Петра Скарги). Он был каноником кафедрального капитула в Кракове (1584), деканом варшавского капитула и кантором гнезненского капитула (вероятно, в 1585). В 1586 г. был рукоположен во пресвитера, после чего вернулся в Польшу; был деканом кафедрального капитула в Гнезно. 8 июня 1587 г. папа Римский Сикст V (1585-1590) назначил М. на Луцкую кафедру. По-видимому, условием этого назначения стала последующая поддержка М. избрания на польск. престол Сигизмунда Вазы (кор. Польши Сигизмунд III в 1587-1632); в пользу его кандидатуры М. выступал на элекционном сейме 19 авг. 1587 г. Однако епископское рукоположение М. состоялось только 24 янв. 1588 г.; в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ловиче его совершил Гнезненский архиеп. Станислав Карнковский (1581-1603).

В период служения на Луцкой кафедре М. провел 2 диоцезальных Собора (26-28 февр. 1589 и 19-20 янв. 1597). В окт. 1589 г. он председательствовал на Соборе Гнезненской церковной пров., проходившем в Пётркуве. В 1590-1591 гг. находился в Риме как личный посланник польского кор. Сигизмунда III.

М. активно участвовал в подготовке Брестской унии. Вопрос об объединении Церквей обсуждался в 1589 г. в связи с визитом К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) в Речь Посполитую. На Соборе правосл. епископов, который должен был собраться в Бресте, предлагалось устроить догматический диспут с представителями католиков и поднять вопрос о заключении церковной унии. М. сыграл важную роль в распространении среди правосл. архиереев идеи унии, поддерживал тесные отношения с Кириллом (Терлецким), правосл. епископом Луцким и Острожским. Важные решения об унии были приняты на встрече М., еп. Кирилла (Терлецкого) и Владимиро-Волынского еп. Ипатия Потея в Торчине, имении М. под Луцком (2-4 дек. 1594). М. убедил православных епископов написать и скрепить подписями заявление о желании соединиться с Римской Церковью. М. были даны заверения, что Киевская митрополия сохранит свои богослужебные церемонии и обряды; речь шла также о повышении престижа правосл. духовенства и предоставлении епископам места в сенате. Был поднят вопрос о передаче обширных владений Киево-Печерского монастыря Киевскому митрополиту, что способствовало бы его присоединению к сторонникам унии. 6 сент. 1596 г. кор. Сигизмунд III пригласил западнорусских епископов - сторонников унии - в Каменец-Литовский. Там перед епископами и Киевским митр. Михаилом (Рагозой) выступил М., затем западнорус. иерархи подписали текст исповедания веры, к-рый был отправлен в Рим. На униатском Брестском Соборе М. выступал как личный посланник папы Римского Климента VIII (1592-1605). Позже папа в послании «Quanta portio» подчеркнул особые заслуги М. в организации и проведении униат. Собора в Бресте. Однако в 1605 г., несмотря на противодействие М., совместными усилиями православных и протестантов в инструкцию сеймика Краковского воеводства был внесен вопрос о положении правосл. населения.

1 июня 1597 г. кор. Сигизмунд III предложил кандидатуру М. на епископскую кафедру Вильно, вакантную к тому времени в течение 6 лет (в 1591 занимавший ее кард. Ежи III Радзивилл стал епископом Краковским). 1 сент. 1597 г. папа Климент VIII утвердил М. на Виленской кафедре. Однако этому назначению воспротивились каноники виленского кафедрального капитула. Согласно принятому в 1588 г. Третьему Литовскому статуту, иностранцам (под ними понимались гл. обр. выходцы из Польши) запрещалось занимать важные должности в Великом княжестве Литовском: М. был польск. шляхтичем, тогда как почти все его предшественники на Виленской кафедре были выходцами из литов. или белорус. родов. Противником назначения М. являлся и кард. Е. Радзивилл. Каноники воспротивились также процедуре канонического избрания (утверждения) М. диоцезальным Собором. В итоге решением Папского престола М. был уволен с Виленской кафедры «для блага Церкви» (21 апр. 1598). Позднее епископом Виленским стал местный шляхтич Бенедикт Война (1600-1615).

После кончины кард. Е. Радзивилла 23 мая 1600 г. М. был назначен на Краковскую епископскую кафедру. Активный деятель Контрреформации в Польше, сторонник решений Тридентского Собора (1545-1563), М. в 1601 г. провел в Кракове 1-й за несколько лет диоцезальный Собор, в 1601-1603 гг. посетил с визитацией большинство приходов своего диоцеза. В Краковском еп-стве М. основал несколько монашеских общин; в 1602 г. открыл в Кракове ДС. На консистории 9 июня 1604 г. папа Римский Климент VIII объявил о назначении М. кардиналом; 7 янв. 1605 г. М. получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина.

