Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЛЕТТА
36, С. 311-314 опубликовано: 12 июля 2019г.


КОЛЕТТА

Католич. св. Колетта, с житием. Икона. XXI в. (аббатство Корби, Франция)
Католич. св. Колетта, с житием. Икона. XXI в. (аббатство Корби, Франция)

Католич. св. Колетта, с житием. Икона. XXI в. (аббатство Корби, Франция)
[Колетта из Корби; Колетта Буале, Буайе; лат. Coleta; франц. Colette de Corbie, Colette Boillet, Boyllet] (13.01.1381, Корби, Пикардия - 6.03.1447, Гент (совр. Бельгия)), католич. св. (пам. 6 марта), реформировавшая жен. орден кларисс. Отец К., Робер Буале, был столяром в аббатстве Корби. Мать, Маргарита Муайон, долгое время оставалась бесплодной; К. род. по молитвам к свт. Николаю, еп. Мирликийскому, в честь к-рого и была названа (Колетта - уменьшительное от Николетта). С раннего детства отличалась набожностью: ежедневно не меньше часа молилась, довольствовалась скудной пищей и часто, отказавшись от еды, отдавала ее нищим. В 8 лет узнала об ордене францисканцев, их образе жизни и принципе абсолютной бедности. Решив посвятить свою жизнь монашескому служению, девочка по ночам посещала пришедший в упадок мон-рь в Корби, где усердно молилась. Поначалу отец был недоволен поведением дочери, опасаясь, что подобные бдения могут повредить ее здоровью, но, видя упорство девочки, обустроил в доме место для молитвы. По рассказам современников, собранным в ходе процесса канонизации, по молитве К., обращенной к Пресв. Богородице, совершались чудеса (исцелился отец, тяжело поранивший руку; устыдился юноша, задумавший совратить К. в церкви, а она утратила внешнюю привлекательность). Своей благочестивой жизнью и усердной молитвой девушка привлекала к себе внимание мн. людей: даже взрослые женщины прислушивались к ее словам, после разговора с К. нек-рые удалялись в мон-рь, остальные старались в мирской жизни следовать Христовым заповедям. Обеспокоенный ростом популярности К. Жан де Буасси, еп. Амьена, побеседовал с ней и засвидетельствовал чистоту ее веры. После смерти родителей опекуном К. стал Рауль де Руа, аббат Корби, к-рый настаивал на браке девушки с достойным человеком. Но, видя упорство К. (она отвергла всех женихов), аббат все-таки дозволил ей вести монашеский образ жизни.

Решив, что ни один из жен. монашеских орденов не соответствовал ее идеалам бедности и сострадания, К. сначала примкнула к бегинкам, потом подвизалась у бенедиктинок, опекавших госпиталь в Корби, а затем удалилась в обитель Сен-Жан-Батист-дю-Монсель на юге Пикардии, принадлежавшую францисканскому ордену кларисс. Считая себя недостойной стать монахиней, она долгое время была в мон-ре служанкой. Затем, сочтя дисциплину ордена недостаточно строгой, девушка вернулась в Корби, где познакомилась с Жаном Пине, монахом-францисканцем из Артуа. Он был сторонником более строгого соблюдения орденских предписаний и предложил К. удалиться в затвор в соответствии с первоначальным уставом католической св. Клары Ассизской. Девушка получила согласие опекуна и в 1402 г. поселилась в келье при приходской церкви Сент-Эльен в Корби: она спала на виноградных лозах, положив под голову кусок дерева, носила вериги в виде 2 тяжелых железных цепей, в течение дня ела только немного овощей и кусок хлеба. По свидетельству современников, в этот период у К. начались видения, к-рые укрепили ее в намерении провести реформу всех 3 ветвей францисканского ордена (согласно Житию, К. узрела большое дерево с зелеными и желтыми, как золото, листьями, а вокруг него множество маленьких кустарников; ей было сказано, что большое древо - это она сама, а кустарники - души, к-рые она спасет).

