[Великое герцогство Люксембург; люксембургское Groussherzogtum L ëtzebuerg ; франц. Grand-Duché de Luxembourg; нем. Großherzogtum Luxemburg], гос-во в Зап. Европе. Граничит на севере и западе с Бельгией, на востоке - с Германией, на юго-западе - с Францией. Выхода к морю не имеет. Территория - 2586 кв. км. Столица - Люксембург (111,3 тыс. чел., 2015). Наиболее крупные города: Эш-сюр-Альзет (33,3 тыс. чел.), Дифферданж (24,3 тыс. чел.), Дюделанж (19,7 тыс. чел.). Исторические области: Эслинг (сев. часть) и Гутланд (юж. часть). Административно-территориальное деление: 3 округа - Люксембург, Дикирх и Гревенмахер, состоящие из 12 кантонов, включающих 118 городских и сельских коммун. Л.- член ООН (1945), МВФ (1945), МБРР (1945), СЕ (1949), НАТО (1949), Бенилюкса (1960), ОБСЕ (1973), ЕС (1993; в 1958-1967 ЕЭС, в 1967-1992 Европейское сообщество), ВТО (1995). Офиц. языки - французский (доминирует), немецкий, люксембургский (относится к зап. группе герм. языков; согласно Закону о языках (1984), имеет статус национального языка). География. Для большей части территории Л. характерен куэстовый рельеф (высота 250-400 м). На севере страны, занятом предгорьями Арденн, рельеф с высотами до 559,8 м (гора Кнайфф - высшая точка) сильно расчленен. Юж. часть Л. представляет собой продолжение Лотарингского плато с выраженной системой гряд и уступов, постепенно понижающихся к востоку. Низшая точка - впадение р. Зауэр (Сюр) в р. Мозель (129,9 м). Преобладают культурные ландшафты. Л. расположен в междуречье Мозеля и Мааса. Реки Л. относятся к бассейну Рейна. Самая крупная - р. Зауэр; ее юж. приток Альзет протекает через столицу и промышленные города Эш-сюр-Альзет, Мерш и Эттельбрюк. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средняя температура янв.- 0°С, июля - +17°С. Осадков выпадает от 800 мм на юге до 1200 мм на севере. Несмотря на хорошую освоенность территории и высокую плотность населения, примерно 1/3 страны покрывают леса (на севере - хвойные, на юге - гл. обр. из дуба и бука). Распространены верещатники и торфяные болота.
По данным на 2015 г., в Л. проживает 563 тыс. чел. Коренное население - люксембуржцы (самоназвание - лётцебургер). За пределами страны люксембуржцы живут в Италии, в Германии и во Франции. Более 30% жителей - иностранцы, среди которых преобладают португальцы и итальянцы. Есть также французы, бельгийцы, турки, немцы, поляки и др. Не живут постоянно в Л., но ежедневно приезжают сюда на работу ок. 40 тыс. жителей приграничных районов соседних стран (т. н. фронталье).
В XX в. численность населения Л. увеличилась более чем вдвое (236 тыс. чел. в 1900; 291 тыс. чел. в 1947; 365 тыс. чел. в 1981; 435,5 тыс. чел. в 2001). Общий прирост населения происходит гл. обр. за счет иммиграции (в 1981-2001 миграционный прирост населения в 3 раза превышал естественный прирост). Рождаемость - 11 чел. на 1 тыс. жителей (в т. ч. в семьях коренных люксембуржцев - 11, иммигрантов и их потомков - 11; 2014), смертность - 7 чел. на 1 тыс. жителей (соответственно 10 и 3). Показатель фертильности - 1,5 ребенка на 1 женщину (соответственно 1,31 и 1,71); младенческая смертность - 4,94 на 1 тыс. живорожденных. Сальдо внешних миграций устойчиво положительное (19,6 на 1 тыс. чел., 2014). В возрастной структуре населения: доля детей до 14 лет - 16,7%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 68,5%, лиц 65 лет и старше - 14,8%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 82,2 года (женщины - 84,8, мужчины - 79,7; 2014); степень урбанизации - 90,2% (2014; 69,6% в 1960).
Л.- унитарное гос-во, по форме правления - наследственная конституционная монархия. Глава гос-ва - Великий герцог. Согласно конституции (гл. 3 ст. 32), «суверенитет принадлежит нации», его осуществление в рамках закона возложено на монарха. Великий герцог командует Вооруженными силами, заключает международные договоры, утверждает законы, назначает на гражданские и военные должности, с учетом рекомендаций премьер-министра и парламента назначает пожизненно членов Гос. совета, к-рый исполняет функции консультативного органа по вопросам законодательства и права (дает заключения по законопроектам и проч.).
Великий герцог является главой исполнительной власти. Он определяет порядок формирования правительства и его состав. Правительство должно состоять не менее чем из 3 членов во главе с премьер-министром, назначаемых и увольняемых Великим герцогом.
Законодательную власть осуществляет парламент (Палата депутатов) в составе 60 представителей, избираемых сроком на 5 лет путем прямых и пропорциональных выборов, участие в которых является обязательным. Члены правительства, равно как и члены контролирующих органов (Гос. совет, Счетная палата), не могут одновременно являться депутатами парламента. Великий герцог имеет право на роспуск парламента и на отсрочку проведения его очередных заседаний. По требованию 1/3 депутатов монарх обязан созвать чрезвычайную сессию парламента.
