[Республика Мальта; мальтийское Repubblika ta'Malta; англ. Republic of Malta], островное гос-во в Юж. Европе. Расположено на Мальтийском архипелаге в центре Средиземного м., в 93 км от Италии (о-в Сицилия) и 230 км от Туниса. Площадь - 316 кв. км. Столица - Валлетта (5,7 тыс. чел., оценка на 2014 г.). Крупнейшие города: Биркиркара (22,1 тыс. чел.), Моста (19,8 тыс. чел.), Сан-Пауль-иль-Бахар (17,8 тыс. чел.), Корми (16,3 тыс. чел.), Слима (14,9 тыс. чел.). Офиц. языки - мальтийский и английский. Административно-территориальное деление: 68 округов (54 - на о-ве Мальта, 14 - на о-ве Гоцо (Гозо)). М.- член ООН (1964), Содружества (1964), СЕ (1965), МВФ (1968), ОБСЕ (1973), МБРР (1983), ВТО (1995), ЕС (2004). География. Мальтийский архипелаг состоит из 2 крупных островов (Мальта и Гоцо) и неск. мелких (Комино, Коминотто, Фильфла и др.). Юж. и юго-западный берег о-ва Мальта обрывистый, с гротами и известняковыми утесами, северный и северо-восточный - более низменный и изрезанный, с удобными гаванями. Характерен плоский рельеф, бо́льшую часть острова занимают невысокие плато (до 253 м на юге - наивысшая точка), к-рые расчленены руслами небольших рек (летом часто пересыхают). Климат средиземноморский: лето жаркое и сухое (средняя температура авг.- 26°C), часто дуют знойные ветры из Сахары (сирокко); зима мягкая и влажная (средняя температура февр.- 12°C); для окт.-февр. характерны интенсивные непродолжительные дожди. Среднее количество осадков - ок. 550 мм в год. Охраняемые природные территории занимают 13% площади М.
В М. проживают 434 403 чел. (оценка на 2015 г.). Бо́льшая часть - мальтийцы (93,6%), проживают также англичане, австралийцы, итальянцы и др. По оценочным данным за 2015 г., прирост населения составил 0,31%, рождаемость - 10,2 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 9,1 на 1 тыс. жителей; фертильность - 1,54 ребенка на 1 женщину. В возрастной структуре доля детей до 14 лет - 15,1%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 66,4, лиц 65 лет и старше - 18,5%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 80,3 года (мужчины - 77,9 года, женщины - 82,7). Средняя плотность населения - ок. 1360 чел. на 1 кв. км (одна из самых высоких в мире). Доля городского населения - 95,4%.
М.- унитарное гос-во. Форма правления - парламентская республика. Конституция принята 21 сент. 1964 г. Главой гос-ва является президент, к-рого специальной резолюцией назначает парламент на 5 лет. Законодательную власть представляет однопалатный парламент - Палата представителей (ок. 65 мест), избираемая гражданами М. на 5 лет. Исполнительная власть принадлежит президенту, к-рый назначает премьер-министра (как правило, лидер парламентского большинства). «По совету» премьер-министра формируется правительство (Кабинет), к-рое несет ответственность перед парламентом. Судебная система включает Конституционный суд, апелляционные суды по гражданским и уголовным делам, суды 1-й инстанции. Существует многопартийная система. Ведущие партии: Лейбористская партия Мальты (ЛПМ), Националистическая партия (НП).
Подавляющее большинство населения М. (ок. 98%) - католики, менее 1% - протестанты, приверженцы др. конфессий малочисленны (оценка на 2015 г.).
Русская Православная Церковь представлена ставропигиальным приходом св. ап. Павла в г. Каппара (близ Валлетты), к-рый был официально зарегистрирован в 2003 г. в результате пастырского визита на М. председателя ОВЦС митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) в 2001 г. До 3 тыс. чел. верующих (оценка на 2015 г.), гл. обр. иммигранты из России и др. стран бывш. СССР, а также временно проживающие на М. сотрудники дипломатических миссий, туристы и члены экипажей кораблей. Духовное окормление поручено настоятелю ц. Воскресения Христова в г. Тунисе (Сев. Африка). Приход не имеет своего храма и организует богослужения в греко-католич. ц. Дамасской Божией Матери в Валлетте. 26 апр. 2014 г. приход добился разрешения на получение земли под строительство храма в г. Каппара (в наст. время ведется сбор средств).
