Анна Васильевна (урожд. Волкова; 25.01.1845, с. Топорино Медынского у. Калужской губ.- 23.08.1928, Серпухов), деятельница старообрядческого федосеевского согласия (см. Федосеевцы), фабрикантша и купчиха, благотворительница, коллекционер. Род. в правосл. крестьянской семье, занимавшейся производством холста. После 1855 г. вместе с родителями Василием и Макриной Волковыми Анна перешла к федосеевцам. Вероятно, на решение Волковых повлияла необходимость установления связей с промышленниками и купцами, занимавшимися производством и продажей тканей, преимущественно староверами. В 1869 г. Анна вышла замуж за Мефодия (Нефеда) Васильевича Мараева (в иночестве Феодор; 13 июня 1830 - 28 июля 1882), наследовавшего после смерти отца, серпуховского фабриканта и купца 1-й гильдии В. А. Мараева, в 1881 г. бумаготкацкую фабрику в дер. Заборье и ситценабивную фабрику в пустоши Данки в окрестностях Серпухова, а также капитал, земельные участки и недвижимость в Москве. М. В. Мараев, удостоенный в 1882 г. вместе с членами своей семьи звания потомственного почетного гражданина, был активным прихожанином московской Преображенской общины федосеевцев (см. в ст. Преображенское кладбище в Москве), в 70-х гг. XIX в. являлся попечителем Преображенского богаделенного дома.
В семье Мефодия и Анны Мараевых родилось 8 детей: сыновья Иван (1870-1924), Василий (1872-1939), Константин (1875-1922), Николай (1878-1926), дочери Александра (в замужестве Уфимцева; 1874-1931), Анна (в замужестве Киреева; 1877-1965), Ольга (1874-1955), Анфиса (1881-1906). После смерти мужа М. пришлось отстаивать в 1883-1893 гг. имущественные интересы свои и детей в судебном разбирательстве по иску двоюродного брата своего мужа московского купца Ф. Ф. Мараева, к-рый пытался оспорить законность наследования капиталов и имущества своего умершего родственника его женой, не венчанной в правосл. Церкви. В 1884 г. серпуховская 1-й гильдии купчиха М. стала владелицей «Серпуховской мануфактуры Мараевых», ярмарочной торговли в Н. Новгороде и Урюпинске, торговых заведений в Москве.
Значительную часть доходов М. тратила на поддержку серпуховской и Преображенской общин федосеевцев. После смерти незамужней дочери Анфисы приготовленное для нее приданое М. пожертвовала на строительство Покровского храма-молельни и богадельни на 20 чел. на земле ее ткацкой фабрики в Серпухове (построены в 1908-1910 по проекту архит. М. Г. Пиотровича). М. устроила молельню в собственном доме в Настасьинском пер. в Москве, делала крупные пожертвования на содержание богаделен Преображенского кладбища. В Покровский храм-молельню М. передала часть собранной ею коллекции рукописных и старопечатных книг, древние иконы, предметы прикладного искусства.
В ее собрании были представлены иконы XV-XVII вв., замечательные образцы русской книжной старины, в т. ч. «Пустозерский сборник» с автографами Житий протопопа Аввакума и инока Епифания. М. располагала большой коллекцией светской живописи, прикладного искусства, скульптуры и книг, в основу к-рой было положено приобретенное ею в 1896 г. собрание московского коллекционера Ю. В. Мерлина. Коллекция хранилась в построенном в 1895-1896 гг. архит. Р. И. Клейном доме Мараевых в Серпухове.
В 1911 г. М. вместе с сыновьями Иваном, Василием и Константином стала учредительницей паевого «Товарищества мануфактур А. В. Мараевой в Серпухове». Рабочие ее фабрик, бо́льшую часть к-рых составляли старообрядцы, кроме значительного по тем временам жалованья получали безвозмездные ссуды на строительство и приобретение жилья, подарки к праздникам, при вступлении в брак и рождении детей. В 1915 г. М. на свои средства открыла в Серпухове госпиталь на 100 чел., в к-ром работали сестрами милосердия ее дочери Анна и Ольга, внучки Вера и Екатерина Уфимцевы.
