семья рус. музыкантов (регентов, певцов, педагогов, авторов духовных сочинений), к-рые внесли значительный вклад в распространение рус. музыки на Западе.
Николай Николаевич Кедров - старший (далее: Н. Н.- старший) (28.10.1871, С.-Петербург - 29.01. 1940, Париж) род. в семье диакона ц. Спаса Нерукотворного образа при Придворно-конюшенном ведомстве Николая Никитича Кедрова (1837-1904), который в сер. 70-х гг. XIX в. стал священником придворной Спасо-Преображенской ц. в Стрельне близ С.-Петербурга. Ок. 1890 г. окончил регентский класс Придворной певческой капеллы. В 1890-1894 гг. пел в Бесплатном хоровом классе И. А. Мельникова (под упр. Ф. Ф. Беккера), там же обучал вновь поступивших певцов. В нач. 90-х гг. XIX в. пел в мужском хоре Думского кружка любителей хорового пения, в любительском хоре вел. кн. Сергея Михайловича, в муж. хоре ц. Ахтырской иконы Божией Матери при Гос. контроле Российской империи. В 1894-1897 гг. учился в С.-Петербургской консерватории (класс пения С. И. Габеля). По семейному преданию, изучал теорию композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1895 г. начал выступать как солист (баритон) в спектаклях оперного класса консерватории, с 1896 г.- в спектаклях с.-петербургского Об-ва музыкальных собраний. В сезонах 1897-1899 и 1900/01 гг. пел в Московской частной русской опере, в сезоне 1899/1900 гг.- в Большом театре, в 1902 г.- в Мариинском театре.
Большую известность Н. Н.- старший приобрел как концертный певец. С 1897 г. солировал в таких произведениях, как «Страсти по Матфею» и Месса си минор И. С. Баха, 9-я симфония Л. ван Бетховена, оратория «Христос» Ф. Листа, «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини, «Реквием» К. Сен-Санса, «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева и др. Большая часть этих выступлений состоялась в серии Общедоступных концертов хора и оркестра гр. А. Д. Шереметева в С.-Петербурге. Сольные концерты Н. Н.- старшего в нач. 1900-х гг. проходили ежегодно в Малом зале С.-Петербургской консерватории, его голос характеризовали как «мягкий, красивый, бархатный, прекрасно обработанный».
Партнером Н. Н.- старшего по сцене и концертной эстраде была его супруга, певица (лирическое сопрано) С. Н. Гладкая-Кедрова (1874-1965), с 1903 г. преподаватель, с 1913 г. профессор С.-Петербургской (впосл. Петроградской) консерватории по классу сольного пения. В 1902-1904 гг. Н. Н.- старший преподавал пение в классах Придворной певческой капеллы, с 1904 г.- сольное и хоровое пение в С.-Петербургской консерватории; с 1915 г. профессор 2-й ступени.
Почти 30 лет Н. Н.- старший являлся участником и продолжительное время руководителем мужского вокального квартета, завоевавшего большую известность в России и за ее пределами. До революции квартет упоминался под названиями «Русский соло-квартет (a cappella)», «Первый русский вокальный квартет», «Мужской вокальный квартет», «(Санкт-)Петербургский вокальный квартет», «Петроградский вокальный квартет братьев Кедровых» и др. В 1-й состав квартета помимо Н. Н.- старшего вошли выпускник С.-Петербургской консерватории по классу пения С. И. Габеля Я. Я. Карклин (Е. Карклиньш, 1-й тенор), чиновники Гос. контроля Ф. Г. Варзарь (Ворзар, 2-й тенор) и В. Д. Жданов (бас). Все певцы были участниками мужского хора при Гос. контроле Российской империи, покровителем к-рого являлся гос. контролер Т. И. Филиппов - знаток и собиратель рус. народных песен, оказывавший квартету всемерную поддержку. Известно также о покровительстве музыкантам со стороны членов имп. семьи. Первая репетиция квартета состоялась 10 мая 1897 г. Неск. лет певцы выступали в закрытых концертах (в частных салонах, в иностранных посольствах, в Зимнем дворце). 28 марта 1899 г. в Малом зале С.-Петербургской консерватории состоялся 1-й публичный концерт, в основном звучали сочинения зап. композиторов (В. А. Моцарта, Бетховена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.). Аранжировки русских народных песен в первые 2 года выполнял гл. обр. Карклин, затем Н. Н.- старший. Со временем количество рус. сочинений в репертуаре квартета увеличилось.