Органы местного самоуправления - коммуны - обладают значительной автономией. Конституция определяет систему коммунальной власти (Совет коммуны, коллегия бургомистра, бургомистр) и закрепляет за коммунами право самостоятельного распоряжения имуществом в собственных интересах. Советы коммун избираются непосредственно жителями. Великий герцог имеет право распускать советы, без его ведома коммуны не могут устанавливать местные налоги. Контроль над деятельностью коммун помимо монарха осуществляют законодательные органы, к-рые обладают правом отменять местные постановления, если они несовместимы с общегос. интересами.
Судебную власть образуют 3 мировых суда, 2 окружных и Верховный апелляционный суд, адм. суды и трибуналы, Гос. прокуратура, Конституционный суд. Судьи для всех уровней назначаются пожизненно Великим герцогом.
В стране существует многопартийная политическая система. Ведущие партии: Христианско-социальная народная партия (ХСНП; христианско-демократическая), Альтернативная демократическо-реформаторская партия (правоконсервативная), Демократическая партия (либеральная), Люксембургская социалистическая рабочая партия (социал-демократическая), левоцентристское движение «Левые», партия «Зеленые».
Согласно оценочным данным Люксембургского ин-та социально-экономических исследований, в 2008 г. ок. 73% жителей Л. были христианами, в т. ч. 68,7% - католиками, 1,8% - протестантами, 1,9% - верующими др. христ. деноминаций; 2,6% исповедовали нехрист. религии; 24,9% были атеистами или не относили себя ни к какой религии.
Поскольку с 1979 г. закон запрещает выяснять религ. принадлежность при проведении переписи, последние офиц. статистические данные по религиозной структуре населения Л. относятся к 1970 г. В тот год 96,9% жителей причисляли себя к католикам, 1,2% - к протестантам, 0,2% - к иудеям, 1,7% - к адептам др. религий.
В последние годы наблюдается постепенный рост секуляризации населения. В 2008 г. 37% респондентов заявили, что никогда не посещают церковь (33% в 1999), 24% - посещают ее изредка (35% в 1999), 10% - раз в месяц (столько же в 1999), 3% - не реже одного раза в неделю (22% в 1999).
Межконфессиональной экуменической христианской организацией является Совет христианских Церквей Великого герцогства Люксембург (создан в 1997), объединяющий основные присутствующие в стране Церкви: католич. Церковь, Греческую Православную Церковь (представляет также интересы РПЦ), Сербскую Православную Церковь, Румынскую Православную Церковь, Англиканскую церковь в Люксембурге, Протестантскую церковь Великого герцогства Люксембург, Протестантскую реформатскую церковь Люксембурга, Датскую церковь в Люксембурге, Евангелическую общину говорящих на немецком языке, Голландскую протестантскую общину.
В Л. действуют неск. правосл. приходов: ц. св. апостолов Петра и Павла в г. Люксембурге Русской Православной Церкви за границей (Женевская и Западноевропейская епархия), 2 прихода (кафедральный собор свт. Николая Чудотворца в г. Вейлер-ла-Тур и часовня св. бессребреников Космы и Дамиана в г. Люксембурге) в юрисдикции К-польского Патриархата (Бельгийская митрополия, Экзархат Нидерландов и Люксембурга), приход Рождества Христова в г. Люксембурге Румынской Православной Церкви (Епархия Германии, Австрии и Люксембурга), приход святых Константина и Елены в г. Люксембурге Сербской Православной Церкви (Западноевропейская епархия).
Общее количество православных, по разным оценкам,- от 1 до 5 тыс. чел., гл. обр. греков. 10 июля 1998 г. вступил в силу закон, утверждающий Конвенцию от 31 окт. 1997 г. между правительством и Греческой Церковью Л. Согласно этому документу, Православие приобрело статус официально признанной конфессии, интересы православных всех юрисдикций перед властями Л. представляет митрополит Бельгийский, экзарх Нидерландов и Люксембурга.
В 20-х гг. XX в. в Л. прибыли первые рус. эмигранты, гл. обр. из частей бывшей Добровольческой Армии (по разным данным, от 120 до 300 чел.), к-рые устроили для себя молельный дом. В 70-х гг. XX в. свящ. Сергий Пух, сын одного из офицеров-эмигрантов, Р. Ф. Пуха, собрал необходимые средства для строительства 1-го в Л. православного храма, построенного по проекту М. Шолла в центре столицы и освященного в 1982 г. во имя св. апостолов Петра и Павла.
Представлена архиеп-ством Люксембург (274 прихода, 249 священников, 55 монахов, 354 монахини; по данным на 2014), не являющимся митрополией (не имеет суффраганных епископств). Количество верующих оценивается от 380 до 415 тыс. чел. Территория архиеп-ства соответствует территории Великого герцогства Люксембург. Папский престол поддерживает дипломатические отношения с Л. через своего нунция, резиденция которого находится в Брюсселе. Соблюдаются старинные католич. религ. праздники: «Октав» (с 1666) и «Танцующая процессия» (с XV в. в Эхтернахе; праздник внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО).