В 1918 г. фабрики М., ее серпуховская усадьба и дома в Москве были национализированы. Усадьбу М. на Фабричной ул. в Серпухове в 1918-1920 гг. занимали Ставка главного командования Красной Армии и штаб Южного фронта. 29 июня 1920 г. Наркомпрос дал охранную грамоту на «редкую коллекцию картин, бронзы, мрамора, старинной мебели и другие предметы художественно-исторического значения» и на «молельню с ценным собранием старинных икон» в бывш. доме М. в Серпухове. В 1924 г. в Серпуховской исполком обратились представители общины федосеевцев с просьбой о передаче им икон из закрытой молельни в доме М. По согласованию с отделом по делам музеев Главнауки Наркомпроса иконы молельни были разделены на 3 категории. Наиболее ценные были переданы в Государственный музейный фонд (ГМФ), иконы 2-й категории поступили в новообразованный музей в доме М., иконы 3-й категории предназначались общине старообрядцев Серпухова.
Музей на основе коллекций М., открытый 25 дек. 1920 г., состоял из художественного, исторического и краеведческого отделов (последний с 1923). Коллекции М. в 20-х гг. XX в. были дополнены предметами из московских музеев и подмосковных дворянских усадеб, документами и вещами из ризниц Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мон-рей. В Серпуховском гос. историко-художественном музее (СГИХМ) сохраняются документы из личного архива М.
Иконы из коллекции М., попавшие в 1924 г. в ГМФ, поступили частью в Антирелигиозный музей искусств в бывш. Донской иконы Божией Матери московском монастыре, частью в хранилище ГИМ в бывш. Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре, нек-рые были переданы в ГТГ и ГРМ. В ГТГ находятся 5 небольших 2-сторонних икон кон. XV в. из собрания молельни М., известных как «софийские таблетки» или «софийские святцы». Там же хранится ранее входившее в эту же коллекцию визант. распятие посл. трети XIV в. Икона новгородской школы «Богоматерь Иерусалимская» нач. XVI в. из мараевского собрания в 1934 г. поступила в ГРМ. Неск. икон из молельни М. остались у ее дочери Анны, впосл. их приобрел художник и коллекционер древнерус. живописи П. Д. Корин. В Музее-квартире Корина в Москве хранятся происходящие из собраний М. 2 «софийские таблетки» кон. XV в., «Богоматерь Владимирская» и «Деисус поясной, на трех досках» московской школы, складень двухстворчатый строгановских писем нач. XVII в., написанный, по преданию, на доске от гроба Московского митр. св. Петра. Несколько древних икон остались в коллекции СГИХМ, в частности образ «Троица ветхозаветная» новгородской школы 2-й пол. XVI в. В этом же музее хранятся и многочисленные произведения светской живописи из собрания М.: картины рус. художников XVIII-XIX вв. и западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв., итал. мраморная скульптура, предметы прикладного искусства, книги. В 1998-1999 гг. потомки М. передали в ГИМ нек-рые ее личные вещи: старообрядческие четки-лестовки, предметы одежды, коллекцию тканых поясов.
«Пустозерский сборник» был сохранен дочерью М. Ольгой, арестованной в 1932 г. и отбывавшей заключение на Соловках. Последние годы жизни О. М. Мараева провела в Серпухове при выстроенном ее матерью Покровском храме. После смерти О. М. Мараевой рукопись «Пустозерского сборника» в 1966 г. попала к И. Н. Заволоко, к-рый подарил ее в 1968 г. Древлехранилищу Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН).
М. скончалась в Серпухове, была погребена в семейном захоронении Мараевых на Преображенском кладбище в Москве.