[Санскр. ; тиб. Джампел; кит. Вэньшу; япон. Мондзю], в буддизме ваджраяны и махаяны один из 3 главных бодхисаттв наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани. Олицетворяет интуитивную мудрость, просветление (праджня) и знание (джняна). Впервые упоминается в «Лотосовой сутре» (Саддхармапундарика). Считается, что в одном из прошлых воплощений М. был царем, который поклялся стать бодхисаттвой и служить на благо всех существ. В буддийских текстах описана 41 форма проявлений М. Его изображают в виде инд. царевича с телом желтого или золотистого цвета, восседающим на льве или сидящим в позе лотоса. В правой руке М. держит пылающий меч мудрости, символ отсечения неведения. В левой руке у него стебель цветущего лотоса, лепестки цветка поддерживают текст Праджняпарамита-сутры - символ учения о совершенной высшей мудрости.