В Л. насчитывается ок. 10 протестант. деноминаций общей численностью от 7,5 до 10 тыс. чел. Крупнейшей орг-цией является Протестантская церковь Великого герцогства Люксембург (франц. Église Protestante du Grand-Duché de Luxembourg), объединяющая верующих лютеранской и кальвинистской (реформатской) традиций. В нач. XXI в. она насчитывала ок. 4,8 тыс. верующих в 5 общинах. Кроме того, действуют независимая Протестантская реформатская церковь Люксембурга (Église Protestante Réformée du Luxembourg; ок. 3,5 тыс. чел., 4 общины), а также немногочисленные Англиканская церковь в Люксембурге, Датская церковь в Люксембурге, Евангелическая община говорящих на нем. языке, Голландская протестантская община. Все вышеперечисленные протестант. орг-ции входят в Совет христианских Церквей Великого герцогства Люксембург.
Приход Новоапостольской церкви, подчиняющейся центру в Цюрихе (Швейцария), объединяет ок. 1,5 тыс. верующих. Иеговы свидетели, действующие в Л. с 1929 г., имеют 22 общины, ок. 2,5 тыс. адептов.
Первое упоминание о присутствии евреев в Л. относится к 1276 г. В сер. XIV в. евр. погромы в Л. были связаны с обвинениями евреев в отравлении колодцев и распространении чумы. Многие из них погибли, оставшиеся в живых были изгнаны в 1349 г., несмотря на попытки имп. Карла IV Люксембургского воспрепятствовать этому. Вскоре евреи вернулись в Л., но в 1370 и 1391 гг. последовали новые изгнания. На протяжении XV - нач. XVI в. в Л. проживало неск. евр. семей. В нач. XVI в. здесь поселились марраны, среди которых известен военный инженер И. фон Трайбах, построивший городские укрепления Люксембурга, превратив его в одну из мощнейших крепостей Европы. В 1530 г. евреи были вновь изгнаны из страны, и до кон. XVIII в. здесь оставались только марраны. В 1795-1815 гг. Л. входил в состав Франции, евреям было разрешено здесь поселиться и организовать общину, вошедшую в консисторию Трира. В 1823 г. была открыта 1-я синагога. После подтверждения независимого статуса Л. (1839) здесь была организована собственная консистория и учрежден раввинат. В 1894 г. в столице Л. была построена Большая синагога в неомавританском стиле. В XIX - нач. XX в. происходила иммиграция в Л. евреев из Лотарингии и Германии, благодаря чему евр. население выросло с 75 чел. в 1808 г. до 1171 чел. в 1927 г. В 30-х гг. XX в. в Л. бежало неск. тыс. евреев из Германии. До оккупации (10 мая 1940) здесь находилось от 3,4 до 4,2 тыс. евреев, в т. ч. беженцев. Во время второй мировой войны погибло ок. 2 тыс. евреев Л. После войны ок. 1,5 тыс. возвратились в страну, и община была восстановлена. В 1953 г. в столице построена новая центральная синагога (Большая синагога была уничтожена нацистами в 1943). Во 2-й пол. XX в. евр. население постепенно сокращалось ввиду эмиграции в Израиль и другие страны: если в 1970 г. в Л. проживало ок. 1,2 тыс. евреев, то в 2000 г.- ок. 600. В нач. XXI в. Л. вновь стал привлекательным для молодых евреев, особенно из Франции, в связи с благоприятными экономическими и трудовыми условиями.
Согласно данным Исламского культурного центра в Люксембурге, в сер. 70-х гг. ХХ в. в стране было ок. 300 мусульман, в сер. 90-х гг.- ок. 3 тыс., в сер. 2000-х гг.- ок. 6 тыс. По данным на 2007 г., 65% мусульман Л. прибыли сюда из Балканских стран; 6% мусульман родились в Л. В 2014 г. 6 мусульм. общин создали Совет (Шура) мусульманских общин Люксембурга, зарегистрированный как юридическое лицо. По оценкам этой организации, в наст. время число исповедующих ислам в герц-стве составляет от 10 до 15 тыс. чел. (данные, вероятно, завышены и учитывают не только граждан Л., но и приезжих из др. стран). С 2015 г. ислам является официально признанной религией.
Гос-во Л. формально носит светский характер. Конституция Л. (принята 17 окт. 1868; действует с поправками) гарантирует свободу вероисповедания и публичного отправления религ. обрядов, как и свободу выражения религ. убеждений, с сохранением ответственности за правонарушения, совершённые при пользовании этими свободами (ст. 19). Запрещается принуждение к участию в религиозных актах и обрядах и к соблюдению религ. праздников (ст. 20). Гражданская регистрация брака должна всегда предшествовать церковному браку (ст. 21).
Отношения между религ. организациями и гос-вом определяются в специальных соглашениях, что отмечено в ст. 22 конституции: «Участие государства в назначении и допущении к должности глав религиозных культов, порядок назначения на должность и отрешения от должности других служителей культов, права тех и других должны быть согласованы с вышестоящими властями и необходимо публиковать их акты, а также отношения Церкви с государством являются предметом соглашений, подлежащих рассмотрению палатой депутатов по тем вопросам, которые требуют ее участия».
