[фригийское Matar Kubileya; греч. Κυβέλη], фригийская богиня - прародительница всего сущего, олицетворение матери-природы, богиня плодородия; объект мистериального культа. Почиталась в М. Азии, Греции, Риме. Культ К. восходит к неолитическим культурам древней Анатолии (VII-VI тыс. до Р. Х.). Предшественницей К. считается хурритско-лувийская богиня Кубаба, известная с нач. II тыс. до Р. Х. на территориях от М. Азии до Сев. Сирии; ок. XV-ХIV вв. до Р. Х. была включена в пантеон хеттов.
Богиня именовалась в зависимости от места поклонения Агдистис, Диндимена, Энио. Центрами ее культа были Кизик, гора Сипил, Сарды (Herod. Hist. V 102), Комана в Понте, Катаония (Каппадокия), г. Пессинунт (Галатия), где в древнем святилище и находилась, по преданию, упавшая с неба статуя богини. В Троаде, на горе Ида, богиня почиталась как Идейская мать. Великая фригийская богиня, как и ее неолитическая предшественница, Матерь (Pammetor), подарившая жизнь на земле богам, людям, животным и растениям, выступала персонификацией женского производящего начала в природе. Фригийцы, ассимилировав древнее анатолийское божество, дополнили культ К. ритуалами в честь Аттиса, бывшего жрецом К. (см.: Ovid. Fast. 4. 221). Ему и К. посвящался отмечавшийся в начале весны праздник, к-рый продолжался неск. дней. Он сопровождался громкой музыкой и был одновременно скорбным и радостным. В др. местностях вместо Аттиса почитали Сабация. Богиня была окружена служителями-корибантами, так же называли ее жрецов. Экстатический характер культа проявлялся в ритуальном самооскоплении жрецов богини. К. ассоциировалась также с загробным миром, ей приписывалась функция охраны могил. Фригийская матерь, как и неолитическая богиня, была владычицей диких зверей; ее традиц. символ - львы, сопровождающие божественную покровительницу.
В Греции главным местом культа К. был о-в Крит, где ее называли Пандорой, а также Фригийской матерью (Vergil. Aen. 7. 39), идейской матерью (Liv. Ab urbe cond. 29. 10). К. была отождествлена с критской матерью Зевса - Реей и называлась «Великой матерью богов». Ее спутниками были куреты, смешавшиеся впосл. с азиат. корибантами; согласно мифу, Рея передала им своего ребенка Зевса на сохранение и вскормление. Чтобы Кронос не услышал крика мальчика, спрятанного в гроте Иды, они громко били копьями о щиты. В Фивах Пиндар воздвиг в честь К. храм. Нек-рые города, как, напр., Афины, называли ее своей защитницей, почитали богиню также в Аркадии, Элиде, Спарте. Под влиянием фракийцев в служение азиат. богине вошел элемент культа Диониса. В Греции оргиастический культ К. был распространен только среди низших классов населения. Как богиня хтонических подземных сил К. сближалась с Гекатой. Священным животным К. был лев (львы везут через горы колесницу матери богов, или она едет верхом на льве). К. часто изображали на престоле как матрону и властительницу с короной в виде башни (turrigera.- Ovid. Fast. 4, 224; turrita.- Vergil. Aen. 6, 786), из-под которой по обеим сторонам ее трона ниспадало покрывало со львами.
Культ К. в Риме официально был утвержден в 204 г. до Р. Х. Отправление культа было привилегией аристократии и совершалось только в Палатинском храме, большинство населения не участвовало в ритуалах. Главными ритуалами были Мегалесийские игры и патрицианские пиры. В целом почитание фригийской богини не выходило за рамки традиц. рим. обрядности, что свидетельствовало о романизации фригийского культа и об авторитете национальной рим. религии. Период империи (I-III вв.) стал временем расцвета культа, в дальнейшем положение К. определялось отношением к богине императора. В IV в., во время религиозно-политического противостояния язычества (обновленного элементами вост. культов и неоплатонизмом), к-рому следовали древние аристократические фамилии, и христианства, поддерживаемого императорами, культ К. в Римской империи стал обобщенным символом язычества.