[греч. Κασσία, Κασία, Εἰκασία, ᾿Ικασία; церковнослав. ï новогреч. Κασσιανή] (ок. 800-805 - до 867), прп. (пам. греч. 7 сент.), игум., визант. поэтесса, гимнограф. Согласно легенде, передаваемой визант. хронистом X в. Симеоном Логофетом (Wahlgren. 2006. Р. 130), К. среди проч. знатных девушек участвовала в т. н. царских смотринах, устроенных для имп. Феофила его мачехой Евфросинией в 821 или 830 г. (последняя датировка женитьбы Феофила более вероятна). Император должен был вручить своей избраннице золотое яблоко. Подойдя к К., к-рая поразила его красотой, он сказал: «Чрез женщину излилось (в мир) зло», подразумевая праматерь Еву. Девушка ответила: «Но чрез женщину проистекает и высшее», подразумевая Пресв. Богородицу. Уязвленный тем, что ему осмелились возразить, к тому же продемонстрировав ученость, равную императорской, Феофил отдал яблоко др. девушке, св. Феодоре.
К. после этого приняла монашество, стала игуменьей основанного ею монастыря в К-поле и прославилась как сочинительница церковных песнопений. Историчность царских смотрин в науке оспаривается, в частности, из-за очень близкой параллели с Житием прп. Ирины, игум. Хрисовалантского мон-ря, будто бы тоже участвовавшей в подобной церемонии, устроенной для имп. Михаила III. Эта информация заведомо является вымыслом. Диалог между Феофилом и К. представляет собой лит. конструкцию, где цитата из Гомилии на Благовещение Пресв. Богородицы (BHG, N 1128f; CPG, N 4519; Aldama J. A., de. Repertorium pseudochrysostomicum. P., 1965. N 389; PG. 50. Col. 795; 10. Col. 1177) искусственно разбита на 2 реплики, которые автор с помощью вводных союзов старается представить в виде экспромта.
Основание К. мон-ря (Μονὴ τῆς Εἰκασίας) в К-поле засвидетельствовано в сборнике Patria Constantinopolis (Patria CP. III. 196. P. 276). Об этой обители известно только, что она, вероятно, находилась недалеко от мон-ря прп. Дия в долине р. Ликос, ныне полностью исчезнувшей, и потому восстановить местонахождение обители невозможно (Janin. Églises et monastères. P. 107).
В Палатинской Антологии сохранилась следующая ямбическая эпиграмма, вероятно относящаяся к той же К.: «Ты видишь лик целомудренной Кассии // Пусть она умерла, но добродетели проявляют // Душевную красоту больше, чем телесную» (AG. VII 695). К некой кандидатиссе К. обращены 3 письма прп. Феодора Студита (Theod. Stud. Ep. 217, 370, 478). Как видно из текста, в 816-818 гг. это была юная девушка из знатной семьи, получившая хорошее образование и прекрасно владевшая лит. языком, с детских лет стремившаяся стать монахиней. Фраза Феодора: «Речь - твое украшение, прекраснее всякого преходящего благолепия» (Πάσης ἐπικήρου εὐπρεπείας ὡραιότερος) (Ibid. 370. 7-8), вероятно, содержит намек на привлекательную внешность К. (ср. надгробную эпиграмму). Когда между К. и прп. Феодором случилась размолвка, К. написала ему письмо, выдержанное, насколько можно судить, в манере самого игумена - «то как бы со смирением, то с нападками на наше ничтожество» (πῇ μὲν ὑποταπεινουμένη, πῇ δὲ κατεξανισταμένη τῆς οὐθενότητος ἡμῶν) (Ibid. 539. 3). Как имя, так и особенности личности корреспондентки прп. Феодора полностью совпадают с образом автора эпиграмм и песнопений, дошедших под именем К., а также и с рассказом Симеона Логофета, за одним исключением: эта К. не могла принимать участие в смотринах невест для императора-иконоборца, поскольку, в частности, была известна как участница борьбы с иконоборчеством и даже подверглась за это бичеванию (Ibid. 370. 11). Учитывая приведенные аргументы в пользу литературно-фиктивного характера информации об эпизоде с К. и имп. Феофилом, тождество кандидатиссы К. и поэтессы-гимнографа К. представляется гораздо более вероятным, чем существование в одно и то же время в Византии 2 знатных, образованных и литературно одаренных женщин с одним и тем же именем, др. носительниц к-рого не зафиксировано. Под именем К. сохранились одностишные сентенции («гномы») и ямбические эпиграммы, язвительно высмеивающие человеческие пороки, особенно глупость и невежество.
История, рассказанная в хронике Симеона Логофета, породила множество беллетристических произведений, посвященных К., прежде всего на новогреческом, но также и на рус. языке (напр.: Кассия (Сенина), мон. Кассия. М., 2010. 3 т.).