Согласно ст. 26, учреждение любого религ. сообщества должно быть разрешено законом. В Л. действует понятие т. н. признанных религ. общин, к к-рым до недавнего времени относились католич. Церковь, лютеран. церковь, кальвинист. церковь, правосл. Церковь и иудейская община. В янв. 2015 г. между правительством и религ. общинами Л., в т. ч. православной, католической, англиканской, протестантской, иудейской и мусульманской, было подписано новое соглашение, заменившее предыдущие отдельные соглашения. Подписанный документ предусматривает включение англикан. Церкви и мусульманской общины в число признанных религ. организаций, установление для всех признанных общин ежегодной финансовой субсидии от гос-ва (ст. 7), выведение религ. групп из сферы публичного права в сферу частного (ст. 4).
Древнейшие следы пребывания человека на территории совр. Л. относят к эпохе палеолита (более 35 тыс. лет назад). В I тыс. до Р. Х. и нач. I тыс. по Р. Х. территорию совр. Л. населяли кельт. племена (известные античным историкам как треверы); в I в. до Р. Х. она вошла в состав Римского гос-ва; с кон. III в. по Р. Х. была в составе пров. Первая Белгика, столицей которой был г. Августа Треверов (ныне Трир), где еще с сер. III в. находился епископский стол. По всей видимости, под влиянием Августы Треверов началась христианизация территории совр. Л.
С IV в. пров. Первая Белгика подвергалась регулярным вторжениям герм. племен франков, в нач. V в. была оставлена римскими войсками и к сер.- кон. века вошла в Австразию - историческое ядро Франкского государства. Территория совр. Л. по-прежнему находилась под влиянием Треверского (Трирского) епископства (с VIII в. архиеп-ство), со времени Меровингов пользовавшегося независимостью. В VI-VII вв. формируется структура приходов. В 697/8 г. св. Ирмина, аббатиса треверского мон-ря св. Марии (Эрен), теща франк. майордома Пипина II Геристальского, даровала англосакс. миссионеру «архиепископу фризов» св. Виллиброрду половину своего семейного поместья Эхтернах в нижнем течении р. Зауэр (ныне на территории Л.), которое включало небольшой мон-рь (monasteriolum), церковь и ксенодохий для странствующих монахов. Неск. лет спустя Пипин II и его жена даровали монастырю свою половину поместья. На этом месте Виллиброрд в нач. VIII в. выстроил новый мон-рь и стал его 1-м аббатом. В 739 г., согласно завещанию, Виллиброрд был похоронен в базилике обители; все дары, полученные им, были переданы братии. Когда Пипин III взошел на франк. престол в 751 г., Эхтернах получил статус «королевского монастыря», т. е. находился под особой королевской защитой. На протяжении VIII в. благодаря щедрым пожертвованиям местной аристократии и покровительству Каролингской династии Эхтернах превратился в один из крупнейших церковных и миссионерских центров в Сев. Европе, часто посещаемый монахами и паломниками, прежде всего из Англии и Ирландии; вокруг мон-ря образовалось поселение, впосл. превратившееся в город. В сер. IX в. аббатство было передано в управление каноникам.
Согласно Верденскому договору (843), территория совр. Л. отошла т. н. Срединному королевству (земли Лотаря I), после его распада в 855 г.- Лотарингии; после ее разделения на Нижнюю и Верхнюю (959) оказалась на границе между ними в составе Свящ. Римской империи.
Собственно история Л. начинается со 2-й пол. X в. В апр. 963 г. Зигфрид, граф в Мозельгау, обменял у монастыря св. Максимина в Трире часть своих земель на укрепление под названием Люцилинбург (castellum quod dicitur Lucilinburhuc), расположенное на возвышенном месте Бокк, при впадении р. Петрус в Альзет, где была естественная защита от нападения врагов - крутые обрывы к рекам. Преимущество географического положения и покровительство владетелей способствовали постепенному развитию замка и поселения вокруг него. В 973 г. по просьбе Зигфрида имп. Оттон I направил 40 монахов из трирского аббатства св. Максимина в мон-рь Эхтернах, чтобы реорганизовать его в соответствии с идеями клюнийской реформы. Новый аббат Равангер вернул в мон-рь бенедиктинский устав (см. ст. Венедикт Нурсийский). Действовавший с момента основания обители монастырский скрипторий достиг своего расцвета в XI - нач. XII в., при аббатах Гумберте (1028-1051), Регимберте (1051-1081) и Тиофриде (1081-1110).
Правнук Зигфрида Конрад, унаследовав в 1059 г. владения отца, стал 1-м носителем титула «граф Люксембургский» (в совр. историографии известен как Конрад I, гр. Люксембургский). До своего паломничества на Св. землю Конрад I в 1083 г. основал напротив замка Люксембург бенедиктинский мон-рь во имя св. ап. Петра (впосл. известный как Альтмюнстер), ставший важным религ. центром и усыпальницей потомков своего основателя. В 1123 г. монастырь перешел в непосредственное подчинение Папскому престолу. В том же году гр. Вильгельм I получил от папы разрешение на изменение маршрута крестных ходов 26 соседних с г. Люксембургом приходов, к-рые совершались ежегодно в 3-ю пятницу после Пасхи. С тех пор жители окрестностей города сходились к мон-рю Альтмюнстер, а не к кафедральному собору в Трире, как ранее, что предоставляло местным ремесленникам и земледельцам возможность более успешно вести торговлю и обмен товарами.