До 1908 г. концерты коллектива были нечастыми, а состав неоднократно обновлялся. В 1899 г. на место Карклина, получившего должность преподавателя Томского отделения Имп. РМО, пришел тенор М. М. Чупрынников. В 1904 г. Варзаря и Жданова заменили тенор Н. М. Сафонов и бас В. И. Касторский. В 1904 г. вместо Н. Н.- старшего пели баритоны И. В. Тартаков и В. И. Лосев. С 1905 по 1910 г. в составе квартета выступали: Чупрынников (1-й тенор), Сафонов (2-й тенор), Н. Н.- старший (баритон), Касторский (бас). В этом же составе квартет весной 1908 г. впервые гастролировал в Париже и Лондоне, а в 1908-1910 гг. осуществил ряд грамзаписей.
В 1909 или 1910 г., во время гастролей в Париже, на место получившего сольный ангажемент Касторского прибыл из С.-Петербурга брат Н. Н.- старшего Константин Николаевич Кедров (далее: К. Н.) (9.09. 1876, С.-Петербург - 24.10.1932, Париж), к-рый под псевд. Ливанский пел в мужском вокальном ансамбле «Алеко». Он получил образование на юридическом и историко-филологическом фак-тах С.-Петербургского ун-та, затем обучался вокалу в С.-Петербургской консерватории, служил псаломщиком (1904-1916) в придворной ц. св. Александра Невского в Аничковом дворце, преподавал в С.-Петербургском Технологическом ин-те имп. Николая I.
В 1908-1915 гг. квартет стал одним из самых известных рус. вокальных ансамблей, часто выступал в России и за границей. В 1911-1913 гг. с квартетом несколько раз пел в концертах и записал на пластинки русские народные песни (в т. ч. в обработке А. К. Лядова, С. М. Ляпунова и Н. Н.-старшего) Ф. И. Шаляпин. Этот ансамбль стал первым русским профессиональным концертным вокальным квартетом, долгое время выступавшим на эстраде и специализировавшимся на исполнении репертуара a cappella. Главной задачей певцы считали популяризацию русской народной песни (в концертах звучали художественные обработки фольклора рус. губерний), а духовную музыку до революции исполняли только в церквах. Пресса отмечала прекрасный подбор голосов, безупречный ансамбль, дикцию, филигранную техническую отделку, глубокое проникновение в образный строй сочинений. По примеру квартета в нач. XX в. в России возник ряд вокальных ансамблей - мужских, женских, смешанных (наиболее известным из муж. коллективов был квартет под упр. М. А. Гольтисона). Деятельность квартета способствовала расширению репертуара для вокальных ансамблей: нек-рые опубликованные в это время сочинения были написаны непосредственно для этого коллектива и посвящены его членам.
После марта 1916 г. в прессе сообщения о выступлениях коллектива исчезают. В годы первой мировой войны Н. Н.- старший регентовал в Спасо-Преображенской ц. в Тярлеве близ Павловска. По нек-рым сведениям, он обучал управлению хором вел. кн. Иоанна Константиновича, также давал ему уроки теории музыки и помогал в сочинении духовных произведений.
Революция 1917 г. застала братьев К. с семьями в Коктебеле. Н. Н.- старший организовал хор, с к-рым выступал в Феодосии. Во время этих концертов поэт М. А. Волошин читал свои стихи, в роли декламатора выступал К. Н. В 1918 г. в Феодосии было написано самое раннее сохранившееся церковное сочинение Н. Н.- старшего - «Вечная память».
Ок. 1919 г. Н. Н.- старший переехал в Москву, пел в Большом театре, затем вместе с супругой жил в Петрограде и преподавал в консерватории. Ок. 1921 г. в Петроград вернулся его брат К. Н., и Н. Н.- старший принял решение восстановить квартет. Умерших к тому времени Чупрынникова († 26 мая 1918, Петроград) и Сафонова († 1922, Москва) заменили солисты Гос. театра оперы и балета (Мариинского театра) И. К. Денисов (1-й тенор) и Т. Ф. Казаков (2-й тенор).
В 1921 г. в Петрограде Н. Н.- старший написал хор «Отче наш», впосл. часто исполнявшийся в церквах разных христ. конфессий. Возможно, это произведение было создано для богослужения 12 февр. 1922 г., в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В нояб. 1921 г. митр. Петроградский Вениамин (Казанский) высказал пожелание, чтобы за этой службой звучали песнопения на языках всех христианских народов Европы, и Н. Н.- старший написал произведения на греч., лат., нем. и церковнослав. тексты, музыкальный стиль к-рых отразил влияние соответствующих традиций. Были ли исполнены эти песнопения за богослужением в тот раз, не установлено.
