Йосеф (Иосиф) (1488, Толедо - 24.03.1575, Цфат), евр. ученый и мистик, автор ряда сочинений по талмудическому праву, в т. ч. стандартной кодификации раввинистической традиции - «Шулхан Арух».
К. род. в Толедо (Кастилия). Изгнание евреев из Испании (1492) вынудило семью К. покинуть страну. Вероятно, они эмигрировали в Португалию, где находилась иешива его дяди, Ицхака бен Йосефа Каро, а после изгнания евреев из Португалии (1497) поселились в Стамбуле. Не позже чем в 1522 г. К. покинул Стамбул, сменив несколько городов - Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), Никополь (Неврокоп, ныне Гоце-Делчев, Болгария) и Фессалонику. Первым учителем К. был его отец Эфраим, выдающийся талмудист своего времени. После смерти Эфраима дядя Ицхак взял его к себе, чтобы продолжить образование юноши. К. был потрясен мученической кончиной Шломо Молхо (1532), с которым, вероятно, был лично знаком; с тех пор К. сам желал мученичества. В Фессалонике он познакомился с Йосефом Тайцатаком и Шломо Алькабецем (с последним К. встречался также в Никополе), духовными лидерами каббалистов Фессалоники и Адрианополя, их идеи оказали на К. большое влияние. Глубокий интерес к каббале К. сохранял на протяжении всей жизни, хотя в основном он изучал и кодифицировал раввинистическое законодательство. В 1522 г., находясь в Адрианополе, К. написал кн. «Бейт Йосеф» (Дом Иосифа). Это сочинение должно было обобщить все существующие галахические постановления начиная с талмудической эпохи. Попытки такой кодификации предпринимались и раньше. Наиболее фундаментальной работой был 4-томный свод законов «Арбаа Турим» (Четыре ряда), составленный равом Яаковом бен Ашером (1270-1340). К. подверг этот свод тщательной редактуре, выявляя источники каждого из зафиксированных галахических постановлений и отмечая спорные мнения, а также сверяя доступные ему рукописи «Арбаа Турим» и устраняя ошибки переписчиков. В 1536 г. К. отправился на Св. землю, в г. Цфат, где формировалась большая евр. община. По пути в Цфат К., по всей видимости, остановился в Египте и, возможно, именно там учился у известного талмудиста рава Яакова Берава, который был инициатором возрождения в Палестине института смихи - посвящения в звание раввина (см. ст. Иудаизм раввинистический). К. стал одним из 4 учеников, получивших от Берава смиху в 1538 г., прежде чем инициатива Берава встретила ожесточенный отпор в иерусалимской общине. В этом же году рав Яаков покинул Цфат, К. стал наиболее авторитетным ученым в городе и возглавил местную иешиву. Как знаток галахи, К. посвятил себя служению местной общине и вместе с тем постоянно поддерживал связь с диаспорой. К. в респонсах отвечал на многочисленные вопросы, к-рые получал от верующих. Новые (возникшие после изгнания евреев из Испании и Португалии) центры талмудической учености в Фессалонике, Адрианополе, Стамбуле и Каире ориентировались в своей деятельности на бейт-дин (высший орган религиозной судебной власти), заседавший в Цфате и фактически возглавляемый К. По ряду галахических вопросов К. выступил оппонентом своего соученика Моше ди Трани (1500-1580), который тоже получил смиху от Яакова Берава. Среди учеников К. были такие известные представители евр. религ. мысли, как каббалист Моше Кордоверо и галахист Моше Алшех.
К. был женат по крайней мере 3 раза: он упоминает 3 отцов своих жен, Хаима Абалага, Ицхака Сабу и Захарию Ашкенази, называя каждого своим учителем ( - «мой учитель»). У К. было 5 сыновей и дочь. Двух сыновей и дочери К. лишился еще до отъезда в Цфат. По преданию, один из сыновей К., имя к-рого достоверно неизвестно (возможно, Ицхак), был помолвлен с дочерью Ицхака Лурии, но умер в молодом возрасте, через неск. лет после смерти отца. Два др. сына, Шломо и Йехуда, продолжили род К.