В 1136 г. род Зигфрида по муж. линии прервался, и Л. перешел во владения графа Намюрского, а в 1214 г.- графа Лимбургского. В XIII в. города, расположенные на территории совр. Л., превратились в значимые центры торговли и ремесла и вступили в борьбу с феодальными сеньорами. В 1244 г. право самоуправления получил г. Люксембург, несколько раньше - города Эхтернах (1236) и Тьонвиль (1239).
В 1308 г. граф Люксембургский был избран герм. королем (в 1312 -императором Свящ. Римской империи) под именем Генрих VII, тем самым было положено начало правления Люксембургской династии в Германии. В 1354 г. имп. Карл IV Люксембургский преобразовал Л. в герц-ство. К кон. ХIV в. Л. занимал территорию, примерно в 4 раза бо́льшую, чем в наст. время. Его земли простирались от Меца на юге до Лимбурга и Льежа на севере, а с запада на восток - от Рошфора до Трира. Вокруг Л. располагались церковные владения: на западе - епископство Льежское, на востоке - Трирское и Майнцское, на севере - Кёльнское, на юге - Страсбургское. Они оказывали огромное влияние на внутреннюю жизнь Л.
В 1443 г. наследники имперского престола лишились своего родового домена в борьбе с бургундским герц. Филиппом Добрым, к-рый присоединил Л. к своим владениям. После раздела Бургундского герцогства Л. в 1477 г. (окончательно в 1482) отошел во владение Габсбургов, а с 1555 г.- их испан. ветви и стал одной из 17 провинций Испанских Нидерландов. После войны за независимость во 2-й пол. XVI в. (т. н. Нидерландская революция) Л., где были сильны позиции католич. Церкви, остался в составе Испанских Нидерландов.
В 1493 г. новая группа монахов из аббатства св. Максимина в Трире прибыла в Эхтернах, находившийся в упадке с кон. XIII в., для возрождения здесь монашеской жизни. Во время Итальянских войн, в 1542-1546 гг. (4-я война между франц. кор. Франциском I и имп. Карлом V), Франциск I захватил г. Люксембург и предположительно разрушил монастырь Альтмюнстер с целью не допустить его захват войсками имп. Карла V, предпринимавшими попытки отбить город. Изгнанные монахи стали жить в подаренном им имп. Карлом V госпитале св. Иоанна, обустроив его как мон-рь. Однако после смерти аббата Уильяма д'Орли в 1560 г. мон-рь фактически прекратил свое существование. Маргарита Пармская, наместница (генеральный штатгальтер) испан. кор. Филиппа II в Нидерландах (1559-1567), попыталась использовать сложившуюся ситуацию для создания самостоятельного Люксембургского епископства, финансирование которого должно было осуществляться из причитавшихся монастырю средств. Территория герцогства в то время была распределена между 6 епархиями, наиболее значимыми из них были Трирское и Льежское архиепископства. Однако данный проект не был реализован. Вместо этого кор. Филипп II назначил нового аббата, который вместе с 2 послушниками из Лёвена вновь заселил мон-рь в Люксембурге. В 1602 г. была предпринята 2-я попытка учреждения Люксембургского еп-ства: штатгальтер Испанских Нидерландов Альбрехт Австрийский хотел возвести в сан епископа Петра Роберти, аббата мон-ря в Люксембурге (1602-1636), но безуспешно. Вместо этого Роберти принялся за возрождение своей обители, получившей новое название - Ноймюнстер.
Ввиду сильной позиции Римско-католической Церкви и активной деятельности ордена иезуитов (с 1594) Реформация не затронула Л. В 1603 г. иезуиты, приобретшие в герц-стве большое влияние, открыли коллегию в г. Люксембурге, ставшую важным центром образования; в 1621 г. здесь был освящен иезуитский храм Непорочного зачатия.
По результатам испано-франц. войны 1635-1659 гг. часть Л. (Тьонвиль, Монмеди) была передана Франции. В 1684-1697 гг. войска франц. кор. Людовика XIV заняли всю территорию Л. В 1714 г. в результате войны за испанское наследство Л. перешел под власть австр. Габсбургов. После того как иезуиты в 1733 г. покинули Л., эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия передала городу в 1778 г. иезуитскую ц. Непорочного зачатия, к-рая, став новой приходской ц. во имя свт. Николая и св. Терезы, заменила обветшавшую ц. свт. Николая.
В 1794 г. Л. был оккупирован французскими войсками и в 1795 г. присоединен к Франции как департамент Форе. В соответствии с франц. законодательством были секуляризированы и прекратили свое существование монастыри Ноймюнстер (1796) и Эхтернах (1797). С 1801 г. территория Л. входила в юрисдикцию еп-ства Мец, с 1823 г.- еп-ства Намюр.
В ходе Венского конгресса 1814-1815 гг. претензии на аннексию Л. выдвигались со стороны Пруссии, Нидерландов и Франции. В итоге была провозглашена формальная независимость Л., которому предоставлялся статус Великого герцогства в составе Германского союза, но в династической унии с Нидерландским королевством (Оранско-Нассауская династия). 16 марта 1815 г. Вильгельм I был одновременно провозглашен королем Нидерландов и великим герцогом Люксембурга. В 1815 г. Пруссия получила родовые земли Оранско-Нассауской династии в Центр. Германии. В г. Люксембурге был размещен прусский военный гарнизон, часть вост. земель Л. отдана герц-ству Юлих, подконтрольному Пруссии, тем самым была очерчена современная восточная граница страны.