В 1406 г. авиньонский антипапа Бенедикт XIII дозволил К. основать реформированную обитель в одном из еп-ств (Амьен, Нуайон или Париж) (Bullarium franciscanum: Romanorum pontificum constitutiones, epistulas ac diplomata / Ed. G. G. Sbaraglia, C. Eubel. R., 1904. T. 7. P. 342-343). В том же году при помощи францисканца Анри де Бома (впосл. он стал ее исповедником) и гр. Бланш Женевской девушка встретилась недалеко от Ниццы с Бенедиктом XIII, который назначил ее аббатисой нового мон-ря. Подвижница желала основать реформированную обитель у себя на родине - в Корби или Нуайоне, но не встретила там поддержки и была вынуждена уехать из Пикардии вместе с 3 монахинями из Корби, разделявшими ее убеждения. К. нашла убежище во владениях Алара де Бома, брата Анри де Бома. В 1410 г. антипапа Александр V передал ей для реформы мон-рь кларисс-урбанианок в Безансоне (в это время там подвизались только 2 монахини; одна из них из-за изменений, введенных К., покинула обитель). К. восстановила в монастыре устав св. Клары Ассизской и потребовала от сподвижниц неукоснительного его исполнения; в соответствии с францисканским принципом абсолютной бедности она отказалась от ренты, которую получал мон-рь. К. вела аскетический образ жизни: часто отказывалась от сна и пищи, во время Страстной седмицы ничего не ела. Она прославилась даром исцеления и воскрешения умерших детей (согласно Житию, она воскресила ок. 100 чел.; воскрешенная ею новорожденная девочка получила имя Колетта и впосл. стала аббатисой монастыря кларисс-колеттинок в г. Понт-а-Мусон в Лотарингии).

Община реформированного ею мон-ря в Безансоне быстро увеличилась. К. получила от папского легата разрешение основать новые обители, и мн. государи поддержали ее намерения. Так, по просьбе Маргариты Баварской, герц. Бургундии, в 1412 г. К. основала мон-рь в Осоне (в сент. того же года это было одобрено антипапой Иоанном XXIII), в 1414-1417 гг.- в Полиньи (Иоанн Бесстрашный, герц. Бургундии, распорядился отдать монахиням здание арсенала, но возле него не было даже питьевой воды, а монахини, соблюдавшие строгий затвор, не могли ходить за водой; по молитве К. вскоре там нашли источник), в 1421-1423 гг.- в Сёре. По настоянию супруги герцога неверского К. основала мон-рь в Десизе (1419-1423). Реформированная община кларисс появилась в 1424-1426 гг. в г. Веве по приглашению герц. Амедея VIII Савойского (антипапа Феликс V в 1439-1449) и т. д. В 1410-1447 гг. К. основала 17 мон-рей; ок. 20 обителей ордена кларисс (в основном на территории Франции) поддержали проводимые ею преобразования. Не имея полномочий на реформирование муж. мон-рей ордена францисканцев, К. способствовала тому, что в некоторых из них (напр., в Азиле близ Нарбона, в Доле, Шарье, Сельере, Сен-Леже-су-Бёвре, Мюра и Кастре) монахи вернулись к строгому соблюдению первоначального устава св. Франциска Ассизского.

Католич. св. Клара Ассизская и святые ордена кларисс (св. Колетта слева внизу, с Распятием). Икона. XXI в. (мон-рь кларисс в г. Гроталья, Италия)
Католич. св. Клара Ассизская и святые ордена кларисс (св. Колетта слева внизу, с Распятием). Икона. XXI в. (мон-рь кларисс в г. Гроталья, Италия)