В марте 1604 г. М., двоюродный брат сандомирского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека, встречался в Кракове с Лжедмитрием I и вручил ему книгу о необходимости объединения Церквей. В нояб. 1605 г. он провел обряд обручения Марины Мнишек с представителем Лжедмитрия I дьяком Афанасием Власьевым, рус. послом в Польше.

31 июля 1606 г. папа Римский Павел V (1605-1621) по просьбе кор. Сигизмунда III назначил М. на митрополичью кафедру Гнезненского архиеп-ства, являвшегося центром Польской церковной пров. После того как М. стал примасом Польши, король запретил ему собирать доходы с Краковского еп-ства. Также М. было запрещено использование церковного балдахина (это являлось почетной привилегией папского легата). Отношения М. с королем ухудшились. Кардинал тайно поддерживал мятежников во время выступления шляхты против Сигизмунда III («рокош Зебжидовского», 1606-1609). В окт. 1607 г. М. провел в Пётркуве Собор церковной пров. Гнезно.

Из книжного собрания Гнезненского архиепископа происходит книжный кодекс, известный как Библия М. (или Библия Людовика IX Святого, или Библия Крестоносца, 40-е гг. XIII в.). Рукопись содержит 283 иллюстрации к первым книгам Библии - от Творения до царствования Давида (1 Цар). В циклах миниатюр особо выделена жизнь царей Саула и Давида; уникальным является детализированный характер изображения батальных сцен (21 ил.). В сент. 1604 г. М. передал рукопись папской делегации, направлявшейся с визитом к персид. шаху Аббасу I (1587-1629). Шах, получив рукопись в янв. 1608 г., заказал персид. перевод большинства лат. пояснительных надписей. Позднее к этому тексту добавились иудео-персид. надписи (выполненные на персид. языке евр. буквами). В настоящее время бо́льшая часть кодекса хранится в б-ке П. Моргана в Нью-Йорке (NY Morgan. M 638), 2 листа - в Национальной б-ке Франции в Париже (Paris. Nouv. acq. lat. 2294), 1 лист - в Музее Гетти в Лос-Анджелесе (Los Angeles. The J. P. Getty Museum. 16). (Подробнее о Библии М. см.: The Book of Kings: Art, War, and the Morgan Library's Medieval Picture Bible / Ed. W. Noel, D. Weiss. Baltimore; L., 2002.)

Лит.: Niemcewicz J. U. Dzieje panowania Zygmunta III, króla polskiego, wielkiego księcia litewskiego. Kraków, 1860. T. 2; Kaczorowski W. Biskupi, wojewodowie i kasztelanowie wileńscy na sejmach za panowania Zygmunta III Wazy // Wilno - Wileńszczyzna jako krajobraz i środowisko wielu kultur: Materiały I międzynarod. konf., Białystok 21-24.09.1989 / Red. E. Feliksiak. Białystok, 1992. T. 2. S. 53-72; Пирлинг П. О. Дмитрий Самозванец / Пер.: В. П. Потемкин. Р.-н/Д., 1998. С. 100, 302-309; Nitecki P. Biskupi Kościoła w Polsce w latach 965-1999: Słownik biograficzny. Warsz., 2000. Col. 273-274; Prokop K. R. Sylwetki biskupów łuckich. Biały Dunajec, 2001; Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: Генезис Брестской церк. унии 1595-1596 гг. М., 2003; Obłąk J. Kardynał Bernard Maciejowski jako biskup krakowski. Olsztyn, 2008.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Кардиналы Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Брестская уния, решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католической Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католического вероучения Мацеёвский Бернард (ок. 1548 - 1608), кардинал, архиепископ Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии
См.также:
АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации
БАКОЦ Фома (Тамаш) (ок. 1442 - 1521), кардинал, архиеп. Грана (Эстергом), примас Венгрии
БЕРАН Йозеф (1888-1969), кардинал, катол. архиеп. Праги
ВИЛЛЕБРАНДС (1909-2006), кард., архиеп.
ВЛК Мирослав (род. 1932), кард. (с 1994), архиеп. Пражский, примас Чехии (с 1991)
ВОГАН Герберт Алфред (1832 - 1903), кард., архиеп. Вестминстерский
ВЫШИНЬСКИЙ Стефан (1901- 1981), кард., архиеп. Гнезненский и Варшавский, примас Польши (1948-1981)
ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)