Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТЕОС
44, С. 315-316 опубликовано: 25 мая 2021г.


МАТЕОС

Альварес [испан. Mateos Álvarez] Хуан Хосе (15.01.1917, Сеута - 23.09.2003, Малага), иезуит, католич. литургист и библеист. Род. в семье испан. офицера Хуана Хосе Матеоса, проходившего военную службу в Сев. Африке, и его супруги Марии Альварес. По окончании средней школы изучал медицину в ун-тах Мадрида и Гранады, однако был вынужден прервать занятия во время гражданской войны (1936-1939). 1 февр. 1940 г. поступил в новициат ордена иезуитов в г. Кадис (Андалусия). В 1942 г. принес простые обеты и начал изучение гуманитарных наук в г. Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария (1942-1944), с 1943 г. исполняя обязанности инспектора курса. Получив философское образование в коллегии Нуэстра-Сеньора-дель-Рекуэрдо в Мадриде (1944-1947), где он был также регентом хора, М. приступил к прохождению 2-летней педагогической практики в Ин-те Массимилиано Массимо в Риме. Затем в течение 4 лет изучал богословие в папском Григорианском университете.

18 марта 1951 г. рус. католич. архиепископ восточного обряда Александр Евреинов рукоположил М. во пресвитера. За неск. лет до этого предполагалось, что М. будет осуществлять свое служение в Румынии, однако еще в 1948 г. коммунистические власти юридически ликвидировали Румынскую греко-католическую Церковь. В связи с этим 1952-1953 гг. М. провел в Париже, где занимался изучением текстов суточного круга византийского богослужения. После прохождения терциата в Австрийской пров. Об-ва Иисуса М. вернулся в Рим (1954) и приступил к подготовке докторской диссертации в Восточном папском институте. В 1956-1958 гг. жил в Ираке, где изучал литургические рукописи Сирийской яковитской Церкви. М. установил, что практику богослужения, принятую в Тикрите, центре мафрианата этой Церкви (см. ст. Мафриан), следует рассматривать в качестве особого обряда. 2 февр. 1957 г. принес торжественные обеты. 13 июня 1959 г. защитил диссертацию, посвященную ночной и утренней службам Халдейской католической Церкви (см. ст. Восточно-Сирийский обряд), с оценкой «summa cum laude» и получил должность профессора вост. литургики в Восточном папском ин-те. Кроме того, М. преподавал в др. папских ун-тах: Григорианском и Урбанианском, а также в папском литургическом ин-те св. Ансельма. В качестве приглашенного преподавателя читал курсы в ун-те Леопольдвиля (ныне Киншаса, Демократическая Республика Конго) (1962), в Ин-те восточнохристианских исследований им. папы Иоанна XXIII при Фордемском католическом ун-те в Нью-Йорке (1965, 1967), в Бостонском колледже (1967, 1968), в Ун-те Сан-Франциско (1969), в семинариях Маланкарской Церкви и Сиро-Малабарской католической Церкви в Коттаяме (шт. Керала, Индия) (1969), в Восточно-азиатском ин-те для священников в Маниле (1969, 1971, 1973, 1975, 1976). В 1964-1972 гг. исполнял обязанности главного редактора ж. «Orientalia Christiana Periodica».

Основными темами научных исследований М. в области литургики являлись 4 богослужебных обряда: халдейский (см. ст. Восточно-Сирийский обряд), маронитский (см. ст. Маронитская католическая Церковь), западносирийский обряд и визант. богослужение. В 1962-1963 гг. М. подготовил критическое издание Типикона Великой церкви, который описывает кафедральное богослужение К-поля IX-X вв. (Le Typicon de la Grande Église. 1962-1963). Важным результатом изучения М. Литургии святителя Иоанна Златоуста стала монография, посвященная литургии оглашенных (La Célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine. 1971); исследование Литургии свт. Иоанна Златоуста было продолжено учеником М. о. Робертом Тафтом. Учениками М. также были М. Арранц, Г. Винклер, С. Жанерас-и-Виларо, Г. Бертоньер и др. М. активно развивал компаративные методы исследования богослужения, сформулированные А. Баумштарком. Во многом благодаря усилиям М. Восточный папский ин-т стал основным центром сравнительной литургики. Примерами использования М. методов сравнительного исследования стали многочисленные статьи о богослужении суточного круга, в т. ч. о часах; стоит также отметить его работу, посвященную кафедральному всенощному бдению в Иерусалиме по описанию Эгерии (подробнее о биографии М. и его научных интересах см.: Taft. 2005).

М. был консультантом Конгрегации по делам Восточных католических Церквей и папского Совета по содействию христианскому единству. Будучи сторонником литургической реформы Ватиканского II Собора, он также участвовал в работе Совета по реализации конституции о священной литургии «Sacrosanctum Concilium», созданного после окончания Собора. М. полагал, что содержание «Литургии часов», которая должна была заменить прежнее издание Бревиария, следует привести в соответствие с кафедральным, а не с монашеским богослужением. Поскольку это так и не было сделано в полной мере, М. потерял интерес к работе в данном Совете.