Константинопольская Православная Церковь представлена небольшой общиной выходцев из Греции и с Кипра (до 1 тыс. чел., оценка на 2010 г.). В марте 2005 г. территория М. была выведена из юрисдикции Фиатирской и Великобританской митрополии и вошла в состав Италийской епархии, к-рая стала называться Италийская и Мелитская митрополия. В Валлетте действует митрополичий собор вмч. Георгия Победоносца (в бывш. светском здании, освященном в 1816).
Сербская Православная Церковь представлена миссионерским приходом св. ап. Павла и свт. Николая (до 1 тыс. чел., гл. обр. рабочие мигранты; оценка на 2010 г.), с 2013 г. находящимся в юрисдикции Австрийско-Швейцарской епархии. Службы проходят преимущественно в греко-католич. ц. свт. Николая в Валлетте.
Приход Болгарской Православной Церкви на М. (ок. 500 чел., оценка на 2014 г.) с 2014 г. находится в юрисдикции Средне- и Западноевропейской епархии. Службы проходят в греко-католич. ц. Дамасской Божией Матери в Валлетте.
Также действует небольшая община Румынской Православной Церкви (ок. 300 чел.; оценка на 2010 г.), члены к-рой посещают греко-католич. ц. свт. Николая в Валлетте.
Община Коптской Церкви (ок. 100 семей) проводит службы в часовне св. Иакова близ г. Зеббудж, верующие Эфиопской Церкви и Эритрейской Церкви (ок. 500 чел.) собираются на богослужения в римско-католич. ц. св. Иакова в Валлетте. Проживающие на М. немногочисленные армяне посещают как католич., так и правосл. службы в греко-католич. ц. Дамасской Божией Матери в Валлетте.
Представлена архиепископством-митрополией Мальта (380 тыс. чел., 70 приходов; кафедральный собор св. ап. Павла в Мдине, прокафедральный собор прор. Иоанна Предтечи в Валлетте) и епископством-суффраганом Гоцо (28,1 тыс. чел., 15 приходов; кафедральный собор в честь Вознесения Девы Марии в Виктории). Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1965 г. (Статистические данные представлены по оценочным данным на 2013 г.).
Протестантами на М. являются гл. обр. выходцы из Великобритании и их потомки. Англиканская Церковь имеет прокафедральный собор св. Павла в Валлетте, ц. Св. Троицы в Слиме и конгрегацию Богоматери и вмч. Георгия в Виктории (о-в Гоцо) в юрисдикции диоцеза Европы. Количество верующих после обретения М. независимости и ухода брит. военных постепенно сокращается (в 1970 - ок. 3 тыс. чел., в нач. XXI в.- ок. 1,2 тыс. чел.). При ц. св. Андрея в Валлетте действует объединенная (с 70-х гг. XX в.) конгрегация Церкви Шотландии (ок. 150 чел.; с сер. XIX в.) и Методистской Церкви Великобритании (ок. 40 чел.; с 1824). Также действуют небольшие группы Иеговы свидетелей (ок. 600 чел.; с 1939), Армии спасения (ок. 200 чел.; с 1896), баптистов, мормонов, немецкоговорящих лютеран (община св. Андрея) и др. В 2007 г. создан Евангельский союз Мальты, объединивший неск. орг-ций евангельских христиан общей численностью ок. 400 чел. (Статистические данные представлены на нач. XXI в.).