Совр. территория Л. окончательно сложилась к 1839 г., когда Лондонский договор закрепил переход к независимой Бельгии большей части Л., населенной валлонами, и образование бельг. пров. Люксембург. Согласно договору, герц-ство, уменьшившееся в размерах на 2/3, рассматривалось как независимое от Нидерландов государство при сохранении личной унии с Оранско-Нассауской династией. В 1841 г., после волнений в Л., нидерланд. кор. Вильгельм II даровал Великому герцогству конституцию. В 1842 г. Л. вошел в Таможенный союз герм. гос-в.
Происшедшие изменения существенно отразились и на религиозной жизни Л. В результате секуляризации в эпоху Наполеоновских войн и заключения династической унии с кальвинист. Нидерландским королевством несколько ослабло влияние католич. Церкви. До XIX в. лишь в исключительных случаях протестанты получали разрешение на поселение в сугубо католич. Л. Но размещение прусского гарнизона в столице герц-ства потребовало пастырской заботы о протестант. солдатах, чиновниках и об их семьях. По указу Вильгельма I от 1817 г. для солдат-протестантов была восстановлена бывшая католическая церковь, названная в честь Св. Троицы. Служба проводилась гарнизонными и придворными священниками при поддержке правящего дома. С сер. XIX в. вокруг церкви сложилась и гражданская протестант. община.
Для усиления позиции католической Церкви в границах герц-ства в 1833 г. была учреждена префектура, а в 1840 г. в непосредственном подчинении Папскому престолу был образован апостолический викариат Люксембург. Активная деятельность первых викариев, прежде всего И. Т. Лорана (1841-1856), реорганизовавшего структуру приходов и деканатов и основавшего 1-ю семинарию для священников (1845), создала предпосылки для учреждения 27 сент. 1870 г. самостоятельного епископства Люксембург. Первым епископом был назначен Н. Адан (1870-1883), до этого (с 1863) бывший викарием. Кафедральным собором стала бывш. ц. свт. Николая и св. Терезы, еще в 1848 г. названная в честь Богоматери (Notre-Dame).
В 1866 г., после роспуска Германского союза, кор. Вильгельм III попытался продать свои права на герцогство франц. имп. Наполеону III, что вызвало резкую реакцию со стороны Пруссии, имевшей в Л. свои геостратегические интересы. Люксембургский кризис грозил разрешиться открытым военным противостоянием между Францией и Пруссией, однако в 1867 г. в Лондоне при непосредственном участии России была созвана конференция великих держав для мирного урегулирования конфликта. Согласно 2-му Лондонскому договору (1867), Л. был объявлен независимым и вечно нейтральным гос-вом, прусский гарнизон был выведен из г. Люксембурга, значительная часть укреплений была срыта. Династическая уния с нидерланд. королевским домом сохранялась и ее соблюдение гарантировалось Россией, Великобританией, Австро-Венгрией, Пруссией и Францией.
17 окт. 1868 г. в Л. была введена ныне действующая Конституция, закрепившая статус Великого герцогства как независимого и нейтрального государства. В 1890 г., после смерти Вильгельма III, не имевшего наследников муж. пола, личная уния Л. с Нидерландами распалась. Престол перешел к герц. Адольфу (1890-1905) из Вайльбургской ветви Вальрамской линии Нассауского дома.
После ухода прусского гарнизона в 1867 г. протестант. общины в Л. не имели собственной орг-ции и относились к Евангелическо-лютеранской земской церкви Саксонии. После вступления на престол вел. герц. Адольфа статутом 1894 г. была образована Евангелическая консисториальная церковь Люксембурга (ныне Протестантская церковь Великого герцогства Люксембург), тем самым кальвинист. и лютеран. общины на территории Л. были объединены в единую орг-цию, признанную гос-вом.
Благодаря открытым в сер. ХIХ в. залежам железной руды (вблизи г. Эш-сюр-Альзет) Л. из аграрной страны постепенно превратился в крупного производителя стали. С посл. трети XIX в. начала интенсивно развиваться промышленность, гл. обр. металлургическая (в городах Эш-сюр-Альзет, Дифферданж, Дюделанж и др.). С сер. XIX в. увеличился приток предпринимателей, квалифицированных рабочих, ремесленников и торговцев из соседних стран, к-рые расселялись преимущественно на юге Л., в кантоне Эш. Многие из них были протестантами и работали на шахтах, металлургических заводах, были заняты на строительстве железных дорог. К нач. XX в. они сформировали протестант. диаспоры.
Несмотря на увеличивавшийся приток мигрантов, исповедующих различные течения протестантизма, Л. оставался сугубо католич. страной: в 1900 г. католики составляли 98,5% населения (99,5% в 1871), протестанты - 0,9 (0,2% в 1871), иудеи - 0,5% (0,2% в 1871).