Главный труд К. «Бейт Йосеф» был завершен в Цфате в 1542 г. Во введении К. сформулировал свою основную задачу: не только проследить судьбу талмудического законодательства в дальнейшей традиции, но и разрешить противоречия между отдельными авторитетными галахистами. Стремление к однозначному ответу на галахические вопросы выгодно отличало «Бейт Йосеф» от «Арбаа Турим» и других подобных сборников, которые учитывали мнения авторитетных ришоним (см. об этом понятии в ст. Иудаизм раввинистический), но не разрешали противоречия между ними и потому были неудобны для практического использования. К. по каждому спорному вопросу соотносил позиции Моше Маймонида, Ашера бен Йехиэля (Роша) и Ицхака Альфаси, утверждая в качестве основной ту позицию, к-рую занимали по крайней мере 2 из названных ученых. Только в 1555 г. в Венеции был опубликован 1-й том «Бейт Йосеф». Полностью сочинение (в 4 т., как и «Арбаа Турим») было издано в 1559 г. Для людей, не имеющих систематического религ. образования, К. сделал извлечение из своего труда, представив последовательное изложение галахического законодательства без юридических и исторических комментариев. Новый правовой сборник, получивший название «Шулхан Арух» ( - «Накрытый стол»), был издан в Венеции в 1564 г. Поскольку К., ученик сефардских учителей, уделил особое внимание описанию сефардских обычаев, сложившихся после появления «Арбаа Турим», но недостаточно полно представил ашкеназскую традицию, глава польск. общины Моше Иссерлин дополнил сборник указаниями на ашкеназские обычаи.
В «Бейт Йосеф» и «Шулхан Арух» К. сохранил структуру сб. «Арбаа Турим». Весь галахический материал поделен на 4 раздела («тура», т. е. ряда). Первый раздел - «Орах хаим» ( (Пс 15. 11) - «Жизненный путь») содержит постановления, регламентирующие повседневную жизнь человека (утренние ритуалы, порядок совершения благословений и молитв, законы ношения цицит, накладывания тфиллин (о благословениях и молитвах, а также об обрядах, связанных с богослужением в иудаизме раввинистическом, см. в ст. Иудейское богослужение), поведение еврея в субботу, праздники и будни). Второй раздел - «Йоре деа» ( (Ис 28. 9) - «Научит знанию») включает законы ритуальной чистоты и нечистоты, в т. ч. законы приготовления разрешенной пищи (т. е. законы кашрута), а также законы, касающиеся обряда обрезания, совершения траура, отношения к идолопоклонству и некоторые законы, касающиеся евр. права. В третьем разделе - «Эвен ха-эзер» ( (ср.: 1 Цар 5. 1) - «Камень помощи») рассматриваются в основном вопросы семейного права. Четвертый раздел - «Хошен мишпат» ( (Исх 28. 15) - «Наперсник судный») посвящен гражданскому и уголовному праву. Структурная единица каждого раздела - глава ( ), состоящая из симаним ( - знаки), симан в свою очередь состоит из сеифим ( - параграфы). При цитировании дается указание на раздел и номера соответствующих структурных единиц; в большинстве случаев отмечаются номера главы и симана (напр.: Шулхан Арух. Орах хаим. 1. 7).
К. составил комментарий на сочинение Маймонида «Мишне Тора». Этот комментарий под названием «Кесеф Мишне» (от - серебро) был опубликован в Венеции в 1574-1575 гг. и является дополнением к «Магид Мишне» (от - наставник), комментарию на «Мишне Тора», подготовленному испан. галахистом XIV в. равом Видалом из Тулузы (впервые опубликован в 1509 в Стамбуле в составе «Мишне Тора»). Рав Видал написал комментарии ко всем 14 книгам «Мишне Тора», однако ко времени К. сохранился текст только к 6 книгам (3-5, 11, 12-й и 13-й). К. составил комментарии к остальным 8 книгам, а также дополнил текст рава Видала. Наряду с «Магид Мишне» «Кесеф Мишне» стал стандартным и общепринятым комментарием к «Мишне Тора».
Респонсы К. были опубликованы его сыном Йехудой. Он распределил их по 4 разделам, соответствующим разделам «Бейт Йосеф» и «Шулхан Арух». Йехуде удалось издать только разд. «Эвен ха-эзер» в 1598 г. в Фессалонике, остальные 3 раздела были опубликованы под общим названием «Авкат Рохель» ( (Песн 3. 6) - «Благовония» (букв.- «порошок купца»)) там же в 1791 г. Вероятно, они были менее значительными текстами, чем основные произведения К. Респонсы, вошедшие в обе книги, были написаны К. в Никополе и Цфате. В «Авкат Рохель» были также включены респонсы Моше ди Трани, главного оппонента К., Яакова Берава, Йосефа Тайцатака, Элияху Капсали и др. галахистов, чтобы представить интеллектуальную среду, в к-рой работал К.
К. уделял много внимания вопросам каббалы. Каббалисты Шломо Алькабец и Йосеф Тайцатак, с которыми К. сблизился в юности, оказали большое влияние на его миросозерцание. К. был убежден, что к нему приходил небесный наставник магид, к-рого К. отождествлял со Шхиной; он не слышал голоса извне, но, находясь в ясном сознании, помимо своей воли произносил некие фразы. Подобные состояния повторялись у К. на протяжении 50 лет. Свой мистический опыт К. описал в дневнике, опубликованном частично в 1646 г. в Люблине под названием «Магид мешарим» ( - «Наставник праведности»); 2-е издание, более полное, было осуществлено в 1649 г. в Венеции; весь текст был напечатан в 1708 г. в Амстердаме.