В наст. время на М. проживают ок. 150 иудеев. Иудаизм существует на М. с рим. периода. Совр. евр. община (гл. обр. выходцы из Сев. Африки, Турции и Португалии) возникла в кон. XVIII в., в период господства Франции, а затем Великобритании. После открытия Суэцкого канала (1869) община М. увеличилась до 120 чел. Во время первой мировой войны мн. евреи покинули М. В 30-х гг. XX в. часть из них вернулась, к ним присоединились евреи, бежавшие из нацистской Германии (М. была единственной страной, не требовавшей виз для евреев-беженцев). В 1938 г. на М., в основном в Валлетте, проживали ок. 200 евреев. Многие из них участвовали во второй мировой войне в составе брит. Вооруженных сил. В 1966 г. на М. жили 16 евр. семей; в 1987 г.- ок. 100 семей. В последние десятилетия отмечена эмиграция евр. молодежи, что привело к сокращению численности иудеев на М. В 2000 г. в Валлетте построена новая синагога, заменившая старую, уничтоженную в 1979 г. в ходе градостроительных работ.
По оценочным данным на 2010 г., на М. проживали ок. 6 тыс. мусульман, гл. обр. суннитов. В г. Паола действует мечеть Мариам-аль-Батуль, при к-рой открыта медресе. Ислам впервые распространился на М. в IX в. Совр. мусульм. общины на М. возникли в результате иммиграции последних десятилетий. В 2003 г. на М. проживали 3 тыс. мусульман, из них 2250 чел. были иностранцами, ок. 660 чел.- натурализованными гражданами, ок. 150 чел.- коренными мальтийцами (гл. обр. женщины, заключившие браки с мужчинами-мусульманами).
Согласно Конституции 1964 г., католицизм имеет статус гос. религии (ст. 2 п. 1-2), но при этом ст. 40 гарантирует полную свободу вероисповедания. Преподавание основ католич. вероучения предусмотрено во всех гос. школах как часть обязательной образовательной программы (ст. 2 п. 3; на практике учащиеся могут отказаться от религ. предметов). Ни католич. Церковь, ни др. религ. орг-ции и их члены не получают специальных гос. дотаций, хотя, как правило, в их отношении действуют налоговые льготы.
Первые следы пребывания человека на М. относятся к V тыс. до Р. Х. Здесь найдены одни из древнейших в Европе мегалитических построек (напр., в Мнайдре и Таршине на о-ве Мальта и Джгантия на о-ве Гоцо, датируемые приблизительно сер. IV - сер. III тыс. до Р. Х.). В нач. II тыс. до Р. Х. острова обезлюдели. В сер. II тыс. до Р. Х. произошло новое заселение из Сицилии и Юж. Италии. Ок. VIII в. до Р. Х. Мальтийский архипелаг был подчинен финикийцам, в VI в. до Р. Х.- Карфагену. Нек-рое влияние на М. оказали греки. В 218 г. до Р. Х. острова были захвачены римлянами и в дальнейшем романизировались. Название о-ва Мальта, как и его древней «столицы» (Мелит), выводят из финик. malet (гавань, пристанище); др. этимология - от греч. μέλιτος или лат. mel (мед), поскольку острова издревле славились медом.
Христианизация началась ок. 60 г. по Р. Х., когда, как считается, на М. в течение 3 месяцев проповедовал св. ап. Павел, попавший на острова после кораблекрушения (Деян 27-28). Его по-дружески встретил «начальник острова» Публий, к-рый, согласно преданию, принял христианство и стал 1-м епископом Мелита. Христ. общины зафиксированы не позднее IV в.
После раздела Римской империи (395) М. оказалась в ее зап. половине и в церковном отношении подчинялась Риму. С сер. V в. подвергалась набегам вандалов и вскоре стала частью Вандальского королевства. С его завоеванием в 533-535 гг. византийцами являлась владением Вост. Римской империи и тяготела к К-польской Патриархии. В 598 г. папа Григорий I Великий сместил еп. Мелита Туцилла (по др. версии - Люцилла), на смену к-рому был избран Траян, аббат мон-ря в Сиракузах.
