[польск. Kolbe] Максимилиан Мария (мирское имя - Раймунд) (8.01.1894, Здунская Воля Серадзского у. Калишской губ. (ныне Здуньска-Воля Лодзинского воеводства, Польша) - 14.08.1941, концлагерь Освенцим, Польша), святой Римско-католической Церкви (пам. 14 авг.), францисканец-конвентуал, католический миссионер. Род. в бедной семье: отец, Юлиуш Кольбе, был этническим немцем; мать, Мария Домбровска,- полька. В г. Пабьянице родители работали ткачами; потом мать стала акушеркой и содержала небольшой магазин, где торговала бакалеей и хозяйственными товарами, а отец работал на мельнице и выращивал на продажу овощи. В семье было 5 детей (2 умерли в детстве). В 10 лет К. было видение: ему явилась Пресв. Богородица и предложила на выбор 2 венца - белый и красный, символы праведности и мученичества; мальчик пожелал оба венца. Вместе со старшим братом учился в малой семинарии францисканцев во Львове. 4 сент. 1910 г. вступил в орден францисканцев-конвентуалов, взяв монашеское имя Максимилиан; 5 сент. 1911 г. принес первые обеты. В 1912-1915 гг. учился в Григорианском университете в Риме; окончил ун-т со степенью д-ра философии. 1 нояб. 1914 г. в Риме принес вечные обеты и принял имя Максимилиан Мария в знак особого почитания Пресв. Богородицы. 28 апр. 1918 г. в рим. ц. Сант-Андреа-делла-Валле К. был рукоположен во пресвитера. Продолжил изучать теологию на францисканском богословском фак-те св. Бонавентуры в Риме; 22 июля 1919 г. получил степень д-ра теологии. Вместе с 6 францисканцами К. основал об-во «Воинство Непорочной Девы» (Militia Immaculatae), целями к-рого стали обращение к Богу грешников и врагов Церкви через заступничество Пресв. Богородицы и распространение Ее почитания; предполагалось, что христ. проповедь будет вестись там, где воспитывается юношество (в школах, ун-тах и др.), а также с помощью средств массовой информации (в газетах, журналах, на радио, в кино). Первоначально членами этого об-ва были монашествующие, но с 1920 г. в об-во могли вступить и миряне. Завершив обучение, К. вернулся в получившую независимость Польшу (1919).
Читал лекции во францисканской семинарии в Кракове, но вынужден был прервать преподавательскую деятельность из-за обострения туберкулеза. Одновременно исполнял свои обязанности в «Воинстве Непорочной Девы»; к 1927 г. в Польше численность об-ва составляла ок. 127 тыс. чел. В 1922 г. начал издавать ежемесячный ж. «Рыцарь Непорочной Девы» (Rycerz Niepokalanej); к 1939 г. тираж журнала достигал 700 тыс. экземпляров. На земельном участке, полученном от кн. Я. Друцкого-Любецкого, в дек. 1927 г. основал близ Варшавы францисканский мон-рь и духовно-просветительский центр Непокалянув (польск.- Град Непорочной Девы). В 30-х гг. XX в. в нем проживало ок. 700 монахов, действовала типография (к 1939 издавались 6 газет и журналов общим тиражом более 1,2 млн экз.). В сент. 1929 г. при мон-ре открылась малая миссионерская семинария; в дек. 1938 г. начала вещание католич. радиостанция.
В февр. 1930 г. К. вместе с 4 монахами отправился как миссионер в Японию. В мае того же года он начал издавать в Нагасаки на япон. языке ж. «Рыцарь Непорочной Девы» (Сэйбо-но Киси), в мае 1931 г. основал близ Нагасаки францисканский монастырь «Сад Непорочной Девы» (Мугендзай-но Соно; уцелел после бомбежки Нагасаки в 1945). В 1932 г. посетил Индию, где также пытался организовать миссию «Воинства Непорочной Девы». В 1936 г. из-за проблем со здоровьем вернулся на родину.
Вскоре после нацистской оккупации Польши Непокалянув был занят нем. войсками. 19 сент. 1939 г. К. и ок. 40 монахов, отказавшихся покинуть мон-рь, были арестованы, но в дек. того же года освобождены. Вернувшись в Непокалянув, К. организовал в нем мастерские и службу помощи нуждающимся, укрывал от нацистов евреев (по нек-рым данным, до 2 тыс. чел.). В февр. 1941 г. оккупационные власти объявили о закрытии мон-ря Непокалянув, К. и 4 монаха были арестованы гестапо. К. содержался в варшавской тюрьме Павяк, 28 мая был переведен в концлагерь Освенцим (под номером 16670). Там помимо общих работ К. продолжал вести пастырскую деятельность: утешал, крестил, исповедовал, шепотом совершал богослужения. В кон. июля 1941 г. после неудачной попытки побега заключенного администрация концлагеря осудила на смерть 10 др. арестантов. К. добровольно вызвался пойти на смерть вместо одного из них, отца 2 детей молодого сержанта Францишека Гаёвничка (тот выжил, в апр. 1945 был освобожден советскими и польск. войсками из концлагеря Заксенхаузен). К. и др. смертников ок. 2 недель содержали без пищи и воды в подземном карцере. 14 авг. ему и 3 др. узникам, еще остававшимся в живых, сделали смертельную инъекцию; на следующий день тело К. было сожжено в крематории.
К. беатифицирован 17 окт. 1971 г. папой Римским Павлом VI. 10 окт. 1982 г. папа Иоанн Павел II причислил К. к лику святых мучеников Римско-католической Церкви. На церемонии канонизации К. присутствовали ок. 200 тыс. чел., в т. ч. Гаёвничек († 1995). Во имя К. освящено неск. католич. храмов в Польше, К. посвящен католический приход в с. Весёлое Городовиковского р-на Калмыкии. В Непокалянуве с 1998 г. действует музей К.