В нач. XX в. бенедиктинские монахи Гланфёйского мон-ря во имя св. Мавра (Сен-Мор-де-Гланфёй; др. название - Сен-Мор-сюр-Луар), история к-рого восходит к VI в., были изгнаны из Франции ввиду антиклерикальной политики 3-й Республики и впосл. получили разрешение поселиться в Л., близ Клерво. В 1908 г. на собрании монахов было принято решение распустить существующую обитель и основать здесь новый мон-рь во имя св. Маврикия (с 1926 также во имя св. Мавра), что было официально одобрено папой Римским Пием Х в следующем году. В 1909-1910 гг. был построен монастырский комплекс в неороманском стиле.
В нач. XX в. в Л. складываются первые политические партии. В 1905-1910 гг. в стране прошли забастовки с требованием изменения социального законодательства, что способствовало созданию первых профсоюзов. В 1912 г. был изменен закон о престолонаследии, разрешивший наследникам жен. пола возглавлять гос-во. Великой герцогиней стала Мария Аделаида (1912-1919).
Во время первой мировой войны Л. был оккупирован герм. войсками. Тогда возникло широкое общественное движение, требовавшее отречения Марии Аделаиды, терпимо относившейся к Германии, и проведения демократических реформ. В 1919 г. Мария Аделаида отреклась в пользу своей сестры Шарлотты, к-рая правила до 1964 г. В 1919 г. прошел референдум, на к-ром большинство населения высказалось за сохранение монархии с правящим домом Нассау и за заключение экономического союза с Францией. Началось проведение демократических реформ: Л. был объявлен конституционной монархией, введено всеобщее избирательное право, приняты соответствующие поправки к Конституции 1868 г.
После того как Франция отклонила предложение об экономическом союзе, в 1921 г. Л. заключил таможенный и валютный союз с Бельгией (Бельгийско-Люксембургский экономический союз) сроком на 50 лет (после истечения срока несколько раз продлевался; действует и поныне: в 2002 было подписано новое соглашение Л. с 3 регионами Бельгии).
В мае 1940 г. территория Л. была оккупирована нацистской Германией. Правительство вместе с вел. герц. Шарлоттой эмигрировало сначала во Францию, затем в Великобританию и Канаду. В Лондоне, где находилась Шарлотта, и в Монреале было сформировано правительство Л. в изгнании. Оккупационными властями проводилась политика нацификации и германизации Л. В ответ на объявление всеобщей воинской повинности 31 авг.- 3 сент. 1942 г. прошла общенациональная забастовка, парализовавшая все сектора экономики. Нацистские власти жестко подавили сопротивление, казнив 21 его лидера; сотни человек были арестованы, отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря или высланы из страны. В 1943 г. эмиграционное правительство Л. подписало валютную, а в 1944 г.- также таможенную конвенцию с Бельгией и Нидерландами, положив начало экономическому союзу стран Бенилюкса. Союзнические войска освободили бо́льшую часть Л. в сент. 1944 г., однако в ходе Арденнской операции в дек. 1944 - янв. 1945 г. сев. районы страны были вновь захвачены и неск. недель удерживались герм. войсками. Л. был окончательно освобожден к февр. 1945 г.
За время второй мировой войны погибло ок. 5,7 тыс. граждан Л., что соответствовало 2% населения страны в 1940 г. (в процентном отношении Л. находится на 3-м месте по количеству людских потерь после Советского Союза и Польши). До оккупации в Л. проживали от 3,4 до 4,2 тыс. евреев, в т. ч. беженцы из Германии. После войны в живых осталось ок. 1,5 тыс. чел., большей частью те, кто покинули страну в 1-ю ночь вторжения (10 мая 1940).
Во время нем. оккупации католич. Церковь была вытеснена из общественной жизни Л.: нацистский режим вел антирелиг. пропаганду; отменялось религ. образование в школе; были запрещены деятельность христ. орг-ций, в т. ч. католич. орденов и братств, и традиц. церковные праздники, собиравшие множество верующих, такие как «Октав» и «Танцующая процессия». В янв. 1941 г. монахи монастыря в Клерво были изгнаны из обители оккупационными властями. Насельники смогли вернуться в разрушенный войной мон-рь лишь в 1945 г. В следующем году мон-рь потерял статус независимого территориального аббатства, каким он был провозглашен в 1937 г., и стал подчиняться Люксембургскому епископу.
В 1948 г. Л. официально отказался от нейтралитета, чтобы на равных основаниях участвовать в международных и европ. политических, экономических и военных орг-циях. В том же году между Л., Бельгией, Великобританией, Нидерландами и Францией был подписан Брюссельский пакт, заложивший основы ЕС. В 1949 г. Л. вошел в НАТО. В том же году в пользу герц-ства были сделаны нек-рые исправления вост. границы с ФРГ, когда к Л. были присоединены 538 га лесных площадей.
В 50-60-х гг. XX в. быстро развивалась сталелитейная и металлургическая промышленность. Л. превратился в одного из основных мировых производителей стали (в наст. время по производству стали на душу населения Л. занимает 1-е место в мире; металлургический концерн «АРБЕД» является крупнейшим частным работодателем в Л.). После окончания второй мировой войны в Л. были созданы предприятия по производству алюминия, стекла, автомобильных покрышек, магнитных лент и т. д. С 1950 г. мировые финансовые институты и промышленные гиганты, такие как «Гудиер», «Дюпон» и др., вкладывали свои капиталы в Л., учитывая стабильность экономики страны и ее центральное расположение внутри европ. рынка.