В 870 г. М. была завоевана арабами. Часть христ. населения была вывезена на территорию совр. Туниса и на Сицилию, Мелитский еп. Манас был брошен арабами в тюрьму Палермо. Хотя имена Мелитских иерархов в период араб. господства неизвестны, церковная орг-ция, по всей видимости, сохранялась. Предположительно, большинство христиан проживали на о-ве Гоцо, тогда как на о-ве Мальта преобладали мусульмане и евреи (Tristia ex Melitogaudo. 2010. P. XCV-XCVII). Главным городом стала Медина (Мдина), возникшая на месте разрушенного Мелита; однако экономическим центром М. постепенно стал район больших гаваней на севере острова, связывающий его с Европой. С того времени на архипелаге доминировал диалект араб. языка, ставший основой для совр. мальтийского языка. Арабы принесли с собой новые сельскохозяйственные культуры, в т. ч. хлопок и цитрусовые, но сохранилось немного материальных памятников их присутствия,
В 1091 г. гр. Рожер I Сицилийский захватил Мальтийский архипелаг, к-рый в 1127 г. был окончательно включен в состав Сицилийского королевства. С приходом нормандцев христианство на М. стало возрождаться, мусульм. население было обложено дополнительными податями. Евр. община жила достаточно свободно: от иудеев не требовали компактного проживания, многие занимались земледелием или торговлей, а также были нотариями. С 1154 г. еп-ство Мальта подчинялось архиеп-ству Палермо. Не позднее 1192 г. король Сицилии Танкред передал М. в лен своему адмиралу, генуэзцу Маргариту из Бриндизи, к-рый получил титул графа М. Короли Сицилии не раз возвращали М. в домен, затем снова дарили либо продавали этот лен своим баронам. В 1194 г. М. как часть Сицилийского королевства попала под власть Штауфенов, в 1266 г.- Карла I Анжуйского, в 1283 г.- Арагонской династии. До сер. XIII в. на островах сохранялась поликонфессиональность. В кон. 40-х гг. XIII в. мусульм. население насильственно крестили. Отказавшиеся принимать христианство были высланы в Лучеру (Юж. Италия). В 1288-1291 гг. на о-ве Комино жил иудейский мистик Авраам бен Шмуэль Абулафия.
В 1398 г. управление о-вом Мальта было передано муниципалитету Мдины во главе с назначаемым короной капитаном. Аналогичную автономию получил и о-в Гоцо. Нехватка плодородной земли в сочетании с постоянной опасностью нападений со стороны арабов побуждала мн. мальтийцев в тот период эмигрировать на Сицилию и в Юж. Италию, позднее также на Сардинию. Начиная с XV в. М. зависела от поставок продовольствия из Сицилии. В 1429 г. М. подверглась нападениям тунисских арабов, в 1488 и 1526 гг.- турок. В 1492 г. с М., как и из других владений Арагонской династии, было изгнано или обращено в христианство все евр. население (ок. 500 чел.), составлявшее в то время ок. 5% всех жителей М. В XIV-XV вв. в городах М. стали появляться небольшие обители бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев и др. орденов, к-рые способствовали религ. просвещению мальтийцев и росту культурного уровня местных священнослужителей.
В 1530 г. имп. Карл V как король Сицилии передал Мальтийский архипелаг, а также удерживаемый испанцами ливийский г. Триполи в ленное владение ордену иоаннитов (госпитальеров; см. Мальтийский орден). В 1551 г. турки временно захватили о-в Гоцо и увели в рабство почти все его население. С целью предотвращения новых нападений иоанниты возвели мощные укрепления в районе Великой гавани. В 1565 г. М. во главе с вел. магистром Ж. Паризо де ла Валеттом выдержала 3-месячную осаду тур. войска, в неск. раз превосходившего силы мальтийцев. В дальнейшем небольшой мальтийский флот принял участие в битве при Лепанто (1571), в Дарданелльском сражении (1656) и др.
При иоаннитах была построена и окружена мощными укреплениями новая столица М.- Валлетта, созданы регулярный флот и военно-морская инфраструктура, система вспомоществования бедным и больным; чеканилась качественная монета, велось интенсивное городское строительство. Противоречия между епископами М. и рыцарями в отношении юрисдикции, а также распространение ересей привели к учреждению в 1561 г. на островах инквизиции. В 1592 г. был открыт иезуитский колледж (в 1769 на его основе после изгнания иезуитов из страны возник ун-т). В 1617 г. была создана семинария, окончание к-рой стало считаться нормой для желающих принять сан на М. В 1642 г. началось книгопечатание.
