Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРАЕВА
43, С. 427-428 опубликовано: 1 марта 2021г.


МАРАЕВА

А. В. Мараева. Фотография. Нач. ХХ в.
А. В. Мараева. Фотография. Нач. ХХ в.

А. В. Мараева. Фотография. Нач. ХХ в.
Анна Васильевна (урожд. Волкова; 25.01.1845, с. Топорино Медынского у. Калужской губ.- 23.08.1928, Серпухов), деятельница старообрядческого федосеевского согласия (см. Федосеевцы), фабрикантша и купчиха, благотворительница, коллекционер. Род. в правосл. крестьянской семье, занимавшейся производством холста. После 1855 г. вместе с родителями Василием и Макриной Волковыми Анна перешла к федосеевцам. Вероятно, на решение Волковых повлияла необходимость установления связей с промышленниками и купцами, занимавшимися производством и продажей тканей, преимущественно староверами. В 1869 г. Анна вышла замуж за Мефодия (Нефеда) Васильевича Мараева (в иночестве Феодор; 13 июня 1830 - 28 июля 1882), наследовавшего после смерти отца, серпуховского фабриканта и купца 1-й гильдии В. А. Мараева, в 1881 г. бумаготкацкую фабрику в дер. Заборье и ситценабивную фабрику в пустоши Данки в окрестностях Серпухова, а также капитал, земельные участки и недвижимость в Москве. М. В. Мараев, удостоенный в 1882 г. вместе с членами своей семьи звания потомственного почетного гражданина, был активным прихожанином московской Преображенской общины федосеевцев (см. в ст. Преображенское кладбище в Москве), в 70-х гг. XIX в. являлся попечителем Преображенского богаделенного дома.

В семье Мефодия и Анны Мараевых родилось 8 детей: сыновья Иван (1870-1924), Василий (1872-1939), Константин (1875-1922), Николай (1878-1926), дочери Александра (в замужестве Уфимцева; 1874-1931), Анна (в замужестве Киреева; 1877-1965), Ольга (1874-1955), Анфиса (1881-1906). После смерти мужа М. пришлось отстаивать в 1883-1893 гг. имущественные интересы свои и детей в судебном разбирательстве по иску двоюродного брата своего мужа московского купца Ф. Ф. Мараева, к-рый пытался оспорить законность наследования капиталов и имущества своего умершего родственника его женой, не венчанной в правосл. Церкви. В 1884 г. серпуховская 1-й гильдии купчиха М. стала владелицей «Серпуховской мануфактуры Мараевых», ярмарочной торговли в Н. Новгороде и Урюпинске, торговых заведений в Москве.

Значительную часть доходов М. тратила на поддержку серпуховской и Преображенской общин федосеевцев. После смерти незамужней дочери Анфисы приготовленное для нее приданое М. пожертвовала на строительство Покровского храма-молельни и богадельни на 20 чел. на земле ее ткацкой фабрики в Серпухове (построены в 1908-1910 по проекту архит. М. Г. Пиотровича). М. устроила молельню в собственном доме в Настасьинском пер. в Москве, делала крупные пожертвования на содержание богаделен Преображенского кладбища. В Покровский храм-молельню М. передала часть собранной ею коллекции рукописных и старопечатных книг, древние иконы, предметы прикладного искусства.

В ее собрании были представлены иконы XV-XVII вв., замечательные образцы русской книжной старины, в т. ч. «Пустозерский сборник» с автографами Житий протопопа Аввакума и инока Епифания. М. располагала большой коллекцией светской живописи, прикладного искусства, скульптуры и книг, в основу к-рой было положено приобретенное ею в 1896 г. собрание московского коллекционера Ю. В. Мерлина. Коллекция хранилась в построенном в 1895-1896 гг. архит. Р. И. Клейном доме Мараевых в Серпухове.

В 1911 г. М. вместе с сыновьями Иваном, Василием и Константином стала учредительницей паевого «Товарищества мануфактур А. В. Мараевой в Серпухове». Рабочие ее фабрик, бо́льшую часть к-рых составляли старообрядцы, кроме значительного по тем временам жалованья получали безвозмездные ссуды на строительство и приобретение жилья, подарки к праздникам, при вступлении в брак и рождении детей. В 1915 г. М. на свои средства открыла в Серпухове госпиталь на 100 чел., в к-ром работали сестрами милосердия ее дочери Анна и Ольга, внучки Вера и Екатерина Уфимцевы.

В 1918 г. фабрики М., ее серпуховская усадьба и дома в Москве были национализированы. Усадьбу М. на Фабричной ул. в Серпухове в 1918-1920 гг. занимали Ставка главного командования Красной Армии и штаб Южного фронта. 29 июня 1920 г. Наркомпрос дал охранную грамоту на «редкую коллекцию картин, бронзы, мрамора, старинной мебели и другие предметы художественно-исторического значения» и на «молельню с ценным собранием старинных икон» в бывш. доме М. в Серпухове. В 1924 г. в Серпуховской исполком обратились представители общины федосеевцев с просьбой о передаче им икон из закрытой молельни в доме М. По согласованию с отделом по делам музеев Главнауки Наркомпроса иконы молельни были разделены на 3 категории. Наиболее ценные были переданы в Государственный музейный фонд (ГМФ), иконы 2-й категории поступили в новообразованный музей в доме М., иконы 3-й категории предназначались общине старообрядцев Серпухова.