В «Византийском Эортологионе» Мануил Гедеон сообщил, что жители о-ва Касос называли К. своей соотечественницей и чтили ее как преподобную под именем Кассиания. Одни исследователи считают, что речь идет о легендарной фигуре, другие - что реальная подвижница Кассиания была впосл. отождествлена с К., а третьи - что созвучие имени и названия острова повлияло на создание предания. На острове существовал древний храм К., ее память отмечалась 7 сент. (Γεδεών. ᾿Εορτολόγιον. 1899. Σ. 218). По местному преданию, К. не только родилась, но и скончалась на Касосе. Мраморный саркофаг во дворе ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Панайя (к-рая, видимо, была построена на месте визант. храма) считается гробницей К. Рядом сохранились визант. мозаика и плита с изображением креста и датой - 890 г. Позднее мощи К. были перевезены на о-в Икария. Точное время их перенесения неизвестно: нем. археолог Л. Росс в 1843 г. писал, что они были увезены с Касоса критским монахом много лет назад (Rochow. 1967. S. 87).
Г. Сассос, уроженец Касоса, составил и опубликовал в 1889 г. в Александрии службу в честь К., к-рую посвятил патриарху Александрийскому Софронию IV. После этого имя К. было внесено в календарь Александрийской Православной Церкви. Согласно краткому Житию в составе этой службы, отец К., Фемистокл, был придворным имп. Феофила. В семье долго не было детей, супруга Фемистокла ежедневно молилась в ц. Пресв. Богородицы в квартале Васса. Родившаяся по ее молитвам дочь отличалась умом и красотой. После царских смотрин К. удалилась в монастырь. Однажды имп. Феофил решил посетить ее в келье. В это время К. составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена...»). При приближении императора К. скрылась, прервав текст на словах «шумом уши огласивши». Не застав К. в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих «страхом скрыся» (Τζεδάκης. 1965. Σ. 388). К. раздала свое имущество и уехала на Касос. Там она приняла монашеский постриг с именем Кассиания. В 1892 г. И. Асланидис опубликовал в Порт-Саиде Житие прп. Кассиании, в к-ром указаны даты ее жизни (811-876), но они не представляются достоверными, так же как год рождения ее отца, уроженца Касоса, Феодора - 798 (Γεδεών. ᾿Εορτολόγιον. 1899. Σ. 218).
Согласно др. позднему преданию, незадолго до смерти К. покинула свой мон-рь в К-поле и отправилась в Италию вместе с мон. Евдокией. На обратном пути она останавливалась на Крите, а затем на Касосе, где и скончалась. Видимо, легенда о посещении К. Крита возникла в результате путаницы ее с одноименной подвижницей, жившей на горе Кефали на мысе Литино. Она была сестрой местночтимых критских святых Евтихиана и Евтихия (пам. греч. 17 авг.), которые жили ранее рубежа X и XI вв., когда их мощи были обретены прп. Иоанном Отшельником.
В наст. время день памяти К. отмечается на Касосе с особой торжественностью, поскольку она считается покровительницей острова. В Греческой Церкви К. также считается покровительницей поэтов и гимнографов.
Личность К. заметно выделяется среди немногих женщин-гимнографов, о которых сохранились сведения. Это обусловлено прежде всего тем, что ее песнопения были включены в богослужебные книги (Минею и Триодь) правосл. Церкви и до сих пор используются за богослужением. Интенсивное изучение гимнографического наследия К. началось в кон. XIX - нач. XX в. (напр.: Christ, Paranikas. Anthologia. P. 103-104; Krumbacher. 1897; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 272-275; Papadopoulos-Kerameus. 1901; Petrides. 1902; Tillyard. 1911). Наиболее полными считаются исследования И. Рохов (Rochow. 1967) и А. Триполитис (Tripolitis. 1992).
Рукописная традиция приписывает К. ок. 50 песнопений (список см.: Rochow. 1967; Tripolitis. 1992; также см.: Follieri. 1966). Большинство этих текстов содержится в рукописях XI-XVI вв. Песнопения могут быть надписаны следующими именами: Κασία, Κασσία, Κασιανή, Κασσιανή, Εἰκασία, ᾿Ικασία, причем нередко с добавкой «μοναχή» (монахиня). Последние 2 варианта могли появиться в результате слияния греч. артикля жен. рода «ἡ» с именем К. при переписывании рукописей под диктовку (Tripolitis. 1992. P. xi-xii). В совр. греч. и рус. богослужебных книгах именем К. надписаны следующие песнопения (в основном стихиры): самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на память мучеников Гурия, Самона и Авива (15 нояб.) (Μηναῖον. Νοέμβριος. Σ. 189; Минея (МП). Нояб. Т. 2. С. 4-5); 2 самогласна-славника 4-го гласа (на хвалитех и на стиховне утрени) в честь мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13 дек.) (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 185, 186; Минея (МП). Дек. Т. 1. С. 466); самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Рождества Христова (25 дек.) (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 379; Минея (МП). Дек. Т. 2. С. 334); самогласен-славник плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на стиховне вечерни Рождества св. Иоанна Предтечи (24 июня) (Μηναῖον. ᾿Ιούνιος. Σ. 155; Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 294); самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Великой среды (Τριῴδιον. Σ. 418; Триодь Постная. Л. 420). Согласно церковному преданию, К. принадлежат первые 4 ирмоса канона утрени Великой субботы (плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κύματι θαλάσσης̇ ( ); нач.: Κύριε, Θεέ μου̇ ( ), без 2-й песни; см.: Τριῴδιον. Σ. 481; Триодь Постная. Л. 481; также см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 273-274; Каждан. 2002. С. 407), хотя отдельные исследователи считают это предание недостоверным и приписывают авторство всего канона Косме Маюмскому (см.: Schiró G. La seconda leggenda di Cassia // Diptycha. 1979. Vol. 1. P. 301-315).
