Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛУКУС
41, С. 646-647 опубликовано: 10 сентября 2020г.


ЛУКУС

Кафоликон мон-ря Лукус в Кинурии, Греция. XII–XIII в.
Кафоликон мон-ря Лукус в Кинурии, Греция. XII–XIII в.

Кафоликон мон-ря Лукус в Кинурии, Греция. XII–XIII в.
[Греч. ῾Ιερὰ Μονὴ Λουκοῦς], мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен примерно в 4 км от г. Астрос, в Аркадии на Пелопоннесе. В рим. период рядом с Л. существовал г. Ева, известный благодаря вилле Герода Аттика и храму Полемократа, сына Асклепия (к западу от мон-ря). На территории Л. найдены статуя Афины (II в. по Р. Х.) и мраморный рельеф (400-350 гг. до Р. Х.) с изображением семьи, приносящей дары богу Асклепию, а рядом с мон-рем - фрагмент статуи Асклепия. Вода в Л. поступала по рим. акведуку.

В V в. на месте Л. была построена раннехрист. базилика. В атриуме находился фиал из серого туфа. О том, что базилика была богато декорирована, свидетельствуют рельефы панели темплона (с символическими изображениями рыб, потиров и артоса) и эпистилия (в наст. момент вмонтирован в сев. келейный корпус). Еще 4 др. панели темплона вставлены в пол. Фрагменты античных и раннехрист. зданий включены в кладку монастырского собора (кафоликона) и др. монастырских строений.

Относительно происхождения названия мон-ря существуют различные версии: от имени Лука или Лукия, от оросительных каналов близ Л. (τὰ λούκια), от волков, обитающих в окрестных лесах (λύκος - волк). В наст. время исследователи связывают топоним Л. с лат. словом lucus (священная роща) или lux (свет).

Крестово-купольный 4-колонный собор с нартексом был построен в 1117 г. (согласно надписи на стыке юж. стены). В сигиллии К-польского патриарха Иеремии III 1719 г. упоминается об «обновлении монастыря» при патриархе Дионисии. Если имеется в виду Дионисий I, то это событие произошло в 1466-1471 и 1488-1490 гг. Однако более вероятно, что эти строительные работы относятся к периоду правления Дионисия II (1546-1556). Средства на них выделили пелопоннесские купцы, проживавшие в К-поле. А. Орландос датировал существующее здание собора XII в. (᾿Ορλάνδος. 1923. Σ. 431), однако Х. Бурас отнес эту постройку к XVII в. (Μπούρας Χ., Μπούρα Λ. ῾Η ῾Ελλαδικὴ ναοδομία κατὰ τὸν 12ο αἰώνα. ᾿Αθήνα, 2002. Σ. 330), а Г. Пулименос считает, что здание XII в. было незначительно перестроено в сер. XVI в. (Πουλημένος. 2001. Σ. 347-353). В недавнем исследовании В. Мессис высказал мнение, что собор был построен в нач. XVII в. (Μεσσής. 2014. Σ. 179-180) и подражает архитектуре средневизант. периода. Однако вопрос хронологии остается открытым. Собор сложен из хорошо обработанных блоков местного туфа и плинфы. Фасады и барабан украшены кирпичным орнаментом и мраморными сполиями. Пол выложен мраморной кладкой в технике opus sectile.

В поствизант. период были построены 4 оборонительные башни. В сер. XVII в. мон-рь был разграблен и сожжен, а его насельники убиты. Во время господства венецианцев на Пелопоннесе (1685-1715) Л. был заселен монахами-капуцинами. Когда турки отвоевали полуостров, капуцины покинули мон-рь, увезя с собой 2 плиты с ктиторскими надписями. В 1719 г. был подтвержден ставропигиальный статус мон-ря, к-рый был получен не позднее 1607 г. Согласно монастырскому преданию, в период османского владычества в Л. действовала «тайная школа».

В 1740 г. иером. Дамаскин отправился для сбора пожертвований в Россию и впосл. получил в подарок от имп. Елизаветы Петровны сумму в размере 10 тыс. грошей, а также серебряный крест, Евангелие в серебряном окладе, энколпион с мощами святых и 11 частиц мощей. По свидетельству игум. Констанция (Кораллиса) (1833), от этих святынь происходили исцеления. Во время нашествий саранчи и жуков в обители совершали молебен с погружением в воду мощей, и после окропления полей насекомые исчезали.