Музей на основе коллекций М., открытый 25 дек. 1920 г., состоял из художественного, исторического и краеведческого отделов (последний с 1923). Коллекции М. в 20-х гг. XX в. были дополнены предметами из московских музеев и подмосковных дворянских усадеб, документами и вещами из ризниц Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мон-рей. В Серпуховском гос. историко-художественном музее (СГИХМ) сохраняются документы из личного архива М.

Иконы из коллекции М., попавшие в 1924 г. в ГМФ, поступили частью в Антирелигиозный музей искусств в бывш. Донской иконы Божией Матери московском монастыре, частью в хранилище ГИМ в бывш. Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре, нек-рые были переданы в ГТГ и ГРМ. В ГТГ находятся 5 небольших 2-сторонних икон кон. XV в. из собрания молельни М., известных как «софийские таблетки» или «софийские святцы». Там же хранится ранее входившее в эту же коллекцию визант. распятие посл. трети XIV в. Икона новгородской школы «Богоматерь Иерусалимская» нач. XVI в. из мараевского собрания в 1934 г. поступила в ГРМ. Неск. икон из молельни М. остались у ее дочери Анны, впосл. их приобрел художник и коллекционер древнерус. живописи П. Д. Корин. В Музее-квартире Корина в Москве хранятся происходящие из собраний М. 2 «софийские таблетки» кон. XV в., «Богоматерь Владимирская» и «Деисус поясной, на трех досках» московской школы, складень двухстворчатый строгановских писем нач. XVII в., написанный, по преданию, на доске от гроба Московского митр. св. Петра. Несколько древних икон остались в коллекции СГИХМ, в частности образ «Троица ветхозаветная» новгородской школы 2-й пол. XVI в. В этом же музее хранятся и многочисленные произведения светской живописи из собрания М.: картины рус. художников XVIII-XIX вв. и западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв., итал. мраморная скульптура, предметы прикладного искусства, книги. В 1998-1999 гг. потомки М. передали в ГИМ нек-рые ее личные вещи: старообрядческие четки-лестовки, предметы одежды, коллекцию тканых поясов.

«Пустозерский сборник» был сохранен дочерью М. Ольгой, арестованной в 1932 г. и отбывавшей заключение на Соловках. Последние годы жизни О. М. Мараева провела в Серпухове при выстроенном ее матерью Покровском храме. После смерти О. М. Мараевой рукопись «Пустозерского сборника» в 1966 г. попала к И. Н. Заволоко, к-рый подарил ее в 1968 г. Древлехранилищу Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН).

М. скончалась в Серпухове, была погребена в семейном захоронении Мараевых на Преображенском кладбище в Москве.

Арх.: Архив СГИХМ. Д. 1. Л. 1-18 об.; ЦГИАМ. Ф. 54. Оп. 162. Д. 70; Ф. 83. Оп. 2. Д. 697. Л. 10; Ф. 341. Оп. 1. Д. 270. Л. 14-17; Ф. 450. Оп. 8. Д. 1096. Л. 218, 274-276; Ф. 2070. Оп. 1. Д. 1-12; ГИМ ОПИ. Ф. 54. Ед. хр. 64. Л. 69-70; Ед. хр. 125. Л. 12; Ед. хр. 845. Л. 3.
Лит.: Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания / Изд. подгот.: Н. С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова. Л., 1975. С. XII-XIV; Разумовский Ф. В. Худож. наследие Серпуховской земли. М., 19922. С. 200-207; Любартович В. А. Новые данные к биографии владелицы «Пустозерского сборника» серпуховской купчихи А. В. Мараевой // Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.): Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост.: Е. М. Юхименко. М., 1999. С. 428-438; Любартович В. А., Юхименко Е. М. На земле Басманной слободы. М., 1999. С. 150-154.
В. А. Любартович
Ключевые слова:
Старообрядцы Федосеевское согласие Мараева Анна Васильевна (урожд. Волкова; 1845-1928), деятельница старообрядческого федосеевского согласия
См.также:
ГНУСИН Сергей Семенович (1756 - 1839), наставник в старообрядческом федосеевском согласии
ГОРБУНОВ Григорий Климентьевич (1836 - 1920), старообрядец-федосеевец
ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель
ЗАВОЛОКО Иван Никифорович (1897 - 1984), деятель федосеевского согласия, историк старообрядчества
КОВЫЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич (20.07.1731 - 21.08.1809), деятель старообрядческого беспоповского федосеевского (старопоморского) согласия
АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель