[Англ. Latimer] Хью (ок. 1490-1492, Теркастон, близ Лестера - 16.10.1555, Оксфорд), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539). Род. в семье зажиточного йомена. С 1506 г. учился в Клэр-колледже (Кембриджский ун-т). После получения степени магистра искусств (1514) приступил к изучению теологии. Рукоположен в Линкольншире (точная дата неизв.). В 1522 г. Л. стал одним из 12 священников, получивших от ун-та право проповедовать в любой части Англии. В 1524 г. получил степень бакалавра теологии. Проповедуя, приобрел популярность не только в Кембридже, но и за его пределами как приверженец ортодоксального католицизма и противник лютеранства, в частности выступил с критикой работы Ф. Меланхтона «Loci communes». (В 1535 Меланхтон, получив приглашение Генриха VIII приехать в Англию для оказания содействия в устройстве церковных дел, направил туда своего ближайшего сподвижника А. Алезиуса, к-рому Л. покровительствовал, организуя чтение лекций по теологии в Кембриджском ун-те и участие в публичной полемике 1537 г. с eп. Лондонским Дж. Стоксли о количестве таинств.)
В 20-х гг. XVI в. при Кембриджском ун-те было образовано сообщество англ. последователей М. Лютера, к-рое современники называли «маленькая Германия». Церковь св. Эдуарда в Кембридже и таверна «Белая лошадь» стали местами сбора студентов и преподавателей, интересовавшихся лютеранством; среди них были Т. Кранмер, Р. Барнс, У. Тиндейл, М. Ковердейл, М. Паркер, впосл. ставшие активными деятелями англ. Реформации. Сильное влияние на формирование протестант. взглядов Л. оказал Т. Билни, духовный лидер этой группы. Л. и Билни стали друзьями, особенно сблизила их совместная благотворительная деятельность среди заключенных и в приютах для сирот и вдов.
Отношение правительства к лютеран. идеям в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. было резко отрицательным. Оно проявилось в трактате Генриха VIII в защиту 7 таинств (Assertio Septem Sacramentorum, adversus Martinum Lutherum, 1521), в королевской прокламации, изданной в ответ на сообщение епископа Линкольнского о большом количестве еретиков в епархии, предписывающей светским чиновникам оказывать представителям церковной власти на местах содействие в разыскании и наказании лиц, «зараженных» лютеран. учениями (1521); в переговорах с Францией Генрих VIII поставил одним из главных условий союза с ней борьбу против турок и «адской секты лютеран» (1525). Последователи лютеранства, к к-рым в этот период уже можно отнести и Л., подвергались серьезной опасности. В 1525 г. Л. ответил отказом на предложение епископа Илийского выступить с проповедью против лютеранства, аргументируя свою позицию тем, что работы Лютера запрещены в Англии и невозможно осудить учение, не ознакомившись с ним. Это привело к столкновению с церковными властями - Л. и Барнс держали ответ перед кард. Т. Уолси. В полемике с приближенными к кардиналу теологами Дж. Кейпоном и Т. Маршаллом Л. высказывал критические замечания о католич. Церкви, о том, что десятина потеряла свой сакральный характер и воспринимается как вид ренты; доход священников настолько низкий, что, по словам Л., нет возможности не то что книги купить - прохожему воды дать напиться. После этой встречи Л. был ограничен в праве проповедовать на всей территории Англии.
В 1527 г. соратники Л.- Билни, Т. Гарретт и др.- были обвинены в ереси за непочтительные высказывания против папской власти и духовенства, обладавшего богатствами, под угрозой казни они публично покаялись и отреклись от своих воззрений. Кард. Т. Уолси постарался придать этому событию особую торжественность: он появился в парадном облачении, у Распятия сложили неск. экземпляров НЗ на англ. языке в переводе Тиндейла, рядом стояли еретики в «покаянных одеждах». Еретики отреклись, книги были сожжены, Лондонский еп. Дж. Фишер произнес речь с осуждением и опровержением взглядов Лютера (Hall. 1965. P. 735; Holinshed's Chronicles. 1807. Vol. 3. P. 722).
Отношение короля к Реформации и лютеранству изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшегося в связи с его бракоразводным процессом с Екатериной Арагонской. Папа Климент VII отказался признать брак с Екатериной недействительным. Генрих VIII, руководствуясь политическими, династическими и личными соображениями, начал активно собирать доказательства незаконности своего брака.
В дек. 1529 г. Л. выступил в ц. св. Эдуарда с 2 проповедями, получившими название «Sermons on the Card» и стал популярен среди прихожан. Сравнение трактовки заповедей с игрой в карты или кости было вызывающим, упоминание случаев и бытовых подробностей из собственной жизни, сатирические высказывания об известных людях - все это отличалось от традиц. манеры произнесения проповедей, вызвало бурную полемику в Кембридже, и даже кор. Генрих VIII заинтересовался проповедником-реформатором.