Католич. св. Клара Ассизская и святые ордена кларисс (св. Колетта слева внизу, с Распятием). Икона. XXI в. (мон-рь кларисс в г. Гроталья, Италия)
Примером для К. служил образ жизни св. Клары Ассизской и ее сподвижниц, остававшихся верными главному требованию св. Франциска Ассизского - принципу абсолютной бедности: в свое время клариссы из обители Сан-Дамиано поклялись не принимать никакой собственности и не владеть ею ни самостоятельно, ни через др. лиц, а пользоваться лишь небольшим участком земли с монастырскими постройками. В составленных К. в 1430 г. добавлениях к уставу св. Клары Ассизской (т. н. Конституции) уточнялось, что монахини не должны владеть ни домами, чтобы сдавать их, ни садами, ни полями, ни виноградниками или к.-л. др. обрабатываемой землей; они не должны получать ни ренту, ни даже милостыню, если ее подают на постоянной основе. К. считала, что принципу бедности, завещанному св. Франциском Ассизским, противоречит и наполнение сверх меры амбаров хлебом или вином, даже если они были пожертвованы. Монахини не должны жить за счет дарений, не прося милостыни; то, что они получают в дар или по завещанию, надлежит немедленно продать, а выручку направить на нужды монастыря. Святая отказывалась принимать милостыню от торговцев, если они работали по праздникам или воскресным дням. В церквах К. призывала воздерживаться от излишней роскоши, которая отвлекает прихожан от мессы. В 1412 г. насельницы реформированного К. мон-ря в Безансоне принесли публичную клятву, отказавшись от мирских благ и дав обещание жить лишь подаянием; впосл. подобная клятва стала обязательной. Монахиням предписывалось исповедоваться только монастырскому священнику, носить вуаль, к-рая прикрывала бы часть лица так, чтобы его нельзя было увидеть полностью, всегда спать в верхней одежде. Членами монашеской общины могли стать лишь те женщины, которые были способны перенести тяготы нового устава. Вводимыми К. правилами контролировались сроки вступления в новициат: принять послушание можно было с 12 лет, а принести монашеские обеты - не ранее 18-летнего возраста, в статусе новициев девушки оставались до 30 лет. Монахини приносили обет молчания, они не могли выходить из мон-ря, должны были соблюдать пост в течение года, за исключением воскресных дней и Рождества. Для насельниц реформированных монастырей было увеличено число ежедневных молитв: добавились молитвы службы Св. Кресту, 2-кратная всенощная служба по усопшим, литания святых, многократное повторение покаянных псалмов и молитв розария. В 1434 г. генеральный настоятель ордена францисканцев Гильермо Робадзольо да Казале одобрил дополнения К. к уставу кларисс, хотя и счел их достаточно сложными для соблюдения. Буллой «Etsi ex suscepti» от 18 окт. 1458 г. папа Пий II положительно оценил деятельность реформированных общин и утвердил дополнения К. к уставу св. Клары Ассизской.

В определенной степени успеху реформы К. способствовали и решения Констанцского Собора (1414-1418), на к-ром были одобрены действия францисканцев-обсервантов, стремившихся к строгому и точному выполнению всех правил и обрядов монашеской жизни, установленных для их ордена. К. постепенно стала пользоваться заметным влиянием в католич. Церкви. В 1417 г. к ней приезжал доминиканец католич. св. Винсент Феррер; вместе они составили письмо о необходимости единства католич. Церкви. В том же году на Констанцском Соборе папой Римским был избран Мартин V, предпринимавший значительные усилия по преодолению схизмы в католической Церкви. К. безуспешно пыталась отговорить своего покровителя герц. Амедея VIII Савойского от претензий на папскую тиару, но на Базельском Соборе (1431-1449) он был избран антипапой.

В 1442 г. святая встретилась с францисканцем католич. св. Иоанном Капистранским, к-рый был направлен для переговоров с Филиппом III Добрым, герц. Бургундии, поддерживавшим антипапу Феликса V. Иоанн Капистранский, уполномоченный также способствовать восстановлению единства ордена францисканцев, договорился о подчинении реформированных К. мон-рей руководству францисканцев-обсервантов, тогда как святая и ее сторонники не желали присоединяться к течению обсервантов и выступали за подчинение монастырей провинциалу и через него генеральному настоятелю ордена. В 1446 г. Жан Мобер, генеральный викарий Заальпийской пров. францисканцев-обсервантов, отправил К. и Пьеру де Во, ставшему к тому времени ее духовником, письмо с просьбой присоединиться к течению обсервантов, сославшись на решение Констанцского Собора. Буллой того же года «Ut sacra» папы Римского Евгения IV был подтвержден переход общин, реформированных К., в юрисдикцию генерального викария обсервантов (после смерти К. противостояние обсервантов и конвентуалов во францисканском ордене усилилось; см.: Richards. 1990).

В 1445 г. К. посетила мон-ри в Амьене и Эдене; во время путешествия появились первые признаки ее болезни. По словам тех, кто позднее свидетельствовали о святости К., во время болезни ее тело удивительно благоухало. После смерти ее тело на 3 дня выставили в церкви Вифлеемского мон-ря в Генте. Похоронена К., согласно ее завещанию, без погребального покрова и гроба на монастырском кладбище в Генте.