Управление островами осуществлялось рыцарями ордена, происходившими из знатных семей католических стран Европы; гос. языком был признан итальянский. Мальтийцы, большей частью мелкие землевладельцы и арендаторы, в т. ч. на церковных землях, рассматривались иоаннитами в качестве вассалов ордена и не могли стать его рыцарями. Своим главным делом помимо лечения больных и раненых иоанниты считали охрану Центр. Средиземноморья от турок и арабов и вели с ними постоянную войну на море, а также нападали на приморские районы, контролируемые Османской империей, включая те, где проживали христиане. Захваченные при этом пленные делились на 2 категории. К 1-й относились христиане, к-рых по требованию инквизиции немедленно освобождали, лечили, кормили, снабжали европ. платьем, небольшой суммой денег и письмом от вел. магистра ко всем государям Европы с просьбой помочь освобожденным вернуться на родину. Конфессия, к-рой придерживался пленный христианин, значения при этом не имела. Как правило, освобожденных пленных отправляли на север Адриатики в Фьюме (ныне Риека, Хорватия). Вторую категорию попавших в плен, мусульман и иудеев, обращали в рабство, причем принятие христианства не делало их свободными; для этого нужно было специальное решение хозяина раба. С XVI в. Церковь категорически запрещала брак или отношения с мусульм. женщинами, а женитьба на них предполагала многолетний процесс приобщения рабыни к христианству. В результате не менее 10% населения архипелага составляли рабы. Пленники-иноверцы из знатных родов жили комфортно, дожидаясь выкупа. Пользуясь определенной свободой передвижения, возможностью переписки со Стамбулом и общением с др. рабами, их лидеры дважды (в 1536 и 1749) устраивали заговоры, надеясь не только силой вернуть свободу, но и подчинить М. туркам. Обе эти попытки были подавлены орденом. В 1789 г. султан Марокко выкупил всех рабов-мусульман, но приток новых невольников, захваченных мальтийскими корсарами, продолжался. (Окончательное исчезновение рабства на М. относится к 1812-1815 гг.).
Мальтийский орден поддерживал дипломатические отношения со мн. христ. странами, а также с Турцией и Марокко. В 1770 г. вел. магистр М. Пинто де Фонсека принял российского посла маркиза Г. Кавалькабо и установил дипломатические отношения с Россией. В ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. он разрешил российским военным кораблям останавливаться и пополнять припасы на М. В знак благосклонности Екатерина II Алексеевна послала вел. магистру свой парадный портрет. В посл. четв. XVIII в. усилились противоречия между администрацией ордена и местным населением (в т. ч. духовенством), к-рое все активнее выражало недовольство почти полным отстранением от управления и ущербным социальным статусом. Это недовольство вылилось в т. н. Восстание священников 1775 г., не получившее массовой поддержки и жестоко подавленное орденом.
В 1798 г. М. была без боя захвачена Наполеоном Бонапартом. Часть рыцарей ордена приняла сторону французов, другая, во главе с вел. магистром Ф. фон Гомпешом цу Больхаймом, покинула М. и переехала в Рим. В том же году группа рыцарей из российского приората предложила титул великого магистра российскому имп. Павлу I Петровичу. Он принял это предложение и поддержал орден на территории России, но на М. его власть была эфемерной, и он не пытался подкрепить ее военными действиями.
Франц. власти отменили феодальные привилегии, запретили рабство, ликвидировали инквизицию, ввели светский брак. Радикальные преобразования, а также злоупотребления французов, в частности введение ими высоких налогов, вывоз ценностей из церквей, закрытие ун-та и неск. мон-рей, изгнание неугодных клириков, запрет обращаться к папскому арбитражу, вызвали недовольство местного населения. В результате народного восстания во главе с каноником Франческо Каруаной французы были изгнаны с о-ва Гоцо и находились в осаде в Валлетте (единственный раз, когда ее укрепления подверглись осаде). Восставшие обратились за помощью к командующему брит. эскадрой Г. Нельсону. После многомесячной осады, в условиях высокой смертности от недоедания и тифа, 4 сент. 1800 г. Валлетта была сдана, над архипелагом установлен брит. контроль.