Осенью 1922 г. Н. Н.- старший с супругой приняли решение уехать из России, осознав, что их попытка противостоять введению в Петроградской консерватории чуждых искусству порядков вызывает только озлобление у большевистского руководства. Вслед за ними решили эмигрировать и др. члены квартета.
В сент. 1922 г. Гладкая-Кедрова и в апр. 1923 г. Н. Н.- старший выехали в Берлин, где они стали преподавать в Западной консерватории (Conservatorium des Westens). Из-за болезни Н. Н.- старший не смог сразу приступить к работе и занялся восстановлением репертуара по памяти (его нотная б-ка была расхищена в Петрограде). По приезде в Берлин из Петрограда др. членов квартета в сент. 1923 г. в берлинском Бетховенском зале состоялся 1-й концерт ансамбля в эмиграции, имевший большой успех; певцы получили контракт на гастроли в Германии. Однако из-за финансового кризиса концерты были прерваны и квартет переехал в Париж, где впервые выступил в нояб. 1923 г. в зале «Гаво».
В 1924 г. во многом благодаря инициативе Н. Н.- старшего и его супруги в Париже была открыта Русская консерватория, в которой он стал вести бесплатный хоровой класс (вместе с А. Г. Чесноковым), а Гладкая-Кедрова - оперный класс; в 1927 г. они оба вошли в правление консерватории. В 1931 г. Н. Н.- старший стал членом совета вновь образованного Русского музыкального об-ва за границей (РМОЗ). Гладкая-Кедрова также преподавала в Русской нормальной консерватории (открыта в 1932) и в Высшей парижской школе музыки (École Normale de Musique de Paris).
В 1925 г. в Париже начал выступать как пианист и аккомпаниатор сын Н. Н.- старшего Николай Николаевич Кедров - младший (далее: Н. Н.- младший) (17.07.1906, С.-Петербург - 23.05.1981, Париж). В 12 лет он написал первые романсы на стихи Волошина. Н. Н.- младший начал музыкальное образование в Петроградской консерватории, с 1923 г. обучался в Берлине симфоническому дирижированию, в 1929 г. окончил Русскую консерваторию в Париже (класс фортепиано проф. Л. Э. Конюса). Обладавший хорошим тенором, он с 1931 г. периодически пел в квартете отца, заменяя Денисова; в 1937 г. стал постоянным членом квартета. В 1933 г., после смерти К. Н., в квартет был принят солист-бас К. Е. Кайданов.
До начала второй мировой войны квартет Кедрова (так ансамбль назывался в эмигрантский период) вел широкую концертную деятельность, считая своей задачей прославлять Россию в тяжелейший период ее истории и доносить до всего мира правду о происходивших в ней трагических событиях. Иногда выступления заканчивались сбором средств в пользу русских беженцев. Концерты проходили во Франции, в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Португалии, Испании, Швейцарии, Польше, Италии; в 1927/28-1930/31 и 1932/33 гг. квартет гастролировал в Сев. Америке. В организации турне в США поддержку оказывал меценат Ч. Р. Крейн, иногда выступавший перед концертами с лекциями о русской народной культуре и муз. фольклоре. Квартет пел за службами в православных храмах, певцы стремились содействовать «религиозному и духовному подъему русских изгнанников», их объединению. Чаще всего квартет можно было слышать в Александро-Невском соборе Парижа, где служил митр. Евлогий (Георгиевский). В кон. 20-х гг. XX в. амер. фирма Columbia сделала грамзаписи ряда светских произведений в исполнении квартета. В отдельных случаях Н. Н.- старший выступал как певец-солист в оперных постановках.