В соответствии с наставлениями К. были основаны еще неск. монастырей кларисс-колеттинок: в Понт-а-Мусон (1444-1447), Нанте (1457), Бурже (после 1468), Монтрёй-сюр-Мер (1475), Гренобле (1478), Брюгге (1479), Бурк-ан-Брес (1480/84), Руане (1484), Камбре, Лилле и Монбризоне (1496), Алансоне и Жьене (1498). К 1500 г. реформу К. приняли 48 мон-рей, в т. ч. неск. обителей в Испании.

Практически сразу после ее кончины стало известно о чудесных исцелениях, происходивших в келье К. и на ее могиле. В 1450 г. францисканец Пьер де Во составил на французском языке ее Житие. Важные сведения о жизни святой изложены в «Показаниях сестры Перрины де Бом», которые составила сопровождавшая настоятельницу в течение 30 лет племянница Анри де Бома, исповедника К. «Показания...» представляют собой воспоминания о К., а также свидетельства о чудесах, по форме напоминающие показания в суде. В 1471 г. Гийом Фийатр, еп. Турне, распорядился собрать в Корби свидетельства людей, лично знавших К. («Подлинное свидетельство четырех горожан из Корби»). Тогда же бывш. аббат мон-ря Сен-Пьер в Генте составил свои воспоминания о К. В 1472 г. бургундский герц. Карл Смелый обратился к папе Римскому Сиксту IV, к-рый до избрания на Папский престол был членом ордена францисканцев, с просьбой провести канонизацию К., но канонизационный процесс не был завершен. В 1492 г. по распоряжению визитатора ордена францисканцев Жака Бернара нетленные мощи аббатисы были открыты и выставлены для поклонения; на месте погребения К. воздвигли склеп. Тогда же было составлено описание чудес, совершавшихся по молитве к К. В Римскую курию были направлены ходатайства неск. епископов и государей, а также горожан Корби, Эдена и Гента с просьбой начать канонизационный процесс К. В 1493 г. с такими же просьбами обращались к Папскому престолу император Свящ. Римской империи Максимилиан I Габсбург и франц. кор. Карл VIII, в 1508 г.- герц. Маргарита Австрийская, наместница Испанских Нидерландов; в 1513 г.- англ. кор. Генрих VIII.

Во время Реформации мон-рь кларисс в Генте был разграблен. Монахини, взяв с собой мощи К., в 1577 г. бежали в Аррас и вернулись в Гент лишь в 1586 г. В 1604 г. папа Римский Климент VIII разрешил клариссам-колеттинкам из Гента отмечать память К. 6 марта. В 1610 г. папа Павел V распространил почитание К. на мон-ри кларисс-колеттинок во Фландрии и в Артуа. В 1622 г. папа Григорий XV даровал право отмечать память К. клариссам-колеттинкам в Амьене, Бургундии и во Франш-Конте. В 1630 г. поминовение К. было распространено на весь орден кларисс. С кон. XVI в. развивалось почитание К. в Корби. В 1590 г. в приходской церкви Сент-Этьен установили ее статую. Вскоре была построена капелла, освященная в ее честь; с 1629 г. там хранится частица мощей К. С 1633 г. в Корби стала отмечаться память К.

Католич. св. Колетта. Роспись мон-ря св. Колетты в Ассизи. ХХ в.
Католич. св. Колетта. Роспись мон-ря св. Колетты в Ассизи. ХХ в.

Католич. св. Колетта. Роспись мон-ря св. Колетты в Ассизи. ХХ в.
К. не была официально беатифицирована Римско-католической Церковью. В 1625 г. папа Урбан VIII своим декретом запретил называть святыми и блаженными тех, в отношении которых не было вынесено офиц. решения Римско-католической Церкви, если только они не почитались «с незапамятных времен» (декретом «Caelestes Jerusalem» от 16 июля 1634 уточнялось, что речь идет о периоде в 100 лет и больше). Несмотря на почти повсеместное почитание, канонизацию К. постоянно откладывали; это объясняется как попытками Папского престола ограничить народное почитание тех, кто не были официально канонизированы католич. Церковью, так и тем обстоятельством, что реформаторскую деятельность К. поддерживали антипапы Бенедикт XIII, Александр V и Феликс V. В 1782 г., после антиклерикальных законов имп. Иосифа II, обитель кларисс в Генте была закрыта, в здании мон-ря открыли магазин, на кладбище разбили сад. Мощи К. из Гента перенесли в Полиньи. В 1793 г., во время Французской революции, мон-рь кларисс в Полиньи был разрушен; насельницы бежали. Мощи К. укрыла одна из монахинь; в наст. время они хранятся в мон-ре кларисс в Полиньи (восстановлен в 1938). Буллой от 24 мая 1807 г. папа Пий VII причислил К. к лику святых Римско-католической Церкви. В 1925 г. в Корби установили памятник К. (скульптор А. Роз); в ее честь названы улица и местный коллеж.