В 1814 г. по условиям Парижского мирного договора М. была признана колонией Великобритании. Вплоть до второй мировой войны она оставалась основной военно-морской базой Великобритании в Средиземноморье. В 1819 г. местное самоуправление было ликвидировано, власть передана брит. губернатору. В 1835 г. создан Гос. совет из 7 назначаемых губернатором мальтийцев. С 1849 г. в Гос. совет входили 8 избираемых и 10 назначаемых членов, с 1887 г. этот орган стал преимущественно выборным (14 членов из 20). Значение М. заметно выросло после открытия в 1869 г. Суэцкого канала. В брит. правление определенная дискриминация мальтийцев сохранялась: им было сложнее поступить на гос. службу, мальтийский язык не имел гос. статуса. Брит. администрация на М. признавала католич. традиции островов и в целом поддерживала хорошие отношения с католич. Церковью, но ввела ряд ограничений, в частности были приняты законы, противоречащие каноническому праву и контролирующие право «мертвой руки»; судебная неприкосновенность распространялась только на епископов, а не на весь клир; церковная юрисдикция была ограничена исключительно внутрицерковными вопросами. Когда в 1829 г. между брит. администрацией и неаполитанским монархом возник спор о праве назначения епископа Мальты, папа Римский Григорий XVI вывел еп-ство Мальта из подчинения архиеп-ству Палермо и подчинил его напрямую Папскому престолу.
В 1798 (при французах), 1836 и 1855 гг. жители Гоцо подавали прошения об учреждении для них отдельного еп-ства. В 1860 г. брит. администрация дала на это согласие, и в 1864 г. папа Пий IX буллой «Singulari Amore» выделил из еп-ства Мальты о-ва Гоцо и Комино в отдельное еп-ство Гоцо с центром в г. Рабат (на о-ве Гоцо; ныне - Виктория).
После первой мировой войны на М. начался рост национально-освободительного движения. 7 июня 1919 г. при подавлении брит. войсками уличных волнений погибли 4 чел., многие получили ранения. После этого депутаты прекратили работу Гос. совета, а в стране усилились проитал. настроения (день 7 июня был объявлен национальным праздником в 1989). Новый губернатор, лорд Г. Пламер, начал широкие реформы. 30 апр. 1921 г. М. по т. н. Конституции Эймери-Милнера получила самоуправление, офиц. языками стали итальянский и английский. Возникли первые политические партии мальтийцев, в т. ч. ЛПМ (1920) и НП (1926). Начали действовать 2-палатный парламент и правительство во главе с премьер-министром. Губернатору по-прежнему принадлежали широкие полномочия, в т. ч. право роспуска парламента; внешняя политика и вопросы обороны оставались в ведении метрополии. В 1930 г. обострение противоречий между пробрит. Конституционной партией и католич. Церковью, которая объявила голосование в пользу этой партии смертным грехом, заставило Великобританию приостановить действие конституции до 1932 г. В 1933 г. внутриполитическая борьба вокруг преподавания итал. языка в школе вновь привела к отмене действия конституции. В 1936 г. непосредственное управление М. перешло к брит. губернатору, опиравшемуся на избираемый Правительственный совет. В нач. 30-х гг. XX в. обострились отношения с фашистской Италией, провозгласившей М. одной из своих провинций. В этих условиях в 1934 г. гос. языками были объявлены английский и мальтийский.