Репертуар квартета насчитывал неск. сот сочинений: дореволюционные композиции (нередко отредактированные Н. Н.- старшим), произведения композиторов-эмигрантов Ю. Л. Карнавичюса (Карновича) и А. С. Ильяшенко. Специально для квартета А. Т. Гречанинов написал «Литургическую сюиту» (1938) из 5 «религиозных песен» в сопровождении оркестра, премьера к-рой состоялась 24 февр. 1939 г. в Варшаве. В зарубежный период неотъемлемой частью концертных программ стала духовная музыка, в т. ч. произведения Н. Н.- старшего. Самыми ранними его сочинениями, написанными во Франции, были Херувимская G-dur (1926), воскресные прокимны (1926-1927), ексапостиларий «Разбойника благоразумного», пасхальные песнопения, песнопения венчания (1929, написаны по случаю свадьбы дочери Ирины). В кон. 20-х гг. XX в. Н. Н.- старший редактировал и расширял новыми произведениями цикл песнопений «Из византийской литургии» в основу которого были положены песнопения, написанные в Петрограде по просьбе митр. Вениамина. Произведение было посвящено памяти митрополита-страстотерпца, расстрелянного 13 авг. 1922 г.
9 июля 1933 г. за архиерейской литургией в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Н. П. Афонского и квартет Кедрова впервые исполнили «Вселенскую литургию» Н. Н.- старшего. В наст. время в архиве композитора обнаружено лишь несколько номеров этого сочинения, опубликовано только «Буди имя Господне».
Планировавшееся в кон. 30-х гг. XX в. издание литургии Н. Н.- старшего не было осуществлено из-за его смерти. Во время заупокойной литургии и отпевания в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Афонского исполнил сочинения покойного композитора, в т. ч. ектению, написанную за неск. дней до кончины.
В духовной музыке для клироса, как и в обработках народных песен, Н. Н.- старший достаточно традиционен. Однако в сочинениях, предназначенных для исполнения крупными и технически более совершенными хорами, он пользовался очень широким спектром мелодических, гармонических, фактурных средств, создавал для хора сложные в стилевом и исполнительском отношении «симфонические» полотна.
Нек-рые сочинения Н. Н.- старшего для литургии, в т. ч. новаторские («Во Царствии Твоем», «Святый Боже», «Хвалите Господа с небес», «Буди имя Господне» и др.), были изданы в Лондоне в составе «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962-1975) (т. н. Лондонский сборник). Значительная часть наследия Н. Н.- старшего остается неопубликованной.
Впосл. творческие идеи квартета Кедрова развивали нек-рые бывш. его участники. 14 дек. 1940 г. в оккупированном нацистами Париже в зале «Гаво» состоялся концерт квартета, в состав к-рого вошли: Денисов (1-й тенор, руководитель квартета), Г. Г. Пашутин (2-й тенор), В. И. Браминов (баритон), Кайданов (бас). Прозвучали русские песни, сочинения русских и немецких композиторов-классиков. Этот состав, носивший в разные годы названия «Санкт-Петербургский вокальный квартет» и «Русский квартет», вел концертную деятельность до 1955 г.; его преемственность по отношению к довоенному квартету Кедрова стала предметом споров.
Н. Н.- младший, незадолго до начала второй мировой войны вступивший во франц. армию и в 1940 г. интернированный нем. войсками, после 1945 г. возвратился в Париж и решил воссоздать квартет Кедрова. 10 февр. 1947 г. в Париже состоялось выступление квартета, в составе которого были: Н. Н.- младший (1-й тенор), Б. Б. Акиаров (2-й тенор), Н. А. Кириченко (баритон) и Б. А. Борисов (бас). 29 апр. того же года певцы дали в зале «Гаво» концерт по случаю 50-летия основания ансамбля. Возрожденный квартет Кедрова выступал почти 30 лет, до 1975 г. Состав коллектива неоднократно обновлялся: в разные годы в нем пели М. Ганиотис, Ф. Бенузилиев (А. Бенузильо), Р. Б. Броммер, П. А. Ф. Маэ (Маёф), братья А. В., М. В. и В. В. Циолковичи и др.
Квартет во многом способствовал распространению рус. музыки. Репертуар был основан на муз. наследии квартета Н. Н.- старшего, эпизодически исполнялась старинная зап. музыка, франц. народные песни, негритянские спиричуэлы и др. Со временем все больше места в репертуаре занимала духовная музыка, написанная Н. Н.- младшим. Некоторые концерты состояли только из духовных произведений. Квартетом были записаны 2 грампластинки с рус. духовной музыкой.
Композиторское наследие Н. Н.- младшего в основном состоит из хоровой музыки. Он полагал, что совр. русская церковная музыка должна опираться на старинные одноголосные церковные распевы. Его обработки отличают умеренное новаторство, внимание к развитию мелодических линий, к гармоническому колориту и вместе с тем корректное использование совр. гармонических средств, ритмические рисунки, «заданные» одноголосными распевами. Основой мн. обработок послужили одноголосные песнопения из «Обихода нотного пения употребительных церковных распевов» (М.: Синод. тип., 1909. 2 ч.). С подобными принципами он подходил к обработке рус. фольклора, в частности духовных стихов («Встреча инока с Христом», «Взирай с прилежанием», «Вознесение было Господне», «Калики перехожие»). Очевидно стремление композитора придать обработкам народный колорит.