В 1765 г. Л. предоставил свое подворье вмч. Димитрия близ с. Айос-Иоанис для создания школы. В 1790 г. мон-рь взял под свое попечение все школы взаимного обучения в Кинурии. Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. насельники Л. помогали повстанцам, поставляя им пищу и оружие, а игум. Неофит был членом «Дружественного общества» («Филики этерия»). 5 авг. 1826 г., накануне престольного праздника, Ибрагим-паша поджег мон-рь, но собор, сев.-вост. башня и 2 кельи уцелели. Спасение собора связывают с чудесным заступничеством вмч. Евстафия Плакиды. В 1829 г. античные предметы, собранные монахами и хранившиеся в мон-ре, были переданы в первый созданный И. Каподистрией Археологический музей на о-ве Эгина (в 1850 перемещены в Национальный музей в Афинах, а в 1959 - в Археологическую коллекцию Астроса, за исключением статуи Афины и капителей колонн, переданных в Археологический музей Триполи). К 1833 г. монастырский комплекс был восстановлен, но в 1834 г. Л. был закрыт в связи с монастырской реформой. По многочисленным просьбам жителей мон-рь был открыт королевским указом 1837 г. Однако за эти годы из Л. были вывезены мн. археологические находки (напр., голова Мемнона, к-рая в наст. время хранится в Пергамском музее в Берлине). В 1844 г. Л. предоставил монастырское владение в Каливия-Долианитика для строительства церкви и школы. Звонница над зап. входом в собор была возведена в 1870 г.

После второй мировой войны монастырь пришел в запустение и в 1946 г. был заселен женской монашеской общиной во главе с игум. Христонимфой (Карцоной). После этого началось восстановление монастыря, в 1957 г. над главным входом был сооружен парекклисион Всех святых, а в 1962 г. в купольной постройке вост. корпуса - парекклисион Успения Пресв. Богородицы. Благоустроены монастырские подворья с церквами Вознесения Господня (1952) и вмч. Димитрия Солунского. В 1967 г. Л. приобрел еще одно подворье - обитель свт. Николая Чудотворца «Карьяс» (с 1994 муж. мон-рь). В 1955-1965 гг. в Л. действовала ткацкая школа для девочек.

Согласно «Кодике» игум. Иосифа (Кораллиса) (после 1851), собор был расписан в 1649 г. Однако граффито с датой «4 ноября 1611 года» указывает на то, что фрески были выполнены в нач. XVII в. Возможно, художниками были Димитрий Какавас и его ученики или Димитрий Мосхос с братом Георгием.

Деревянный резной иконостас включает неск. образов высокого художественного качества, к-рые имеют точные даты: «Христос Вседержитель на троне с символами евангелистов», «Вознесение Господне», «Страстная» икона Божией Матери, «Св. Иоанн Предтеча со сценами жития» (все 1639 г.), «Христос на престоле, с предстоящими Богоматерью и вмц. Екатериной» (1641). На проскинитарии помещена икона «Преображение Господне» XVI в.

В «Истории монастыря Лукус» (1833) игум. Констанций (Кораллис) пишет, что в 1826 г. сгорели многие хранившиеся в мон-ре редкие рукописи. Визант. реликвии также были утрачены. В мощевике, подаренном имп. Елизаветой Петровной, содержатся частица Честного Креста, камни от Голгофы, Гроба Господня, колонны бичевания и гробницы Божией Матери, частицы мощей святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Меркурия, св. Параскевы и мц. Агафии. Другой ковчежец включает частицы мощей великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Нектария Эгинского, прп. Ксении и др. святых.

В наст. время в Л. подвизается 9 монахинь, игумения - Нектария (Либераки) (Δίπτυχα. 2016. Σ. 720). Они занимаются ковроткачеством, вышивкой, иконописанием, изготовлением ладана и свечей, огородничеством.

Лит.: ᾿Ορλάνδος ᾿Α. Κ. ῾Η Μονὴ Λουκοῦς // ῾Ημερολόγιον τῆς Μεγάλης ῾Ελλάδος. 1923. Τ. 3. Σ. 419-433; Γριτσόπουλος Τ. Α. ῾Η κατὰ τὴν Κινουρίαν Μονὴ τῆς Λουκοῦς // Πελοποννησιακά. 1968. Τ. 6. Σ. 129-190; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 83-85; Πουλημένος Γ. Τὸ Καθολικὸ τῆς Μονῆς Λουκοῦς // Πρακτικὰ ΣΤ´ Διεθνοῦς Συνεδρίου Πελοποννησιακῶν Σπουδῶν (Τρίπολις, 24-29 Σεπτεμβρίου, 2000). ᾿Αθήνα, 2001. Τ. 1. Σ. 317-354; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθήνα, 20023. Σ. 267; Λούσκου Κ. Γ., Νικολιδάκης Ε. Ν. ῾Ιερὰ Μονὴ Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτῆρος Λουκοῦς. ᾿Αθήνα, 2009; Μεσσής Β. Μεταβυζαντινοί σύνθετοι και ημισύνθετοι τετρακιόνιοι σταυροειδείς εγγεγραμμένοι ναοί της Πελοποννήσου // Βυζαντινά Σύμμεικτα. Αθήνα, 2014. Τ. 24. Σ. 177-212.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Монастыри Элладской Православной Церкви Лукус, монастырь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви Мантинийская и Кинурийская митрополия Элладской Православной Церкви
См.также:
МАЛЕВИ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви
АВГУСТИНА-СЕРАФИМА САРОВСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фокиды (Элладская Церковь)
АГАФОНА В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фтиотиды (Элладская Церковь)
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)
АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)
АМБЕЛАКИОТИССЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Навпактской митрополии Элладской Церкви