Сфера научных интересов М. не ограничивалась литургикой. В нач. 70-х гг. XX в. он приступил к изучению библеистики, а уже к концу десятилетия целиком сосредоточился на данной теме: одно из последних литургических исследований М., посвященное богословию таинства Крещения, вышло в 1974 г. М. принимал участие в переводе Библии на испан. язык (Новая испан. Библия, Nueva Biblia Española). В 1982 г. М. ушел в отставку с поста профессора Восточного папского ин-та и вернулся в Испанию, хотя вплоть до 1991 г. почти ежегодно посещал Рим и читал лекции для студентов ин-та. Скончался в иезуитском лазарете в Малаге.

Библиогр.: Taft R. F. Recovering the Message of Jesus: In Memory of J. J. Mateos Álvarez, S. J. (15 Jan. 1917 - 23 Sept. 2003) // OCP. 2005. Vol. 71. P. 286-297.
Соч.: издания и переводы: Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes J. Mateos. R., 1962–1963. 2 t. (OCA; 165–166); Nueva Biblia Española / Trad. L. Alonso Schökel, J. Mateos. Madrid, 1975, 19772; монографии: Lelya-Ṣapra: Essai d’interpretation des matines chaldéennes. R., 1959. (OCA; 156); La Célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine: Étude historique. R., 1971. (OCA; 191) (рус. пер.: История литургии свт. Иоанна Златоуста / Пер.: С. В. Голованов. Омск, 2010. Т. 1: Служение Слова в визант. литургии: Ист. очерк); Cristianos en fiesta. Madrid, 1972 (англ. пер.: Beyond Conventional Christianity. Manila, 1974); El aspecto verbal en el Nuevo Testamento. Madrid, 1977. (Estudios de Nuevo Testamento; 1); избранные статьи: La vigile cathédrale chez Égérie // OCP. 1961. Vol. 27. P. 281–312; Office de minuit et office du matin chez S. Athanase // Ibid. 1962. Vol. 28. P. 173–180; L’office monastique à la fin du IVe siècle: Antioche, Palestine, Cappadoce // Oriens Chr. 1963. Bd. 47. S. 53–88; L’office du soir: Ancienne structure et realizations concrètes // Revue du clergé africain. 1964. T. 19. P. 3–25; La psalmodie dans le rite byzantin // POChr. 1965. T. 15. P. 107–126; Quelques aspects théologiques de l’office du matin // Revue du clergé africain. 1965. T. 20. P. 335–349; The Evolution of the Byzantine Liturgy // John XXIII Lectures. N. Y., 1965. Vol. 1. P. 76–112 (рус. пер.: Матеос Х., Тафт Р. Развитие визант. литургии. К., 2009. С. 9–76); The Origins of the Divine Office // Worship. Collegeville (Minn.), 1967. Vol. 41. P. 477–485; The Morning and Evening Office // Ibid. 1968. Vol. 42. P. 31–47; Les origines de l’office divin // Mateos J. De officio matutino et vesperino in ritibus orientalibus. R., 1969. P. 5–16; Anciennes descriptions de l’office du soir // Ibid. P. 49–59; Théologie du baptême dans le formulaire de Sévère d’Antioche // I Symposium Syriacum, 1972. R., 1974. P. 135–161. (OCA; 197); The Message of Jesus // Sojourners. Wash., 1977. Vol. 6. N 6. P. 8–16; «Eὐθὐς» y sinónimos en el evangelio de Marcos y demás escritos del Nuevo Testamento // Cuestiones de gramática y léxico. Madrid, 1977. P. 103–139. (Estudios de Nuevo Testamento; 2); Análisis de un campo lexemático: «Eulogia» en el Nuevo Testamento // Filología Neotestamentaria. Córdoba, 1988. Vol. 1. P. 5–25; El adverbio «arti» en el Nuevo Testamento // Ibid. 1995. Vol. 8. P. 85–94 (colab. J. Peláez).
Лит.: Winkler G. The Achievments of the Pontificial Oriental Institute in the Study of Oriental Liturgiology // Il 75° anniversario del Pontificio Istituto Orientale. R., 1994. P. 120-123. (OCA; 244); Taft R. F. Recovering the Message of Jesus // OCP. 2005. Vol. 71. P. 265-285.
Е. А. Заболотный
Ключевые слова:
Литургисты Римско-католической Церкви Иезуиты [офиц. название - Общество Иисуса], католический орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католическим святым Игнатием Лойолой Библеисты католические Матеос Альварес Хуан Хосе (1917 - 2003), иезуит, католический литургист и библеист
См.также:
АРРАНЦ Михаил (1930-2008), литургист
АКВАВИВА Клаудио (1543–1615), генерал ордена иезуитов с 1581 г.
АЛЕНИ Джулио (1582 - 1649), католич. миссионер в Китае, иезуит
АЛМЕЙДА Луиш ди (1525-1586), португ. иезуит-миссионер в Японии
АЛОИЗИЙ ГОНЗАГА (1568-1591), иезуит, св. католич. Церкви (пам. зап. 21 июня)
АЛЬВАРЕС ДЕ ПАС Диего (1560-1620), испан. иезуит, католич. ученый-мистик
АЛЬКЕН Франсуа Жозеф Мари (1900-1988), ученый-болландист
АЛЬТЕР Франц Карл (1749-1804), филолог, славист и библеист