В 1951 г. Л. стал одним из инициаторов создания Европейского объединения угля и стали. В 1955 г. Л. принял Парижские соглашения 1954 г., присоединившись к Западноевропейскому союзу. В 1958 г. Л. вступил в Европейское сообщество по атомной энергии и в Европейское экономическое сообщество. В 1958 г. был подписан договор об учреждении Бенилюкса (вступил в силу в 1960). В 1990 г. Л. подписал Шенгенское соглашение, в 1992 г.- Маастрихтский договор и стал одним из основателей ЕС; в 2002 г. в Л. введена общеевроп. валюта. Столица Л. является резиденцией мн. потестарных органов и финансовых структур ЕС, в т. ч. Европейского суда и Суда первой инстанции, Европейского инвестиционного банка, Европейской счетной палаты, Европейской статистической службы, Управления по ядерной безопасности, Генерального секретариата Европейского парламента и проч.
В 1964-2000 гг. престол Великого герц-ства занимал сын Шарлотты вел. герц. Жан, который весной 2000 г. объявил о своем отречении в пользу старшего сына Анри. В кон. XX - нач. XXI в. доминирующие положения сохраняли лидеры ХСНП, пост премьер-министра занимали: П. Вернер (1979-1984), Ж. Сантер (1984-1995), Ж. К. Юнкер (1995-2013), Кс. Беттель (с 2013).
В июне 2005 г. в Л. состоялся референдум по вопросу принятия Европейской конституции, одним из авторов которой был видный люксембургский и общеевропейский политик Юнкер. Бо́льшая часть жителей Л. высказалась за введение конституции.
В 2008 г. в Л. возник конституционный кризис, поскольку вел. герц. Анри как католик отказался подписать принятый в парламенте закон об эвтаназии. Впосл. по согласованию с герцогом была принята поправка к конституции, снимавшая с монарха обязанность контрассигновать все законы. 17 марта 2009 г. Л. стал 3-й страной в мире после Нидерландов и Бельгии, узаконившей эвтаназию. В 2010 г. вступило в силу новое соглашение о Бенилюксе, продлившее существование союза до сер. XXI в.
Во 2-й пол. XX в. ввиду интенсификации интеграционных процессов и постепенного превращения Л. в крупный адм., промышленный и финансовый центр объединенной Европы усилилось миграционное движение в герц-стве: сюда стали приезжать жители разных стран различной конфессиональной принадлежности. Постепенно увеличивалась доля протестант. населения в Л., возникли протестант. общины разных деноминаций, говорящие на нем., англ., голл. и сканд. языках. В 1982 г. неск. кальвинист. общин отделилось от Протестантской церкви Великого герцогства Люксембург (основной протестант. орг-ции в стране) и объединились в независимую Протестантскую реформатскую церковь Люксембурга с центром в г. Эш-сюр-Альзет. Увеличилось также количество православных мигрантов, приезжавших в Л. из восточноевроп. стран, в т. ч. в поисках работы на промышленных предприятиях страны. В 1963 г. в юрисдикции К-польского Патриархата была создана Французская митрополия, к которой были отнесены существующие в Л. греч. правосл. приходы; в 1969 г. были образованы митрополия Бельгии и экзархат Нидерландов и Люксембурга. Эмилианос (Захаропулос) стал 1-м митрополитом Бельгийским, экзархом Нидерландов и Люксембурга. С 60-х гг. ХХ в. в Л. появляются первые мусульм. семьи.
Несмотря на изменения в конфессиональной структуре, католическая Церковь по-прежнему оставалась доминирующей в Л. конфессией. В 1972-1981 гг. в духе Ватиканского II Собора состоялся IV Синод Люксембургского еп-ства. 23 апр. 1988 г. папа Иоанн Павел II возвысил его до статуса архиеп-ства, 1-м иерархом которого был назначен Ж. Анжен, бывший до этого (с 1971) епископом, а затем (с 1985) носивший персональный сан архиепископа еще до офиц. образования архидиоцеза. Тенденция к экуменизму между различными христ. конфессиями была ясно продемонстрирована в 1997 г., когда в Л. был создан Совет христианских церквей Люксембурга.
В наст. время в стране ведутся дебаты по поводу степени светского характера Люксембургского гос-ва. Особенности законов Л., регулирующих деятельность религ. групп в стране, субсидирование религ. общин из госбюджета, обязательное преподавание в школе основ вероучения и проч. дают основание критикам и скептикам говорить о значительном взаимном слиянии религ. орг-ций (прежде всего католич. Церкви) и гос-ва. В этой связи в последние годы усилилось движение за секуляризацию и фактическое отделение Церкви от государства, что привело к образованию в 2010 г. Альянса гуманистов, атеистов и агностиков. Тенденции к секуляризации отразились в т. ч. и в заключенном в янв. 2015 г. новом соглашении между гос-вом и признанными религ. общинами, к-рое демонстрирует желание реформировать отношения между гос-вом и религ. орг-циями в сторону их большей адаптации к социальной действительности и предусматривает введение в общеобразовательных гос. школах курсов общей этики вместо основ веры (обязательной ныне дисциплины), а также пересмотр имущественных отношений между коммунами и религ. общинами.