В период второй мировой войны в июне 1940 - июле 1943 г. итал. и герм. авиация подвергла М. интенсивным бомбардировкам, а итал. флот пытался прорвать минные и проволочные заграждения вокруг островов. Нехватка еды, лекарств, горючего была нормой жизни. В июле 1943 г. М. стала плацдармом для высадки союзнических войск на Сицилию. В янв. 1944 г. еп-ство Мальта получило статус архиеп-ства, в подчинении к-рого находилось еп-ство Гоцо. В 1947 г. брит. власти восстановили на М. конституционное самоуправление; был ликвидирован имущественный ценз, впервые право голоса получили женщины. В ходе парламентских выборов победу одержала ЛПМ. В 1949 г. консервативное меньшинство ЛПМ во главе с премьер-министром П. Боффой создало новую Рабочую партию Мальты, которая вступила в блок с НП. В 1950 г. эти партии сформировали коалиционное правительство. В 1955 г. к власти вновь пришли лейбористы. Их лидер Д. Минтофф стремился интегрировать М. в политический и социально-экономический уклад метрополии и хотел добиться прямого представительства М. в британском парламенте. Поскольку переговоры об условиях интеграции М. не дали результатов, в 1958 г. Минтофф был вынужден уйти в отставку, после чего в стране начались массовые демонстрации и митинги, и в следующем году брит. власти вновь приостановили действие конституции.
В 1962 г. на выборах в парламент при поддержке католич. Церкви победила НП. Националисты взяли курс на расширение контактов с Италией и др. европ. странами, диверсификацию экономики и привлечение иностранного капитала. В 1964 г. М. получила независимость в рамках Британского Содружества, была принята конституция страны, в которой католицизм был объявлен гос. религией. На выборах 1971 г. к власти пришла ЛПМ, к-рая ввела равную оплату труда для мужчин и женщин, социальное страхование, узаконила светский брак, провела частичную национализацию предприятий, ограничила импорт из Европы, сократила гос. расходы (в т. ч. на образование, что оттолкнуло от партии многих ее сторонников). В 1974 г. была провозглашена Республика М. В новой конституции католицизм сохранил статус гос. религии, а католич. Церковь - свое право на организацию религ. образования в школах. В 1981 г. М. объявила себя нейтральным гос-вом и активизировала политические и экономические связи с араб. странами, прежде всего с Ливией, откуда М. получала нефть. В те годы на М. впервые с XIII в. появилась мечеть Мариам-аль-Батуль, построенная на деньги мальтийского и ливийского правительств (в 1978 М. Каддафи заложил 1-й ее камень, в 1982 она была открыта для посещения). В 1985 г. была создана комиссия для решения конфликтов между гос-вом и Церковью относительно церковной собственности и финансирования католич. школ. В 1987 г. на выборах большинство голосов получила НП. В 1990 г. М. подала просьбу о вступлении в ЕС, в 1995 г., при сохранении нейтралитета, присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира».
В 1996 г. на досрочных парламентских выборах победу одержала ЛПМ. Премьер-министр А. Сант объявил о выходе страны из программы НАТО и отозвал просьбу о вступлении страны в ЕС. Однако уже в 1998 г. к власти вернулась НП. На референдуме 2003 г. большинство населения М., вопреки призывам лейбористов, проголосовало за вступление в ЕС. В 2008 г. М. вошла в Шенгенскую зону и зону евро, но в военном отношении сохранила нейтралитет. В 2004 и 2009 гг. лейбористы одержали победу на выборах в Европарламент, на выборах в парламент М. в 2008 г. они уступили националистам один мандат. В этих условиях правительство националистов предложило, чтобы президентом страны стал лейборист. В 2009-2014 гг. этот пост занимал профсоюзный лидер Дж. Абела. С марта 2013 г. большинство в парламенте также получили лейбористы во главе с премьер-министром Дж. Мускатом. В 2014 г. президентом стала представительница ЛПМ М. Л. Колейро Прека.
В 1990 г. на М. впервые совершил пастырский визит папа Римский Иоанн Павел II. В 2001 г. в ходе паломничества «по стопам ап. Павла» он вновь посетил М. и беатифицировал 3 мальтийцев - Джорджа Преку, Марию Адеодату Пизани и Игнатия Фальзона. В 2007 г. папа Бенедикт XVI канонизировал Джорджа Преку. В 2010 г. он посетил страну в связи с празднованием 1950-летия проповеди ап. Павла на М. В 2011 г. по итогам общенационального референдума М. стала одной из последних стран мира, легализовавших разводы. Аборты на М. по-прежнему запрещены.