В совр. богослужебных книгах сохранились стихиры авторства К., которые либо помещены без надписания, либо обозначаются «᾿Ανατολίου» («Анатолиево») или «Βυζαντίου» («Византиево»), что, вероятно, является указанием не на конкретного автора, а на происхождение песнопения, либо приписываются др. гимнографам: самогласен 1-го гласа ᾿Απεστάλη ῎Αγγελος Γαβριήλ̇ ( ) на литии на вечерне Благовещения, 25 марта (Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 202-203; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 177-178), в рукописях приписывается К., хотя в Минее помещен анонимно (см.: Papadopoulos-Kerameus. 1901. S. 60; Tillyard. 1911. S. 422); самогласен 1-го гласа в честь апостолов Петра и Павла, 29 июня, нач.: Τοὺς φωστῆρας τοὺς μεγάλους τῆς ᾿Εκκλησίας ( в Минее (Μεναῖον. ᾿Ιούνιος. Σ. 197-198; Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 463) помещен вместе с самогласнами Андрея Критского, но исследователи считают его произведением К. (см.: Tillyard. 1911. S. 422); цикл самогласных стихир 4-го гласа в честь мц. Христины, 24 июля (Μηναῖον. ᾿Ιούλιος. Σ. 214; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 81-82), в Минее надписан «Βυζαντίου», авторство К. засвидетельствовано в рукописях (см.: Papadopoulos-Kerameus. 1901. S. 60-61); вероятно, К. принадлежит также самогласен плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на «Господи, воззвах» на вечерне в Неделю о мытаре и фарисее, нач.: Παντοκράτορ Κύριε̇ ( - см.: Τριῴδιον. Σ. 5; Триодь Постная. Л. 1 об.) и др. стихиры (полный перечень см.: Кассия (Сенина). 2004. С. 26-27; также см.: Rochow. 1967. S. 35-58).
В рукописях сохранились и другие песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон об усопших плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом, содержащим имя автора - Κασσίας (Кассии) - в тропарях 7, 8 и 9-й песен (целиком акростих восстановить не удается; судя по всему, богородичны, к-рые не являются творением К. (см.: Kassia (Senina). 2009), и ирмосы в акростих не входят); ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ ( ); нач.: ῞Υψος κα βάθος (Высоту и глубину) (текст см.: Krumbacher. 1897. S. 347-356; есть основания считать, что К. составила и др. каноны (см.: Petrides. 1902. P. 235), но они до сих пор не обнаружены); цикл из 8 стихир на Рождество Христово, цикл из 3 стихир на предпразднство Богоявления, цикл стихир на Сретение Господне (см.: Eustratiades. 1932. Σ. 102-105, 106-108).
Большинство, если не все принадлежащие К. стихиры являются самогласными, т. е. К. сама писала музыку для своих текстов, хотя также могла использовать уже известные мелодии. К. редко применяла риторические приемы (напр., в стихирах пяточисленным мученикам (пам. 13 дек.) она использует парономасию), но это ничуть не умаляет поэтического достоинства ее произведений. Песнопения К. свидетельствуют о том, что она знала Свящ. Писание, правосл. богословие, святоотеческие тексты, аскетическую традицию и предшествующую гимнографию (подробнее см.: Simić. 2011). В песнопениях К. затрагивает особенно важные для нее темы: иконопочитание и Боговоплощение, соотношение власти земного царя с властью Царя Небесного, а также посвящает их монашеской жизни, искреннему покаянию и подвигу христ. женщин (см.: Tsironis. 2003; Sherry. 2011; Simić. 2009; Idem. 2011). Последние 2 темы раскрываются в одном из наиболее известных песнопений К.- самогласной стихире плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Великой среды, нач.: Κύριε, ἡ ἐν πολλαῖς ἁμαρτίαις περιπεσοῦσα γυνή̇ ( ). В основе этого песнопения находится евангельский эпизод Лк 7. 37-48, повествующий о женщине-грешнице, помазавшей миром ноги Христу в доме Симона фарисея. Хотя во мн. рукописях это песнопение обозначается «Εἰς τὴν Πόρνην» (О блуднице), К. не употребляет по отношению к главной героине этого определения. Особо следует отметить ритм этого песнопения: в начале тон более мягкий, но при переходе к прямой речи (монологу героини) его интенсивность резко возрастает и затем еще более усиливается, пока не достигает кульминации. Считается, что в этом песнопении К. запечатлена парадигма великопостного покаяния (подробнее об этой стихире см.: Catafygiotou-Topping. 1981; Dyck. 1986; Каждан. 2002. С. 407-409).