Н. Н.- младший был членом (казначеем) РМОЗ, членом почетного комитета Об-ва ревнителей правосл. церковного пения, пользовался известностью как муз. педагог. Делом мн. лет жизни Н. Н.- младшего и его сподвижников (А. П. Жаворонкова, М. Е. Ковалевского, А. А. Филатьева и др.) стали составление и редактирование «Нотного сборника православного русского церковного пения», в к-рый вошли композиции рус. авторов из разных стран, в т. ч. из СССР. Вторая часть 2-го тома («Осмогласие») была подготовлена, но не издана (см. ст. Издательства и издания духовно-музыкальные, разд. «Издание русской духовной музыки за пределами России»). В этом издании, особенно в 1-й части 2-го тома, было опубликовано большое количество духовно-муз. композиций Н. Н.- младшего. Как и его отец, он был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Старшая дочь Н. Н.- старшего и Гладкой-Кедровой, Ирина Николаевна Кедрова (в замужестве Ковалевская; 1904-1989), стала певицей и балетной танцовщицей, пела в камерном ансамбле Н. Э. Буланже, в хоре Трехсвятительского подворья в Париже, работала в Союзе рус. правосл. приходов, руководила муз. детскими спектаклями и др.
Дочь К. Н., Наталья Константиновна Кедрова (в замужестве Малинина; 1907-1987), окончила Рус. консерваторию в Париже, как певица (меццо-сопрано) выступала в различных театрах, концертах, пела в хоре Трехсвятительского подворья в Париже. Ее сын, Константин Кириллович Малинин (род. в 1937), с 1958 г. нек-рое время был регентом ц. Воскресения Христова в Мёдоне, с 1997 г. регент ц. Знамения Божией Матери в Париже. Сын К. К. Малинина, Андрей Константинович Малинин (1980-2009), с 2000 г. пел в хорах Свято-Сергиевского подворья (с 2004 чтец) и Александро-Невского собора в Париже, с 2006 г. был одним из регентов церквей святых Константина и Елены в Кламаре (близ Парижа) и Трехсвятительского подворья в Париже. Его брат Матвей Константинович Малинин (род. в 1977), окончивший Национальную консерваторию в г. Рюэй-Мальмезон, участник (1994-1999) и затем регент хора «Иоанн Дамаскин» (2002-2006), пел в хорах Свято-Сергиевского подворья (1996-2006) и Александро-Невского собора (1996-2006) в Париже, в вокальном мужском ансамбле под управлением протодиак. Александра Кедрова. В 2012 г. окончил консерваторию в Женеве по классу хорового дирижирования, в наст. время регент Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве.
Младший сын Н. Н.- младшего, Александр Николаевич Кедров (род. 17.08.1964), окончил в 1990 г. Свято-Сергиевский богословский ин-т в Париже, где учился у Н. М. Осоргина. Продолжительное время пел в концертном хоре Е. И. Евца. С 1982 г. регентовал в разных парижских церквах, в частности в Успенской ц. на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, после 1986 г.- на левом клиросе Свято-Сергиевского подворья в Париже. В 1990 г. назначен псаломщиком и 2-м регентом Александро-Невского собора в Париже, в 1991 г. рукоположен во диакона, с 1993 г. протодиакон. В 1994 г. в память об историческом квартете Кедрова воссоздал вокальный мужской секстет, затем септет, существовавший до 2007 г. и выступавший во Франции, в Люксембурге, Польше, Белоруссии. В 1994 г. ансамбль получил 1-ю премию на конкурсе духовной музыки в Хайнувке (Польша), выпустил 4 компакт-диска (1994, 1998, 2001, 2004). С 2007 г. протодиак. Александр - 1-й регент Александро-Невского собора в Париже. В 2011 г. в связи с 150-летием собора записал с его хором компакт-диск. В последние годы стал часто посещать муз. фестивали и конференции в России, стремится возродить память о квартете Кедрова. 2 марта 2013 г. хор Александро-Невского собора под управлением протодиак. Александра Кедрова стал лауреатом II степени в категории архиерейских хоров на Международном фестивале православных песнопений в Гродно (Беларусь).