Предположительно Т. Кромвель рекомендовал Л. королю после знакомства с ним в 1525 г., во время инцидента с Уолси. Благодаря покровительству Кромвеля Л. удалось некоторое время избегать преследований за ересь. Возможно, о Л. королю сообщил придворный врач У. Баттс. Л. завоевал королевскую милость, выступив в защиту позиции Генриха в деле о разводе, однако достоверных свидетельств о содержании этих выступлений нет; тем не менее в числе кембриджских богословов, в 1530 г. составивших и подписавших изложение о соответствии тексту Библии доказательств короля о незаконности его брака с Екатериной, значится имя Л.
После того как Л. проповедовал в присутствии короля во время Великого поста в 1530 г., он получил приход в Глостершире, а через год в качестве награды - владение Уэст-Кингстон в Уилтшире и переехал туда из Кембриджа. Расположение короля и дальнейшее сближение Л. с лидерами реформационного движения в Англии - Кромвелем и Кранмером - не уберегло его от обвинения в ереси в 1532 г. Формальным поводом послужила проповедническая деятельность Л. на территории епархии без разрешения епископа. Лондонский еп. Дж. Стоксли настоял на том, чтобы Л. прибыл в город и предстал перед Верхней палатой конвокации. На следствии Л. высказался против догмата о существовании чистилища и необходимости поклонения святым, за что был заключен в тюрьму. Позиции Л. существенно укрепились после того, как Кранмер стал главой англ. духовенства - архиепископом Кентерберийским (1533). Росту популярности Л. способствовало его участие в теологическом диспуте с известным католич. проповедником У. Хаббердином (Бристоль, 1533).
Определяющим событием в развитии Реформации в Англии стало принятие парламентом Акта о супрематии (Act of Supremacy, 1534), согласно к-рому король становился главой Церкви и собственником ее земельных владений. Л. получил от Кранмера специальное разрешение проповедовать в Кентербери и при дворе, а с 1535 г. возглавил Вустерскую епархию. В марте 1536 г. вместе с Кранмером и Н. Шакстоном допрашивал еретиков по поручению короля и во время беседы с Генрихом VIII обратил его внимание на нужды бедных (Sermons and Remains. 1844. Vol. 1. P. 93); бедственное положение крестьян способствовало росту волнений в Линкольншире и Йоркшире.
В 1536 г. была созвана конвокация с целью обсуждения и принятия 1-го англикан. вероучительного документа. На открытии конвокации Л. выступил с проповедью, осуждавшей догмат о чистилище и почитание икон, как не соответствующие Слову Божию. Проповедь была произнесена на латинском языке, впосл. переведена на английский и многократно переиздавалась. Л. принимал активное участие в дебатах, представляя вместе с Т. Гудричем, еп. Илийским, Н. Шакстоном, еп. Солсберийским, Э. Фоксом, еп. Херефордским, Дж. Хилзи, еп. Рочестерским, У. Барлоу, еп. Сент-Дейвидским, группу последовательных сторонников церковных реформ, возглавляемую Кранмером. В ходе ожесточенных споров были выработаны основные положения «Десяти статей», но Л. был недоволен результатом. В одной из проповедей он говорил: «Это какая-то смесь и всякая всячина; я не могу даже сказать, что это такое: отчасти папизм, отчасти истинная религия, смешанные между собою...», назвав то, что они сделали, «месивом из Евангелия» (Ibid. P. 32, 218-220). В отличие от нек-рых реформаторов Л. защищал практику совершения исповеди, т. к. считал, что ее отмена может нанести серьезный ущерб морали и нравам общества. Документ, составлявшийся с учетом мнений протестантов и католиков, не устроил ни одну из сторон. Тем не менее появление в Англии 1-го протестант. «символа веры» имело большое значение для дальнейшего развития Реформации.
Реформационные настроения в этот период были распространены в ун-тах и в столице, однако кампания 1538 г. против реликвий проводилась и в возглавляемых протестант. епископами епархиях. Самыми активными борцами с реликвиями стали Л. и Хилзи. Кранмер, одобрив их активность, сам не был столь деятельным и, будучи человеком гораздо более осторожным и дальновидным, больше следил за изменением политики Генриха VIII. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. король и его окружение отступили на католич. позиции. В нояб. 1538 г. Л. принял участие в деле Дж. Ламберта, к-рый отрицал реальность присутствия Тела Христа в таинстве Евхаристии. Несмотря на уговоры Кранмера и Л. не настаивать на своих убеждениях, Ламберт обратился к королю как к главе Церкви, был осужден и 22 нояб. публично сожжен, как упорствовавший еретик. Еще более очевидным свидетельством отступления правительства от реформационных воззрений стало издание Генрихом VIII «Шести статей» (Объявление об обязанностях и Божественном установлении епископов и пресвитеров; A Declaration Made of the Functions and Divine Institution of Bishops and Priests), этот статут протестанты назвали «плеткой о 6 концах». В период его подготовки Кранмер в течение 3 дней пытался доказать членам парламента неправомочность положений этого документа и уступил только после непосредственного вмешательства короля; Л., не согласившись с положениями статута, был вынужден отказаться от епископской кафедры и был опять взят под стражу. Большинство исследователей полагают, что благодаря ходатайству Кранмера Л. был освобожден уже в 1540 г., но другие считают, что он пребывал в заключении до конца правления Генриха VIII (1547).