Соч.: Constitutiones S. Coletae // Seraphicae legislationis textus originales. Quaracchi, 1897. P. 99-171; Confirmat regulam Clarissarum cum constitutionibus monialium Coletanarum // Bullarium Franciscanum. N. S. Quaracchi, 1939. T. 2: (1455-1471) / Ed. J. M. Pou y Marti. P. 260-276; Lettre circulaire de S. Colette à l'occasion de la mort de P. Henri [1439] // Analecta Juris Pontificii. R., 1879. T. 18. Col. 528; Les lettres de S. Colette. [Paray-le-Monial], 1981.
Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. Р. 532-617; Lettres inédites de Guillaume de Casal à S. Colette et notes inédites pour la biographie de cette sainte / Éd. U. d'Alençon. P., 1908; Documents sur la réforme de S. Colette en France / Éd. U. d'Alençon // AFH. 1909. T. 2. P. 447-456, 600-612; 1910. T. 3. P. 81-97; Les vies de S. Colette Boylet de Corbie, réformatrice des frères mineurs et des clarisses (1381-1447), écrites par ses contemporains le P. Pierre de Reims dit de Vaux et sœur Perrine de La Roche et de Beaume / Éd. U. d'Alençon. P.; Couvin, 1911.
Лит.: Collet P. Histoire abrégée de la bienheureuse Collete Boillet. P., 1771; Douillet F. A. Sainte Colette, sa vie, ses œuvres, son culte, son influence. P., 1869; Bizouard J. Th. Histoire de S. Colette et des Clarisses en Bourgogne. Besançon, 18903; Cadoux J.-L. Eau sainte et eau sacrée: De S. Colette de Corbie aux magiciens d'Égypte // RHR. 1970. Vol. 178. N 1. P. 25-48; Nimmo D. Reform and Division in the Medieval Franciscan Order. R., 1987; Richards М. The Conflict between Observant and Conventual Reformed Franciscans in 15th-Cent. France and Flanders // Franciscan Studies. St. Bonaventure, 1990. Vol. 50. P. 263-281; eadem. Community and Poverty in the Reformed Order of St. Clare in the 15th Cent. // JRH. 1995. Vol. 19. N 1. P. 10-25; Lopez E. Culture et sainteté: Colette de Corbie, 1381-1447. P., 1994; Thiry-Stassin M. De l'absinthe à l'alouette: Quelques aspects du plantaire et du bestiaire dans les «Vies de St. Colette de Corbie» // Le Moyen français. Montréal etc., 2004. Vol. 55. P. 341-351; Warren N. B. Women of God and Arms: Female Spirituality and Political Conflict, 1380-1600. Phil., 2005; Blumenfeld-Kosinski R. Poets, Saints, and Visionaries of the Great Schism, 1378-1417. Univ. Park, 2006; Roest B. Order and Disorder: The Poor Clares between Foundation and Reform. Leiden, 2013.
В. Г. Долгополов
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Основатели монастырей Римско-Католической Церкви Клариссы [клариссинки; также - бедные женщины, миноритки; офиц. название - орден св. Клары], католический женский монашеский орден, основанный католической святой Кларой Ассизской как «второй орден» францисканцев Колетта [из Корби] (13.01.1381 - 6.03.1447), католическая святая (пам. 6 марта), реформировавшая женский орден кларисс
См.также:
ГАДЕЛИН † ок. 696, прп. (пам. зап. 3 февр., перенесение мощей 11 окт.)
ГАДЕЛОГА VIII в., прп. Китцингенская (пам. зап. 2 февр.)
ГЕННАДИЙ († 936), еп. г. Асторга (Астурика), св. (пам. зап. 25 мая)
ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.)
ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая)
ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля)
ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в
ДОННАН († 617), прмч. (пам. зап. 17 апр.)