После казни Кромвеля в июле 1540 г. Л. потерял самого влиятельного защитника при дворе и вынужден был оставаться в тени до восшествия на престол принца Эдуарда, сына Генриха VIII и его 3-й жены Джейн Сеймур, к-рый, согласно завещанию отца, стал королем Эдуардом VI. Его правление было недолгим, но очень продуктивным в деле продвижения Реформации: в эти годы была издана «Книга общих молитв» (1549, 2-я ред. в 1552); в Англию были приглашены видные деятели Реформации: М. Буцер, Я. Лаский, П. Мартир; велась активная переписка с Меланхтоном, Ж. Кальвином, Г. Буллингером; был утвержден новый вероисповедный документ - Сорок две статьи. Л. совместно с Кранмером и Н. Ридли принял участие в составлении «Книги гомилий» (1547).
18 янв. 1548 г. у собора св. Павла после «8 лет тишины» Л. выступил с «Проповедью о плуге» (Homily about Plough). В ней он назвал диавола «самым усердным епископом и прелатом во всей Англии», к-рый «никогда не покидает своей епархии» и является «наиспособнейшим проповедником во всем королевстве». И везде, где бы он ни поселился, «где бы ни проходил его плуг, там выносятся книги - и вносятся свечи, убираются Библии - и достаются четки... отменяются предания Божии и Его святое Слово» (Sermons and Remains. 1844. Vol. 1. P. 70, 71, 262). В проповедях Л. уделяет все больше внимания социальному протесту. Летом 1549 г., когда Англию охватил самый крупный в XVI в. крестьянский мятеж под предводительством Роберта Кета, Л. поддержал восставших и не раз выступал с проповедями о пороках века, о «чудовищном и зловещем голоде, чинимом человеком». «Все богатства скапливаются в руках немногих. Вы имеете слишком много, гораздо более, чем необходимо» (Ibid. P. 264-265). Поддержка восставших лидером реформационных преобразований была более чем своевременна, т. к. в нек-рых районах восстание приняло религиозный, как правило прокатолич. характер: высказывались требования заменить новую литургию старой мессой; восстановить «Шесть статей» и аббатства. Позиция Л., отличавшаяся от официальной, позволила ему завоевать еще большую популярность в народе. В 1549 г. палата общин ходатайствовала перед королем о возвращении Л. епископской кафедры Вустера, но он решил только проповедовать, отказавшись от церковной карьеры. Л. писал, что он произносит 2 проповеди каждое воскресенье и каждый день, зимой и летом, поднимается ранним утром, чтобы готовиться к этим проповедям (Ibid. P. 320). Тем не менее он принимал участие в работе церковных комиссий: по реформированию церковного права (1549-1550), по рассмотрению ереси анабаптистов (1551), по изданию «Книги общих молитв».
В связи со смертью Эдуарда VI и с приходом к власти католички Марии Тюдор (1553-1558) в Англии была восстановлена католич. Церковь и началось преследование протестантов. Л., один из признанных лидеров Реформации и самый яркий ее проповедник, 4 сент. 1553 г. получил сообщение об аресте. Известие было сообщено Л. за неск. часов до прибытия стражников, однако он не воспользовался возможностью избежать заключения и наказания, решив, что должен вести себя в соответствии со своими проповедями. 13 сент. Л. предстал перед судом и был препровожден в Тауэр. В марте 1554 г. он, еп. Н. Ридли и архиеп. Т. Кранмер были переведены в Оксфорд для участия в диспуте с теологами из 2 ун-тов, затем они были помещены в тюрьму Бокардо в Оксфорде, где должны были ждать суда по обвинению в ереси. Суд проходил при непосредственном участии еп. Лондонского Э. Боннера и еп. Уинчестерского С. Гардинера, последовательных защитников католицизма. 16 окт. 1555 г. Л. был публично сожжен вместе с еп. Н. Ридли. По легенде, в тот момент, когда начал разгораться костер, Л., чтобы поддержать Ридли, произнес: «Не стоит беспокоиться, мастер Ридли, сегодня мы зажгли такую свечу в Англии, которая, Божией милостью, никогда не угаснет». Еще при жизни Л. было издано неск. сборников его проповедей (в 1548, 1549, 1550); после смерти Л. сборники, содержавшие 27 проповедей, издавались в 1562, 1571, 1572, 1584, 1596, 1635 гг. и пользовались неизменной популярностью.